Файл: Оглавление 2 Введение 3 Глава Формирование универсальных учебных действий младших школьников как психологопедагогическая проблема 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Способы учета уровня сформированности УУД -   в требованиях к результатам освоения учебной программы по каждому предмету и в программах внеурочной деятельности.

Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром  при организации мониторинга их достижения.        

Стартовая диагностика определяет  основные проблемы, характерные для большинства обучающихся,  и в соответствии с особенностями  ступени обучения  на определенный период выстраивается система работы.


Литература





  1. Азбука народных промыслов. 1-4 классы: дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост. И. А. Хапилина. - Волгоград: Учитель, 2010. -199 с.

  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.

  3. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М. Урок в развивающем обучении. - М., 2008.

  4. елегин М.В. Апологетика традиционного обучения. М.: ДеНово, 2011.

  5. Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. - М., 1982.

  6. Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 1962.

  7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002.

  8. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: изд-во СГПУ, 1998.

  9. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М., 2002.

  10. Изобразительное искусство в начальной школе. Обучение приемам художественно-творческой деятельности / авт.-сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 139 с.

  11. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б. М. Неменского / сост. А. Г. Александрова, Н. В.Капустина. - Волгоград: Учитель, 2006. - 61 с.

  12. Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты / авт.-сост. О. В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 74 с.

  13. Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. - Волгоград: Учитель.,2010.

  14. Изобразительное искусство. Учебно-методическая комплексная документация - М.: Агар, 2009.

  15. Методическое пособие по городецкой росписи / М. Ильченко. - VI.: ИД «Грааль», 2002.

  16. Мульдаров В.К., Баннов И.И., Прудаева О.И., Пучкин М.Г. Организационно-психологические основы развивающего образования в регионе: управление, новые педагогические технологии, личностно-ориентированный подход// Под общ. Ред. В.В.Рубцова. – М.: Международный образовательный и психологический колледж, 2002.

  17. Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Йеменский. - М.: Просвещение, 2007.

  18. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. Под ред. Л.М.Митиной - М., 2010.

  19. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство.5-7 классы. Музыка.5-7классы. Искусство.8-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.

  20. Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» / Под ред. В.В.Рубцова - М., 2010.

  21. Рубцов В.В. Социально-генетические основы развивающего образования. М.: МГППУ, 2008.

  22. Рубцов В.В., Марголис А.А., Телегин М.В. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (первый этап)// Психологическая наука и образование. 2007. №2.

  23. Рубцов В.В., Марголис А.А., Телегин М.В. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (второй этап)// Психологическая наука и образование. 2008. №2.

  24. Сборник нормативных документов. Искусство/сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-2-е изд. - М.: Дрофа, 2008.

  25. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. - М, 2010.

  26. Телегин М.В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении. М.: Алвиан, 2009.

  27. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ, 2006.

  28. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность. /под ред.С.С.Татарченковой. - СПб.: КАРО, 2008.

  29. Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/[А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова.-2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

  30. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба - М., 2010.

  31. Эпштейн М. Межпредметное интегративное погружение – как его организовать и провести. М., 2009.

Приложение



Урок №1 Тема: «Введение в предмет»

Задание: Достаньте на парту все ваши школьные принадлежности. Выберите только те принадлежности, которые могут вам пригодиться на уроках изобразительного искусства. Объясните свой выбор.

Урок №2 Тема: «Изображения всюду вокруг»

Задание: Приготовьте все необходимые принадлежности. Давайте проверим, все ли принадлежности вы приготовили.

Я в руке своей держу радуги кусочек.

Он поможет серый мир превратить в цветочек. (краски)

Как только в акварель уткнусь я хвостиком

Тот час буду рисовать то, что вы попросите. (кисть)

Имею я большой запас бумаги для каждого из вас. (альбом)

Чёрный Ивашка, деревянная рубашка.,

Где носом проведёт,

Там заметку кладёт. (карандаш)

Молодцы! Всё отгадали. Постарайтесь их не забывать.

Урок №3 Тема: «Мастер Изображения учит видеть».

Задание: Обведите лист по шаблону.

Дорисуйте лист по его половинке.

Урок №4 Тема: «Изображать можно пятном».

Задание: Работа в паре. Изобразите на листе любое пятно. Дорисуйте это пятно до сказочного животного. Обсудите с товарищем и придумайте своему животному название.

Урок №5 Тема: «Изображать можно в объеме».

Задание: Работа в группе. После того как дети вылепят своих животных, им предлагается объединить своих животных в композицию и разыграть сказку, которую они придумают о своих животных.

Урок №6 Тема: «Изображать можно линией».

Задание: Работа в паре. С помощью разных линий изобразите

домик сказочного героя. Подготовьте рассказ о том , кто может жить в этом домике.

Урок №7 Тема: « Изображать можно линией».

Задание: Используя разные линии, составьте рассказ о себе.

Урок №8 Тема: «Разноцветные краски».

