Файл: Литература Д. М. Кирюшкин, В. С. Полосин, Методика обучения химии, 1970 г. Н. Е. Кузнецова, Методика преподаваний химии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
30
1. Урок – приобретение и усвоение новых знаний. Учащиеся должны усвоить определенный объем учебной информации, приобрести необходимые умения.
Главное внимание учителя и учащихся направлено на изучение нового материала, но не исключаются элементы проверки, закрепления и совершенствования знаний и умений. На таких уроках широко используются технические средства обучения (ТСО), лабораторные и демонстрационные опыты. Наиболее целесообразно такие уроки проводить:
• в начале курса или темы;
• при изучении сложного теоретического материала, требующего обстоятельного разъяснения на уроке (например, гидролиз солей, электролиз или коррозия);
• при наличии большого объема описательного материала;
• в урок включаются демонстрационные или лабораторные опыты, выполнение которых занимает много времени.
Схема урока:
• краткая вводная часть;
• изучение нового материала;
• краткое обобщение и домашнее задание.
2. Урок – обобщение и совершенствование знаний. Цель урока – повторить, обобщить, систематизировать ранее полученные сведения, установить связи между отдельными блоками знаний.
Схема урока:
• вводное слово учителя и постановка задачи;
• основная часть в виде беседы, семинара, конференции, возможна самостоятельная работа с учебниками и справочниками, решение расчетных или экспериментальных задач;
• обобщение учителем.
Уроки можно классифицировать по основному способу или доминирующему
методу проведения урока:
1. Урок – рассказ.
2. Урок – беседа.
3. Урок – лекция.
4. Урок с выведением поурочного бала (нет четкой границы между опросом и объяснением, опрос и объяснение перекрывают друг друга, оценки выставляются по результатам работы на всем уроке). Например: свойства кислот. Весь урок идет объяснение, но половину материала объясняют ученики.
5. Урок – решение экспериментальных задач.
6. Урок с использованием видеофильмов
Например, урок «Этиленовые углеводороды». Этапы проведения урока:
• проверка опорных знаний, уточнение и углубление знаний с целью подготовки учащихся к усвоению нового материала;
31
• изучение строения молекулы этилена (учащиеся получают листы с перечнем вопросов, на которые они должны ответить в ходе просмотра фильма);
• просмотр фильма, для выполнения учащимися необходимых рисунков или записей некоторые кадры необходимо останавливать;
• закрепление – учащиеся устно отвечают на вопросы; краткая проверочная работа по вариантам, на следующем уроке краткий анализ этих работ и после проверки домашнего задания самостоятельная работа на оценку.
7. Интегрированный урок. В отличие от уроков, на которых устанавливаются межпредметные связи и учебный материал по химии иллюстрируется сведениями из других предметов. На интегрированном уроке обозначенная тема рассматривается с разных точек зрения, такие уроки проводят обычно несколько учителей. Например, минеральные удобрения (химик, биолог), производство серной кислоты (химик, эколог). Интегрированный урок можно проводить на любом этапе. Проведение интегрированных уроков создает условия для использования при обсуждении данной темы разнообразных знаний, способствующих развитию интереса учащихся к предмету. Возможны различные формы проведения: собеседование, конференция, ролевая игра, зачет, дискуссия.
Уроки по системе Шаталова с использованием опорных конспектов.
Первый урок:
Шаталов – преподаватель физики и математики. Суть методики: на уроке объясняется сразу достаточно большой объем материала. В начале учитель объясняет весь материал первый раз, делая необходимые записи на доске, используя демонстрационные опыты и наглядный материал. Ученики в это время слушают, наблюдают, никаких записей не делают, т.е. внимание не рассеивается, все направлено на понимание и запоминание.
После первого объяснения учитель демонстрирует ученикам красочный конспект. Конспект представляет собой набор опорных сигналов, и включает в себя основное содержание предыдущего объяснения. Пользуясь конспектом, учитель ещё раз сжато повторяет объяснение. При необходимости повторяет ещё раз, добиваясь полного понимания.
