Файл: 34. Организация профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 288
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, общими и специфическими умениями, навыками, позволяющих выполнять работу в конкретной сфере профессиональной деятельности.
Уровень профессиональной подготовки работника для выполнения определенных служебных обязанностей современные авторы называют квалификацией. В данное понятие входят имеющиеся у сотрудника знания, опыт работы, различные профессиональные навыки.
Существуют различные подходы к определению понятия «повышение квалификации». Рассмотрим некоторые из них.
В соответствии со ст. 76 ФЗ «Об образовании РФ», «повышение квалификации, осуществляющееся в рамках дополнительного профессионального образования, направлено на развитие и (или) получение новой компетенции, которая необходима для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации» [3].
По мнению С.Н. Ларина, повышение квалификации - это обучение, обусловленное изменением характера и содержания труда специалистов на занимаемой должности, моральным старением знаний [29].
А.С. Афонин и А.Я. Кибанов дают следующее определение: «повышение квалификации - это подготовка работников, включающая совершенствование профессиональных компетенций в связи с повышением в должности или изменениями квалификационных требований к профессии [7].
Е.А. Власова определяет повышение квалификации, как обучение сотрудника для углубления или совершенствования имеющихся у него профессиональных знаний, необходимых для его деятельности [14].
А.И. Родина считает, что повышение квалификации - специальная форма подготовки, предусматривающая комплексный подход к профильному обучению и поддержанию необходимого уровня подготовки кадров [36].
По мнению Агафонова А.А., повышение квалификации - это подготовка кадров для развития знаний, умений и навыков в связи с усложнением требований к профессии или повышением в должности [4].
О.Г. Сорокина, В.В. Павлеванов и Е.И. Цветлинский Е.И отмечают, что повышение квалификации – это важное звено в сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Изменяя уровень квалификации, организация может обеспечить весьма полное соответствие структуры работников структуре рабочих мест с учетом всех требований, предъявляемых к качеству рабочей силы [39].
Проведя обзор теоретических подходов к определению понятия «повышение квалификации», в целом можно сказать, что существующие трактовки похожи и в полной мере отражают содержание повышения квалификации персонала предприятия.
Таким образом, повышение квалификации персонала - это системное и целенаправленное совершенствование профессиональных знаний и навыков с помощью инновационных технологий и обогащения передового профессионального опыта.
Сведем в таблицу точки зрения различных авторов по поводу сущности понятий (табл. 1, 2).
Таблица 1 - Определение профессиональной подготовки различными авторами
Таблица 2 - Определение повышения квалификации различными авторами
Обучение персонала — это перечень мероприятий, направленных на повышение квалификации, развитие профессиональных и управленческих навыков, компетенций, знаний, коммуникативных умений. Квалифицированный персонал, умеющий оперативно осваивать новые технологии и быстро решать любые вопросы, помогает осуществлять цели бизнес-стратегии.
Затраты на обучение должны восприниматься организацией не как статья нежелательных расходов, а как долгосрочные инвестиции в человеческий капитал. Для обучения сотрудников формируют систему. Это входит в задачи руководства и департамента по управлению персоналом. Правильно разработанные методики позволяют получить преимущества: развивая и обучая людей, организация получает квалифицированные и мотивированные кадры, которым предоставляется возможность сделать карьеру.
Традиционно выделяют две основные формы повышения квалификации персонала - это:
1.Обучение без отрыва от производства - с использованием внутренних ресурсов организации (сотрудник проходит весь курс обучения на рабочем месте.).
Используются такие методы, как производственный инструктаж; наставничество; стажировка; ротация кадров; использование персонала в качестве ассистентов; подготовка в проектных группах. Эта группа методов необходима для того, чтобы сотрудник смог овладеть необходимыми навыками работы с оборудованием и инструментами [28, 29].
Обучение персонала на рабочем месте проводят с помощью современных методов обучения таких как:
- баддинг (от buddying - «партнёрство») - включение обучаемого в процесс деятельности другого человека.
- шэдуинг (от shadowing - «бытие тенью») - наблюдение за процессом работы руководителя или коллеги, обладающего профессиональным опытом, в течение нескольких дней.
- стажировки - секондмент (от secondmеnt - «командирование») - метод совершенствования профессиональных компетенций работников является видом ротации персонала, при которой сотрудник временно переводится на иную должность, а потом возвращается к своим обязанностям;
- коучинг (coaching) - раскрытие потенциала личности обучаемого. Метод направлен на трехстороннее совершенствование работника (личная жизнь, общественная деятельность, профессиональная деятельность), посредством сотрудничества и помощи;
- тьюторство (tutoring) - сопровождение процесса обучения, обсуждение опыта переноса полученных знаний в реальную практику [10] .
Обучение действием ("Аction learning") - метод обучения менеджеров без отрыва от рабочего места, при котором создается рабочая группа на определенный период времени с целью решения конкретных бизнес-задач организации [38] .
Итак, рассмотренные методы обучения на рабочем месте отличаются практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями работников и являются наиболее результативными с точки зрения выработки и закрепления профессиональных умений и навыков.
Форма обучения на рабочем месте является бюджетным вариантом. При этом она очень эффективна и оперативна, так как облегчает учебный процесс тех работников, кто не привык к обучению в аудиториях. Обучение на территории компании обычно подразумевает собой приглашение преподавателя. Недостаток обучения на рабочем месте заключается в том, что цель и порядок обучения легко могут затеряться за рабочими делами и временными рамками сотрудников [45].
У такого обучения имеются и преимущества:
1.Менее дорогостоящее мероприятие (чем обучение вне рабочего места), так как проходит в обычной рабочей обстановке.
2.Возможность сохранения за работниками их служебных обязанностей;
3.Обучаемый полностью погружен в рабочую атмосферу и впоследствии его адаптация пройдет быстрее и успешнее;
4.Приобретение практического опыта.
Выделяют следующие принципы обучения на рабочем месте:
- обеспечение слушателей обратной связью об эффективности прохождения курсов в полном объеме и своевременно;
- практическая отработка получаемых знаний и навыков;
- перенос приобретенных знаний и навыков в рабочие условия;
- востребованность результатов обучения;
- формирование и поддержание высокой мотивации к обучению;
- учет исходного уровня знаний обучающихся [12].
Следует заметить, что такое обучение не является оптимальным для развития трудового потенциала персонала, для формирования у него принципиально новых поведенческих и профессиональных компетенций.
2. Обучение с отрывом или частичным отрывом от производства (в специализированных учебных заведениях, центрах подготовки кадров и т.д.) [12].
Основными методами подготовки и повышения квалификации вне рабочего мест являются: лекции, семинары, практические занятия, деловые игры, тренинги, моделирование, ролевые и ролевые игры, кейс-стади; дистанционное обучение, самообучение [10, 38, 45].
Реализуется видеообучение с помощью предоставления персоналу аудио- и видеопрограмм, электронных документов и т.д.
В рамках вебинара взаимодействие ведущего и аудитории осуществляется в текстовых, аудио- или видеочатах. Вебинар - это онлайн-занятие (лекция, мастер-класс, презентация и т.д. ) [24].
Используется метод видеотренинга, целями которого являются:
- стимулирование интереса к изучаемой теме;
- представление наиболее значимой видеоинформации;
- моделирование использования навыков;
- обеспечение стажеров точной обратной связью о результатах использования ими недавно изученных приемов;
- представление информации по обучающему курсу работникам отдаленных участков, что может быть рентабельной альтернативой физическому сбору инструкторов и стажеров в одном месте [38].
Часто используется дистанционная форма обучения, т.е. применение телекоммуникационных технологий для обучения персонала на расстоянии. Это метод обучения, который предусматривает гибкое сочетание интенсивной и контролируемой самостоятельной работы обучающегося по освоению учебных материалов, оформленных в виде кейсов или выставленных в Сети, и систематическое взаимодействие с преподавателем при максимальном использовании возможностей современных информационных технологий. С помощью такого вида обучения можно проверить знание персоналом определенного материала, научить чему-то новому и по итогам вновь оценить уровень их знаний [38].
Уровень профессиональной подготовки работника для выполнения определенных служебных обязанностей современные авторы называют квалификацией. В данное понятие входят имеющиеся у сотрудника знания, опыт работы, различные профессиональные навыки.
Существуют различные подходы к определению понятия «повышение квалификации». Рассмотрим некоторые из них.
В соответствии со ст. 76 ФЗ «Об образовании РФ», «повышение квалификации, осуществляющееся в рамках дополнительного профессионального образования, направлено на развитие и (или) получение новой компетенции, которая необходима для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации» [3].
По мнению С.Н. Ларина, повышение квалификации - это обучение, обусловленное изменением характера и содержания труда специалистов на занимаемой должности, моральным старением знаний [29].
А.С. Афонин и А.Я. Кибанов дают следующее определение: «повышение квалификации - это подготовка работников, включающая совершенствование профессиональных компетенций в связи с повышением в должности или изменениями квалификационных требований к профессии [7].
Е.А. Власова определяет повышение квалификации, как обучение сотрудника для углубления или совершенствования имеющихся у него профессиональных знаний, необходимых для его деятельности [14].
А.И. Родина считает, что повышение квалификации - специальная форма подготовки, предусматривающая комплексный подход к профильному обучению и поддержанию необходимого уровня подготовки кадров [36].
