Файл: Р азработка информационного комплекса для лечебного учреждения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 420
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
2.1. Технологии применения специализированных программных продуктов.
2. 2. Основные топологии локальных вычислительных сетей (ЛВС).
2. 4. Базовые сетевые протоколы.
2. 5. Операционные системы для локальных вычислительных сетей.
3. РАЗРАБОТКА СТРУКТУРНОЙ СХЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА
3. 3. 1. Выбор топологии сети.
3. 3. 2. Выбор операционной системы.
3. 3. 3. Используемые протоколы для локальной вычислительной сети.
3. 3. 4. Электропитание локальной вычислительной сети.
3. 3. 5. Резервное копирование.
4. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕШНИХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ
4. 1. Виды телекоммуникационных систем.
4. 2. Варианты доступа в Internet.
4. 3. Применение технологии Internet в системе.
5. АДАПТАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ ПРИКЛАДНОГО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
5. 1. Использование структур-форм документов.
5. 3. Разработка программы аналитической обработки информации «Флюоротека».
5. 4. Возможность получения отчетов.
5. 5. Структура баз данных в программе «Флюоротека».
6. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА В ЛЕЧЕБНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
6. 1. Основные принципы электронного документооборота.
6. 2. Оценка объемов документооборота.
6. 3. Возможности электронного документооборота в лечебном учреждении.
7. 1. Конфигурирование комплекса.
7. 2. Администрирование комплекса.
8. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
9. 2. Эргономика и проектирование рабочего места.
9. 3. Требования к помещениям для эксплуатации мониторов и ПЭВМ.
9. 4. Требования к микроклимату, содержанию аэроинов и вредных химических
веществ в воздухе помещений эксплуатации мониторов и ПЭВМ.
9. 5. Требования к освещению помещений и рабочих мест.
9. 6. Требования к шуму и вибрации.
9. 7. Расчет освещенности помещения.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
10. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ РАЗРАБОТКИ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. РАСЧЕТ СТОИМОСТИ СЕТЕВОГО КОМПЛЕКСА
10. 1. Целесообразность разработки с экономической точки зрения.
10. 2. Расчет стоимости комплекса.
Автоматизированная информационная система управления стационаром и поликлиникой «Артемида» разработана специалистами орловского ЗАО «Инсофт» в 1996 г. В 1998 г. к распространению этой системы подключилась курская компания «Конус-Медик». В начале этого года система получила сертификат Министерства здравоохранения Российской Федерации. По утверждению разработчиков отечественных систем такого рода сертифицировано в нашей стране не более пяти. Идея продукта - автоматизация рутинных процедур во всех службах лечебного учреждения (приемный покой, отделения, лаборатории, административные подразделения) и замыкание всех информационных потоков на единую базу данных, а также анализ этих данных в различных разрезах [5]. Система применяется уже в нескольких лечебных учреждениях. Например, в городской больнице г. Тольятти используется сервер, работающий под управлением Windows NT, и около 80 автоматизированных рабочих мест, функционирующих под управлением Windows 95/98. Поскольку входящие в продукт подсистемы «Стационар» и «Поликлиника» имеют единое ядро, то сотрудники поликлиники могут видеть результаты лечения пациента в стационаре, а персоналу стационара доступна амбулаторная карта пациента со всеми его диагнозами и лабораторными исследованиями. Стоимость представленной системы около 300 долларов за одно рабочее место (в эту сумму входят как цена специализированного программного обеспечения, так и стоимость его адаптации к специфике лечебного учреждения, стоимость обучения персонала, стоимость внедрения системы «под ключ»). Система очень нетребовательна к оборудованию рабочих мест, ее терминалы могут даже не иметь графического интерфейса и работать под управлением MS-DOS, но, в то же время, система эффективна лишь в тех случаях, когда ей охвачено свыше 10 рабочих мест, настройка системы не требует программирования и заключается в составлении различных справочников [5]. В настоящее время совместно с лабораторией телемедицины, входящей в состав факультета фундаментальной медицины МГУ, проводится встраивание в структуру «Артемиды» системы телемедицины, чтобы врач в сложных случаях смог вступить в диалог со специальными консультационными центрами.
