Файл: 34. Организация профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 287
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отметим, что повышение квалификации внутри организации рентабельно, имеет тесную связь с ежедневной работой и способствует эффективному включению в образовательный процесс сотрудников. Обучение вне рабочего места направлено на формирование профессиональных компетенций кадров, главным образом, на основе теоретического материала.
Выбор определенного метода обучения зависит от поставленных целей и задач, а также от предмета обучения, сроков и выделенного бюджета, которые необходимо решить с их помощью: получение новых знаний, формирование умений и навыков, развитие личностных характеристик персонала и т.д. [50].
Организация процесса повышения квалификации работников организации регулируется нормативно-правовыми документами.
Согласно статье 196 Трудового Кодекса РФ, работодатель обязан проводить «подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в организации, а также в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования на условиях, которые были оговорены коллективным и трудовым договором, если это необходимо». В соответствии со статьей 372 установлено, что «формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, перечень профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников» [2].
Выделяют следующие цели обучения персонала организации:
- получение новых знаний и навыков, необходимых для работы;
- поддержание профессионального уровня персонала;
- подготовка работников к замещению коллег во время отпуска, болезни, увольнения и т. д.;
- подготовка к продвижению по службе;
- знакомство персонала со стандартами работы компании, стратегией развития, технологией деятельности;
- поддержание позитивного отношения к работе;
- формирование чувства причастности к компании, мотивация к дальнейшей работе [12].
Мигачева Г.Н., Бирюкова Е.А. выделяют ряд задач, направленные на повышения квалификации персонала организации. Это повышение:
- производительности и качества труда сотрудников;
- уровня знаний и навыков;
- уровня трудового сомнения;
- лояльности персонала к предприятию;
- формирование у обучающихся ценностей, которые поддерживают корпоративную культуру предприятия;
- адаптация человека к профессиональному росту;
- продвижение персонала по карьерной лестнице [31].
Н.С. Завьялов выделяет следующие актуальные причины, обуславливающие необходимость подготовки и повышения квалификации кадров:
- появление новых технологий;
- развитие конкуренции между компаниями;
- подготовка персонала и экономическая выгода улучшения профессиональных навыков сотрудников в отличие от обучения с нуля [20].
А.О. Фоменко отмечает то, что повышение квалификации сотрудников позволяет добиться хороших результатов в следующих сферах повышения эффективности компании:
− рост производительности труда;
− повышение качества продаваемых товаров и оказываемых услуг клиентам;
− усиление стимуляции к работе;
− повышение эффективности коллектива в результате повышение квалификации каждого сотрудника в отдельности;
− снижение кадровой текучки;
− повышение лояльности клиентов, как следствие положительных отзывов сотрудников о работе в компании;
− повышение удовлетворенности от работы;
− повышение лояльности сотрудников, как следствие удовлетворенности;
− рост прибыли;
− снижение издержек;
− формирование благоприятной корпоративной культуры [41].
В современном менеджменте почти всех промышленно развитых стран мира квалификация персонала имеет существенное значение. Заинтересованность работников в своем профессиональном развитии вызвана стремлением к карьерному росту, повышением конкурентоспособности на рынке труда, потребностью в освоении нового оборудования и технологий. Однако, содержательные (реализация способностей) и достижительные (повышение квалификации) ценности труда входят в ядро ценностей лишь у незначительного числа работников [5].
1.2 МЕТОДИКА АНАЛИЗА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА
В процессе анализа по теме данной работы используются такие ключевые понятия, как «развитие и обучение персонала», «организация развития и обучения персонала»
Целью анализа является оценка работы коллектива организации в области развития и обучения персонала, выявление недостатков и возможностей их устранения.
Основу аналитической работы на предприятиях составляют принципы экономического анализа.
Согласно принципу плановости (регулярности), анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю. Это требования вызывает необходимость планирования аналитической работы в организациях, распределения обязанностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением.
Принцип действенности предполагает активное воздействие на достижение поставленных целей, своевременное выявление недостатков и упущений в работе, а также пути повышения эффективности деятельности организации. Из этого принципа вытекает необходимость практического использования материалов анализа для управления хозяйствующим субъектом, для разработки конкретных мероприятий. В ином случае не достичь цели анализа.
Принцип эффективности означает, что затраты на его проведение не должны быть выше результатов принятия управленческого решения по данному направлению. При этом они должны давать многократный эффект. Экономичность, для достижения которой объем аналитической работы и затраты на ее проведение должны быть соизмеримы с эффектом, который она обеспечивает. Это в основном связано с регулярностью и четкой организацией аналитической работы, целесообразным уровнем ее централизации [46].