По мнению Агафонова А.А., повышение квалификации - это подготовка кадров для развития знаний, умений и навыков в связи с усложнением требований к профессии или повышением в должности [4].
О.Г. Сорокина, В.В. Павлеванов и Е.И. Цветлинский Е.И отмечают, что повышение квалификации – это важное звено в сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Изменяя уровень квалификации, организация может обеспечить весьма полное соответствие структуры работников структуре рабочих мест с учетом всех требований, предъявляемых к качеству рабочей силы [39].
Проведя обзор теоретических подходов к определению понятия «повышение квалификации», в целом можно сказать, что существующие трактовки похожи и в полной мере отражают содержание повышения квалификации персонала предприятия.
Таким образом, повышение квалификации персонала - это системное и целенаправленное совершенствование профессиональных знаний и навыков с помощью инновационных технологий и обогащения передового профессионального опыта.
Сведем в таблицу точки зрения различных авторов по поводу сущности понятий (табл. 1, 2).
Таблица 1 - Определение профессиональной подготовки различными авторами
Автор | Определение |
Новгородцева И. В. ФЛИНТА, 2017. – 378 с. | ПП - система организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной направленности, знаний, умений и навыков и профессиональной готовности |
Бражник Е.И., Лаврентьева О.Г., Лебедева Л.И. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. 127 с. | ПП: - готовность специалиста к профессиональной деятельности в соответствии с государственными стандартами; - «процесс обогащения деятельных способностей личности» (В.Г. Онушкин); - «процесс постановки, разворачивания, адаптации и «вживления» профессионального контекста в субъективную реальность с последующим запуском его профессионального совершенствования и развития» (А.И. Вовк); - учебная деятельность, связанная с выполнением определенных «специализированных функций в системе технологического разделения труда», включающая расширение и углубление знаний теоретических основ профессии; приращение профессиональных знаний; освоение ноу-хау; совершенствование трудовых навыков; - учреждение, где осуществляется повышение профессиональной квалификации и переподготовки кадров; - имеющееся у человека понимание сути дела, знания, умения, навыки, компетенции позволяющие выполнять профессиональные функции |
Беляева А.П. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.]; под ред. В.А. Сластёнина. - 4 изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. 368 с. | ПП: - объективная подготовленность человека к решению разнообразной сложности профессиональных задач; - формирование личности специалиста, готового к овладению профессиональным мастерством, являющимся и целью, и средством, необходимым для самоутверждения человек как социально-ориентированной личности |
Таблица 2 - Определение повышения квалификации различными авторами
Автор | Определение |
Афонин А.С., Кибанов А.Я. Бабурин, А.С. Кадровик. - 2013. - № 8. | ПК - подготовка работников, включающая совершенствование профессиональных компетенций в связи с повышением в должности или изменениями квалификационных требований к профессии |
Власова Е.А. Прикладная информатика. - 2008. - № 5(17). | ПК - обучение работника с целью углубления или совершенствования имеющихся у него профессиональных знаний, необходимых для его работы |
Родина Е.А. Народное образование. - 2013. | ПК - специальная форма подготовки, предусматривающая комплексный подход к профильному обучению и поддержанию должного уровня подготовки кадров |
Ларин С.Н. Тенденции развития науки и образования. - 2018. - № 38-3. - С. 46-52. | ПК - обучение, обусловленное изменением характера и содержания труда специалистов на занимаемой должности, моральным старением знаний |
Агафонов А.А. Инновационное развитие науки и образования: сборник статей II Международной научно-практической конференции. В 2 частях. - 2018. - С. 226-228. | ПК - подготовка кадров для усовершенствования знаний, умений и навыков в связи с повышением требований к профессии или повышением в должности |
Обучение персонала — это перечень мероприятий, направленных на повышение квалификации, развитие профессиональных и управленческих навыков, компетенций, знаний, коммуникативных умений. Квалифицированный персонал, умеющий оперативно осваивать новые технологии и быстро решать любые вопросы, помогает осуществлять цели бизнес-стратегии.
Затраты на обучение должны восприниматься организацией не как статья нежелательных расходов, а как долгосрочные инвестиции в человеческий капитал. Для обучения сотрудников формируют систему. Это входит в задачи руководства и департамента по управлению персоналом. Правильно разработанные методики позволяют получить преимущества: развивая и обучая людей, организация получает квалифицированные и мотивированные кадры, которым предоставляется возможность сделать карьеру.
Традиционно выделяют две основные формы повышения квалификации персонала - это:
1.Обучение без отрыва от производства - с использованием внутренних ресурсов организации (сотрудник проходит весь курс обучения на рабочем месте.).
