Файл: Литература Д. М. Кирюшкин, В. С. Полосин, Методика обучения химии, 1970 г. Н. Е. Кузнецова, Методика преподаваний химии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
35
Такое разделение по видам и формам условно. Наиболее распространенным видом является химический кружок.
Кружковая работа.
Признаки этой работы:
1. Систематичность занятий.
2. Постоянный состав добровольных участников.
3. Наличие общей тематики для данного кружка.
Кружковая работа менее ограничена программой, боле занимательна. Работа в кружке не входит в нагрузку учителя, поэтому оплачивается отдельно.
Химические вечера.
Отдельные сценарии и разработки очень часто печатаются в химии в школе.
Обычно к подготовке вечера привлекается большое количество учащихся и не только тех, кто интересуется химией. Вечер требует тщательной подготовки, подготовку к нему начинают заранее. Проведение вечеров включается в общий план внешкольной работы, проведение вечера – 2-2,5 часа. По темам это могут быть итоги изученной программы, похода на экскурсию Содержание вечера должно быть посвящено какой- то определенной теме, это необходимо для того, чтобы ребята, уходя с вечера, у ребенка какая-то сумма знаний в голове осталась.
Первый этап подготовки: создание оргкомитета или комиссии. На этой комиссии обсуждается сценарий, распределяются обязанности. (Например: приглашение на вечер ученых-химиков, организация выставки работ-учащихся, подготовка художественной части, подготовка химической викторины, подготовка экспериментальной части, кто-то отвечает за оформление и уборку зала). Дл подготовки к вечеру детям дается список литературы. Примерно за 1-2 недели с каждой группой проводится репетиция, общая репетиция – за 3-5 дней. Генеральную репетицию желательно проводить в том же помещении, где будет проходить вечер.
Большое внимание технике безопасности. На сцене должны стоять ящики с песком, огнетушители. На сцене должна быть аптечка, все демонстрации должны быть безопасные. Особое внимание обратить на одежду.
Организация проведения экскурсий.
Учебные экскурсии – важное средство политехнического образования, трудового воспитания и профориентации. Экскурсии формируют базу для более конкретного восприятия тех производств, которые учащие не имеют возможности наблюдать непосредственно. Во время экскурсии ребята знакомятся не только с техникой и технологией, но и с условиями работы и трудом людей. Это способствует более осознанному выбору профессии.
Учебные экскурсии повышают и профессиональную подготовку учителя. Это особая форма организации учебного процесса. Можно проводить в дни каникул или в урочное время. Подготовка учителя к экскурсии начинается с выбора объекта ещё при составлении годового плана. При отсутствии химических производств можно посетить не химические: аптеки, предприятия пищевой промышленности, санэпидстанции.
36
По времени проведения экскурсии необходимо учитывать, что экскурсия должна проводиться до изучения данного производства, но после того, как учащиеся овладеют знаниями, необходимыми для понимания сути экскурсии. До экскурсии учитель должен сам побывать на предприятии, обсудить с экскурсоводом объем и время проведения экскурсии и характер проведения, выявить возможные источники опасности.
Экскурсию лучше всего проводят сотрудники лаборатории. Во время экскурсии существует проблема слышимости и видимости. Поэтому основные разъяснения должны даваться до входа в цех, а в цеху только по минимуму. Во время показа ребят надо ставить большим полукругом в 2-3 ряда. Учащихся необходимо готовить к экскурсии: объяснить цель экскурсии, сообщить какие знания потребуются, ознакомить с планом экскурсии и обязательно с техникой безопасности. Необходимо назначить время и место встречи.
Обязательно перед и после экскурсии ребят пересчитать. Экскурсия строится на сочетании показа и рассказа. Во время экскурсии обращать внимание на: непрерывности и согласованность процесса, незначительное число обслуживающего персонала, роль лаборатории в осуществлении контроля. Т.к. большинство аппаратов закрытого типа, то если аппарат остановлен на помывку или на ремонт, дать возможность осторожно заглянуть внутрь. В завершении экскурсии проводится краткая беседа, во время которой экскурсовод отвечает на все возникшие вопросы и экскурсовод сам может вопросы задать.
Чтобы эта экскурсия не была простым проведением времени, первым уроком после экскурсии ребята в тетради оформляют отчет, а на уроке проводится обобщающая беседа по итогам экскурсии или конференция.
Лекция №14
Проведение химических олимпиад.
Химическая олимпиада школьников, как из форм внеклассной работы, появилась в начале 40-х годов XX века. Олимпиады были созданы по аналогии с получившими достаточно широкое распространение спортивными и художественными конкурсами. Первые предметные олимпиады были по математике, физике и химии. Первыми организаторами этих олимпиад были станции юных техников. Олимпиады включали обычно заочный тур, который предполагал написание докладов или рефератов, конструирование приборов или наглядных пособий.
В первой олимпиаде юных химиков приняли участие 3119 человек, в 1940 году.
Вторая олимпиада проходила в три этапа. Проведению третьей олимпиаде помешала война. Но даже во время войны Московский и Ленинградский университеты решили провести собственные олимпиады, причем в Ленинграде они шли всю войну, а в
Москве возобновились с 1944 года. После войны проведение олимпиад возобновилось во многих городах. В Пермской области олимпиады стали проводится с 1963 года.
