Файл: Литература Д. М. Кирюшкин, В. С. Полосин, Методика обучения химии, 1970 г. Н. Е. Кузнецова, Методика преподаваний химии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
+Методика преподавания химии
Шадрина Татьяна Владимировна.
15 лекций (30 часов), 14 практических занятий (28 часов).
Литература:
1. Д.М. Кирюшкин, В.С. Полосин, «Методика обучения химии», 1970 г.
2. Н.Е. Кузнецова, «Методика преподаваний химии», 1984 г.
3. Г.М. Чернобельская, «Основы методики обучения химии», 1987 г.
4. Г.М. Чернобельская, «Методика обучения химии в средней школе», 2000 г.
5. О.С. Зайцев, «Методика обучения химии, теоретические и прикладные аспекты», 1999 г.
6. Журнал «Химия в школе».
7. Газета «Первое сентября» (приложение «Химия»).
2
Лекция №1
МПХ как наука и как учебная дисциплина
МПХ – наука об образовании, воспитании и развитии учащихся в процессе изучения химии.
Обучение – осуществляемый преподавателем и обучаемым двухсторонний процесс передачи и усвоения знаний.
Преподавание – деятельность преподавателя в процессе обучения.
Учение – деятельность обучаемого.
Каждая функция изучается своей наукой, но в процессе изучении химии все эти системы взаимодействуют между собой и возникает общая целостная картина.
МПХ – наука, находящаяся на стыке химических и психолого-педагогических наук и возникающая, как синтетическая система.
Проблемы:
1. Определение целей, задач, стоящих перед учителем химии при обучении (для чего учить).
2. Определение содержания учебного предмета в соответствии с поставленными целями и дидактическими требованиями (чему учить).
3. Разработка адекватных содержанию методов средств форм обучения (как учить).
4. Изучение процесса усвоения предмета учащимися.
Краткие исторические сведения о развитии МПХ, как науки.
Становление МПХ как науки связано с деятельностью Ломоносова, Менделеева,
Бутлерова. Деятельность Ломоносова протекала в середине XVIII века – период становления химической науки в России. Ломоносов был первым профессором химии в России.
1748 г. – Ломоносов создал первую научную лабораторию в России.
1752 г. – Ломоносов прочитал первую лекцию.
Ломоносов считал, что при обучении химии нужно использовать методы химической науки, в частности эксперимент. Для проведения экспериментов у него был выделен лаборант. Ломоносов придавал большое значении применения математических и физических методов при изучении химии, также большое значение придавал риторике.
Большая роль в разработке передовых педагогических идей принадлежит
Менделееву. Менделеев большое значение уделял вопросам преподавания химии. Он
МПХ химия образование воспитание развитие
3 пытался систематизировать разрозненные факты о химических элементах и их соединениях, чтобы дать сложную систему изложения курса химии, результатом этого стал периодический закон. Менделеев отмечал, что в процессе обучения химии необходимо знакомить с основными фактами и законами, раскрывать значении важнейших выводов для понимания природы веществ и процессов, раскрывать роль химии в сельском хозяйстве и промышленности, формировать материалистическое мировоззрение, формировать умение пользоваться химическим экспериментом, подготовка к практической деятельности.
Значительное влияние на развитие химического образования оказал Бутлеров.
Методические взгляды Бутлерова изложены в книге «Основные понятия в химии».
Бутлеров считал, что начинать изучение органической химии нужно с и известных учащимся веществ – сахара и уксусной кислоты. Бутлеров считал, что в основу изложения курса органической химии должен быть положен структурный принцип.
Важнейшее положение теории строения были внесены в его педагогический труд
«Введение полному изучению органической химии».
Современный этап развития МПХ характеризуется тем, что химия была включена в, как образовательный предмет в учебные планы средних и общеобразовательных школ. Этот период связан с именами таких ученых: Верховский,
Сазонов, Крапивин, Кирюшкин, Полосин, Чернобельская.
МПХ прошла путь поиска оптимальной организации учебного процесса. Этот путь не закончился до сих пор.
После революции 1917 года, пытаясь уйти от муштры и зубрежки в царской школе пришли к другой крайности: учебный процесс начал утрачивать свою точность.
От этих новаций достаточно быстро отказались.
25 августа ЦК ВКП(б) в постановлении «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе». Главной организационной формой учебного процесса был назван урок. Химия окончательно стала самостоятельным учебным предметом.
В настоящее время советская школа вступила в очередную новую фазу, которая ориентирована на усиление воспитательной функции в школе, усиление трудовой направленности, изучение и использование микропроцессорной техники, усиление внимания к мировоззренческой стороне образования, вооружение учащимися прочными знаниями основ наук.
Лекция №2
Школьное химическое образование за рубежом
Существует мнение, что необходимость реформирования и модернизации – это чисто русский национальный вопрос. Реформа, модернизация, перестройки достигают регулярно средние школы практически всех стран. Появляются новые поколения, меняются ценности, следовательно приходится выбирать приоритеты и ориентиры образования, совершенствовать методику обучения.
США: в Америке нет единой системы государственного образования каждая школа, что может, то и делает.
В 1991 году был составлен фундаментальный аналитический отчет
4
Один из трёх американцев может поместить свою гражданскую войну в правильную половину века. Один из пяти может прочитать расписание автобусов или написать заявление о приёме. Четверть со своим классом не могут закончить школу со своим классом. 30% чернокожих и испаноговорящих исключаются из школы. американским деловым кругам всё труднее находить квалифицированных работников.
Тратят 20-40 млрд. в год на переподготовку своих рабочих.
В 1999 году была создана национальная комиссия США по преподавании математики и естественных наук в XXI веке. В 2000 году выработан документ «Пока ещё не поздно»: главная идея - страна, которая хочет адекватно отвечать вызовам времени, должна опираться в первую очередь на хорошее математическое и естественно-научное образование, иначе нет у этой страны будущего.
Норвегия: к аналогичным результатам пришли в Норвегии, результатом резкого сокращения математики и естественно-научных дисциплин и (или) замена их на интегрированный курс естествознания. Результатом резкого сокращения стало то, что выпускники, поступающие в норвежские университеты оказались не в состоянии овладеть фундаментальными дисциплинами.
Китай: новая система образования в Китае (НТО) – это система, ориентированная сочетание науки, технологии и общественных интересов. Она ориентирована для решения учащимися практических задач с использованием тех научных знаний, которые они получают. Большое внимание направлено на максимальное удовлетворение любознательности и поддержание энтузиазма в решении творческих проблем. Например, по органической химии есть вопросы:
1. Общие теоретические вопросы органической химии.
2. Органическая химия в повседневной жизни.
3. Органическая химия и народная медицина.
4. Органическая химия в с\х в промышленности, военном деле, высоких технологий.
Великобритания: выпускные экзамены в Великобритании.
В Великобритании государственная система образования. Большинство учащихся сдают экзамены на получение общего сертификата. Экзамен не ограничивается тестированием, а представляет собой комплексную поэтапную проверку знаний, умений и навыков выпускников средней школы. В Великобритании разработкой заданий и проведением экзаменов занимается 5 самостоятельных экзаменационных советов. Координирует и руководит этими советами Qualifications and Curriculum
Authority (QCA). Эта организация негосударственная, но её поддерживает и финансирует департамент образования Великобритании Department for Education and skills (DfES). Требования к оценкам и программам стандартны, но 5 советов разрабатывают 5 комплектов заданий. Учащийся имеет право вбирать комплект.
Можно сдавать отдельные экзамены по предмету и за каждый предмет получать оценки или один или два экзамена по интегрированному курсу. Проверка знаний, умений, навыков может осуществляться или в конце 11 класса или серией рубежных экзаменов. Для сдачи экзаменов назначается несколько сроков. Экзамен или часть
5 экзамена можно пересдавать. По химии предлагается двухуровневые экзамены : базовые и повышенные. Оценки: A, B, C, D, E, F, G и U(не сдал). От A до C – повышенный уровень (для поступления в ВУЗы), A* - очень высокая оценка. Система образования в Великобритании государственная, но, тем не мене есть углублённые курсы.
В Англии существует углублённый курс изучения (СОЛТЕРС).
Курс A – 2 года, 5 часов в неделю, цель – углубленное изучение химии, которое стимулирует учащихся к дальнейшему познанию химии. Курс состоит из 13 разделов, каждый раздел содержит 3 части: описание темы в виде рассказа, практические работы, выводы и умозаключения.
