Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 552
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сознание и бессознательное находятся между собой в постоянном взаимодействии. Между ними нет четких переходов и границ. Считается, что в обычных состояниях основные действия индивида постоянно находятся под контролем сознания. В измененных состояниях сознания инициативу перехватывает сфера бессознательного. Взаимосвязь сознания и бессознательного просматривается на феномене сновидений. Сон – особый вид активности человека. Во время сна человек сохраняет память, может размышлять, может перемещаться, может реализовывать намерения (пробудиться в желаемое время), может обучаться (иностранному языку), может выкрикивать имена людей и др.
По мнению З. Фрейда, во сне «внутренняя цензура» человека теряет бдительность и в сознание в виде сновидений попадает то, что не пропускалось сознанием в период бодрствования. Вот таким образом сновидения уменьшают накопленную днем напряженность и представляют своеобразный механизм психологической защиты человека. Это подтверждается известной закономерностью: чем более тревожный и беспокойный образ жизни человека, тем больше его потребность во сне.
Механизмы психологической защиты. В жизни часто происходят случаи, когда мы не в состоянии взвесить все обстоятельства и выбрать то реальное поведение, которое могло бы избавить нас от неприятных переживаний. Тогда включаются механизмы психологической защиты. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку в данный момент человек решить проблему не может. Но если с течением времени проблема не решается, то защитный механизм может стать препятствием для личностного роста.
Впервые защитные механизмы были выявлены З. Фрейдом, а изучены и описаны его дочерью Анной. Остановимся на некоторых наиболее «работающих» психологических механизмах защиты.
Вытеснение. В этом случае неприемлемые для человека, травмирующие его психику переживания, обстоятельства, сведения как бы исчезают из сознания и переводятся в сферу бессознательного, но при этом продолжают оказывать влияние на поведение личности, проявляясь в виде тревоги, страха и т.д.
Проекция. В этом случае те качества, намерения, чувства, присутствующие у человека, но по каким-то причинам неприемлемые для него, им приписываются другому. Так, недолюбливая кого-то и желая ему зла, человек с помощью механизма проекции начинает искренне думать, что именно тот замышляет против него что-то недоброе.
Реактивные образования. Иногда неразумная, необъяснимая неприязнь к кому-либо трансформируется в отношениях с этим человеком в особую предупредительность, подчеркнутую вежливость, и наоборот.
Замещение – защитный механизм, когда действие, направленное на какой-либо объект, вызвано другим недоступным объектом. К примеру, человек, не сумевший реализоваться в деловой сфере, начинает много времени уделять своему хобби.
Сублимация – это процесс, посредством которого побудительная энергия переводится в другое русло, направляется на желательные для человека формы деятельности, науку, искусство, культуру. Эта энергия дает человеку силы для творчества.
Идентификация – защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу (положительному герою и др.).
Отрицание – определяется как процесс игнорирования травмирующих восприятий. К примеру, первой реакцией больного, узнавшего от врача о своем серьезном заболевании, будет следующая: «не верю, не может быть!» Это и есть основная формула механизма отрицания.
Рационализация – защитный механизм, основной функцией которого является сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств во имя обеспечения внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения. Вспомним басню И.А. Крылова «Лиса и виноград». Не сумев достать вкусных плодов, лиса успокаивает себя тем, что виноград-то зелен.
Материалы к практическому занятию
Занятие 1. Введение в курс «Основы психологии»
1. Психология как область знаний о внутреннем мире человека.
2. Научно-исследовательские методы психологии.
3. Психика и сознание человека.
4. Сознание и бессознательное.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие вопросы исследует и разрабатывает психология?
2. Назовите основные этапы развития психологии.
3. Нарисуйте структурную схему классификации методов психологического исследования.
4. Возможно ли полное познание внутреннего мира человека на основе рассмотренных методов? Докажите свою точку зрения.
5. Назовите основные функции психики.
6. Назовите психологические характеристики сознания.
7. Опишите уровни психики по З.Фрейду.
8. В чем сущность механизмов психологической защиты?
Темы рефератов
1. Выдающиеся деятели отечественной и зарубежной психологии.
2. Сравнение психики человека и животных.
3. Измененные состояния сознания.
Л е к ц и я 2. Развитие психики человека и животных
2.1. Становление низших форм поведения и психики
Как же начиналось и шло развитие психики и поведения у животных? Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком, предложил А.Н. Леонтьев в книге «Проблемы развития психики» Позднее она была доработана и уточнена К.Э. Фабри на основе новейших зоопсихологических данных, поэтому теперь ее правильнее называть концепцией Леонтьева – Фабри.
Вся история развития психики и поведения животных согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней. Выделяются две стадии элементарной сенсорной психики и перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая – три уровня: низший, высший и наивысший.