Задание: После знакомства с разноцветными красками детям предлагается в паре составить и обговорить правила пользования красками на уроках.

Урок №9 Тема: « Изображать можно и то,что невидимо».

Задание: Используя различные цвета , детям предлагается изобразить свое настроение.

Урок №10 Тема: « Художник и зрители».

Задание: Прослушав рассказ учителя, составьте правила поведения в музее.
Урок №11 Тема: « Посещение музея»

Задание: Распределившись на группы, по очереди попробовать себя в роли экскурсовода.
Урок №12 Тема: « Мир полон украшений».


Задание: Работа в группе. Детям раздаются шаблоны цветика-семицветика. Дети в группе распределяют лепестки и цвета ,которыми они будут раскрашивать . Каждая группа составляет свой цветик-семицветик.

Урок №13 Тема: «Красоту надо уметь замечать».

Задание: Детям предлагается сделать свободный рисунок. Обсуждение в паре работ друг друга. Назвать достоинства и недостатки работ друг друга.

Урок №14 Тема: «Узоры на крыльях».

Задание: Детям предлагается рисунок бабочки. Левая сторона бабочки нарисована в цвете. Дети должны по образцу дорисовать бабочку в цвете.

Урок №15 Тема: «Красивые рыбы. Украшение рыб».

Задание: Детям предлагается на шаблонах различных рыб , с помощью различных линий и фигур, украсить рыб и заселить их в аквариум , который висит на доске.

Урок №16 Тема: « Украшение птиц».

Задание: Работа в паре. После изготовления сказочной птицы, детям предлагается придумать сказку о своей птице.

Урок №17 Тема: «Узоры, которые создали люди».

Задание: Детям предлагается шаблон с орнаментом. Ребята должны продолжить орнамент по образцу.

Урок № 18 Тема: «Как украшает себя человек».

Задание: Детям предлагается в паре создать украшение и подготовить его презентацию.

Урок № 19 Тема: «Мастер украшения помогает сделать праздник».

Задание: Ребятам предлагаются иллюстрации с видами городских или сельских улиц. Работа в группе. Составление коллективного панно.

Урок № 20 Тема: «Постройки в нашей жизни».

Задание: Детям предлагаются два рисунка с изображением построек. Дети должны найти пять отличий.

Урок № 21 Тема: «Рисуем дом для сказочных животных».

Задание: Ребятам предлагаются различные геометрические фигуры , из которых они должны составить дом для сказочного животного. Работа в паре. Можно предложить нарисовать обитателя этого дома.

Урок № 22 Тема: «Домики, которые построила природа».

Задание: « Узнай хозяина домика»

Урок № 23 Тема: «Дом снаружи и внутри».

Задание: Детям предлагается в паре, опираясь на имеющиеся знания по составлению орнамента, составить орнамент для обоев, которыми бы они украсили свою комнату. Выставка и обсуждение.

Урок № 24 Тема: «Строим город».

Задание: Работа в группе. Создание макета города из различных упаковок. Придумайте название городу. Защита проекта.

Урок № 25 Тема: «Все имеет свое строение».

Задание: Работа в группе. Распределить обязанности. Создать образ животного в виде аппликации. Подготовить презентацию.


Урок № 26 Тема: «Постройка предметов».

Задание: Работа в паре. Детям раздаются коробочки(упаковки). Создать подарочную упаковку,производя правильный порядок учебных действий. Выставка.

Урок № 27 Тема: «Город, в котором мы живем». (экскурсия)

Задание: Сделать зарисовку города по впечатлению после экскурсии. Коллективное обсуждение работ.

Урок № 28 Тема: «Совместная работа трех братьев-мастеров».

Задание: Работа в группе. Детям предлагаются иллюстрации различных построек. Определите задачу, которую решал автор , создавая данную постройку.

Урок № 29 Тема: «Праздник весны. Конструирование птиц из

бумаги».

Задание: После создания птицы, дети должны обсудить свои работы в паре. Детям предлагается вслух проговорить достоинства и недостатки изделия. Далее заселяем ветку. Детям предлагается повесить своих птиц на ветку,заранее приготовленную учителем.

Урок № 30 Тема: «Разноцветные жуки».

Задание: Работа в паре. Дорисовываем жука.


Урок № 31 Тема: «Сказочная страна».

Задание: Коллективная работа. Создание коллективного панно «Сказочный мир».

Урок № 32-33 Тема: «Здравствуй, лето!» Образ лета в творчестве художников».

Задание: Работа в паре. Составление устного рассказа о летнем отдыхе.

Задание: Работа в паре. Обсудите с товарищем предложенную

иллюстрацию. Опираясь на имеющиеся знания, охарактеризуйте произведение.

Приложение – Методики исследования
Методика "Рисование по точкам".

Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность

Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа.

Методика включает 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе специальной книжечки, выдаваемой испытуемому. Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 - неправильная трапеция, в задаче № 3 - ромб, в задаче № 4 - квадрат и в задаче № 5 - четырехлучевая звезда: