Файл: Литература Д. М. Кирюшкин, В. С. Полосин, Методика обучения химии, 1970 г. Н. Е. Кузнецова, Методика преподаваний химии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 200

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

24 химии для общеобразовательных учреждениях России», там представлены списки реактивов, таблиц и т.д.
Школьный химический кабинет - рационально размещенный комплекс оборудования, мебелью и приспособлениями, обеспечивающими эффективное преподавание предмета.
1   2   3   4   5   6

Требования к организации школьного химического кабинета:
• Создание благоприятных условий для проведения занятий (освещение, водоснабжение, электропитание).
• Создание рациональной планировки.
• Оснащение кабинета разнообразными видами средств обучения.
• Оборудование рабочих мест учителя, учащегося и лаборанта.
• Оборудование кабинетов ТСО и организация их использования на занятиях, организация различных экспозиций.
3. Учебники химии.
Учебники химии – это средство обучения, которые ученик использует индивидуально, в школе и дома. Это инструмент познания и носитель учебной информации. Одно из новых требований к учебнику состоит в введении материала, развивающих мышление обучаемых. Учебник – это не просто энциклопедический справочник, это своеобразный сценарий будущего процесса обучения. Ещё одним важнейшим требованием следует считать отражение в нём соответствующей науки системы и соблюдение её внутренней логики.
Лекция №10
Контроль результатов обучения
Функция: образовательная (коррекция), воспитательная (работать систематически), развивающая (умение работать самостоятельно).
Формы контроля:
1. Способ организации:
• Индивидуальный.
• Дифференциальный.
• Групповой.
• Фронтальный.
2. Способ подачи информации:
• Устный.
• Письменный.
• Эксперимент.
Виды контроля:
• предварительный,
• текущий, тематический,
• итоговый.

25
Текущий контроль – течение всего урока, в течение всей темы.
Итоговый контроль – конце года или в конце курса.
Индивидуальный контроль – наиболее полноценный метод контроля проверяются не только знания, но и развитие речи, умение аргументировать, вычленять главное и т.д. При опросе сначала вопрос, затем фамилию
Недостатки индивидуального вопроса: требуется много времени. Опрос можно уплотнить: вызвать к доске сразу несколько человек. В это время надо опрашивать класс с места.
Комбинированный опрос (устный + письменный, затем выдать карточки) – уплотненный опрос + работа по карточкам. Вызвать к доске, выдать карточки, затем опрос с места. На карточках вопрос формулировать четко, вопросы на карточке не должны дублировать вопросы у доски и в классе. Карточки не забыть собрать. Или сразу назвать оценку, или сказать, что к следующему занятию проверите. Плюс этих опросов: большая экономия времени. Основные ошибки: забываете сообщить оценки, диалог ученика и учителя ведется чуть ли не шепотом. Если ответ откровенно слабый, не надо из него вытягивать этот ответ, лучше вызвать другого ученика, а этому предложить пересдать.
Фронтальный опрос (фронтальная беседа). Вопросы четко формулируются и требуют краткого ответа. Оценка выставляется за несколько ответов, следовательно, необходим четкий контроль всех ответов. Может быть самостоятельный вид опроса, или дополнительный. Например, при уплотненном опросе. Он должен проходить в хорошем темпе.
Зачет – это метод проверки в старших классах. Может быть устный, дифференцированный и т.д. Обычно проводится в конце темы. Сообщают о сроках проведения заранее и сообщают заранее вопросы. При изучении темы класс разбит на группы (по 3-4 человека ). На каждом уроке группы задают друг другу вопросы или учитель задает вопросы, а группы отвечают. Каждый вопрос имеет свою цену
(жетоны). На зачете группа имеет право выкупить любой вопрос. Если они могут выкупить половину вопросов, зачет ставится автоматом.
Зачет в форме ромашка. Класс разбивает на группы (5-7 человек), в каждой группе выбирается проверяющий. Заранее выдаются вопросы. Накануне учитель собирает проверяющих и они обсуждают ответы на все вопросы. На самом зачете класс сидит группами. На столе ромашка. Количество лепестков = количеству вопросов. Лепестки пронумерованы. 1 или 2 кубика. Первый ученик бросает кубик и отвечает на тот вопрос, который ему выпал. Проверяющий исправляет, дополняет, оценивает. Номер на лепестке закрывают. Далее затем кидают кубик. Плюсы: опрашивается весь класс, ребенок отвечает на 5-7 вопросов, слышит ответы на все вопросы, т.е. проговаривается вся тема.


26
Экзамен – это метод заключительной проверки. В 9, 11 – выпускной, в 8, 10 – переводной. К экзамену химкабинет специально готовят: выставляют все реактивы.
Оборудование, схемы, таблицы. Перед экзамен обязательно консультация. Главная цель консультации – показать и рассказать где что в кабинете находится, ответить на вопросы. Если ребенок выбрал себе экзамен по билетам, нужно приготовить 15 экспериментальных опытов, 15 задач (если 30 билетов).
Письменная проверка результатов обучения. К методам письменной проверки результатов относится: контрольная работа (40-45 минут). Проверочная (10-15 минут), письменное домашнее задание, тест, ЕГЭ. Контрольная работа на целый урок. Не чаще одного раза в четверть. Две контрольные работы в один день по разным предметам нельзя. Следовательно, необходим график которая хранится в школе и является документом отчетности. Может быть проверена всеми вышестоящими организациями.
Контрольная работа выполняется в отдельной тетради, на тетради можно указать номер стола. Содержание контрольной работы должно охватывать весь наиболее важный материал темы. Задания могут быть: вопросы, задачи, тестовые задания, графические задания и т.д. Задания могут быть на доске или на карточке. Перед работой маленький инструктаж как выполнять работу. За 5 минут сообщить о конце урока. За минуту до конца урока собрать работы. Проверку осуществлять к следующему занятию. Ошибки только подчеркивать, указывать не надо. На следующем уроке разбор, работа над ошибками: выбрать наиболее сложные задания, которые не решило большинство и прорешать их на доске. Или каждый делает работу над ошибками самостоятельно. Он умеет право проконсультироваться у учителя или с отличником. Работа над ошибками проводится в классе, но разбираются задания аналогичные в контрольной, при этом работает весь класс.
Самостоятельная работа. Это работа на 10-15 минут каждый урок без предупреждения.
Тесты. Это краткие стандартизированные задания. По результатам о выполнении которых можно судить о знаниях, умениях и навыков испытуемого. Как правило, выполнение тестов ограничено во времени. При составлении тестов вы должны четко представлять, что вы хотите проверить этим тестом. Если вы хотите выявить слабых учеников, тест должен быть легким. Если нужно отобрать сильных учеников на олимпиаду – сложным. Тест должен обладать высокой валидностью (показывает, что измеряет тест и на сколько хорошо). Контроль с помощью наборов тестов должен удовлетворять двум видам валидности: содержательной и функциональной.
Содержательная валидность связана с предметными знаниями, поэтому задания должны охватывать все основные единицы изучаемого материла. Экзаменационный билет обладает низкой содержательной валидностью, чтобы её повысить, нужно прибавить вопросы. О функциональной валидности судят по достижению поставленных целей обучения. При подготовке письменных тестов используют две формы введения ответа. Это самостоятельное составление (конструирование) ответа и выборочный тип ответа. Самостоятельное конструирование ответов в ряде случаев


27 ведет к необъективной оценке. Задания с выборочным типом ответов критикуют за подавление свободы творчества, а также предъявление неправильного ответа может вести к его запоминанию. Важно, чтобы выборочный тип ответа использовался только в двух случаях: когда для выбора даны такие и только такие ответы, которые представляют собой конкретный ответ, причем ребенок должен знать число конкретных правильных ответов. Когда ни один ответ не предусматривает его усвоения (цифра, число).
Лекция №11
Типы тестов:
1. Тест-дополнение: задание, предложение с пропуском слова, цифры, формулы
(пример: формула серной кислоты …).
2. Тест-напоминание: прямой вопрос, требующий однозначного ответа (пример: какова реакция среды раствора ZnCl
2
).
3. Альтернативный тест: состоит из предложений, содержащих какое-либо утверждение, правильность или неправильность которых определяет учащийся.
Может использоваться на химическом диктанте. Предложения формируются лаконично и однозначно. Ответ словами: «правильно», «неправильно», «да», «нет»,
«+», «-» или графически.
Пример:
1 вариант: объект N
2 2 вариант: объект NH
3
Вопросы:
1. Газообразный при обычных условиях.
2. Не имеет запаха.
3. Не имеет цвета.
4. Выборочный тест: задание + правильные и неправильные ответы (обычно 4-5).
Выполняется на карточках с помощью цифр и букв или с помощью перфокарты.
Пример: Валентность углерода в органических соединениях равна:
a. 1 b. 2 c. 3 d. 4
С помощью перфокарты: перфокарта – это листок с вырезанными местами для ответов и фамилии, в окошке ставят значки. Дешифратор: на прозрачной бумаге правильные крестики.
5.Тест-сличение: состоит из двух связанных друг с другом столбцов, данных под различными номерами. Выполнение задания сводится к поиску. Пример:
1. CH
2
=CH
2 2. CH
3
-CH
3 3. C
6
H
6 1. sp
2. sp
2 3. sp
3
Главное условие – неравенство столбцов.
6. Тест-ранжирование: перечень объектов контроля явлений, величин, которые должны быть расположены по порядку. Наименования должны быть однопорядковые и их не должно быть больше десяти. Пример: расположить


