Файл: Литература Д. М. Кирюшкин, В. С. Полосин, Методика обучения химии, 1970 г. Н. Е. Кузнецова, Методика преподаваний химии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7
1. Новое содержание образования должно быть многообразным, вариативным и разноуровневым. Система школьного химического образования – составная часть общей системы образования, структура которой соответствует структуре школы, основным её ступеням. Состоит из звеньев: пропедевтическое, общая (базовая 8-9),
профильное (углубленное 10-11).
Пропедевтическая химическая подготовка осуществляется в начальной школе и в 5-7 классах основной школы. Элементы химических знаний включаются в интегрированные курсы «окружающий мир», «естествознание» или систематические курсы. Химические знания на этом этапе должны формировать первоначальное целостное представление о мире. Учащиеся должны получить представление о составе и свойствах некоторых веществ, о некоторых химических элементах, символах, формулах, простых и сложных веществах, реакциях соединения и разложения. Сейчас на данном этапе разрабатываются и вводятся курсы «введения в химию» (например, курс, разработанный Чернобельской). Пропедевтический курс химии для 7 класса включает первоначальные сведения о химических явлениях и веществах на основе атомно-молекулярного учения. С учетом возрастных психологических особенностей учащихся, курс насыщен действиями, работает с различными объектами, предметами.
Кур строится на основе простейших экспериментов и наблюдений. Особенность методики обучения по этому курсу – отказ от заучивании, строгих научных определений, формулировок, отказывается от пересказа текста. Все сведения и представления учащиеся получают в ходе активно самостоятельной деятельности, все опыты выполняются самостоятельно по рисункам. Домашние задания также творческого характера. Курс состоит из четырех разделов (35 часов). 1 радел – представление об атомах молекулах, 2 раздел – химия наука о превращениях химических веществ, 3 раздел – кислород – самый распространенный элемент на земле, 4 раздел – основные классы неорганических соединений.
На начальном этапе изучения химии – большое значении использованию экспериментальных навыков, хорошо используются творческие задания, (например, решить химический кроссворд).
Изучая пропедевтический курс химии, семиклассники знакомятся с химическим языком, получают первоначальные сведения о веществах и их превращениях, овладевают практическими умениями. Практическая реализация пропедевтического курса позволяет сэкономить программное время, подготовить учащихся к изучению систематического курса, сформировать устойчивый познавательный интерес к предмету.
Базовый уровень – обязательный для всех минимум 8-9 класс, 2 часа в неделю.
Это систематический курс, включает наиболее общие понятия общей, неорганической и органической химии. Объём оговорен в специальном документе министерства образования РФ, обязательный минимум содержания основного общего образования и является обязательным дл любой школы.
Профильный уровень – углубление знаний по химии, степень углубления зависит от профиля школы. Объём оговорен в специальном документе министерства образования РФ, обязательный минимум содержания основного среднего (полного) образования.
8
Современное содержание школьного курса по химии различается у разных авторов по глубине изложения, структурированию и т.д. Но обязательно содержат минимум образования. Химия – наука экспериментально-теоретическая, но наша школа из-за недостатка материальных ресурсов постоянно скатывается в сторону
«бумажной» химии. Ученик расставляет коэффициенты, но не представляет, как выглядят участники реакции.
Для исправления этой ситуации необходимо увеличить число лабораторных опытов и улучшить оснащение школьной лаборатории. Современная химия должна находить отражение и в школьных учебниках.
2. В этой связи на первый план выдвигается разработка и принятие ГОСов. Проблема стандартов возникла в начале 90-х годов, когда школа взяла курс на вариативность образования. Т.е. школы получили свободу, некоторые школы вообще этот предмет выбросили. За короткий срок в стране были написаны многочисленные авторские программы, учебники, пособия. Причем качество многих было более чем сомнительно.
Выяснилось, что содержание образования перегружено второстепенной устаревшей информацией. Получив право работать по любой программе на выбор, некоторые школы вообще исключили химию из учебных планов. Возникла опасность разрушения единого образовательного пространства страны. Как следствие, актуальным стал вопрос о стандартизации содержания школьного образования. В законе РФ об образовании, ГОС является основой оценки уровня образования и квалификации выпускников не зависимо от форм получения образования и включает в обязательном порядке инвариант содержания основных образовательных программ, максимальный объём нагрузки и требования к уровню подготовки выпускников. ГОС призван защитить личность учащегося в образовательном процессе и гарантировать ей необходимый минимум знаний. Введение ГОСа должно обеспечить эквивалентность образования, полученного независимо от типа образовательного учреждения. В законе закреплены 2 уровня стандартизации: Федеральный и Национально-региональный.
Лекция №4
3. Стандарт – это главный нормативный документ, определяющий содержание школьного образования. Первый стандарт 1995 год Академик Лебедев. Задачей стандартов первого поколения было сохранение инвариантного ядра общего среднего образования, предоставление равных возможностей для продолжения образования.
Новый стандарт, цель – не сумма знаний, умений и навыков, а формирование познавательных и личностных способностей. Новые стандарты должны задать в системе образования ориентиры развития. Разработка ГОСов для старшей школы планируется в 2008 году с учетом профильного образования. Существует мнение, что стандарты должны меняться каждые 5 лет.
Базисный учебный план (БУП).
В 1991 году школам было предложено по 1 из 15 программ. Действующий в настоящее время базисный учебный план – качественно новый документ, с помощью которого можно создать учебный план школы, отражающий все её особенности и
9 одновременно обеспечивающий необходимый образовательный минимум. БУП представляет собой таблицу, в которой указана недельная нагрузка по предмету
(суммарная за 2 года).
Структура базисного плана:
1.
