Файл: 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег – немецкий педагог‚ демократ. Дистервег выступал против сословных и национальных ограничений в области образования, против конфессионального обучения и опеки церкви над школой, против воспитания юношества в духе религиозной нетерпимости. Дистервег автор учебников и руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии. Наиболее известная его работа - «Руководство к образованию немецких Учителей» (1835 г.). Основными принципами воспитания он считал природосообразность, культуросообразность, самодеятельность. Под природосообразностью, понимал возбуждение врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в них стремлением к развитию. Самодеятельность Дистервег считал решающим фактором, определяющим личность человека, все его поведение. В развитии детской самодеятельности он видел непременное условие всякого образования. Дистервег разработал дидактику развивающего обучения, сформулировав ее основные требования в виде 33 законов и правил. Педагогические идеи Дистервега, его учебники оказали положительное влияние на развитие народного образования в Германии и получили распространение далеко за ее пределами. Основные положения педагогической теории: воспитание должно быть общечеловеческим; необходимо развивать человека в ребенке, развивать его самодеятельность; природосообразность воспитания (знание психологии и физиологии ребенка; развитие задатков ребенка); культуросообразность воспитания (учет уровня развития культуры и воспитательного идеала общества); самодеятельность (активность, инициатива ребенка в усвоении социального опыта); учет возрастных особенностей ребенка (воспитание «естествен' ным путем»); обучение должно быть развивающим. Три ступени в развитии человека: - ступень чувств; - ступень памяти; - ступень ума. Задача школы - воспитание гуманных и сознательных граждан. Дистервег разделял идеи общечеловеческого воспитания. В книге «Руководство к образованию немецких жившей», вышедшие в 1835 г., Ф. Дистервег приводит обобщающую систему дидактических правил, направленных на обеспечение наглядности и доступности материала обучения, сознательности усвоения знаний, заинтересованности и личной активности учащихся в процессе обучения. В воспитании и обучении ребенка Дистервег важную роль отводил учителю. Он призывал наставников постоянно заниматься самообразованием, освобождаться от рутинных приемов преподавания, работать творчески, осуществлять самостоятельный поиск идей.


16. Просветительские реформы в России и Беларуси в первой половине 19 века.

В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения. В 1804 принят Устав учебных заведений, согласно которому ведущая роль в организации образования отдавалась университетам. В каждом губернском городе создавалась гимназия, в уездном городе – уездное училище, в деревнях – церковно-приходские школы. Приходские училища, рассчитанные на мальчиков и девочек из «самых нижних состояний» Содержание образования: чтение, закон божий, письмо, арифметика. Уездные училища, предназначенные для детей купцов, ремесленников, мещан и других городских жителей, не относящихся к дворянству, стали теперь трехклассными учебными заведениями. В них изучались предметы: закон божий, священная и церковная история, российский язык, арифметика, геометрия, география, черчение и рисование. Гимназии, предназначенные для дворян и чиновников, сохранили преемственную связь с университетами. Они должны были давать подготовку к университетскому образованию. В гимназии изучались словесность и логика, языки латинский, немецкий и французский, математика, география и статистика, история, физика. В гимназиях, находящихся в университетских городах, должен был изучаться и греческий язык. Университеты- высшая степень образования. Срок обучения 4-5- лет. Не взирая на то, что была провозглашена доступность школы для всех сословий. Фактически была создана сословная система народного образования. Особой формой привилегированных закрытых учебных заведений университетского типа были лицеи. В начале XIX в. в России возникло несколько лицеев. Самым престижным был Царскосельский лицей, открытый в 1810 г. Царскосельский лицей предназначался для подготовки мальчиков из родовитых дворянских семей к «важным частям службы государственной». Курс обучения длился 6 лет: 3 года на начальном отделении и 3 — на окончательном. Принимали подготовленных детей и за 6 лет им давали как среднее, так и высшее образование, приблизительно в объеме философского и юридического факультетов университетов. Окончившие лицейский курс дворяне получали те же права, что и выпускники университета. В конце 1843- переименован в Александровский лицей. В 1844- переводится в Санкт-Петербург. 1835 - новый университетский устав: университеты теряли права управлять школами своего округа.1852 - были созданы 3 типа гимназий: 1) гимназии с древними языками + чтение сочинений церковных писателей. 2) гимназии в кот. Латинский язык+ предметы естествознания. 3) гимназии(законоведение)



