Файл: Р азработка информационного комплекса для лечебного учреждения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 417

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ

1. ВВЕДЕНИЕ

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА

2.1. Технологии применения специализированных программных продуктов.

2. 2. Основные топологии локальных вычислительных сетей (ЛВС).

2. 3. Среды передачи данных.

2. 4. Базовые сетевые протоколы.

2. 5. Операционные системы для локальных вычислительных сетей.

3. РАЗРАБОТКА СТРУКТУРНОЙ СХЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА

3. 1. Исходные данные.

3. 2. Постановка задачи.

3. 3. Решение задачи.

3. 3. 1. Выбор топологии сети.

3. 3. 2. Выбор операционной системы.

3. 3. 3. Используемые протоколы для локальной вычислительной сети.

3. 3. 4. Электропитание локальной вычислительной сети.

3. 3. 5. Резервное копирование.

4. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕШНИХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

4. 1. Виды телекоммуникационных систем.

4. 2. Варианты доступа в Internet.

4. 3. Применение технологии Internet в системе.

5. АДАПТАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ ПРИКЛАДНОГО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

5. 1. Использование структур-форм документов.

5. 2. Основные термины.

5. 3. Разработка программы аналитической обработки информации «Флюоротека».

5. 3. 1. Настройка.

5. 3. 2. Карточка.

5. 3. 3. Заключение.

5. 3. 4. Дообследование.

5. 3. 5. Архив.

5. 3. 6. «Д» - учет.

5. 4. Возможность получения отчетов.

5. 5. Структура баз данных в программе «Флюоротека».

6. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА В ЛЕЧЕБНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

6. 1. Основные принципы электронного документооборота.

6. 2. Оценка объемов документооборота.

6. 3. Возможности электронного документооборота в лечебном учреждении.

7. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ КОНФИГУРИРОВАНИЯ, АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ЛЕЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

7. 1. Конфигурирование комплекса.

7. 2. Администрирование комплекса.

8. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

9. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА ОПЕРАТОРА – МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА НА ОСНОВЕ ОБЩИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ И С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ ЛЕЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

9. 1. Условия труда.

9. 2. Эргономика и проектирование рабочего места.

9. 3. Требования к помещениям для эксплуатации мониторов и ПЭВМ.

9. 4. Требования к микроклимату, содержанию аэроинов и вредных химических

веществ в воздухе помещений эксплуатации мониторов и ПЭВМ.

9. 5. Требования к освещению помещений и рабочих мест.

9. 6. Требования к шуму и вибрации.

9. 7. Расчет освещенности помещения.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

10. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ РАЗРАБОТКИ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. РАСЧЕТ СТОИМОСТИ СЕТЕВОГО КОМПЛЕКСА

10. 1. Целесообразность разработки с экономической точки зрения.

10. 2. Расчет стоимости комплекса.

10. 2. 1. Фонд оплаты труда.

10. 2. 2. Материальные затраты.

10. 2. 3. Общая смета затрат.

11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

12. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Рот Г. З., Денисов В. Н., Шульман Е. И. «Проблемы организации и перспективы внедрения компьютерных технологий в многопрофильной больнице». Бюллетень Сибирского Отделения РАМН, 1998 г. Рот Г. З., Миронов В. А., Шульман Е.И. «Четырехлетний опыт использования компьютерной истории болезни (вопросы повышения качества лечения). В сб. «Обеспечение качетсва оказания медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях», Межрегиональная ассоциация «Здравоохранение Сибири», г. Барнаул, 1996 г. «PC WEEK», № 1, 2000 г. «Медицинские информационные системы». Web – сервер: http:// www.intersystems.ru Web – сервер: http:// www.sovtest.ru/

Терапевтический корпус

Рентген

УЗИ

ЭКГ

ФГС

6. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА В ЛЕЧЕБНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

6. 1. Основные принципы электронного документооборота.


