Файл: Дипломная работа правовое регулирование компенсационных выплат отдельным категориям граждан в Российской Федерации.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 382
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В данном определении требует пояснения использование неопределенного в юридическом смысле понятия «достойный уровень жизни». Это оценочное понятие, субъективное содержание в которое вкладывает конкретный правообладатель. Еще в начале XX в. русский правовед и философ П.И. Новгородцев писал: «Несомненно, что в каждом обществе, в каждом положении есть свой уровень жизни, который считается нормой, и есть свой предел, за которым начинается недопустимая крайность»4.
Эту крайность он связывал с понятием «право на достойное человеческое существование» и требовал признания за этим правом «не нравственного только, но и юридического значения», чтобы из этого принципа обязательно вытекали конкретные юридические следствия. При этом важно понимание идеи справедливости, которая входит в понятие права, является его внутренним свойством и качеством. Понятие справедливости, во многом предопределяя социальную политику государства, должно включать в себя равенство всех перед законом, тесную связь правовых норм с нравственными требованиями.
Конституция РФ не раскрывает содержание понятия «достойная жизнь». Позиция Европейского комитета по социальным правам, анализирующего периодические доклады государств, присоединившихся к Европейской социальной хартии, по данной проблеме состоит в следующем: концепция достойного уровня жизни является относительной, поскольку он изменяется в разных государствах. В пределах одной страны он не должен меняться, а государство должно предпринимать меры по ликвидации дисбаланса на своей территории. Можно согласиться с высказанной в литературе трактовкой этого понятия: институт «достойная жизнь» представляет собой совокупность норм, гарантирующих материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, права личной и семейной безопасности как для тех, кто трудится, так и для тех, кто не может трудиться.5
Социальная поддержка ветеранов – это обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставленных с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Социальная поддержка имеет характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания помощи ветеранам, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, называемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.
Основными принципами социальной поддержки на современном этапе:
·принцип адресности, предусматривающий предоставление социальной помощи конкретно нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных способностей;
· принцип гарантированности, предполагающий обязательное оказание помощи ветеранам, обратившимся в местные органы;
· принцип дифференцированного подхода при определении размеров и видов помощи в зависимости от места проживания и специфики условий;
·принцип комплексности, предполагающий возможность предоставления одновременно нескольких видов помощи (денежной, натуральной, в виде услуг, льгот и т.п.);
·принцип самостоятельности местных органов власти и социальной защиты в деле организации и проведения мероприятий по оказанию социальной помощи в сочетании с централизованными мероприятиями;
· принцип социального реагирования, предусматривающий пересмотр социальных нормативов в связи с ростом стоимости жизни, повышением минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума.6
Подавляющее количество ветеранов являются пожилыми людьми и значение их социальной поддержки обуславливается тем, что современная ситуация в стране отразилась на большей части населения и, прежде, на пожилых людях. Проблемы у старых людей с социальной, экономической и этической точек зрения убеждают в необходимости предоставления им многоцелевой социальной помощи. Социальная помощь должна оказываться гражданам пожилого возраста, находящимся в трудной жизненной ситуации, характеризующейся их неспособностью к самообслуживанию в связи с неудовлетворительным состоянием здоровья, усугубляемый одиночеством и малообеспеченностью. Также среди ветеранов большое количество инвалидов, а их нуждаемость в социальной поддержке очевидна, ведь они полностью или частично ограничены в обеспечении жизнедеятельности. Также не стоит забывать, что ветераны это герои, ведь каждый из них совершил подвиг и поэтому общество в неоплатном долгу перед каждым ветераном.
Эти факторы требуют расширения масштабов предоставления мер государственной социальной поддержки ветеранам, а с расширением в обществе масштабов предоставления мер государственной социальной поддержки, развивается и законодательная база. Сфера применения мер настолько обширна, что ее нормативно-правовая база может быть отождествлена с общим социальным правом. В этом случае необходимо говорить о нормативно-правовой базе, существующей во всех отраслях социальной сферы, охватывающей жизненное пространство человека.
1.2 Круг лиц, имеющих право на меры государственной социальной поддержки
Согласно Конституции Российской Федерации Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человечества7.
Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров 8.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с целями, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
В настоящей работе будут рассмотрены следующие категории граждан, имеющие право на государственную социальную поддержку:
1) ветераны труда;
2) труженики тыла;
3) жертвы политических репрессий.
Охарактеризуем каждую категорию лиц, имеющей право на государственную социальную поддержку более подробно.
Граждане, имеющие значительный трудовой стаж и осуществляющие свою деятельность в сложных жизненных условиях, обладающие наградами, вправе получить звание «Ветеран труда». Согласно ст. 7 ФЗ № 5 «О ветеранах» на такой статус могут рассчитывать лишь некоторые категории людей:
Граждане, располагающие подтвержденным стажем своей трудовой деятельности для оформления пенсионного пособия по старости и награды в виде орденов, медалей, знаков отличия. Награждение должно быть также подтверждено официальными бумагами.