Реформа сократила кол-во средних школ. Министерство не проявило никакой заботы о создании школ для крестьян. Чаще всего они обучались при дворах помещиков, к которым относились, при помощи домашних учителей. Вся территория Беларуси относилась к Российской империи. Школьная политика характеризовалась 2 особенностями: 1) терпимое отношение к сложившейся системе образования в Беларуси. 2) постепенное внедрение российской системы образования. Большая часть вошла в состав Виленского округа. 1805 г. - в Беларуси открыта 1-ая гимназия в городе Свислочь (на средства Тышкевичка). До 1812 г - гимназии были открыты в Витебске, Могилёве, Гродно, Минске, Жировичах. 1812 г. в Полоцке открыт Полоцкий иезуитский коллегиум (был главным в России). К 1820- иезуитские учебные заведения были закрыты. После военных событий 1812 года школьные здания были разрушены, переведены в госпитали. Во второй половине 20-х годов на территории осталось 4 гимназии, 30 уездных училищ, около 100 приходских. После подавления восстания 1830-31 г. был закрыт Виленский университет. Во всех учебных заведениях обучение на русском языке. 1840 - издан отбельный указ, в котором запрещалась “Беларусь”. 1834 - в Витебске открылась 1-ая учительская гимназия (переименована в сименарию). В это время осуществлялись попытки развития профессионального образования. 1840 - в Горках создана 1-ая в России земледельческая школа, а на базе её в 1848 открылся Горы-Горецкий земледельческий институт.

17. Роль Виленского университета в развитии образования в Беларуси в первой половине 19 века.

В начале 19 века на территории Беларуси был открыт в 1803 году Виленский университет в рамках образовательной реформы Петра 1. На базе Главной Литовской школы. Эта школа было открыта в 18 веке на базе Виленской иезуитской академии 1579 год. С этого времени можно вести отсчет высшего образование в Беларуси. Виленский университет имел четыре факультета: моральных и политических наук, физико-математический, медицинский, литературы и свободных искусств. В первом отделении назначалось 10 кафедр, втором — 7, в третьем — 10 и в четвертом — 5. Был самым большим по численности студентов: 1300-1400 студентов. (Московский имел 800 студентов). Университет был центром учебного округа. Во главе стоял попечитель – друг Александра 1, польский магнат Адам Чарторыйский. Виленский учебный округ включал в себя украинские, белорусские и литовские земли. Преподавание велось на польском языке. Университет имел самое высокое финансирование, доход составлял около 300 тысяч рублей в год. (Профессор получал около 100 рублей, доцент (адьюнкт) 88). При университете действовали медицинский, ветеринарный и агрономический институты, три клиники, астрономическая обсерватория, ботанический сад, зоологический музей, одна из самых богатых библиотек в Европе.


18. Общая характеристика школьных реформ в России и Беларуси второй половины 19 века.

60-е годы 19 века были в России периодом большого общественного движения. Составной частью этого движения явл. Педагогические движения, выдвигавшие ряд вопросов: Критика крепостнического воспитания; Борьба против сословной школы, за общее светское образование; Борьба за образование женщин ;Выступления против догматизма ;Отмена телесных наказаний ;Требование широкой сети народных школ ;Требование автономии университета. 1861 - создан комитет грамотности, где обсуждаются вопросы создания народной школы, организуются воскресные школы, развивается педагогическая журналистика. Существуют 2 типа женских училищ: -Женское училище 1-ого разряда (6 лет). -Училище 2-ого разряда (3 года). Давали среднее образование. 1804 - положение о начальных народных училищах. Срок и возраст были не ограничены, обучение на русском языке, содержание обучения очень ограничено, допускалось совместное обучение, бесплатность. Устав гимназий и прогимназий. (устанавливались 2 типа гимназий-классическая и реальная) В прогимназиях в учебный план входили 6 арифметика, грамматика русского латинского и греческого языков, природоведение, закон Божий. К этому времени было узаконено 3 типа школ: · Классическая гимназия с 2мя языками латинским и греческим · Классическая гимназия с одним языком-латинским · Реальная гимназия без древних языков. Они были внесословными курс обучения 7 лет. Отдельное обучение мальчиков и девочек. К важным школьным реформам 60-х гг. XIX в. следует отнести разрешение открывать новые частные учебные заведения, учреждение женских гимназий, отмену телесных наказаний в школе. 1828 г. - принят устав о начальных и средних школах, в нем подтверждалась существовавшая трехуровневая система образования и провозглашался принцип «Каждому сословию - свой уровень образования». Приходские училища -для низшего сословия, уездные училища - для купцов, ремесленников и прочих городских обывателей, гимназии - для дворян и чиновничества. К 1855 г. в России действовали шесть университетов, при которых открылись педагогические институты и пансионы для подготовки в вузы. Расширилась сеть специальных высших учебных заведений: были открыты двадцать кадетских корпусов, Горный институт, Земледельческая школа, Строгановское училище декоративно-прикладного искусства и др. В 1864 г. - реформа системы начального и среднего образования. Содержание обучения в начальных народных училищах было скудным -Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, церковное пение. Совместное бесплатное обучение осуществлялось на русском языке. Уставом средних школ отвергалась классово-сословная дискриминация обучения. Определяющим условием становилось для поступления имущественное положение. От платы освобождались дети малоимущих родителей (не более 10% от общего числа учеников). Предусматривалась не практиковавшаяся ранее выдача единовременных денежных пособий и стипендий особо отличившимся ученикам. В 1872 г. было издано «Положение», согласно которому преобразовывались уездные училища и на их базе создавались двуклассные начальные училища (с 5-летним сроком обучения) и городские училища (с 6-летним сроком обучения). Двуклассные начальные училища давали право поступления на специализированные курсы и в учительские семинарии.