Весной 2004 года в г. Челябинске проходила 40-я всероссийская олимпиада школьников. 25-я всесоюзная олимпиада – 1989 год в г. Перми на базе Пермского
37 государственного университета. В 1992 году проходила последняя всесоюзная олимпиада. С 1993 года олимпиады проводятся по двум направлениям: всероссийская и международная Менделеевская.
Олимпиада проводится в несколько этапов:
1. Школьный этап.
2. Районный (городской) этап.
3. Областной (краевой) этап.
4. Республиканский этап.
Заключительные этапы Москвы и Санкт-Петербурга приравниваются сразу же к республиканскому этапу.
Из всех предметных олимпиад только олимпиада по химии сохранилась для территорий бывшего Советского Союза. Ежегодно под названием «Менделеевская олимпиада» проводится поочередно в различных странах СНГ.
Особенности олимпиад: они дают возможность проверить знания и умения в обстановке соревнования, сопоставить свои знания со знаниями сверстников.
Содержание и формулировка заданий олимпиады должны удовлетворять следующим требованиям:
1. Задание от ученика должно требовать не только знание фактического материала, но и умение использовать химическую логику.
2. При решении задачи ученик должен показать знание отдельных разделов химии и умение производить математические расчеты по химическим уравнениям.
3. Задачи должны нести некоторую познавательную нагрузку.
4. Задачи химической олимпиады не должны быть математическими задачами на химическом материале. В любой расчетной задаче должен быть химический смысл.
5. Задачи должны быть многослойными, т.е. какую-то часть решает большинство, что-то решают избранные, а что-то решают единицы.
Цели олимпиады:
1. Отбор наиболее способных учащихся.
2. Повышение уровня преподавания химии.
3. Пропаганда химических знаний.
4. Профориентация учащихся.
5. Формирование команды для олимпиады следующего уровня.
6. Активизация внеклассной работы.
Согласно положению «О всероссийской олимпиаде школьников» основными целями и задачами олимпиады являются: «Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний».
Химические олимпиады – это неотъемлемая часть химического образования в
России, следовательно, призваны выполнять не только образовательную, но и воспитательную и развивающую функции.
38
Олимпиаду следует рассматривать, как творческую систему, развивающую активный интерес учащихся к химии в конкретных формах осуществляющую дифференцированный подход к ребятам, обладающим более глубокой интуицией.
Поэтому необходимо сместить акценты с соревнования на творческое плодотворное сотрудничество, общение, получение новых знаний. Это возможно, если центром внимания будет подросток, а не его результат. Конференции, круглые столы, лекции, семинары, общение в неформальной обстановке должно войти в программы олимпиад всех уровней.
Олимпиада интегрирована в образовательный процесс, поэтому следует особое внимание обращать на такие важные моменты, как разбор решений работ и показ работ.
Олимпиада проходит в несколько этапов:
1. Школьный этап. Задания школьного этапа составляет учитель химии с учетом конкретных условий школы и уровня конкретной подготовки учащихся. На этом этапе важна массовость участия. Обычно задания решает весь класс (на уроке, на дополнительном уроке, дома). Задания необходимо составлять так, чтобы были уровни различной сложности. «Легкие» задания – для морального удовлетворения. Итоги школьной олимпиады рекомендуется подводить на торжественном заседании, победителей обязательно награждать, обязательно должна быть информация о победе.
2. Районный (городской) + школа городского подчинения. Участвуют победители школьных олимпиад, но могут дополнительно участвовать школьники, занявшие второе место. Задания второго тура предлагает областной или краевой оргкомитет, или областное (краевое) предметно жюри.
3. Областной или краевой этап. Этот этап включает обязательные теоретический и экспериментальный тур. Проводится областным оргкомитетом на базе
ВУЗов. Задания экспериментального тура базируются на школьной программе с учетом курса факультатива и школьных химических кружков. Сумма баллов за теорию и за эксперимент относятся как 3:1 или 2:1.
В настоящее время на химических олимпиадах распространена система оценки выполнения работ в баллах путем их суммирования за различные по характеру и содержанию задачи. Все решение разбивается на ряд этапов, каждый из которых оценивается отдельно с учетом их трудности. Такой подход позволяет предусмотреть и учесть возможность неординарного решения задачи, а также оценить работу участника, если решение не доведено до конца, черновик не оценивается. Обычно одну задачу проверяет один преподаватель, это хорошо тем, что получается объективность и единообразие оценки и возможность увидеть типичные ошибки.
Олимпиада – это напряженное состязание наиболее подготовлены и одаренных ребят. Результаты олимпиады – это качественный показатель работы школьников и учителей. Для достижения хороших результатов участник должен обладать не только глубокими знаниями по химии, но и соответствующей психологической подготовкой.
Организация и проведение олимпиад в США.
39
В Америке система организации олимпиад отличается от нашей.
Национальная химическая олимпиада в США (USNCO) – соревнование, которое проводится американским химическим обществом (ACS). Задача этой олимпиады – выбрать команду из четырех человек, которая будет представлять страну на международном уровне. Благодаря различным соцпрограммам стараются повысить интерес к химии. Цели олимпиады такие же как и в России.
1 2 3 4 5 6