Файл: Новосибирский государственный университет экономики и управления нинх.doc
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Условия испытаний - совокупность воздействующих факторов и режимов функционирования объекта при испытаниях. Виды испытаний (группировка по признаку) систематизированы ГОСТ 16504-81 по основным признакам. Рассмотрим их (табл. 1). Испытания проводятся на стадиях разработки и изготовления продукции и приема готовой продукции, а также входных ресурсов.
Таблица 1 - Систематизация видов испытаний (ГОСТ 16504-81)
Признак вида испытаний | Вид испытаний |
Назначение испытания | Исследовательские, контрольные, сравнительные и определительные |
Уровень проведения испытания | Государственные, межведомственные, ведомственные |
Этапы разработки продукции | Доводочные, предварительные, приемочные |
Испытания готовой продукции | Квалификационные, предъявительские, приемосдаточные, периодические, инспекционные, типовые, аттестационные, сертификационные |
Условие и место проведения испытания | Лабораторные, стендовые, полигонные, испытания с использованием моделей, эксплуатационные |
Продолжительность испытания | Нормальные, ускоренные, сокращенные |
Вид воздействия | Механические, климатические, термические, радиационные, электрические, электромагнитные, магнитные, химические, биологические |
Результат воздействия | Неразрушающие и разрушающие испытания, испытания на стойкость, прочность и устойчивость |
Определяемые характеристики объекта | Функциональные, на надежность и безопасность, на транспортабельность, граничные и технологические |
Опытный образец - образец продукции, изготовленной по вновь разработанной документации для проверки путем испытаний соответствия его заданным техническим требованиям с целью принятия решений о возможности поставки на производство и использования его по назначению.
Модель для испытаний - изделие, процесс, математическая модель, находящиеся в определенном соответствии с объектом испытаний и способные замещать их при испытании.
Метод испытаний - правила применения принципов и средств испытания.
Методика испытаний - организационно-методический документ, обязательный для выполнения, включающий метод, средства и условия испытаний, отбор проб, алгоритм выполнения операций по определению одной или нескольких характеристик продукции, формы представления данных и оценивание точности и достоверности результатов.
Аттестация испытательного оборудования - определение нормированных точностных характеристик испытательного оборудования.
Протокол испытаний - документ, содержащий необходимые сведения об объекте испытаний, применяемых методах, средствах и условиях испытаний, результаты испытаний, а также заключение по результатам испытаний, оформленные в установленном порядке.
1.6 Экспертный метод в оценке качества продукции
Методы экспертных оценок в настоящее время получили достаточно широкое распространение и основаны на мобилизации знаний и профессионального опыта. Экспертные методы совместно с методами, основанными на измерениях или расчетах, самостоятельно применяются для решения следующих задач:
1) оценивание показателей с помощью органов чувств;
2) определение номенклатуры показателей качества;
3) определение коэффициентов весомости показателей;
4) выбор базовых образцов для оценки уровня качества;
5) классификация оцениваемой продукции.
В практике экспертной оценки качества продукции применяют комплексную и оперативную экспертизы. Комплексная экспертиза проводится для всестороннего изучения и оценки качества групп однородных изделий, выпускаемых серийно. Оперативная экспертиза основывается на данных, полученных при проведении предшествующих комплексных экспертиз.
Основным методом экспертного оценивания качества продукции является метод комиссии. Экспертная комиссия по оцениванию качества продукции - группа специалистов, организованных для экспертного оценивания. Экспертное оценивание осуществляется в четыре этапа.
На первом этапе осуществляются назначение лиц, ответственных за организацию работ по экспертной оценке качества продукции, формулирование целей оценки лицом, принимающим решение (ЛПР), и формирование рабочей и экспертной групп. Число экспертов, входящих в группу, зависит от требуемой точности средних оценок и должно составлять от семи до двадцати человек.
На втором этапе осуществляются разработка классификации и определение номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, подготовка анкет и пояснительных записок для экспертов, выбор методов, способов и процедур оценивания.
Третий этап - это работа экспертной группы, члены которой выражают свои суждения в соответствии с установленными на втором этапе методами, способами и процедурами, таким образом, происходит оценка потребительских свойств продукции.
На четвертом заключительном этапе осуществляется обработка экспертных суждений и оформляется экспертное заключение. Результаты экспертного оценивания могут быть представлены:
а) в балловом измерении;
6) в виде ранжированного ряда.
Для экспертного оценивания в балловом измерении разрабатывается шкала. Основной ее характеристикой является диапазон оценки или количество градаций, или оцениваемых точек.