Первая часть – это рассказ-описание (основа раздела). Исторические аспекты и новые достижении, например технология белков, технология белков начинается с рассказа о 10-летнм мальчике Кристофере, который был болен диабетом и ему необходим инсулин. В описании приводятся ключевые понятия, позволяющие представить строение молекулы инсулина, его действие на организм, возможность модификации молекулы, затем даётся понятие белки, гормоны, ферменты, знакомство с аминокислотами и процессами, позволяющими их синтезировать, роль ДНК, РНК.
Приводятся примеры практического приложения генной инженерии (выращивание новых сортов, борьба с сорняками и т.п.).
Вторая часть – практические работы включают индивидуальные лабораторные опыты и обсуждение результатов небольшими группами и классные дискуссии. Эти работы не оцениваются. Химические идеи, т.е. возврат на более высоком уровне. Всё приводится в систему, какую-то стройную концепцию.
По окончанию курса учащиеся получают 2 научные статьи. За две недели он их должен прочитать и написать на их основе доклад, объёмом 500 тысяч слов и резюме,
50 слов. При этом можно пользоваться любой дополнительной информацией.
Единственное оцениваемое практическое исследование – это индивидуальное исследование (примерно 18 часов учебного времени, не менее 9 часов на лаб. работу,
18 часов личного времени). Учащийся сам выбирает тему или прислушаться к совету преподавателя.
Исследование направлено на расширение рамок экспериментальных или теоретических знаний. Оценка идёт с учётом выбора темы, планирования работы, выполнение работы, наблюдения и измерения, изложение и выводы.
Примерные темы экзаменационные билетов: факторы, влияющие на созревание бананов, факторы влияющие на состав сточных вод, факторы, факторы влияющие на состав молока
Профильное образование за рубежом
Профильное образование существует, но профилей 2 или 3, причем идёт академическое, в некоторых школах математический и математический и гуманитарный. Объективная оценка – оценка при помощи компьютера.
Лекция №3
Система содержания и построения школьного курса химии.
6
Концепция школьного химического образования
Изменения, происходящие в стране, затронули систему образования, которая оказалась не готова решать многие вопросы, ставшие перед ней. Возникла необходимость совершенствования системы образования (общего и среднего). Закон об образовании 1992 год – начало реформирования образования. Закон об образовании определил ключевые проблемы реформирования средней школы, среди которых обязательное 9-летнее образование (с 2007 года – обязательное 11-летнее образование). В связи с этим возникла необходимость разработки нового содержания образования. Система линейного образования была заменена на концентрическую.
Линейная система – наиболее простой способ изучения материала, при котором последовательно, закончив изучение одного раздела, переходят к следующему. Этот способ легко воспринимается, т.к. рассчитан на память. Позволяет легко сдавать экзамены. Способ может вырабатывать представление о химии, как науке, состоящей из нескольких основных разделов, но связь между блоками не улавливается.
Недостаток: к окончанию курса забывается начало.
Концентрический способ – материал излагается поэтапно с периодическим возвращением к пройденному, но на более высоком уровне. Трудность способа: представления, даваемые первоначально, должны включаться в последующий материал, а не отвергаться. Учащиеся не должны переучиваться, а расширять знания.
Считается, что способ рассчитан на боле развитых учеников.
Концепция школьного химического образования
Концепция была разработана и принята в 1993 году Лисичкиным. В основу единой концепции об образовании положены идеи:
1. Государственности образовательной системы, система образования единая и общая для всей страны (дошкольное, школьное, высшее).
2. Идея дифференцированного подхода, это выбор учащихся на определенной ступени образования тех дисциплин, которые вызывают наибольший интерес.
Осуществляется через кружки, факультативы, профильное образование.
3. Идея гуманизации образования, преодолеть барьер между наукой и человеком.
Необходимо раскрывать значение химических знаний для повседневной жизни.
Предмет изучения не просто химия, а химия по отношению к человеку. Химия остается самостоятельной наукой, интеграция возможно только в младших классах (естествознание, окружающий мир) и старших.
Основные направления модернизации образования:
1. Обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством.
2. Разработка и принятие ГОСов общего образования, разгрузка содержания образования.
3. Разработка и принятие новых примерных программ для общеобразовательной школы на базе ГОСов и базисных учебных планов (БУП)
4. Введение ЕГЭ.
5. Введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы.