Файл: Р азработка информационного комплекса для лечебного учреждения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 466

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ

1. ВВЕДЕНИЕ

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА

2.1. Технологии применения специализированных программных продуктов.

2. 2. Основные топологии локальных вычислительных сетей (ЛВС).

2. 3. Среды передачи данных.

2. 4. Базовые сетевые протоколы.

2. 5. Операционные системы для локальных вычислительных сетей.

3. РАЗРАБОТКА СТРУКТУРНОЙ СХЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА

3. 1. Исходные данные.

3. 2. Постановка задачи.

3. 3. Решение задачи.

3. 3. 1. Выбор топологии сети.

3. 3. 2. Выбор операционной системы.

3. 3. 3. Используемые протоколы для локальной вычислительной сети.

3. 3. 4. Электропитание локальной вычислительной сети.

3. 3. 5. Резервное копирование.

4. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕШНИХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

4. 1. Виды телекоммуникационных систем.

4. 2. Варианты доступа в Internet.

4. 3. Применение технологии Internet в системе.

5. АДАПТАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ ПРИКЛАДНОГО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

5. 1. Использование структур-форм документов.

5. 2. Основные термины.

5. 3. Разработка программы аналитической обработки информации «Флюоротека».

5. 3. 1. Настройка.

5. 3. 2. Карточка.

5. 3. 3. Заключение.

5. 3. 4. Дообследование.

5. 3. 5. Архив.

5. 3. 6. «Д» - учет.

5. 4. Возможность получения отчетов.

5. 5. Структура баз данных в программе «Флюоротека».

6. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА В ЛЕЧЕБНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

6. 1. Основные принципы электронного документооборота.

6. 2. Оценка объемов документооборота.

6. 3. Возможности электронного документооборота в лечебном учреждении.

7. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ КОНФИГУРИРОВАНИЯ, АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ЛЕЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

7. 1. Конфигурирование комплекса.

7. 2. Администрирование комплекса.

8. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

9. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА ОПЕРАТОРА – МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА НА ОСНОВЕ ОБЩИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ И С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ ЛЕЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

9. 1. Условия труда.

9. 2. Эргономика и проектирование рабочего места.

9. 3. Требования к помещениям для эксплуатации мониторов и ПЭВМ.

9. 4. Требования к микроклимату, содержанию аэроинов и вредных химических

веществ в воздухе помещений эксплуатации мониторов и ПЭВМ.

9. 5. Требования к освещению помещений и рабочих мест.

9. 6. Требования к шуму и вибрации.

9. 7. Расчет освещенности помещения.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

10. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ РАЗРАБОТКИ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. РАСЧЕТ СТОИМОСТИ СЕТЕВОГО КОМПЛЕКСА

10. 1. Целесообразность разработки с экономической точки зрения.

10. 2. Расчет стоимости комплекса.

10. 2. 1. Фонд оплаты труда.

10. 2. 2. Материальные затраты.

10. 2. 3. Общая смета затрат.

11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

12. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Рот Г. З., Денисов В. Н., Шульман Е. И. «Проблемы организации и перспективы внедрения компьютерных технологий в многопрофильной больнице». Бюллетень Сибирского Отделения РАМН, 1998 г. Рот Г. З., Миронов В. А., Шульман Е.И. «Четырехлетний опыт использования компьютерной истории болезни (вопросы повышения качества лечения). В сб. «Обеспечение качетсва оказания медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях», Межрегиональная ассоциация «Здравоохранение Сибири», г. Барнаул, 1996 г. «PC WEEK», № 1, 2000 г. «Медицинские информационные системы». Web – сервер: http:// www.intersystems.ru Web – сервер: http:// www.sovtest.ru/

Терапевтический корпус

Рентген

УЗИ

ЭКГ

ФГС

4. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕШНИХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

4. 1. Виды телекоммуникационных систем.


В медицинской практике в последние годы широко применяется система обеспечения внешними телекоммуникациями. В различных регионах медицинские учреждения являются источниками информации, которые создают корпоративные базы данных. По технологии ведения и доступа базы данных подразделяются на пять типов:

  • простейшие базы и банки данных (БД) – обычные файлы с информацией по тематике организации, упорядоченные в соответствующие структуры каталогов на средствах вычислительной техники;

  • базы и банки данных – информационные хранилища на специальных серверах в локальных сетях (БД LAN-серверов) – с возможностью коллективного доступа в пределах данной сети;

  • информационные хранилища на LAN-серверах со специальной технологией их ведения и использования (SQL-сервера) – с возможностью реализации функций поиска / логической обработки информации и работы в режиме «клиент-сервер» в данной локальной сети;

  • информационные хранилища со специальной технологией удаленного доступа к ним – с возможностью удаленного доступа к информации из глобальной сети (Internet) с последующим переносом информации на свое локальное место;

  • информационные хранилища со специальной технологией их организации, обеспечивающей возможность ссылок из одного участка информации на другой участок и организацией распределенных баз данных (WWW-сервера) – с возможностью удаленного коллективного доступа к информации из глобальной сети (Internet) и работы в режиме «гипертекстовых ссылок»[21].

Данные базы данных – информационные хранилища представляют «информационное обеспечение» корпоративной сети. «Техническое» и «программное» обеспечения для их реализации представляется соответствующей вычислительной техникой, операционными системами, системами управления базами данных и прикладным программным обеспечением.

Услуги информационного транзита в телекоммуникационной сети и услуги пользования информационными ресурсами на основе возможностей, предоставляемых информационными системами
, составляют основу обслуживания пользователей информации. Оно может быть организовано в форме обмена и оказания информационной услуги.

Система информационной безопасности должна включать необходимый комплекс мероприятий и технических решений по защите:

  • от нарушения функционирования сети путем исключения воздействия на информационные каналы, каналы сигнализации, управления и удаленной загрузки баз данных, коммуникационного оборудования, системное и прикладное программное обеспечение;

  • от несанкционированного доступа к информации путем обнаружения и ликвидации попыток использования ресурсов сети, приводящих к нарушению целостности сети и информации, изменению функционирования подсистем распределения информации;

  • от разрушения встраиваемых средств защиты с возможностью доказательства неправомочности действий пользователей и обслуживающего персонала сети;

  • от внедрения программных «вирусов» и «закладок» в программные продукты и технические средства;

  • от других искажений информации (преднамеренных или случайных сбоев технической системы) [21].

4. 2. Варианты доступа в Internet.


Для применения телекоммуникационной системы в сети необходим доступ в глобальную сеть Internet.

Возможные варианты доступа в Internet:

  • доступ по коммутируемым линиям с помощью модема;

  • доступ с помощью технологии ISDN;

  • доступ по выделенным линиям.

Для лечебного учреждения наиболее приемлемо использование подключения по каналу ISDN. Подключение по коммутируемым линиям не особенно приемлемо, так как обладает низким уровнем надежности и качеством связи [15].

Основными преимуществами сети ISDN являются:

  • полностью цифровые коммутируемые соединения;

  • время установления соединения – 1 – 2с;

  • передача информации со скоростью 64 Кбит/с при одном канале связи и 128 Кбит/с при двух каналах связи, до 512 Кбит/с с использованием алгоритмов сжатия;

  • использование различных алгоритмов сжатия для увеличения скорости передачи;

  • поддержка практически всех сетевых протоколов передачи данных.

К числу основных средств ISDN можно отнести:

  • ISDN-станции (ISDN-коммутаторы);

  • ISDN-терминалы (цифровые телефонные аппараты);

  • внутренние адаптеры ISDN (мосты/маршрутизаторы) для подключения компьютеров к ISDN-сети;

  • внешние кстройства (блоки) для подключения компьютеров или локальной сети к ISDN-сети;

  • сетевые окончания (Network Terminator);

  • линии связи (интерфейсы PRI и BRI).


Типы соединений в сети ISDN приведены на рис. 4. 1.





Рис. 4. 1. Типы соединений в сети ISDN.

В ISDN – сетях используются два специфических типа интерфейсов: интерфейс базового уровня BRI (Basic Rate Interface), регламентирующий соединение ISDN – станций с абонентом, и интерфейс первичного уровня PRI (Primary Rate Interface), обеспечивающий связь между ISDN – станциями.

Логически BRI представляет собой особым образом структурированный цифровой поток, разделенный на три канала: два информационных канала типа В с пропускной способностью 64 Кбит/с каждый и один служебный канал типа D с пропускной способностью 16 Кбит/с, поэтому BRI имеет еще наименование 2В+D.

ISDN – станции, в которые стекаются BRI-интерфейсы, соединяются между собой широкополосными магистралями, поддерживающими интерфейс первичного уровня PRI. Логически PRI построен по тому же принципу, что и BRI – интерфейс: определенное количество В-каналов и один D-канал. PRI можно представить в виде nB+D. Быстродействие D – канала – 64 Кбит/с.

Основной отличительной особенностью сети ISDN является то, что ISDN – станции обеспечивают коммутацию цифровых, а не аналоговых потоков. Коммутаторы ISDN коммутируют именно цифровые потоки. Преобразование аналоговых сигналов в цифровые происходит на уровне ISDN-терминалов. Максимальная задержка в ISDN-сети не превышает 30 мс на каждый узел связи.

