Файл: 34. Организация профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 288

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, общими и специфическими умениями, навыками, позволяющих выполнять работу в конкретной сфере профессиональной деятельности.

Уровень профессиональной подготовки работника для выполнения определенных служебных обязанностей современные авторы называют квалификацией. В данное понятие входят имеющиеся у сотрудника знания, опыт работы, различные профессиональные навыки.

Существуют различные подходы к определению понятия «повышение квалификации». Рассмотрим некоторые из них.

В соответствии со ст. 76 ФЗ «Об образовании РФ», «повышение квалификации, осуществляющееся в рамках дополнительного профессионального образования, направлено на развитие и (или) получение новой компетенции, которая необходима для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации» [3].

По мнению С.Н. Ларина, повышение квалификации - это обучение, обусловленное изменением характера и содержания труда специалистов на занимаемой должности, моральным старением знаний [29].

А.С. Афонин и А.Я. Кибанов дают следующее определение: «повышение квалификации - это подготовка работников, включающая совершенствование профессиональных компетенций в связи с повышением в должности или изменениями квалификационных требований к профессии [7].

Е.А. Власова определяет повышение квалификации, как обучение сотрудника для углубления или совершенствования имеющихся у него профессиональных знаний, необходимых для его деятельности [14].

А.И. Родина считает, что повышение квалификации - специальная форма подготовки, предусматривающая комплексный подход к профильному обучению и поддержанию необходимого уровня подготовки кадров [36].

По мнению Агафонова А.А., повышение квалификации - это подготовка кадров для развития знаний, умений и навыков в связи с усложнением требований к профессии или повышением в должности [4].

О.Г. Сорокина, В.В. Павлеванов и Е.И. Цветлинский Е.И отмечают, что повышение квалификации – это важное звено в сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Изменяя уровень квалификации, организация может обеспечить весьма полное соответствие структуры работников структуре рабочих мест с учетом всех требований, предъявляемых к качеству рабочей силы [39].

Проведя обзор теоретических подходов к определению понятия «повышение квалификации», в целом можно сказать, что существующие трактовки похожи и в полной мере отражают содержание повышения квалификации персонала предприятия.


Таким образом, повышение квалификации персонала - это системное и целенаправленное совершенствование профессиональных знаний и навыков с помощью инновационных технологий и обогащения передового профессионального опыта.

Сведем в таблицу точки зрения различных авторов по поводу сущности понятий (табл. 1, 2).

Таблица 1 - Определение профессиональной подготовки различными авторами


Автор

Определение

Новгородцева И. В. ФЛИНТА, 2017. – 378 с.

ПП - система организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной направленности, знаний, умений и навыков и профессиональной готовности

Бражник Е.И., Лаврентьева О.Г., Лебедева Л.И. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. 127 с.

ПП:

- готовность специалиста к профессиональной деятельности в соответствии с государственными стандартами;

- «процесс обогащения деятельных способностей личности» (В.Г. Онушкин);

- «процесс постановки, разворачивания, адаптации и «вживления» профессионального контекста в субъективную реальность с последующим запуском его профессионального совершенствования и развития» (А.И. Вовк);

- учебная деятельность, связанная с выполнением определенных «специализированных функций в системе технологического разделения труда», включающая расширение и углубление знаний теоретических основ профессии; приращение профессиональных знаний; освоение ноу-хау; совершенствование трудовых навыков;

- учреждение, где осуществляется повышение профессиональной квалификации и переподготовки кадров;

- имеющееся у человека понимание сути дела, знания, умения, навыки, компетенции позволяющие выполнять профессиональные функции

Беляева А.П. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.]; под ред. В.А. Сластёнина. - 4 изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. 368 с.

ПП:

- объективная подготовленность человека к решению разнообразной сложности профессиональных задач;

- формирование личности специалиста, готового к овладению профессиональным мастерством, являющимся и целью, и средством, необходимым для самоутверждения человек как социально-ориентированной личности



Таблица 2 - Определение повышения квалификации различными авторами


Автор

Определение

Афонин А.С., Кибанов А.Я. Бабурин, А.С. Кадровик. - 2013. - № 8.

ПК - подготовка работников, включающая совершенствование профессиональных компетенций в связи с повышением в должности или изменениями квалификационных требований к профессии

Власова Е.А. Прикладная информатика. - 2008. - № 5(17).

ПК - обучение работника с целью углубления или совершенствования имеющихся у него профессиональных знаний, необходимых для его работы

Родина Е.А. Народное образование. - 2013.

ПК - специальная форма подготовки, предусматривающая комплексный подход к профильному обучению и поддержанию должного уровня подготовки кадров

Ларин С.Н. Тенденции развития науки и образования. - 2018. - № 38-3. - С. 46-52.

ПК - обучение, обусловленное изменением характера и содержания труда специалистов на занимаемой должности, моральным старением знаний

Агафонов А.А. Инновационное развитие науки и образования: сборник статей II Международной научно-практической конференции. В 2 частях. - 2018. - С. 226-228.

ПК - подготовка кадров для усовершенствования знаний, умений и навыков в связи с повышением требований к профессии или повышением в должности



Обучение персонала — это перечень мероприятий, направленных на повышение квалификации, развитие профессиональных и управленческих навыков, компетенций, знаний, коммуникативных умений. Квалифицированный персонал, умеющий оперативно осваивать новые технологии и быстро решать любые вопросы, помогает осуществлять цели бизнес-стратегии.

