Файл: Дипломная работа правовое регулирование компенсационных выплат отдельным категориям граждан в Российской Федерации.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 384
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14.
58-я статья УК РСФСР о контрреволюционных преступлениях поставила к расстрельной стене массу невинных граждан, миллионы людей получили опыт лагерей и ссылок. Сроки давали виновным в инкриминируемых деяниях и членам их семей. Раскулачивание, подозрения в саботаже хлебозаготовок характерны для 20-х годов Советской России. Ко второй половине 30-х резко возросло число «агентов капитализма». С началом войны НКВД переключилось на национальные сообщества СССР. Как возможные пособники захватчика депортировались в Сибирь и на Крайний Север немецкие семьи.
Периодом «тотальной чистки» считаются 1937-1939 годы. Официальное расследование злодеяний сталинского режима в 1954 году Государственной комиссией в составе Генпрокурора СССР П. Руденко, министра МВД СССР С. Круглова и министра юстиции СССР К. Горшенина дает следующую картину.
В период 1921–1940 годов арестовано 3 777 380 человек. Смертный приговор зачитан 642 980 гражданам. Отправились в лагеря 2369220 людей, в ссылках, на поселении 765180 строителей коммунизма. Самые большие потери на три года «Большой чистки». Тогда арестовали 1408812 человек, из которых 684244 расстреляно, 689486 – отправлено в лагерные камеры.
Поэтому согласно ст. 1.1, 2 закона 1761-1 к репрессированным причисляются:
Политическая реабилитация положена тем, кто с 1917 года:
В случае оправдания гражданина по реабилитирующим мерам ему (возможно, посмертно):
Может быть предоставлено:
Поскольку реабилитированные люди являются пенсионерами, им полагается весь комплекс льгот для этой категории лиц. Назначение инвалидности, возвращение государственных наград и специальных званий также может расширить или изменить круг льгот и порядок начисления пенсий и денежных выплат.
Также полагаются компенсационные выплаты по ФЗ 1761-1:
Ежемесячная денежная компенсация около 500 рублей.
Единовременная компенсация лицам, отбывавшим полит. заключение в местах лишения свободы или оказавшихся в психиатрическом стационаре из расчета 75 рублей за сутки лишения свободы. Общий размер выплат не может превышать 10000 рублей. 16
Возмещение стоимости утраченного имущества, в том числе жилья при невозможности возврата самого имуществ.
Алгоритм назначения социальных льгот и пособий не сложен. Но предварительно потребуется судебное опротестование репрессий, которым подвергался гражданин. Многое придется подтвердить документально через обращение в региональные или федеральные архивы. Если право на реабилитацию признано, можно оформить льготы. Для этого нужно обратиться в отделение социальной защиты населения по месту прописки с пакетом документов: паспорт гражданина РФ с копией; удостоверение репрессированного (оригинал с копией); страховое пенсионное удостоверение (СНИЛС); заявление.
В месячный срок соцзащита обязана уведомить гражданина о принятом решении.
Таким образом, Звание «Ветеран труда» является статусом, который дает его обладателю право на пользование некоторыми социальными льготами и получение пособий. Получить звание могут только граждане, которые отвечают требованиям, прописанным в федеральных законодательных актах. Для его оформления заявитель должен подтвердить свое право при помощи документов: бумаги о наличии стажа и наградах. Наличие статуса подтверждается специальным удостоверением, которое выдается в исполнительном органе власти. В случае его утери необходимо обратиться в исполнительный орган власти и подать соответствующее заявление.
Для оформления «ветерана труда» потребуется обратиться в орган социальной защиты населения по месту регистрации и предоставить необходимый пакет документов. Решение о присуждении звания принимается специальной комиссией и в течение пяти дней доводится до сведения заявителя. На рассмотрение и проверку заявки отводится не менее 30 дней. Каждый документ должен быть представлен в виде копии и подтвержден оригиналом. В случае отказа весь пакет бумаг возвращается заявителю.
Труженик тыла обладает правом получать обычную пенсию и льготы, что предусмотрены в федеральных законах. Получить статус имеют право граждане, работавшие в тылу Красной Армии в период ВОВ, которые на тот момент были старше 12 лет и получали за свои труды заработную плату или им учитывались трудодни.
Труженики тыла вправе рассчитывать на доплаты в виде ЕДВ, а члены их семейств на компенсацию материальных потерь при похоронах ветеранов тылового труда.
Граждане, признанные пострадавшими, имеют право на льготы реабилитированным жертвам политических репрессий. Объём и число выплат определяется индивидуально для каждого лица в статусе жертвы репрессий.