ISDN – станции способны осуществлять автоматическую маршрутизацию соединений, что особенно важно, когда между станциями имеется несколько альтернативных путей соединения и необходимо выбрать наиболее оптимальный.

Каждый компьютер, подключенный к сети ISDN, должен иметь либо внутренний адаптер ISDN, либо соединяться с внешним устройством ISDN, входящим в состав локальной сети. Адаптер выполняет функции моста/маршрутизатора. Для работы с внешними блоками необходимо, чтобы компьютер содержал адаптер локальной сети, внутренние же платы выполняют свои функции без сетевого адаптера. Для взаимодействия с сетевыми программными средствами внутренние адаптеры используют стандартный интерфейс NDIS. Объединение локальной вычислительной сети при помощи линий ISDN приведено на рис. 4. 2.





Рис. 4. 2. Объединение сети при помощи линий ISDN.

Для улучшения эффективности работы с выделенной линией и ISDN лучше использовать маршрутизатор фирмы CISCO 800/1600. Для улучшения эффективности работы с выделенной линией и ISDN рациональнее использовать специализированные маршрутизаторы. Больших успехов в области производства маршрутизаторов добилась компания CISCO, которая предлагает устройства для самых разных потребностей. Данные приведены в таблице 4. 1.

Таблица 4. 1.

Серия устройств

Тип устройства

Количество портов

Технология сети

Cisco 800

Фиксированный

1 порт ISDN, BRI

Ethernet

Cisco 800, 1600

Модульный

1 порт локальной сети,

1 порт глобальной сети

Ethernet

Cisco 2500

Фиксированный

1-2 порта локальн. сетей,

2 порта глобальн. сетей

Ethernet

Cisco 2600

Модульный

1-4 порта локальн. сетей,

до 8 портов глоб. сетей

10/100 Ethernet



Cisco 3600,4500/4700

Модульный

Зависит от комплектац

Ethernet,Fast Ethernet

Cisco 7200/7500

Модульный

Зависит от комплектац

Ethernet,Fast Ethernet



Из таблицы видно, что для проектируемой сети можно выбор остановить на серии устройств Cisco 800/1600. CISCO 1600 разработан для подключения локальных сетей Ethernet к глобальным сетям с использованием технологий ISDN, асинхронных и синхронных последовательных портов. Асинхронный модем лучше использовать для соединения удаленных пользователей со шлюзом, а затем по протоколу РРР разрешать им выход в Internet. Осуществляет маршрутизацию протоколов TCP/IP, IPX. Для обеспечения безопасности и эффективности работы с Internet рекомендуется для шлюза в Internet использовать отдельный сервер.

4. 3. Применение технологии Internet в системе.


С помощью технологии Internet в медицинской практике могут осуществляться такие виды деятельности, как оповещения врачей, вызовы медицинского персонала, телеконсультации. Компьютерная томография, телемедицина, компьютерное обеспечение прикроватных мониторов – на все это уходит большая часть средств, направляемых на информатизацию медицинских учреждений. Чтобы реализовать комплексный проект, необходимо обладать некоторым набором базовых технологий, позволяющих согласованным образом решать разнообразные задачи. В этот набор должны входить:

  • технология проектирования информационного решения для медицинского учреждения в целом (средства для описания структуры и согласования потоков данных в медицинском учреждении);

  • технология конструирования и настройки рабочих мест системы;

  • технология экспорта / импорта данных;

  • технология сопряжения рабочих мест системы с источниками лабораторно-диагностических данных;

  • технология сопряжения рабочих мест системы с другими информационными системами.

Использование сети Internet стало повсеместным, однако, в настоящее время в медицине используются еще не все ее возможности. Для клинической практики Internet пока еще используется не так широко, как для административных целей. Internet применяют для работы с базами данных (типа MEDLINE) и медицинской литературой, для контакта с пациентами и контроля за их состоянием. Некоторые организации в настоящее время используют некоторые телемедицинские технологии: осуществляется передача медицинских изображений, профессиональное образование; проведение видеоконференций, консультаций. Большую роль играют телекоммуникационные технологии, позволяющие передавать информацию из мест, где нет соответствующих специалистов, в специализированные медицинские центры. Для осуществления проекта телемедицины необходимы следующие устройства: документальная камера, видеокамера, сканер, коммутируемое устройство, звуковая система (микрофон). Существует возможность фотографии документа. Организация проекта телемедицины осуществляется через ISDN –канал.

Долгое время клинические системы и телекоммуникационные системы были довольно дорогими и это ограничивало их применение. Сегодня цены на телекоммуникационные системы и услуги постоянно падают, и все готовятся к тому, что за счет удешевления будет происходить постоянное расширение сферы использования такого рода систем в медицине. Сейчас совершенно очевидно, что за телемедициной огромное будущее. Действительно, многим больным вовсе не