Затем ученикам раздаются или полностью готовые конспекты или незаконченные конспекты, где нужно что-то дописать, дорисовать. Домашнее задание – прочесть учебник, всмотреться в конспект, прокрутить в голове рассказ учителя.
Конспект – это набор определенных символов и рисунков, в которых зашифровывается весь материал. Весь материал разбивается на блоки, каждый блок имеет свою границу и выделен своим цветом. Блоков должно быть не более 7, минимум слов. Конспект должен быть образным и легко запоминаться. Минимум изобразительных средств, максимум информации.
Составление таких конспектов требует большой фантазии и много времени, поэтому первоначально используете их 2-3 раза за год, постепенно они
32 накапливаются, можно привлекать к созданию конспектов старшеклассников. Такой конспект включает в себя материал нескольких уроков.
Освободившееся время используется для тренировки, закрепления, выполнения практических задач, выполнение заданий. Шаталов предлагал развешивать такие конспекты по школе. Когда ребенок постоянно глазами наталкивается, он постепенно это запоминает.
1 2 3 4 5 6
Этапы составления конспекта по Шаталову:
1. Анализ учебной программы по данной теме, отбор основного содержания, структурирование на разделы, т.е. выделение блоков информации.
2. Вычленение опорных понятий и знаний в каждом блоке, изображение их в сжатой образной форме в виде общепринятых или специально придуманных символов или рисунков, с которыми ассоциируется содержание понятия, при этом не следует увлекаться деталями, лучше придать рисунку. Новые термины целесообразно писать полностью.
3. Компоновка закодированных понятий в блоки. Выбор геометрической формы для каждого блока. Отдельные блоки должны быть обведены четким контуром и отличаться друг от друга формой и размерами.
4. Размещение блоков информации на плакате. Между блоками должно оставаться достаточное пространство, чтобы они зрительно не сливались в один блок.
5. Решение цветовой гаммы. Каждый блок должен иметь свой фон (бледных цветов, чтобы цвет не мешал восприятию картинки).
Второй урок:
15-20 минут, проверка домашнего задания (пусть в конспекте было 5 блоков) класс на память рисует конспект урока, учитель взывает двух учеников: первый шепотом рассказывает учителю содержание первого блока учителю, второй – на магнитофон, затем они садятся и начинают рисовать со второго блока.
К доске идет следующая пара и рассказывает второй блок, садятся и рисуют на местах с третьего блока и так весь конспект до конца. Оценки выставляются сразу.
Конспекты по мере готовности сдаются и сразу же проверяются. Ошибки не исправляются, оценки не ставятся, но раскладываются по стопкам: «5», «4», «3».
После того, как тихий опрос закончен и конспекты сданы, к доске выходят по очереди 5 человек и рассказывают содержание каждого блока. За 20 минут опрошено
15 человек.
Шаталов большое значение придавал нравственной обстановке в классе, ученик не должен бояться отвечать, двойки он вообще не ставил, использовал ведомости открытого типа, где выставлялись «4» и «5», «3» выставлялись карандашом, вместо «2» ставились «дырки» которую ученик может исправить.
При обучении используются одноместные парты (поддерживается дисциплина, и дети не списывают). Вместо экзаменов использовал тест группового контроля, при подготовке к тесту нужно ответить на 70 вопросов, на тесте ребята делятся на группы по 8-10 человек, каждому достаётся 7 вопросов.
Первая группа, которая сдает, получает на бал выше. Если ученик не отвечает на вопросы, он с опроса снимается, но может пересдать тут же с другой группой.
Если снова не получилось, то к нему прикрепляют консультанта из тех, кто сдал на 4
33 и через 1-2 дня пересдача. Если он сдает, то получает оценку, а консультант получает
«5», но ответить уже нужно будет на 14 вопросов.