28 элементы по возрастанию томной массы или по количеству валентных электронов.
7. Комбинированные: тесты разных видов.
Способы проверки выборочного теста: с помощью перфокарты обычным способом, таблицы с буквами.
Ответы
Вопросы
А
Б
В
Г
1
А
В
Е
Д
2
Т
Ш
К
М
3
О
Р
П
О
4
Н
М
Л
К
Буквы складываются в слово АТОМ.
8. Поливариантное экспресс-тестирование с комбинированным ответом (ПЭТКО).
Всему классу последовательно предлагаются одни и те же вопросы, относящиеся к разным объектам, 6-10 вариантов. Каждому варианту соответствует ответ в виде числа. Это число возникает в результате операций мыслительной деятельности, анализа информации, расчета и т.д., т.е. ответ является конструированным. Например: определить число электронов на последнем уровне у атома… Подсчитать общее число p-электронов… Указать общую сумму коэффициентов у конкретного вещества.
Химический диктант.
Это фронтальная письменная работа, рассчитанная на 3-10 минут.
Представляет собой систему вопросов или заданий, которые диктует учитель и ответов, которые учащиеся сразу же дает в письменном виде. Вопрос зачитывается дважды. Специальное время для ответа не выделяется. Вопрос учащимися не записывается, а ставят только номер. Когда не знают ответа, ставят прочерк. Обычно
4,5 или 8-10 вопросов. Ответы: «да», «нет», «формула». Хорошо использовать символы.
• Достоинства программированного контроля: экономится время, быстро проверяется, высокий интерес учащихся.
• Недостатки: не развивается речь, элемент угадывания, задания простые, не весь материал можно запрограммировать.
Групповой письменный контроль.
Класс разбит на группы по 4-5 человек. Каждая группа выполняет свой вариант самостоятельной работы, затем работы передаются по кругу, каждый ставит оценку и расписывается.
Достоинства: каждый прорешает 4-5 вариантов.
Учебники химии

29
Текстовые аппараты
Основные: (знания об основных понятиях). Обязательно для усвоения
Дополнительные:
Усиливают научную доказуемость и эмоциональную нагрузку учебника – необходимая часть.
Пояснительные: справочные параграфы
Нетекстовые аппараты
Аппараты ориентировки: оглавление, предисловие, шрифтовые выделения, предметные указатели.
Иллюстрации: рисунки, схемы, таблицы, чертежи.
Аппарат организации усвоения: вопросы, задачи, ответы, обобщенные таблицы.
В 8-9 классе:
1. Выборочное чтение.
2. Работа с химическими знаками, уравнениями
3. Постановка вопросов и т.д.
В старших классах:
Учитель ставит проблему, ученики должны найти ответы в книгах.
Лекция №12
Организационные формы обучения химии
Урок – главная организационная форма обучения.
Помимо урока существуют другие организационные формы обучения: факультативы, кружки, экскурсии и т.д., но урок играет главенствующую роль, потому что любую другую форму можно изъять, а урок нет.
Урок – важнейшая форма обучения потому, что только на нем реализуется учебная программа по химии. Урок – особая организация учебной деятельности, характеризующаяся: a. Постоянным составом учащихся. b. Установленной длительностью занятий. c. Постоянным местом занятий.
Урок – это законченная, ограниченная во времени часть учебного процесса, в ходе которого решаются определенные учебно-воспитательные задачи. Существует несколько вариантов классификации уроков.
Если классифицировать по дидактическим целям, то возможны следующие варианты:
1. Урок – приобретение и усвоение новых знаний.
2. Урок – обобщение и совершенствование знаний.
3. Урок контроля и учета знаний.
4. Комбинированный урок.