Технология электронного документооборота для лечебного учреждения должна быть разработана с таким расчетом, чтобы предоставить пользователям простой способ управления и использования наиболее популярных платформ для организации коллективной работы с информацией. Система должна содержать функционально законченный набор средств для организации конфиденциального документооборота и поэтому не должна требовать от пользователей дополнительных доработок или программируемых настроек. Адаптация системы к конкретным условиям ее эксплуатации должна производиться гибкими и простыми в использовании средствами визуальной конфигурации. Необходимо предусмотреть все необходимые «степени свободы» с целью обеспечения возможности влиять на соответствие механизмов обработки медицинских документов утвержденным стандартам министерства здравоохранения, на внешнее представление и содержание форм отчетности.

Система должна быть рассчитана на совместное использование электронных и бумажных документов.

Перечень функций, который должна обеспечивать система, автоматизирующая документооборот:

  • хранение документации (использование архива);

  • администрирование документооборота;

  • управление маршрутизацией и движением документов;

  • контроль за передвижением документов;

  • контроль исполнения документов;

  • разграничение доступа пользователей к функциям системы;

  • регламентирование доступа пользователей к функциям системы;

  • регистрация документов;

  • обмен документами;

  • контроль отчетов по заданию;

  • настройка на должностную структуру подразделений;

  • архивирование документов;

  • ведение базы данных по пролеченным больным;

  • выполнение вариантов процедур;

  • административные отчеты.

Реорганизация документооборота, потребность в которой может возникнуть в связи с изменениями структуры, в ходе различных совершенствований в лечебном процессе, а, соответственно, внедрения новых отчетных форм, не должна требовать повторной переналадки работающей системы электронного документооборота.


Высокая надежность и управляемость системы, удобный, быстрый и подконтролируемый доступ пользователей к информации должен быть обеспечен использованием единого централизованного хранилища документов.

Единая, базирующаяся на ресурсах операционной системы, служба копирования в сочетании со средствами отказоустойчивости серверов должна обеспечивать гарантированную сохранность всех документов и данных.

Одним из основных принципов документооборота является то, что должен существовать только один канал поступления входящих документов. Такими каналами для медицинского учреждения являются приемный покой и регистратура. Медсестра приемного покоя оформляет поступление пациента в отделение, заносит паспортные данные, данные первичного осмотра, диагноз при поступлении. Далее история болезни автоматически переносится в соответствующее отделение, где медицинский персонал занимается заполнением последующих медицинских форма по каждому конкретному случаю.

Работники регистратуры занимаются оформлением талона пациента в электронном виде и направлением больного к конкретному специалисту. Доктор, имея перед собой список направленных к нему пациентов, значительно сокращает время на оформление медицинской документации.

Кроме того, врач на амбулаторном приеме может направить больного на стационарное лечение.

Основные типы документов: входящие, исходящие, внутренние.

Для лечебного учреждения входящими являются документы первичного осмотра, поступление в отделение, прием в поликлинике; исходящими являются карты выбывшего из стационара, заполненный талон амбулаторного пациента с выставленным диагнозом; внутренними являются лабораторные исследования, диагностические обследования, данные флюорограмм, которые автоматически заносятся в историю болезни соответственно своим направлениям.

Все медицинские документы являются связанными, так как большинство из них ссылается на другие документы. Наиболее типичным случаем является входящий документ, который практически всегда порождает соответствующий ему исходящий, структурная связь приведена на рис. 6. 1.





Рис. 6. 1. Связь входящих и исходящих документов.

При повторном обращении пациента или при обращении с жалобой доктор может, используя архив базы данных, отыскать необходимый документ (историю болезни, заключение) и создать новое заключение. Данная медицинская информация может быть доступна в любой момент администрации учреждения, заместителю главного врача по лечебной части. На рис. 6. 2 приведена структурная схема компьютерной технологии ведения истории болезни и амбулаторного талона и показаны связи между подразделениями.



Рис. 6. 2. Структурная схема связей между подразделениями.

6. 2. Оценка объемов документооборота.


Исходя из таблицы 3. 1, среднее количество пролеченных больных за год в отделениях стационара составляет 4492 человек. Поликлиника рассчитана на 250 посещений в смену. В среднем за год в стационаре проходит 4500 историй болезни, в поликлинике оформляется около 35000 талонов пациентов. При этом данная медицинская история болезни должна храниться 25 лет, а талоны пациентов 1 год в архиве.