Рассмотрим вкратце их содержание.
1. Стадия элементарной сенсорной психики.
А. Низший уровень.
Для него характерны примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость. Для простейших и многих низших многоклеточных организмов, живущих в водной среде, характерны четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений, слабая пластичность поведения, нецеленаправленная двигательная активность.
Б. Высший уровень. Для представителей данного уровня (кольчатые черви, брюхоногие моллюски (улитки) и др.) наряду с наличием ощущений характерно появление важнейшего органа манипулирования – челюстей. Появляется способность к формированию элементарных условных рефлексов. Отмечаются четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развита двигательная активность (ползанье, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы.
2. Стадия перцептивной психики.
А. Низший уровень. Для рыб, членистоногих и головоногих моллюсков, насекомых характерно отражение внешней действительности в форме образов предметов. Главный орган манипулирования – челюсти. К особенностям поведения можно отнести формирование двигательных навыков. Двигательные способности весьма сложны и многообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Развито защитное поведение.
Б. Высший уровень. Данного уровня достигли такие виды живых существ, как высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие). Для животных характерны элементарные формы мышления (решение задач), складывание определенной «картины мира». К особенностям поведения можно отнести его высокоразвитые инстинктивные формы и способность к научению.
В. Наивысший уровень. На данном уровне располагаются обезьяны и некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины). Им присуще выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Они способны решать одну и ту же задачу разными методами. Обладают также способностью переносить однажды найденный принцип решения задачи в новые условия, создавать и использовать в деятельности примитивные орудия, познавать окружающую действительность независимо от наличных биологических потребностей, усматривать и учитывать причинно-следственные связи между явлениями в практических действиях (инсайт). У животных, относимых к данному уровню, выделяются специализированные органы манипулирования: лапы и руки, развиты исследовательские формы поведения.
Разумеется, наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают обезьяны. Их восприятие внешнего мира носит, по-видимому, уже образный характер, а научение происходит через механизмы подражания и переноса. В такой психике особо выделяется способность к практическому решению широкого класса задач, требующих исследования и манипулирования с предметами. В деятельности животных выделяется особая, ориентировочно-исследовательская, или подготовительная, фаза. Она заключается в изучении ситуации прежде, чем приступить в ней к практическим действиям. Животные оказываются способными к исследованию и познанию действительности независимо от наличных потребностей, и к изготовлению элементарных орудий. Весьма развитой становится система общения животных друг с другом, у них появляется свой язык.
Описав эти стадии и уровни, К.Э. Фабри пришел к выводу, что интеллект свойственен не только антропоидам, но и всем приматам, а также некоторым другим животным.
Особенно большой вклад в изучение мышления и интеллектуального поведения животных внес немецкий ученый В. Келер. Именно он впервые доказал, что высшим животным – человекообразным обезьянам – свойственны интеллектуальные формы поведения, инсайт и способность к изготовлению элементарных орудий. Келер экспериментировал также с собаками.
Животные в его опытах доказали, что животные способны к научению методом проб и ошибок (собака научилась находить центр тяжести у трости с тяжелым набалдашником для ее переноски; кошка быстро освоила способ выхода из ящика, нажимая на рычаг, открывающий дверцу; обезьяна, находясь в клетке, пыталась соединить две палки, чтобы достать банан, лежащий далеко вне клетки; обезьяна строила пирамиду из ящиков, чтобы достать банан, подвешенный под потолком и др.).
Обобщив результаты наблюдений за интеллектуальным поведением животных, Р. Йеркс выделил следующие основные особенности, которые характеризуют такое поведение:
1. Детальное изучение животным ситуации, прежде чем оно начнет действовать.
2. Наличие колебаний, перерывов между действиями, напоминающих «размышления».
3. Попытки разумного, целенаправленного реагирования на ситуацию, выражающиеся в том, что животное сразу пытается решить возникшую проблему, не делая случайных движений, бессмысленных проб и ошибок.
4. В случае, если первоначальный способ решения оказался неудачным, вслед за ним применяется новый, причем переход от одного способа решения к другому кажется быстрым и внезапным.
5. Удерживание в процессе выполнения действия конечной его цели в сфере внимания. Разумность и целенаправленность всех совершаемых движений, их подчиненность достижению цели.
6. Наличие в деятельности особого критического момента, когда животное как бы внезапно и быстро совершает необходимую серию действий, прямо ведущих к цели. Эта часть деятельности для наблюдателя очевидным образом определяется от всех предыдущих попыток.
7. Легкость повторения в новых условиях однажды найденного решения проблемы.
8. Способность обнаруживать, усматривать существенное в ситуации, обращать на него внимание, отвлекаясь от всего остального.