Теперь рассмотрим интегрированную систему управления госпиталем MedTrak, созданную австалийской компанией Trak Systems на основе технологии InterSystems. MedTrak используют около 240 лечебных учреждений
, расположенных в 25 странах мира. Даже с учетом всех возможных скидок ее стоимость на порядок выше, чем стоимость отечественной «Артемиды» [6]. Адаптацией MedTrak к российским условиям вот уже более полугода успешно занимается петербургская фирма «СП. АРМ» и Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины МЧС России. На разработку системы MedTrak, которая началась в 1991 г., было потрачено свыше 10 миллионов долларов. Кроме автоматизации документооборота учитывается множество нюансов, возникающих в реальной практике (например, прогнозирование результатов взаимодействия лекарственных веществ, используя международную базу данных оценки этих взаимодействий), содержит вьюверы для просмотра графических изображений, обеспечивает возможность организации мобильных рабочих мест, допускает использование штрих - кодовых технологий. Большой плюс MedTrak в том, что за ее спиной стоит международная корпорация, благодаря чему в ней учтены все требования к современным информационным системам [7]. Есть стопроцентная уверенность, что MedTrak будет развиваться и сопровождаться дальше (в настоящее время ее upgrade приходит из Австралии два раза в год).
Да, есть хорошие отечественные системы, как уникальные, так и тиражируемые, написанные талантливыми программистами. 16-17 февраля в городе Орле проводился второй этап конкурса на базовое программное обеспечение для лечебно – профилактических учреждений, целью которого было выявление лучших работ отечественных разработчиков программного обеспечения для ЛПУ. На конкурс было представлено более десятка пакетов программного обеспечения, среди которых большинство составляли традиционные решения, связанные с автоматизацией рабочих мест («АРМ специалиста»). Высшую оценку получил программно-технологический комплекс, представленный группой разработчиков Угличской Центральной районной больницы Ярославской области, разработанный при участии ведущего проектного интегратора – компании Cognitive Technologies [8]. Комплекс предназначен для решения задач автоматизации статистико-экономического документооборота. Комплекс включает в себя технологическую часть ( формализованные входные учетные документы, классификатор адресов, территориальный регистр населения, сканирование штрих – кода, сквозной запрос, программно-независимый отчет, проработка методологий взаимодействия сотрудников) и инструментальную часть (АРМы администратора территориального регистра населения, регистратора поликлиники, использующие технологию штрих – кода; фельдшера приемного отделения; АРМы статистиков стационара, поликлиники и амбулаторной службы, использующие технологию ввода Cognitive Forms; врача – медицинского статистика, статистика стоматологической поликлиники, файловый сервер). За счет интеграции технологии массовой обработки бумажных документов с рукописным заполнением Cognitive Forms компании Cognitive Technologies с программно – технологическим комплексом Угличской ЦРБ удалось
автоматизировать труд операторов ввода, регистраторов и медицинских статистиков, сократить время подготовки медицинско-статистической и экономической документации. В число обрабатываемых с помощью системы Cognitive Forms документов входят «Талон амбулаторного пациента», «Статистическая карта выбывшего из стационара» и «Хирургический вкладыш к статистической карте». Кроме этого, технологию Cognitive Forms можно применить для обработки ряда других медицинских документов. Такой комплекс, согласно данным, полученным за период опытной эксплуатации, позволяет экономить до 10 процентов бюджета учреждения [8].
Специализированный программный комплекс «УЛЬТРАМЕД-1» представлен автоматизированными системами: «Стационар», «Поликлиника», «Диспансер». Это совокупность программных модулей, позволяющих комплексно автоматизировать работу подразделений медицинского учреждения: администрации, приемного покоя, регистратуры, лечебных отделений, параклинических подразделений, кабинетов, лабораторий, аптеки, отдела кадров, отделения статистики. Автоматизированные системы обеспечивают: полный учет и контроль процесса лечения пациентов с ведением их персонифицированного регистра, реализованного в виде электронных истории болезни, амбулаторной карты; ввод, хранение и поиск информации о пациентах непосредственно на рабочих местах медперсонала; автоматизированную статистическую обработку документов и учет движения больных; формирование с помощью системы произвольного запроса любой выборки информации из базы данных; конфиденциальность информации; защиту от несанкционированного доступа к базе данных [9]. Достоинства данной системы: настройка пользователем под свои условия работы; при эксплуатации не требуются специальные технические знания; простота в освоении. Представленный комплекс позволяет руководителю: иметь детальную достоверную и оперативную информацию по всему регистру пациентов, осуществлять оперативное слежение за количественными и качественными изменениями в состоянии здоровья населения, рассчитывать и оценивать показатели деятельности учреждения, повысить эффективность принимаемых управленческих решений; подразделению статистики: оперативно формировать произвольные формы отчетности, по заданным заинтересованными лицами условиям отобрать необходимую информацию из базы данных, создавать любые документы; персоналу приемного покоя (регистратуры): оперативно осуществлять поиск карт пациентов и их регистрацию, оперативно формировать необходимые документы при приеме пациента; врачам: иметь полную информацию о пациенте и сократить время на ее изменение и дополнение,
пользоваться диагностической экспертной системой, иметь в электронной документации о пациенте графические материалы обследования с заключением врача, повысить эффективность лечения пациентов, сократить время на заполнение медицинской документации; старшей медсестре: оперативно создавать и вести контроль за расписанием работы врачей, быстро формировать списки пациентов, создавать любые документы; медсестрам лечебных отделений: на основании электронных журналов формировать электронные заявки во внутрибольничную аптеку, произвести процедуры и выдачу лекарств пациентам; персоналу внутрибольничной аптеки: вести электронный учет лекарств в аптеке и их списание на пациентов, прогнозировать необходимость заявки в аптеку по учетным лекарствам [9]. Система функционирует на базе персональных компьютеров АТ 386, 486 с инсталированным прикладным программным обеспечением, обмен информацией происходит в рамках локальной вычислительной сети. На одном компьютере возможна установка нескольких рабочих мест.
Удачный пример автоматизации деятельности поликлиники представляет собой информационно-аналитическая система «Поликлиника», внедренная в Самарской области компанией «ОСМОС». Каждое обращение пациента регистрируется в системе как стандартный случай поликлинического обслуживания, являющий собой совокупность посещений, обследований, процедур и результатов лечения [10]. Также система формирует электронные амбулаторные карты, содержащие данные о пациентах и листах текущих наблюдений. На основе этих данных формируется отчетность и статистические данные. Система организована как локальная сеть компьютеров с файл-сервером Pentium-120 и рабочими станциями на базе процессоров Intel 486. Используется сетевая операционная система Novell Net Ware 3.12 и СУБД DataFlex v.3.1 [10].
В Центральной медико-санитарной части № 122 Санкт-Петербурга используется медицинская информационная система, созданная компанией «КОСТА». В настоящее время ЦМСЧ-122 имеет компьютерную сеть, объединяющую более 70 компьютеров. В сети работают несколько файловых серверов и два сервера баз данных. Более 100 пользователей в различных подразделениях работают с 15-ю программными модулями информационной системы «Авиценна», которая обеспечивает ведение единой картотеки пациентов, поддержку идентификации пациентов на основе пластиковых карт, учет обслуживаемого ведомственного контингента, ведение прейскурантов, учет амбулаторного лечения, услуг клинико-диагностических подразделений, физиотерапевтических процедур, лечения в стационаре, планирование и
учет операций в объединенном оперблоке, обслуживание «единого хирургического пространства» поликлиники и стационара, автоматизированное выставление счетов страховым компаниям, получение отчетов [10].
В Центральной клинической больнице (ЦКБ) Медицинского центра Управления делами Президента Российской Федерации используется медицинская информационная система, основным назначением которой является обеспечение оперативного взаимодействия лечащих врачей и вспомогательных подразделений (лабораторий, аптеки, медстатистики, служб питания) [10]. В настоящее время завершается перевод информационной системы на новые программные и аппаратные платформы и новую сеть передачи данных. Значительную часть поставок оборудования, включая активные сетевые устройства, выполнила фирма Siemens Nixdorf. Волоконно-оптическая магистраль корпоративной сети ЦКБ обеспечивает передачу данных по стандарту FDDI, вертикальная проводка также волоконно-оптическая, горизонтальная проводка выполнена витой парой категории 5 (UTP 5). Активные сетевые устройства – коммутаторы фирмы Cisco и концентраторы фирмы Bay Networks.
Компания IBM завершила проект «Единая диагностическая система Республики Башкортостан», направленный на создание и оснащение сети районных медицинских диагностических центров на территории республики. Цель этого проекта-улучшение уровня первичной диагностики заболеваний, максимальное приближение средств диагностики к населению и повышения уровня доступности медицинской помощи. Предлагаемой решение включает в себя информационную систему диагностических центров на базе компьютерного оборудования IBM, коммуникационное оборудование, прикладное медицинское программное обеспечение, а также целый ряд медицинской диагностической техники [10]. Информационная система в каждом из десяти диагностических центров связывает между собой отделение ультразвуковых исследований, отделение эндоскопических исследований, отделение лабораторных исследований и отделение функциональной диагностики. Это позволяет собирать информацию о вышеперечисленных видах исследований в виде текстовых, графических данных и речевого ввода медицинских заключений, хранить эту информацию в архиве и проводить удаленное консультирование со специалистами в центральных диагностических центрах.