Люди, которые во время ВОВ в детском возрасте приступили к трудовой деятельности, и располагают трудовом стажем не меньше чем: 40 лет – мужчины и 35 лет – женщины. 9
Звание «Ветеран труда» подтверждается специальным удостоверением. Такой документ относится к бланкам строгой отчетности и при его потере потребуется уведомить тот орган, который удостоверение выдал. Порядок получения ветеранства оговорен в соответствующих законодательных актах. Поскольку у каждого региона имеется свой список наград, при наличии которых предоставляется такое удостоверение, то вопрос о его присуждении рассматривается в отношении каждого заявителя, во-первых, комиссионно, а во-вторых, индивидуально, с учетом регионального положения.
10
Для оформления удостоверения ветерана труда потребуется обратиться в отдел социальной защиты населения. В этом ведомстве проверяются предоставленные документы, и решается вопрос о присвоении такого статуса. Претендовать на данное звание могут только те люди, которые в состоянии доказать свои заслуги официальными документами, то есть предъявить бумаги, определяющие трудовой стаж и бумаги, подтверждающие наличие наград.
Оформление ветерана труда происходит в следующем порядке:
Заявитель должен собрать обязательный перечень документации и заполнить стандартное заявление.
Предоставить бумаги в соцзащиту, по месту своего проживания.
Сотрудники организации формируют комиссию, которая в течение 30 дней с момента обращения проверяет правильность оформления документации и принимает решение.
Окончательный результат в письменном виде направляется в течение 5 дней после принятия решения. В случае отказа, пакет документов возвращается заявителю. В случае одобрения, социальная служба выписывает специальный распорядительный акт. В каждом регионе страны существует собственное Положение о ветеранах труда, согласно которому в дальнейшем и оформляется удостоверение. Данный бланк выдается в исполнительном органе и его наличие гарантирует гражданину ряд социальных пособий и льгот.
В федеральном законодательстве указанно, какие документы нужны для оформления ветерана труда11. К таковым относятся:
-
паспорт заявителя; -
бумаги, подтверждающие трудовой стаж – трудовая книжка, выписки, справки; -
фотография на удостоверение; -
документы, подтверждающие получение правительственных наград и других отличительных знаков; -
доверенность, если интересы заявителя представляет третье лицо.
Каждый документ в списке должен быть предоставлен в виде копии и подтвержден оригиналом. Если у комиссии возникнут сомнения в некоторых документах или исчислении трудового стажа, то она может затребовать дополнительные бумаги.
Категория «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны» может быть присвоена нескольким группам лиц:
-
гражданам, которых правительство страны в период с середины 1941 года по май 1945 года представило к награде орденом либо медалью Советского Союза за проведённую самоотверженную работу во время ВОВ; -
лицам, работавшим в тылу Красной Армии на заводах, фабриках, в колхозах, медицинских и образовательных учреждениях на протяжении не менее 180 дней с момента начала ВОВ и до её окончания. В указанное количество дней не включается период работы на территории, которую Союз временно оккупировал; -
несовершеннолетним лицам в возрасте 16-18 лет, которым во время работы в колхозах учитывались трудовые дни, и проводилась оплата их труда; -
детям в возрасте 12-15 лет, работавшим в колхозах, при наличии двух свидетельских показаний о том, что ребёнок работал, и документа, подтверждающего, что он был самый старший в семействе с погибшим кормильцем.12
Присвоение статуса «Труженики тыла ВОВ» подтверждается специальным удостоверением. Для его получения претенденту потребуется обратиться в местное отделение соцзащиты и предоставить пакет документов, в который входит:
-
заявление на получение статуса; -
паспорт; -
1 матовая фотография (размером 3х4); -
трудовой документ (справка, книжка), подтверждающий факт участия в тыловых работах в 41-45 годах 20-го столетия; -
удостоверение, подтверждающее факт получение наград (медалей, орденов).
Государственные служащие проведут проверку документов и выдадут справку о присвоении статуса.
К сожалению, правительство страны не зафиксировало ни в одном действующем законе перечень привилегий, которые полагаются труженикам тыла. Федеральная поддержка оказывается на региональном уровне. Набор льгот зависит от установленных порядков органами власти того или иного государственного субъекта. Это же касается суммы доплаты к пенсии – единого размера субсидии в РФ не имеется.
Привилегии устанавливаются следующие:
-
бесплатные проезды на общественном транспорте всех видов (по городу, по пригороду, но без учёта услуг такси и скоростных поездов повышенной комфортности); -
50% скидка на оплату ЖКУ. Остальные денежные средства управляющие компании получают от органа социальной защиты населения; -
безвозмездное медицинское обследование и лечение; -
предоставление скидок на лекарственные препараты (50% от стоимости); -
назначение бесплатных (или по скидкам) путёвок в санатории, если имеется соответствующая необходимость; -
получение незамедлительной помощи инвалидам от социальных работников на дому; -
беспрепятственное вступление в дачные кооперативы; -
предоставление жилой недвижимости (зависит от возможностей регионального бюджета); -
внеочередное заселение в дома для инвалидов и престарелых лиц.13
Представленный выше список – это перечень возможных льгот. Скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг по регионам России могут изменяться.
Родственники тружеников тыла обладают правом на компенсацию расходов на погребение усопшего и установку памятника на его могиле, если такая льгота предусмотрена региональными нормативными документами. Чтобы узнать, действительна ли такая льгота, родственникам лица, обладающего статусом «Труженик тыла», потребуется обратиться за разъяснениями в местный орган соцзащиты.
Федеральный закон 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» предполагает восстановление социального и гражданского статусов жертв политических репрессий тоталитарного советского режима