Проведение реабилитационных мероприятий пострадавших в репрессиях граждан имеет свои особенности. Разработка комплекса мер помощи является прерогативой власти субъектов и муниципалитетов. В регионах помощь узникам тоталитаризма различна, но не может исключать льготы по федеральному законодательству. Если реабилитированному гражданину полагается ЕДВ по нескольким законопроектам, льготник вправе выбрать один.
Глава 2. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ВЕТЕРАНАМ ТРУДА, ТРУЖЕННИКАМ ТЫЛА И ЖЕРТВАМ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ
2.1 Правовое регулирование мер государственной социальной поддержки ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий
Правовая система Российской Федерации имеет разветвленную систему нормативно-правовых актов, охраняющих права и законные интересы граждан страны, в том числе и лиц старшего возраста. Обладая всеми правами граждан Российской Федерации, люди пожилого возраста, нуждающиеся в особой заботе государства, находятся в то же время под защитой комплекса нормативно-правовых актов, призванных обеспечить равенство прав и возможностей, несмотря на происходящие с ними психофизиологические и социальные изменения.
Устойчивое развитие общества, его способность гарантировать высокую социальную защищенность являются фундаментальным критерием оценки многих научных доктрин и общественной практики. Данные обстоятельства актуализируют необходимость изучения специфики существующих норм и основных правовых механизмов формирования современной системы социальной защиты населения.
Как известно, социальная защита затрагивает сферу жизненно важных интересов населения. Ее качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового развития общества и государства. Право на социальную защиту - признанная международным сообществом и гарантированная государством возможность человека удовлетворять свои физиологические, социальные и духовные потребности в объеме, необходимом для поддержания достойной жизни.
В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека17.
В реализации государственной политики социальной защиты граждан участвуют различные органы государственной власти, органы местного самоуправления. Целый комплекс федеральных законов и подзаконных нормативных актов устанавливает порядок социального обслуживания населения, порядок осуществления государственной социальной помощи и организацию государственного управления в этой сфере.
Далее приведем наиболее важные нормативно-правовые акты форм реализации социальной защиты населения.
Социальным обслуживанием в Российской Федерации ежегодно охватывается более 34 миллионов человек - пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. До 1 января 2015 г. отношения в области социального обслуживания населения регулировались Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»18 и Федеральным законом от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого и инвалидов»19. Модель социального, базирующаяся на положениях законов, не позволяла в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества. Об этом свидетельствовали региональные различия в объемах прав граждан на социальное обслуживание, в доступности и качестве предоставляемых социальных услуг, также сохраняющаяся в субъектах РФ на протяжении длительного времени очередность на получение социальных услуг на дому и в стационарных условиях. В целях устранения обозначенных различий, повышения качества социального обслуживания населения был разработан закон о социальном обслуживании населения в России.
Закон об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации выступает в качестве основного источника правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания, именно он устанавливает основы государственной политики в сфере социального обслуживания. Законодатель выделяет три составляющих такой политики: правовую, организационную и экономическую.
Правовая основа представляет собой норм права, регулирующих основные вопросы в сфере социального обслуживания. Задача данного Закона - создать правовой фундамент для построения системы социального обслуживания. Конкретизация основных норм отводится подзаконным нормативным правовым актам и нормативным актам субъектов РФ.
Закон об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации устанавливает основные понятия, используемые для правового регулирования, и принципы, на которых базируется такое регулирование и вся система социального обслуживания в целом; определяет категории лиц, на которых распространяются нормы о социальном обслуживании; разграничивает полномочия федерального центра (Российской Федерации) и субъектов РФ в сфере социального обслуживания; устанавливает правовой статус участников социального обслуживания; определяет виды социальных услуг и формы социального обслуживания.
58-я статья УК РСФСР о контрреволюционных преступлениях поставила к расстрельной стене массу невинных граждан, миллионы людей получили опыт лагерей и ссылок. Сроки давали виновным в инкриминируемых деяниях и членам их семей. Раскулачивание, подозрения в саботаже хлебозаготовок характерны для 20-х годов Советской России. Ко второй половине 30-х резко возросло число «агентов капитализма». С началом войны НКВД переключилось на национальные сообщества СССР. Как возможные пособники захватчика депортировались в Сибирь и на Крайний Север немецкие семьи.
Периодом «тотальной чистки» считаются 1937-1939 годы. Официальное расследование злодеяний сталинского режима в 1954 году Государственной комиссией в составе Генпрокурора СССР П. Руденко, министра МВД СССР С. Круглова и министра юстиции СССР К. Горшенина дает следующую картину.