Используются такие методы, как производственный инструктаж; наставничество; стажировка; ротация кадров; использование персонала в качестве ассистентов; подготовка в проектных группах. Эта группа методов необходима для того, чтобы сотрудник смог овладеть необходимыми навыками работы с оборудованием и инструментами [28, 29].
Обучение персонала на рабочем месте проводят с помощью современных методов обучения таких как:
- баддинг (от buddying - «партнёрство») - включение обучаемого в процесс деятельности другого человека.
- шэдуинг (от shadowing - «бытие тенью») - наблюдение за процессом работы руководителя или коллеги, обладающего профессиональным опытом, в течение нескольких дней.
- стажировки - секондмент (от secondmеnt - «командирование») - метод совершенствования профессиональных компетенций работников является видом ротации персонала, при которой сотрудник временно переводится на иную должность, а потом возвращается к своим обязанностям;
- коучинг (coaching) - раскрытие потенциала личности обучаемого. Метод направлен на трехстороннее совершенствование работника (личная жизнь, общественная деятельность, профессиональная деятельность), посредством сотрудничества и помощи;
- тьюторство (tutoring) - сопровождение процесса обучения, обсуждение опыта переноса полученных знаний в реальную практику [10] .
Обучение действием ("Аction learning") - метод обучения менеджеров без отрыва от рабочего места, при котором создается рабочая группа на определенный период времени с целью решения конкретных бизнес-задач организации [38] .
Итак, рассмотренные методы обучения на рабочем месте отличаются практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями работников и являются наиболее результативными с точки зрения выработки и закрепления профессиональных умений и навыков.
Форма обучения на рабочем месте является бюджетным вариантом. При этом она очень эффективна и оперативна, так как облегчает учебный процесс тех работников, кто не привык к обучению в аудиториях. Обучение на территории компании обычно подразумевает собой приглашение преподавателя. Недостаток обучения на рабочем месте заключается в том, что цель и порядок обучения легко могут затеряться за рабочими делами и временными рамками сотрудников [45].
У такого обучения имеются и преимущества:
1.Менее дорогостоящее мероприятие (чем обучение вне рабочего места), так как проходит в обычной рабочей обстановке.
2.Возможность сохранения за работниками их служебных обязанностей;
3.Обучаемый полностью погружен в рабочую атмосферу и впоследствии его адаптация пройдет быстрее и успешнее;
4.Приобретение практического опыта.
Выделяют следующие принципы обучения на рабочем месте:
- обеспечение слушателей обратной связью об эффективности прохождения курсов в полном объеме и своевременно;
- практическая отработка получаемых знаний и навыков;
- перенос приобретенных знаний и навыков в рабочие условия;
- востребованность результатов обучения;
- формирование и поддержание высокой мотивации к обучению;
- учет исходного уровня знаний обучающихся [12].
Следует заметить, что такое обучение не является оптимальным для развития трудового потенциала персонала, для формирования у него принципиально новых поведенческих и профессиональных компетенций.
2. Обучение с отрывом или частичным отрывом от производства (в специализированных учебных заведениях, центрах подготовки кадров и т.д.) [12].
Основными методами подготовки и повышения квалификации вне рабочего мест являются: лекции, семинары, практические занятия, деловые игры, тренинги, моделирование, ролевые и ролевые игры, кейс-стади; дистанционное обучение, самообучение [10, 38, 45].
Реализуется видеообучение с помощью предоставления персоналу аудио- и видеопрограмм, электронных документов и т.д.
В рамках вебинара взаимодействие ведущего и аудитории осуществляется в текстовых, аудио- или видеочатах. Вебинар - это онлайн-занятие (лекция, мастер-класс, презентация и т.д. ) [24].
Используется метод видеотренинга, целями которого являются:
- стимулирование интереса к изучаемой теме;
- представление наиболее значимой видеоинформации;
- моделирование использования навыков;
- обеспечение стажеров точной обратной связью о результатах использования ими недавно изученных приемов;
- представление информации по обучающему курсу работникам отдаленных участков, что может быть рентабельной альтернативой физическому сбору инструкторов и стажеров в одном месте [38].
Часто используется дистанционная форма обучения, т.е. применение телекоммуникационных технологий для обучения персонала на расстоянии. Это метод обучения, который предусматривает гибкое сочетание интенсивной и контролируемой самостоятельной работы обучающегося по освоению учебных материалов, оформленных в виде кейсов или выставленных в Сети, и систематическое взаимодействие с преподавателем при максимальном использовании возможностей современных информационных технологий. С помощью такого вида обучения можно проверить знание персоналом определенного материала, научить чему-то новому и по итогам вновь оценить уровень их знаний [38].