Необходимые объемы базы данных для хранения таких объемов документов.

История болезни занимает 2 Кб на диске, еще 1 Кб занимает индекс карты. Таким образом, под один документ требуется 3 Кб дискового пространства для данных. Учитывая, что учреждение имеет поток 39500 документов в год, и документы хранятся 25 лет, то для хранения 79000 документов потребуется от 0,5 до 1 Мб на диске. В таблице 6. 1. представлены виды информации, хранящейся в базе данных, объемы, занимаемые информацией в Кб и время, затраченное на выполнение данного вида информации.

Таблица 6. 1.
Вид инфо-

рмации

Текстовая

история

болезни
Талон ам-

булаторн. пациента

Графичес.

снимок

черно-бел.

Графичес.

снимок

цветной

Фотосни-мок черно-белый

Фотоснимок цветной

Объем, Кб

2 Кб

1 Кб

4 Кб

4,5 Кб

5 Кб

5,5 Кб

Время, за-


траченное

на работу


50 мин.


10 мин.


15 мин.


20 мин.



25 мин.


30 мин.



6. 3. Возможности электронного документооборота в лечебном учреждении.


При использовании компьютерной технологии ведения истории болезни должны обеспечиваться следующие возможности:

  • создание, редактирование, просмотр и печать всех составляющих ее документов ( первичного осмотра, дневников, листов назначений);

  • автоматизация ежедневных рутинных операций по формированию списков назначений, подготовка бланков направлений на обследования, составление температурного листа для посетителей;

  • формализация записей в истории болезни, способствующая полному и качественному оформлению документов;

  • контроль за выполнением врачебных назначений;

  • автоматическое создание основных выходных документов;

  • архивная служба: ведение медицинского архива и создание всех необходимых сводных и отчетных документов;

  • удобный и наглядный интерфейс управления в виде совокупности иерархических меню, способствующий быстрому освоению системы медицинским персоналом;

  • подстройка к условиям и особенностям функционирования конкретного отделения (персонал, структура отделения, медицинские справочники);

  • служба безопасности: санкционированный доступ к медицинской документации и оперативное дублирование информации.


Благодаря этому во много раз возрастает оперативность получения информации администрацией больницы, что не может не повлиять на качество и эффективность принимаемых управленческих решений.

Также дисциплинируется и облегчается документооборот между лечебными отделениями, между отделениями и подразделениями параклинической службы.

Все подразделения лечебного учреждения взаимосвязаны между собой в сфере электронного документооборота.

В начальной стадии медицинская сестра приемного покоя заполняет первичную документацию, которая поступает в отделение и становится доступной лечащему врачу. Этот уровень взаимодействия медицинский персонал – пациент является основным и именно здесь сосредоточены главные факторы, определяющие качество лечения больного:

  • Соответствие лечения медико – экономическому стандарту, контроль за которым начинается с первичного врачебного осмотра. При оформлении документов для выписки больного врач получает текст, содержащий критерий качества лечения по стандарту. Соответствие реальных результатов лечения этому критерию определяет уровень качества лечения, непосредственно влияющего на размер суммы, получаемой больницей от страховой компании. Данные электронной истории болезни поступают в экономический отдел, где производится расчет стоимости пролеченных больных.

  • Использование архива историй болезни сокращает время на оформление первичной документации хронических больных.

Для заведующего отделением облегчается оперативный контроль проводимого лечения. Могут быть созданы возможности просмотра информации: заполненность палат, состояние больных, различные сводки. Облегчается задача составления ежемесячных, ежеквартальных, годовых отчетов.

Врачи клинической и диагностической лаборатории могут просматривать таблицу динамики параметров анализов, сделанных многократно в течение курса лечения. При этом существенно сокращается число недостаточно обоснованных назначений.

Врач поликлиники, к которому обратился больной после выписки из стационара, сможет получить, во-первых, качественно оформленный выписной эпикриз (создаваемый автоматически), и, во-вторых, полный перечень выполненых за время пребывания больного в стационаре результатов анализов, обследований и консультаций. Такие документы, высокое качество и полнота которых обусловлены использованием компьютерной технологии, могут помочь врачу выбрать верную тактику на этапе долечивания.