Инвариантная, обозначены образовательные области (и обязательный минимум для их изучение).
2.
Вариативная часть, резерв времени, отданный в распоряжение школы.
Т.о. БУП регламентирует деятельность школы в следующих аспектах:
• определяет обязательнее для изучения образовательные области;
• устанавливает минимальный объем, в которых они изучаться;
• указывает оптимальную учебную нагрузку.
Структура БУП исключает возможность изъятия отдельных предметов из учебного плана школы. Работая по БУП, каждый учитель получает возможность совершенствовать содержание и методику преподавания своего предмета, создавать авторские программы и курсы, внедрять новые программы.
Программы и учебники.
Программа – нормативный документ, который определяет всю систему работы учителя. В основе программы лежит определенная концепция. Её нельзя менять в течение всего срока обучения, на который рассчитана программа. Программа может быть утверждена министерством РФ, региональными органами образования или педсоветом школы, если это спецкурс, элективный курс, факультатив, реализуемый за счет школьного компонента времени.
Учебные программы составляются на основе базисного плана, государственного образовательного стандарта гособразования и минимум образования.
Структура программы:
1. Объяснительная записка, раскрываются цели и задачи изучения химии и основные идеи, реализуемые в курсе.
2. Содержание программы, указывается содержание тем, типы расчетных задач, лабораторные опыты, демонстрационные опыты и количество часов на изучение каждой темы.
3. Требования к учащимся.
Программа – обязательное методическое руководство для учителя, необходимое ему для профессиональной деятельности. Любая программа оставляет за учителем право применять её творчески (менять временные рамки, менять последовательность изучения). Программы объединены в сборники программ и разделены на три
группы:
1. Программы базового уровня образования (8-9 класс).
2. Программы курса химии общеобразовательных учреждений (реализуют концентрический уровень, программы бывают одноуровневые и двухуровневые).
10
3. Программы профильного изучения химии (углубленное изучение химии в 8-9 классах).
Чтобы программа уровня РФ получило прав на жизнь, она должны быть подкреплена соответствующими учебниками. Список учебников ежегодно обновляется. Учебник должен иметь грифы: «допущен министерством образования»,
«рекомендован министерством образования». Существует федеральный комплект учебников.
5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.
В соответствии с концепцией модернизации образования РФ на период до 2010 года.
На старшей ступени предусматривается профильное обучение старшеклассников. Профильное обучение направлено на реализацию личностно- ориентированного подхода.
Переход к профильному обучению преследует следующие цели:
1. Обеспечить углубленное изучение отдельных дисциплин программы полного общего образования.
2. Создать условия для значительной дифференциации содержания старшеклассников с широкими, гибкими возможностями, построение школьниками индивидуальных образовательных программ.
3. Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разных категориям учащихся.
4. Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.
В конце 80-х начале 90-х в стране появились новые виды образовательные учреждения (лицеи, колледжи, гимназии), ориентированные на углубленное изучение каких-то предметов. Углубленное изучение: все предметы изучаются на достаточном уровне, а один более углубленно за счет резерва времени школы. Профильное
обучение: предмет изучается более глубоко за счет сокращения учебного материала других непрофильных предметов.
Модель общеобразовательной школы с профильным обучением предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинации учебных курсов, которые должны обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Она должна включать в себя базовые общеобразовательные курсы, профильные, элективные.
Базовые общеобразовательные курсы – курсы обязательные для всех учащихся для всех профилей обучения (математика, история, русский, иностранный, физкультура, интегрированные курсы: обществознание, естествознание). По базовым курсам сдается ЕГЭ.
Профильные курсы – курсы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля. По профильным курсам также сдается
ЕГЭ.
11
Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся.
Элективных курсов должно быть 4-5, ребенок должен посещать 2-3. Элективные курсы выполняют две функции:
1. Поддерживать изучение основных профильных курсов.
2. Для внутрипрофильной специализации обучения.
Возможные формы организации профильного обучения:
1. Модель внутришкольной профилизации, отдельная школа может быть однопроыильной или многопрофильной и сама в состоянии обеспечить проведение профильного образования.
2. Модель сетевой организации, профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Возможно объединение нескольких школ или объединение школы с учреждениями высшего или профессионального образования.
Лекция №5
Воспитание учащихся в процессе изучения химии
Воспитание подрастающего поколения всегда было одной из основных функций школы. Каждая общественная формация предъявляет свои требования к воспитанию подрастающего поколения. Если раньше большое значение имело атеистическое воспитание, партийно-политологическое воспитание, то сейчас на первый план выходит эколого-экономическое наряду с профориентационным, трудовым и т.д.
Для успешного осуществления воспитывающего обучения необходимы следующие условия:
1. Научность содержания.
2. Реализация межпредметных связей.
3. Единство теории практики.
4. Учет уровня предыдущей подготовки и возрастных особенностей учащихся, учет их познавательной способности.
Трудовое и профориентационное воспитание.
Необходимым условием трудового воспитания является наиболее полное осуществление принципа политехнизма, при этом важнейшим является формирование практических умений и навыков. Выполняя на лабораторных и практических занятиях разнообразные экспериментальные задания, учащиеся привыкают работать аккуратно, бережно обращаться с реактивами и лабораторным оборудованием, учатся планировать свои действия.
Трудовому воспитанию способствует работа в учебно-воспитательных комбинатах (УПК), прохождение практики в ВУЗах. Содержание учебного материала направлено на формирование системы понятий, которые входят в круг профессиональных знаний рабочих массовых химических профессий. Задачи трудового и допрофессионального воспитания служат: рациональная организация учебного труда школьников на уроках и практических занятиях, использование творческих заданий, проведение уроков «ролевая игра», проведение уроков-