В период 1921–1940 годов арестовано 3 777 380 человек. Смертный приговор зачитан 642 980 гражданам. Отправились в лагеря 2369220 людей, в ссылках, на поселении 765180 строителей коммунизма. Самые большие потери на три года «Большой чистки». Тогда арестовали 1408812 человек, из которых 684244 расстреляно, 689486 – отправлено в лагерные камеры.
Поэтому согласно ст. 1.1, 2 закона 1761-1 к репрессированным причисляются:
-
советские граждане, иностранцы, пострадавшие от политического давления на территории бывшего советского государства с 1917 года; -
репрессированные советскими трибуналами за границей; -
иностранцы, пострадавшие от карающей «длани» власти СССР по подозрению в антисоветской деятельности; -
дети, оказавшиеся с осужденными родителями в заключении; -
люди, оказавшиеся без родительской заботы в малолетнем возрасте после репрессии отца/матери. -
близкие родственники расстрелянных, погибших в лагерях граждан (ст. 3). 15
Политическая реабилитация положена тем, кто с 1917 года:
-
осуждался за несовершенные общеполитические преступления; -
ссыльнополитическим по административным определениям; -
подвергались безосновательному психиатрическому воздействию в советских клиниках по судебному распоряжению; -
подвергались преследованию по политическим мотивам органами ВЧК, ОГПУ, НКВД, МВД, особых комиссий.
В случае оправдания гражданина по реабилитирующим мерам ему (возможно, посмертно):
-
возвращаются погоны со звездами, государственные награды; -
предоставляются утраченные общеполитические и гражданские права; -
начисляются выплаты и пособия в денежном эквиваленте; -
назначается соц. поддержка федерального и регионального уровней. -
Льготы жертвам репрессий тоталитарного режима в 2018 году следующие: -
внесение коммунальных платежей в размере 50% установленных в регионе норм; -
первоочередное предоставление путевок в здравницы; -
устройство в дома-интернаты одиноких; -
льготные проездные документы для городского общественного транспорта; -
льготное обеспечение лекарственными препаратами.
Может быть предоставлено:
-
включение в страховой период пенсии по старости времени нахождения под стражей, в ссылке, тюрьме или лагере. При этом репрессированный должен иметь подтвержденный трудовой стаж до и после заключения. -
когда реабилитированный пенсионер выбирает ранее применявшийся порядок присуждения пенсий, то рассмотренные выше периоды включаются в рабочий стаж в льготном порядке с троекратным увеличением продолжительности.
Поскольку реабилитированные люди являются пенсионерами, им полагается весь комплекс льгот для этой категории лиц. Назначение инвалидности, возвращение государственных наград и специальных званий также может расширить или изменить круг льгот и порядок начисления пенсий и денежных выплат.
Также полагаются компенсационные выплаты по ФЗ 1761-1:
Ежемесячная денежная компенсация около 500 рублей.
Единовременная компенсация лицам, отбывавшим полит. заключение в местах лишения свободы или оказавшихся в психиатрическом стационаре из расчета 75 рублей за сутки лишения свободы. Общий размер выплат не может превышать 10000 рублей. 16
Возмещение стоимости утраченного имущества, в том числе жилья при невозможности возврата самого имуществ.
Алгоритм назначения социальных льгот и пособий не сложен. Но предварительно потребуется судебное опротестование репрессий, которым подвергался гражданин. Многое придется подтвердить документально через обращение в региональные или федеральные архивы. Если право на реабилитацию признано, можно оформить льготы. Для этого нужно обратиться в отделение социальной защиты населения по месту прописки с пакетом документов: паспорт гражданина РФ с копией; удостоверение репрессированного (оригинал с копией); страховое пенсионное удостоверение (СНИЛС); заявление.
В месячный срок соцзащита обязана уведомить гражданина о принятом решении.
Таким образом, Звание «Ветеран труда» является статусом, который дает его обладателю право на пользование некоторыми социальными льготами и получение пособий. Получить звание могут только граждане, которые отвечают требованиям, прописанным в федеральных законодательных актах. Для его оформления заявитель должен подтвердить свое право при помощи документов: бумаги о наличии стажа и наградах. Наличие статуса подтверждается специальным удостоверением, которое выдается в исполнительном органе власти. В случае его утери необходимо обратиться в исполнительный орган власти и подать соответствующее заявление.
Для оформления «ветерана труда» потребуется обратиться в орган социальной защиты населения по месту регистрации и предоставить необходимый пакет документов. Решение о присуждении звания принимается специальной комиссией и в течение пяти дней доводится до сведения заявителя. На рассмотрение и проверку заявки отводится не менее 30 дней. Каждый документ должен быть представлен в виде копии и подтвержден оригиналом. В случае отказа весь пакет бумаг возвращается заявителю.