Обычно используют шкалы с нечетным (пять, семь) числом градаций и средним уровнем качества (табл. 2).
Таблица 2 - Шкала оценки качества с семью градациями
Градация | Баллы | Качественная оценка |
7 | 100 | Очень высокое |
6 | 85 | Высокое |
5 | 70 | Выше среднего |
4 | 55 | Среднее |
3 | 40 | Ниже среднего |
2 | 25 | Низкое |
1 | 15 | Очень низкое |
Вывод: Контроль - эта деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний и оценок нескольких характеристик, сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения достижения соответствия по каждой из характеристик. Назначение контроля заключается в получении информации о состоянии объекта контроля.
Измерение - это инструментальное получение числового (количество) значения некоторого параметра, характеризующего одно или несколько свойств объекта.
Испытания- экспериментальное определение количественных и (или) качественных показателей свойств объекта как результата воздействия на него условий испытаний.
В процессе экспертизы постоянно используют различные элементы научного познания и методы экспертного оценивания. В подготовке экспертизы участвуют исследователь или консультант, менеджер-организатор и эксперты.
В теории и в практике управления качеством форма организации контроля рассматривается как система контроля. Под системой контроля качества понимается совокупность объектов контроля, средств контроля, методик проведения измерений, испытаний, анализов и исполнителей, взаимодействующих по определенным правилам и регламенту, установленным соответствующей документацией.
Средство контроля - это техническое устройство, вещество или материал для проведения контроля. Для обеспечения функционирования системы контроля на предприятии создается специальная служба как отдел технического контроля (ОТК) или управление технического контроля (УТК).
Контроль качества продукции - это контроль количественных и качественных характеристик продукции, их соответствия установленным требованиям. Вид контроля определяют по классификационному признаку, входящему в набор признаков, определенных в основном ГОСТ 16504-81. По признаку формируется группа видов контроля.
Согласно концепции ISO 9000, управление качеством должно охватывать весь жизненный цикл продукции. Контроль по большей части процессов, таких как контроль контрактов, проекта, входных ресурсов, хранения и упаковки, транспортирование, проводится в целях установление соответствия выходных параметров процессов установленным требованиям нормативными документами (государственными стандартами - ГОСТ, техническими условиями - ТУ, документированными процедурами и стандартами предприятия).
2 Практические аспекты организации и технологии контроля качества продукции
2.1 Организация контроля качества на предприятии ОАО «Инструмент»
Как уже отмечалось, процесс управления представляет собой воздействие субъекта на объект управления путем реализации управленческих функций установленными методами.
При рассмотрении принципа управления качеством был определен следующий состав функций: политика и планирование качества, обучение и мотивация персонала, организация работ по качеству, контроль качества, информация о качестве, разработка мероприятий, принятие решений руководством предприятия, внедрение мероприятий в производственный процесс, взаимодействие с внешней средой (поставщиками, потребителями и органами власти) по вопросам качества.
При этом по логике ИСО 8402 часть этих функций относится к общему руководству качеством (quality management), а часть - к оперативному управлению качеством (quality control). Но все эти функции связаны между собой в виде петли качества и в совокупности представляют собой процесс управления качеством в рамках всего предприятия.
Политика в области качества. В стандарте ИСО 8402 дано следующее определение: Политика в области качества - это основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Политика в области качества является элементом общей политики и утверждается высшим руководством.
Иначе говоря, политика качества - это ориентир для общего направления деятельности предприятия в области качества.
Оформляется она в виде краткого заявления руководителя предприятия и, как правило, включается в «Руководство по качеству», которое служит описанием системы качества и представляется заказчикам при заключении контрактов.
Основными факторами, влияющими на формирование политики в области качества, являются: ситуация на рынках сбыта, научно-технический прогресс и достижения конкурентов, положение дел внутри предприятия, а также - общее состояние экономики и наличие инвестиций в развитие предприятия.
В условиях стабильного развития экономики основным направлением политики качества должно быть, очевидно, активное проведение исследовании, разработка перспективных проектов, внедрение передовых технологий с целью опережения конкурентов на рынках сбыта.
Поэтому главным направлением в политике качества в кризисных ситуациях должно быть использование всех имеющихся внутренних резервов для поддержания качества и поиск таких решений, которые позволили бы без снижения качества сократить затраты.
Дополнительно к этому целесообразно предусмотреть более активное сотрудничество с заказчиками и поставщиками с целью совместного преодоления трудностей.