В результате этой методики исчезает деление на сильных и слабых, резко сокращается время на изучение материала и большая разговорная практика.
Лекция №13
Пути оптимизации урока (пути совершенствования) урока.
Проблема активизации (совершенствования урока) – одна из самых главных проблем воспитательного процесса. Наибольшее внимание уделяется при этом поиску путей использования новых форм организации деятельности на уроке. Это лекционно-семинарская система занятий, это подача материала крупными блоками, это опережающее обучение и организация «библиотечных» уроков, организация химического практикума, организация дидактических игр, использование компьютера и т.д. Активизации урока также способствует четкая постановка цели урока, причем, цель урока (для ребенка) – не научить, а должна быть поставлена проблема; эмоциональное и целенаправленное изложение материала, использование межпредметных связей и жизненного опыта, использование различных форм домашнего задания, которые не дублируют работу в классе.
Требования к учителю:
1. Глубокие знания и умение их преподнести.
2. Умение сочетать обучение и воспитание.
3. Тщательная подготовка к уроку.
4. Умение поддержать и подбодрить учащегося.
5. Систематическая работа над собственным профессиональным уровнем.
Факультативные занятия по химии.
Факультативные занятия по химии были введены в 1967 году.
Цели факультативных курсов:
1. Углубление знания по химии
2. Развитие интересов и способностей к химии
3. Овладение методами химической науки
4. Реализация межпредметных связей химии с другими науками.
5. Профессиональная ориентация.
Факультативные курсы – особая организационная форма занятий, это занятия добровольные, включены в расписание (углубление по химии), входят в нагрузку учителя. Факультатив отдельно не оплачивается.
Методика проведения факультатива отличается от методики проведения урока.
Виды факультативных занятий:
1. Дополнительные главы. Сопровождает, расширяет и углубляет основной курс, здесь увеличена доля эксперимента
2. Спецкурсы. Меньше связаны с основной программой
3. Практикумы.
34
Учитель может предложить свою программу факультатива. Программа факультатива должна быть утверждена на педсовете школы и после такого утверждения учитель набирает факультатив.
Требования к факультативу:
1. Тесно увязаны теория и практика.
2. В больше степени, чем основной курс вооружать знаниями, умениями и навыками, лучше трактовать теорию, но не уходить далеко от школьной программы.
3. Факультатив должен быть логически завершен.
Методы изучения факультативных курсов:
Они приближаются к методам высшей школы, это лекции, семинары, самостоятельная работа, личная инициатива учащихся, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов и т.д. Организуя факультатив, преподаватель приглашает всех желающих (обычно одной параллели), но если ребенок изъявил желание, он должен факультатив прослушать до конца, но это не означает, что ребенок не имеет право пропускать факультатив, для учета посещаемости заводится специальный журнал. Ребенок, окончивший факультатив, получает запись в аттестате. Эта запись дает при прочих равных условиях право на поступление.
Внеклассная работа по химии.
Это составная часть учебного процесса. Выполняет функции обучения, воспитания, развития. Внеклассной работой по предмету называют такую учебную работу, которую учащиеся выполняют добровольно под руководством учителя во внеурочное время и сверх учебного плана. Важнейшей задачей внеклассной работы по химии является: развитие у учащихся умение самостоятельно работать с литературой и навыков экспериментальной работы в лаборатории.
Основные принципы построения внеклассной работы:
1. Принцип единства учебной урочной и внеклассной работы.
2. Принцип добровольности
3. Принцип научности.
4. Принцип доступности.
В зависимости от содержания различают следующие формы и виды работы:
Формы
Виды
1. Индивидуальная
2. Групповая форма
3. Массовая
1. работа с литературой, составление рефератов, докладов, сообщений, небольшие исследования.
2. химический кружок, выпуск стенгазеты, изготовление стендов.
3. химические вечера, олимпиады, подготовка устных журналов, декада химии, конференции, экскурсии