19. Педагогические взгляды и деятельность Н.И. Пирогова. Критика существующей системы образования Н.А. Добролюбовым. Педагогические взгляды Н.Г. Чернышевского.

В 1856 г. в журнале «Морской сборник» печатается статья известного русского хирурга Н.И. Пирогова (1810—1881) под названием «Вопросы жизни», всколыхнувшая русское общество. В статье поднималась проблема общечеловеческого воспитания. Ее решение автор связывал с реорганизацией системы образования, с восстановлением преемственности ее ступеней и с отменой принципа сословности. По убеждению Пирогова, целью воспитания является не ранняя специализация обучения, а подготовка к жизни высоконравственного человека с широким кругозором. Пирогов разработал проект школьной системы, состоящей из двух ступеней: начальной школы (2 года обучения) и средней школы (7—9 лет) Согласно его проекту, после окончания начальной школы можно было выбрать одно из направлений среднего образования: реальное или классическое. Пирогов развернул кипучую деятельность по улучшению работы учебных заведений. Он поощрял методические искания учителей, подготовил открытие университета в Одессе, создал первую в России воскресную школу для взрослых. Пирогов поднял вопрос о запрете телесных наказаний учащихся, рассматривая их как средство, унижающее достоинство ребенка. Поднятая им на страницах печати дискуссия имела положительный результат. Уставом гимназий и прогимназий 1864 г. телесные наказания в школах запрещаются. Либеральные взгляды Пирогова, его деятельность на посту попечителя учебного округа раздражали власти, и вскоре он был отстранен от должности попечителя. Критика существующей системы образования также нашла отражение в работах известного литературного критика, публициста Николая Александровича Добролюбова (1836 – 1861). Его педагогические взгляды были сформулированы в статьях: «О значении авторитета в воспитании», «Основные законы воспитания», «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами», «Учитель должен служить идеалом…» и др. Н.А. Добролюбов считал невозможной подлинную реформу образовательной системы без коренной перестройки всей общественной жизни в России, полагая, что в новом обществе появится и новый учитель, бережно сохраняющий в воспитаннике достоинство природы человека, обладающий высокими нравственными убеждениями, всесторонне образованный. Такой учитель должен стать образцом для детей, иметь ясные понятия «об искусстве обучения и воспитания». Для профессии учителя, подчеркивал Н.А. Добролюбов, особенно важны такие качества, как ясность, непогрешимость убеждений, высокое всестороннее развитие, блестящее знание предмета преподавания. Основной задачей воспитания, по его мнению, является воспитание патриота и высокоидейного человека, гражданина со стойкими убеждениями, всесторонне развитой личности. Особое внимание также уделялось писателем учебной литературе. Он считал, что истинно полезными детскими книгами могут быть только такие, которые одновременно охватывают все существо ребенка и увлекают его воображение в надлежащем направлении, давая пищу мышлению, пробуждая любознательность, укрепляя в нем нравственное чувство. Как и Н.И. Пирогов, литературный критик выступал против ранней специализации и за общее образование в качестве предпосылки специального образования; акцентировал внимание на значении принципа наглядности в обучении,