Затраты на обучение должны восприниматься организацией не как статья нежелательных расходов, а как долгосрочные инвестиции в человеческий капитал. Для обучения сотрудников формируют систему. Это входит в задачи руководства и департамента по управлению персоналом. Правильно разработанные методики позволяют получить преимущества: развивая и обучая людей, организация получает квалифицированные и мотивированные кадры, которым предоставляется возможность сделать карьеру.


Традиционно выделяют две основные формы повышения квалификации персонала - это:

1.Обучение без отрыва от производства - с использованием внутренних ресурсов организации (сотрудник проходит весь курс обучения на рабочем месте.).

Используются такие методы, как производственный инструктаж; наставничество; стажировка; ротация кадров; использование персонала в качестве ассистентов; подготовка в проектных группах. Эта группа методов необходима для того, чтобы сотрудник смог овладеть необходимыми навыками работы с оборудованием и инструментами [28, 29].

Обучение персонала на рабочем месте проводят с помощью современных методов обучения таких как:

- баддинг (от buddying - «партнёрство») - включение обучаемого в процесс деятельности другого человека.

- шэдуинг (от shadowing - «бытие тенью») - наблюдение за процессом работы руководителя или коллеги, обладающего профессиональным опытом, в течение нескольких дней.

- стажировки - секондмент (от secondmеnt - «командирование») - метод совершенствования профессиональных компетенций работников является видом ротации персонала, при которой сотрудник временно переводится на иную должность, а потом возвращается к своим обязанностям;

- коучинг (coaching) - раскрытие потенциала личности обучаемого. Метод направлен на трехстороннее совершенствование работника (личная жизнь, общественная деятельность, профессиональная деятельность), посредством сотрудничества и помощи;

- тьюторство (tutoring) - сопровождение процесса обучения, обсуждение опыта переноса полученных знаний в реальную практику [10] .

Обучение действием ("Аction learning") - метод обучения менеджеров без отрыва от рабочего места, при котором создается рабочая группа на определенный период времени с целью решения конкретных бизнес-задач организации [38] .

Итак, рассмотренные методы обучения на рабочем месте отличаются практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями работников и являются наиболее результативными с точки зрения выработки и закрепления профессиональных умений и навыков.

Форма обучения на рабочем месте является бюджетным вариантом. При этом она очень эффективна и оперативна, так как облегчает учебный процесс тех работников, кто не привык к обучению в аудиториях. Обучение на территории компании обычно подразумевает собой приглашение преподавателя. Недостаток обучения на рабочем месте заключается в том, что цель и порядок обучения легко могут затеряться за рабочими делами и временными рамками сотрудников [45].


У такого обучения имеются и преимущества:

1.Менее дорогостоящее мероприятие (чем обучение вне рабочего места), так как проходит в обычной рабочей обстановке.

2.Возможность сохранения за работниками их служебных обязанностей;

3.Обучаемый полностью погружен в рабочую атмосферу и впоследствии его адаптация пройдет быстрее и успешнее;

4.Приобретение практического опыта.

Выделяют следующие принципы обучения на рабочем месте:

- обеспечение слушателей обратной связью об эффективности прохождения курсов в полном объеме и своевременно;

- практическая отработка получаемых знаний и навыков;

- перенос приобретенных знаний и навыков в рабочие условия;

- востребованность результатов обучения;

- формирование и поддержание высокой мотивации к обучению;

- учет исходного уровня знаний обучающихся [12].

Следует заметить, что такое обучение не является оптимальным для развития трудового потенциала персонала, для формирования у него принципиально новых поведенческих и профессиональных компетенций.

2. Обучение с отрывом или частичным отрывом от производства (в специализированных учебных заведениях, центрах подготовки кадров и т.д.) [12].

Основными методами подготовки и повышения квалификации вне рабочего мест являются: лекции, семинары, практические занятия, деловые игры, тренинги, моделирование, ролевые и ролевые игры, кейс-стади; дистанционное обучение, самообучение [10, 38, 45].

Реализуется видеообучение с помощью предоставления персоналу аудио- и видеопрограмм, электронных документов и т.д.

В рамках вебинара взаимодействие ведущего и аудитории осуществляется в текстовых, аудио- или видеочатах. Вебинар - это онлайн-занятие (лекция, мастер-класс, презентация и т.д. ) [24].

Используется метод видеотренинга, целями которого являются:

- стимулирование интереса к изучаемой теме;

- представление наиболее значимой видеоинформации;

- моделирование использования навыков;

- обеспечение стажеров точной обратной связью о результатах использования ими недавно изученных приемов;

- представление информации по обучающему курсу работникам отдаленных участков, что может быть рентабельной альтернативой физическому сбору инструкторов и стажеров в одном месте [38].

Часто используется дистанционная форма обучения, т.е. применение телекоммуникационных технологий для обучения персонала на расстоянии. Это метод обучения, который предусматривает гибкое сочетание интенсивной и контролируемой самостоятельной работы обучающегося по освоению учебных материалов, оформленных в виде кейсов или выставленных в Сети, и систематическое взаимодействие с преподавателем при максимальном использовании возможностей современных информационных технологий. С помощью такого вида обучения можно проверить знание персоналом определенного материала, научить чему-то новому и по итогам вновь оценить уровень их знаний [38].