Файл: Дипломная работа правовое регулирование компенсационных выплат отдельным категориям граждан в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 387

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
20

С 01.01.2015 вступил в силу новый закон об основах социального обслуживания21. Он заменил два действующих Федеральных закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Причинами разработки и принятия нового закона об основах социального обслуживания являются негативные признаки, характеризующие сложившуюся систему социального обслуживания:

  • невозможность в полной мере удовлетворить потребности населения в качественных социальных услугах;

  • региональные различия в объеме прав граждан на предоставление социального обслуживания, в сфере и качестве предоставляемых социальных услуг. Данная проблема связана с тем, что предоставление социального обслуживания является полномочием органов государственной власти субъекта РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств соответствующего регионального бюджета. Поэтому объемы, доступность и качество социальных услуг во многом зависят от возможностей региональных бюджетов;

  • сохраняющаяся в субъектах РФ на протяжении длительного времени очередность получения социальных услуг на дому и в стационарных условиях. Эта проблема в особенности характерна для социального стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - например, нередко очередь на размещение в психоневрологических интернатах достигает нескольких сотен человек.

Согласно Закону об основах социального обслуживания22 в систему входят шесть субъектов:

  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания, - таким органом является Минтруд;

  • орган государственной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление предусмотренных Законом об основах социального обслуживания потребностей в сфере социального обслуживания, - региональный орган социальной защиты;

  • участники социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, - государственные федеральные учреждения социального обслуживания;

  • организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта РФ, - государственные учреждения социального обслуживания субъекта РФ;

  • негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;

  • индивидуальные предприниматели, осуществляющие предоставление социального обслуживания.


Однако, данная система не предусматривает в составе муниципальных учреждений социального обслуживания. Это идет вразрез с имеющейся в отдельных регионах практикой, когда государственные организации субъекта РФ по социальному обслуживанию делегируются органам местного самоуправления. Поэтому с учетом положений Закона таким регионам пришлось отказаться от подобной практики.

Согласно закону, организации социального обслуживания в субъектах РФ должны создаваться и действовать с учетом методических рекомендаций по расчету потребностей регионов в сфере сети организаций социального обслуживания и в соответствии с правилами организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений. Данные рекомендации и правила устанавливает Минтруд.

Также Закон об основах социального обслуживания требует обязательного создания в государственных учреждениях социального обслуживания попечительских советов. Эта практика широко распространена. Структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция попечительского совета и участников принятия им решений определяются уставом организации социального обслуживания в соответствии с законодательством РФ на основании примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания - создание действующих положений относится к компетенции Минтруда.

Структура видов услуг отличается от ранее действующей: в ней не выделяется материальная помощь, консультативная помощь, реабилитационные услуги, предоставление временного приюта.

В каждом регионе законом субъекта РФ должен быть установлен перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, с учетом примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг, который подготавливает Минтруд.23

В соответствии со статьей 31 Закона о социальном обслуживании, из числа лиц, имеющих право на бесплатное экономическое обслуживание, исключаются безработные граждане. Такое право сохраняется за несовершеннолетними детьми. Также право на бесплатное социальное обслуживание на дому и в полустационарной форме будут иметь любые лица, у которых на дату обращения среднедушевой доход ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для бесплатного предоставления социальных услуг. Данная величина должна быть установлена в каждом регионе законом субъекта РФ, но она не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ для основных социально-демографических групп населения.



Кроме того, закон позволяет субъектам РФ устанавливать организации категории граждан, имеющих право на бесплатное социальное обслуживание. Очевидно, что в такую категорию будут, например, включаться лица без определенного места жительства.

Организационные основы социального обслуживания – это установление порядка предоставления социальных услуг. Закон определяет круг лиц, которые могут выступать в качестве поставщиков социальных услуг, а также приводит критерии, по которым граждане могут быть отнесены к категории «получателя социальных услуг». Устанавливается порядок предоставления социальных услуг, в т.ч. правила обращения за предоставлением таких услуг. Именно через установление круга лиц, которые могут быть организациями социального обслуживания, определение их правового статуса, основ социального контроля за деятельностью таких лиц, а также требований к предоставлению социальных услуг и осуществляется организационная роль указанного Закона в сфере социального обслуживания.

Экономические основы устанавливаются через регулирование порядка финансирования системы социального обслуживания, в т.ч. установления критериев платности предоставления услуг.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ24, вопросы социального обслуживания находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ2. Такая двухуровневая система правового регулирования требует согласованности, четкого разграничения полномочий между субъектами РФ и федеральным центром. Осуществить такое разграничение полномочий призван Закон об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации, в гл. 2 которого устанавливается перечень полномочий федеральных органов государственной власти, в т.ч. видам уполномоченного органа исполнительной власти (Минтруда России), и перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ. Перечень полномочий установлен исходя из правоприменительной практики, целесообразности и в целях создания эффективной системы социального обслуживания. Перечни обозначенных полномочий являются открытыми и могут быть дополнены в случае необходимости.

