Файл: Литература Д. М. Кирюшкин, В. С. Полосин, Методика обучения химии, 1970 г. Н. Е. Кузнецова, Методика преподаваний химии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 экскурсий, практическая подготовка учащихся в соответствии с профессиональной программой химика-лаборанта на базе школьной лаборатории, показ кино- и диафильмов, оформление тематических стендов, включающих сведения о крупных химических предприятиях города.
Урок «ролевая игра».
Ролевую игру можно рассматривать с одной стороны как форму организации учебного процесса, а с другой как форму учебной деятельности учащихся, в которой они выступают в роли представителей различных профессий химического производства. Главная цель урока «ролевая игра» - вовлечение каждого ученика в процесс активного овладения знаниями, осуществление профессиональной ориентации учащихся посредством учебного материала предмета химии. Кроме того, ролевые игры в немалой степени способствуют обучающий и развивающей функции обучения.
Обучающая функция – у учащихся формируются более глубокие и прочны знания, на таких уроках наиболее ярко проявляется возможность применения приобретенных знаний, практической деятельности специалистов на производстве.
Развивающая функция
– ролевые игры способствуют развитию интеллектуальных умений (осуществлять сравнения, выделять, обобщать).
Эти уроки дают возможность учителю постепенно вовлекать учащихся в творческую самостоятельную деятельность ученик каждый раз применяет свои знания в ролевой игре на различных уровнях.
Важнейшие особенности этих уроков: профориентационные знания, трудовые навыки различных специалистов, характеризуются и рассматриваются в связи с изучением программного материала.
Виды ролевых игр: совет бригадиров, совещание при директоре, инструктаж молодого специалиста, разработка проекта лаборатории или КБ, репортаж с места события.
Уроки «ролевая игра» могут быть разных типов:
• изучение нового материала,
• обобщение и систематизация,
• урок-контроль.
1. До урока учить делит учащихся на группы, совместимые по характеру и интересам, которые будут выполнять различные должностные обязанности данного химического предприятия.
2. Разрабатывает задания для каждой группы специалистов, определяет время и формы отчетности.
3. Готовит 2-3 учеников на роль руководителя производства и составляет перечень рабочих специальностей по данному производству.
4. В кабинете химии задолго до урока вывешиваются стенды, которые содержат следующую информацию: тема урока, посвященная конкретному производству, перечень рабочих профессий данного производства и где их можно получить, должностные инструкции каждого специалиста, географическую карту с указанием поставщиков сырья и потребителей.


13 5. В процессе подготовки к уроку учащиеся работают со схемами, таблицами, литературой, получают консультации учителя. Каждая группа «специалистов» получает задание в виде инструкции, которое включает в себя список должностных обязанностей и перечень основных знаний и умений по программе курса, которыми должен владеть ученик, выполняя данную обязанность.
Экологическое воспитание.
Экологическая проблема, прежде всего, нравственная проблема. Мало быть проводником знаний, нужно быть проводником нового мышления, способного вывести человечество из экологического тупика. Уже наше поколение – свидетели массой гибели лесов. Каждый день исчезает один вид животных. Идет отравление рек, водоемов, расширяется зона пустынь.
Учителю химии необходимо в первую очередь осознать свою ответственность за подготовку экологически-грамотного подрастающего поколения. Необходимо пересмотреть или переосмыслить содержание школьного курса химии. Отбираемая информация должна быть научной, достоверной и значимой для формирования экологического мышления учащихся.
Задача учителя заключается в том, чтобы сформировать у учащихся чувство личной ответственности за состояние окружающей среды. Учитель химии должен с одной стороны раскрыть роль химических процессов в жизнедеятельности живых организмов и в неживой природе, показать значение химических процессов, их вездесущность, показать положительное значение химии. С другой стороны, показать насколько губительно необдуманное вторжение химии в окружающую нас среду и к каким последствиям это может привести.
Экологическое воспитание должно осуществляться на каждом уроке. Например, при изучении конкретных веществ можно указать предельно допустимые концентрации, воздействие на человека (положительное и отрицательное), меры первой помощи. Например, при изучении темы галогены подчеркнуть отравляющее свойство хлора и дезинфицирующее свойство хлора.
Возможно чтение отдельного экологического курса при углубленном изучении химии. Возможно изучение экологии на элективном курсе по выбору или кружках, можно сделать научную работу и защищаться на конференции.
Лекция №6
Развитие учащихся в процессе обучения химии. Проблемное обучение
Развивающая функция – это важнейшая функция учебного процесса наряду с образовательной и воспитательной. Сложность развивающего обучения заключается в том, что к одному и тому же результату учащиеся идут разным путем и разное время.
Чтобы обучение было развивающим необходимо:
1. Построение обучения на высоком, но посильном уровне трудности.
2. Изучение материала должно идти быстрым, но доступным темпом.
3. Повышение удельного веса теоретических знаний.
4. Осознание учащимися процесса учения. Не только сознательное усвоение знаний, но сознательное их использование на практике.