Экономический анализ, отвечая определенным требованиям, должен быть:
- объективным и достоверным, т. е. основан на точных, строго проверенных данных и показателях;
- комплексным и системным, т. е. любое явление (показатель) должно изучаться во взаимосвязи с другими явлениями (показателями);
- перспективным – все явления должны оцениваться на перспективу, чтобы можно было спрогнозировать, какое воздействие на них окажет внедрение в работу организации передовых достижений в области техники, технологии, организации производства и использования накопленного опыта, в том числе опыта конкурентов;
- оперативным и своевременным, что требует постоянного и ежедневного контроля работы предприятия
, быстрой обработки полученных данных и проведения необходимых мероприятий;
- конкретным – результаты анализа должны трансформироваться в реальные мероприятия по совершенствованию всех сторон деятельности предприятия.
Только такой подход к экономическому анализу может сделать его действенным для улучшения деятельности организации[18].
В аналитической практике используются разнообразные виды экономического анализа в зависимости от сроков проведения, объектов и субъектов, содержания аналитических программ и других признаков.
Наиболее подходящими для раскрытия темы работы и весьма эффективными являются следующие виды экономического анализа:
По субъектам анализа проводится внутренний анализ в целях внутреннего управления, для выявления состояния данного предприятия.
По степени ориентации - социально-экономический анализ (экономические и социологические службы, статистические органы).
По направленности во времени - ретроспективный анализ, направленный на изучение прошлых периодов для выявления тенденций развития [47].
Динамический анализ основан на изучении определенных показателей в динамике, развитии (абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процента прироста, построение рядов динамики) [18].
По цели исследования - анализ для оценки результатов хозяйственной деятельности.
В зависимости от периодичности используют годовой анализ; от методов изучения объекта – системный анализ, который имеет две разновидности – генетический (изучение системы в развитии) и функциональный (изучение реального функционирования системы).
Количественный анализ вытекает из необходимости определения количественных характеристик технико-экономического состояния предприятия. Его цель заключается в измерении сравнении результатов производства, уровня затрат, установлении количественной меры влияния различных факторов [18].
По степени автоматизации работ - анализ с применением компьютерной техники.
В процессе управления для обоснования принимаемых решений используется совокупность различных видов экономического анализа [47].
Уровень организации труда на предприятии, а также выполнение плана мероприятий по повышению его уровня, обеспеченность трудовыми ресурсами по категориям и профессиям, уровень производительности труда, использование фонда рабочего времени и фонда зарплаты анализирует отдел труда и заработной платы [18].
Аналитическая обработка экономических показателей ведется с помощью различных методов (математических, статистических, специальных приемов экономического анализа).
Для проведения анализа используются методы обработки данных:
- расчет относительных (проценты, удельные веса, коэффициенты, индексы) и средних величин;
- графические методы (построение изображений показателей и их зависимости).
Главная цель аналитической обработки экономической информации – раскрыть причинную связь и измерить влияние факторов на тот или иной показатель. Она сопровождается составлением таблиц, графиков, диаграмм.
Аналитическая обработка начинается с предварительного ознакомления с общими результатами хозяйственной деятельности организаций. Для этого по основным показателям устанавливается степень выполнения плана и его изменения в динамике; выявляют положительные и отрицательные моменты в работе и их причины. Обработку информации начинается с округления цифровых данных, объединения однородных показателей, исчисления средних и относительных величин, а также определения взаимосвязанных показателей.
Аналитические расчеты – очень трудоемкий процесс, так как связан с большим объемом разнообразных вычислений, что вызывает необходимость применения современных информационных технологий. Это дает возможность повысить эффективность аналитических расчетов: сократить сроки анализа; добиться более полного охвата влияния различных факторов на результаты хозяйственной деятельности; заменить приближенные расчеты более точными вычислениями [26].
В процессе сбора данных для анализа используются следующие формы статистической отчетности организации, т.е. сведения о:
- деятельности предприятия;
- финансовом состоянии организации;
- количестве, зарплате и движении работников компании;
- о дополнительном профобразовании сотрудников компании.
Исследование состоит из следующих этапов анализа:
1.Определение цели и задач потребителей аналитической информации.
2.Выбор системы показателей для исследования и моделирования их взаимосвязи.
3.Выбор способов исследования, технических приемов и средств.
4.Подготовка источников информации для проведения анализа.
5.Интерпретация результатов исследования [18].
Расчёты трудовых показателей стоит производить по формуле 1:
t пр = (1)
у0
где y 1 - значение показателя отчетного периода;
y 0 — значение показателя базового периода.