Организация системы социального обслуживания невозможна без установления правового статуса основных участников системы - поставщиков и получателей социальных услуг. Среди особенностей данного Закона можно выделить требование об информационной открытости поставщика социальных услуг, который обязан предоставлять в открытом доступе информацию о своей деятельности. Такая обязанность поставщика корреспондирует с правом получателя социальных услуг на получение доступа к такой информации. Информационная открытость поставщика социальных услуг является одним из гарантирующих элементом организации независимого общественного контроля за качеством оказания социальных услуг.


Иные федеральные законы могут напрямую не регулировать отношения по социальному обслуживанию населения, так как указанный Закон является основным нормативным правовым актом в этой области и его нормы имеют преимущественный характер по отношению к нормам других нормативных правовых актов. Однако смежные вопросы, в т.ч. касающиеся организации социального обслуживания, регулируются иными федеральными законами.

Иные федеральные законы, которые применяются для правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания, можно разделить на две категории: регулирующие смежные вопросы в сфере социального обеспечения; регулирующие смежные вопросы в иных сферах.

Например, к первой категории можно отнести Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах"25, который определяет меры социальной защиты ветеранов в РФ, основы государственной политики в отношении ветеранов, устанавливает категории ветеранов. Ко второй категории относятся федеральные законы, регулирующие отношения, непосредственно не относящиеся к социальному обслуживанию, но необходимые для организации социального обслуживания. Среди таких законодательных актов можно назвать Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ), устанавливающий правовой статус индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, основные положения об обязательствах и договорах, о возмещении ущерба, об опеке и попечительстве. Поставщиками социальных услуг являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, значит, в своей деятельности, в т.ч. при создании, они ориентируются на нормы ГК РФ.

Кроме того, заключение договоров о предоставлении социальных услуг и регулирование отношений между поставщиками и получателями социальных услуг регламентируются нормами ГК РФ с учетом особенностей, установленных Законом. То есть нормы указанного Закона уточняют и дополняют нормы ГК РФ в этой сфере. Отношения по поводу возмещения причиненного ущерба (вреда) получателю или поставщику социальных услуг в процессе предоставления таких услуг также определяются нормами ГК РФ.

Осуществление обязанностей опекуна (попечителя) поставщиком социальных услуг в отношении определенной категории получателей социальных услуг регулируется как ГК РФ, так и Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Законодательство субъектов РФ также регулирует вопросы осуществления социального обслуживания. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ, в т.ч. перечень нормативных правовых актов, которые должны быть приняты названными органами, указаны в ст. 8 Закона об основах социального обслуживания. Субъекты РФ не могут принимать нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению федерального центра, или изменять нормы Закона и федеральных нормативных правовых актов. Во всех названных случаях действуют нормы федерального законодательства. Нормативные правовые акты субъектов РФ принимаются строго с учетом норм федеральных нормативных правовых актов, хотя могут и дополнять их без искажения и изменения смысла нормы и только в пределах полномочий субъектов РФ по вопросам социального обслуживания.


Принимать нормативные правовые акты субъектов РФ могут только органы государственной власти субъектов РФ, наделенные такими полномочиями, прежде всего законодательные и исполнительные органы государственной власти.26

Нормативные правовые акты субъектов РФ принимаются в форме законов, постановлений, распоряжений, приказов. Участники правоотношений в сфере социального обслуживания руководствуются законодательством субъекта РФ, в котором возникают такие правоотношения (например, с учетом региона, в котором проживает получатель и осуществляет деятельность поставщик социальных услуг).

Социальная защита населения как система, была широко представлена в Федеральном законе от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»27, который установил правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан в форме социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Закон регламентирует правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи. Однако этот Закон является не единственным правовым актом в области государственной социальной помощи, поэтому предметом регулирования Закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных другими нормативными правовыми актами.

Федеральный закон № 5-ФЗ «О ветеранах»28 предполагает наличие ряда льгот для тех работников, которые осуществляли свою деятельность в тылу во время боевых действий.

Они касаются в основном тех, кто работал в разных сферах вооружения и начал свою трудовую деятельность в несовершеннолетнем возраст. В статье 7 говорится, что ветераном труда признается человек, имеющий награды за свою трудовую деятельность и конкретное количество трудового стажа. При этом наличие стажа во времена ВОВ не требует предоставления медалей и наград. Этого достаточно для признания человека ветераном труда. Для этой категории снижены и показатели по необходимому стажу. Согласно статье 22, меры социальной поддержки для этой категории граждан определяются на местном уровне. Поэтому в каждом субъекте РФ могут быть установлены дополнительные выплаты на погребение, а могут и просто отсутствовать.

Стандартный вариант возмещения процедуры проводится согласно положениям Федерального закона № 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле”. Статьей 9 определяется перечень граждан, которые могут претендовать на выплату и устанавливаются бюджеты для финансирования данных расходов.