Труженик тыла обладает правом получать обычную пенсию и льготы, что предусмотрены в федеральных законах. Получить статус имеют право граждане, работавшие в тылу Красной Армии в период ВОВ, которые на тот момент были старше 12 лет и получали за свои труды заработную плату или им учитывались трудодни.
Труженики тыла вправе рассчитывать на доплаты в виде ЕДВ, а члены их семейств на компенсацию материальных потерь при похоронах ветеранов тылового труда.
Граждане, признанные пострадавшими, имеют право на льготы реабилитированным жертвам политических репрессий. Объём и число выплат определяется индивидуально для каждого лица в статусе жертвы репрессий.
Проведение реабилитационных мероприятий пострадавших в репрессиях граждан имеет свои особенности. Разработка комплекса мер помощи является прерогативой власти субъектов и муниципалитетов. В регионах помощь узникам тоталитаризма различна, но не может исключать льготы по федеральному законодательству. Если реабилитированному гражданину полагается ЕДВ по нескольким законопроектам, льготник вправе выбрать один.
Глава 2. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ВЕТЕРАНАМ ТРУДА, ТРУЖЕННИКАМ ТЫЛА И ЖЕРТВАМ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ
2.1 Правовое регулирование мер государственной социальной поддержки ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий
Правовая система Российской Федерации имеет разветвленную систему нормативно-правовых актов, охраняющих права и законные интересы граждан страны, в том числе и лиц старшего возраста. Обладая всеми правами граждан Российской Федерации, люди пожилого возраста, нуждающиеся в особой заботе государства, находятся в то же время под защитой комплекса нормативно-правовых актов, призванных обеспечить равенство прав и возможностей, несмотря на происходящие с ними психофизиологические и социальные изменения.
Устойчивое развитие общества, его способность гарантировать высокую социальную защищенность являются фундаментальным критерием оценки многих научных доктрин и общественной практики. Данные обстоятельства актуализируют необходимость изучения специфики существующих норм и основных правовых механизмов формирования современной системы социальной защиты населения.
Как известно, социальная защита затрагивает сферу жизненно важных интересов населения. Ее качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового развития общества и государства. Право на социальную защиту - признанная международным сообществом и гарантированная государством возможность человека удовлетворять свои физиологические, социальные и духовные потребности в объеме, необходимом для поддержания достойной жизни.
В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека17.
В реализации государственной политики социальной защиты граждан участвуют различные органы государственной власти, органы местного самоуправления. Целый комплекс федеральных законов и подзаконных нормативных актов устанавливает порядок социального обслуживания населения, порядок осуществления государственной социальной помощи и организацию государственного управления в этой сфере.
Далее приведем наиболее важные нормативно-правовые акты форм реализации социальной защиты населения.
Социальным обслуживанием в Российской Федерации ежегодно охватывается более 34 миллионов человек - пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. До 1 января 2015 г. отношения в области социального обслуживания населения регулировались Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»18 и Федеральным законом от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого и инвалидов»19. Модель социального, базирующаяся на положениях законов, не позволяла в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества. Об этом свидетельствовали региональные различия в объемах прав граждан на социальное обслуживание, в доступности и качестве предоставляемых социальных услуг, также сохраняющаяся в субъектах РФ на протяжении длительного времени очередность на получение социальных услуг на дому и в стационарных условиях. В целях устранения обозначенных различий, повышения качества социального обслуживания населения был разработан закон о социальном обслуживании населения в России.
Закон об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации выступает в качестве основного источника правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания, именно он устанавливает основы государственной политики в сфере социального обслуживания. Законодатель выделяет три составляющих такой политики: правовую, организационную и экономическую.
Правовая основа представляет собой норм права, регулирующих основные вопросы в сфере социального обслуживания. Задача данного Закона - создать правовой фундамент для построения системы социального обслуживания. Конкретизация основных норм отводится подзаконным нормативным правовым актам и нормативным актам субъектов РФ.
Закон об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации устанавливает основные понятия, используемые для правового регулирования, и принципы, на которых базируется такое регулирование и вся система социального обслуживания в целом; определяет категории лиц, на которых распространяются нормы о социальном обслуживании; разграничивает полномочия федерального центра (Российской Федерации) и субъектов РФ в сфере социального обслуживания; устанавливает правовой статус участников социального обслуживания; определяет виды социальных услуг и формы социального обслуживания.