14 5. Развитие мышления может осуществляться лишь при постоянной оптимизации учебного процесса.
Очень важно научить детей мыслить логически, использовать приемы сравнения, анализа, синтеза, находить общее, частное, делать выводы, убедительно доказывать истинность своих суждений.
Огромную роль в развивающем обучении играет обобщение. Обобщение – это высший уровень мыслительной деятельности. Обобщение осуществляется тогда, когда происходит поиск связей. В курсе средней школы есть обобщающие темы
(кинетическая связь углеводородов, общие свойства кислот).
Развивающему обучению способствует дифференцированный подход.
Дифференцированный подход заключается в учете разной подготовки учащихся, наиболее часто используется при контроле знаний. Например:
1. Вариант контрольной работы предусматривает дополнительное творческое задание, которое оценивается отдельно и не является обязательным.
2. Вариант, когда запросы заданий идут с нарастанием трудности и требуют различных приемов, в этом случае задания идут строго по порядку.
Огромное значение для развития имеет проблемное обучение. Человек начинает мыслить только тогда, когда возникает какой-то вопрос. Задача учащегося – решить проблему, а задача учителя – определить, где и когда использовать проблему.
Учебная проблема – это вопрос, на который у ученика нет готового ответа.
Главное при осуществлении проблемного обучения – проанализировать содержание, чтобы обнаружить проблемы, а затем решать их в порядке подчинения друг другу.
Тогда развивающее или проблемное обучение приобретает свойство системности.
Проблемное обучение возможно на любом этапе обучения, но по-разному реализуется, в зависимости от химического содержания.
Признаки учебных проблем:
1. Наличие проблемной ситуации.
2. Готовность субъекта к поиску решения.
3. Возможность неоднозначного пути решения.
Этапы проблемного подхода:
1. Подготовка к восприятию проблемы (на этом этапе необходимо накопление определенной суммы знаний, необходимых для решения проблем).
2. Создание проблемной ситуации (пред учащимися встает задача, ответа на которую они не знают, для её решения необходимы какие-то дополнительные приемы: синтез, сравнение анализ и т.п., но задача должны быть посильной).
3. Формулировка проблемы – это итог проблемной ситуации, указывает, на что учащиеся должны направить свои усилия, на какой вопрос искать ответ.
4. Процесс решения проблемы:
• Выдвижение гипотез.
• Построение плана для решения каждой гипотезы.


15
• Доказательство правильности избранного решения, если возможно, то экспериментально.
Способы создания проблемной ситуации:
1. Демонстрация или сообщение некоторых фактов, для объяснения которых необходимы дополнительные знания (например, как разделить хлорид калия и хлорид аммония, возгонка).
2. Использование противоречия между имеющимися знаниями и изучаемыми фактами, когда на основании известных знаний, учащиеся высказывают неправильные суждения (пример с углекислым газом и известковой водой).
3. Необходимо объяснить факты на основании известной теории (хлорид натрия распадается на ионы под действием воды и температуры).
4. С помощью известной теории строится гипотеза, а затем проверяется практикой
(органические кислоты должны изменять цвет индикатора, реагировать с металлами, углеводы – альдегидо-спирты, т.е. идут реакции альдегидов и спиртов).
5. Нахождение рационального пути решения, если заданы условия и конечная цель
(даны три пробирки с веществами, определить наиболее коротким путем, где, что находится).
6. Нахождение самостоятельного решения при заданных условиях (синтезировать вещество и изучить его свойства).
Способы решения учебных проблем:
1. Академические. Это исторические сложившиеся способы, в основе которых лежит выдвижение и доказательство школьниками истинности гипотез
• Общелогические (индуктивные (на ранних этапах, когда отсутствует база) и дедуктивные).
• Конкретно-методические (экспериментальные, теоретические, учебное моделирование).
2. Инновационные.
• Исследовательский.
• Игровой.
• Дискуссионный.
3. Комбинированные.
Если мы говорим о развитии мышления необходимо помнить, что это процесс во времени, а не единоразовое действие. Поэтому, чтобы проблемное обучение было эффективным, оно должно быть систематическим. При организации проблемного обучения каждый ребенок должен иметь возможность высказаться хоть правильно, хоть не правильно. Правильность или неправильность суждения должны быть обсуждена преподавателями или учащимися.
1   2   3   4   5   6

Положительные стороны проблемного обучения:
1. Проблемное обучение – это развивающее обучение.
2. Изложение материала более доказательно, а потому более убедительно.

16 3. Обучение более эмоционально, следовательно, повышается интерес к учебе и увеличивается прочность знаний.
4. В результате проблемного обучения устанавливаются новые связи, создается едина картина.
Недостатки проблемного обучения:
1. Слабая управляемость процессом.
2. Требует больших затрат времени.
Лекция №7
Методы обучения химии
Метод обучения – вид (способ) целенаправленной совместной деятельности учителя и руководимых ими учеников.
Наиболее удобная и оптимальная классификация методов по следующим признакам:
I.Общие методы (признак – характер познавательной деятельности).
• Объяснительно-иллюстративный.
• Эвристический.
• Исследовательский.
II.Частные методы (признак – вид источника знаний).
• Словесные.
• Словесно-наглядные.
• Словесно-наглядно-практические.
III.Конкретные методы (признак – форма совместной деятельности учителя и учащегося).
• Лекция.
• Рассказ.
• Беседа.
• Практическая работа.
I. Общие методы.
Объяснительно-иллюстративный метод – это один из наиболее экономных методов. Учитель сообщает ученикам готовые знания, используя различные конкретные и частные методы (рассказ, работа с книгой). Если нужно, применяются средства наглядности (эксперимент, модель, таблица). Может использоваться лабораторный эксперимент, но только как иллюстрация слов учителя. Используется:
1. Если необходимо достаточно быстро накопить определенную базу знаний.
2. При формировании практических умений.
Способ достаточно хорош на начальной стадии образования. А затем его следует заменять эвристический и исследовательский.
Эвристические методы – это когда известны промежуточные задачи, но неизвестны пути их решения. Осуществляется при активном участии учителя. Поиск правильного ответа или решения постоянно корректируется учителем.
Исследовательский метод – неизвестны промежуточные задачи, ни пути их решения. Возможна различная степень самостоятельности учащихся. В сложном