Файл: 1 Развивающее обучение как психолого педагогическая проблема 6.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Развивающее обучение как психолого – педагогическая проблема
1.2. Возрастные и психологические особенности младших школьников
1.3. Особенности личностно – ориентированного обучения младших школьников
1. Педагогические условия личностно – ориентированного обучения младших школьников.
общением со своими одноклассниками, старшими товарищами – пионерами, определяет так или иначе те особенности, которые свойственны детям данного возрастного периода [4, с.49].
Приобщение к серьезному делу – учению и новая позиция ученика, позиция октябренка, очень остро переживаются ребенком, он осознает важность, нужность новых своих обязанностей и дел, поэтому воспринимает новые требования с желанием и готовностью их выполнить.
Учитель занимает в этот период особое место в жизни школьников. Он олицетворяет для них все то новое, важное, серьезное, что вошло в их жизнь с поступлением в школу. Уважение и авторитет, которыми учитель пользуется у первоклассников, трудно переоценить. Каждое слово педагога, его требование – закон для детей. Если дети не выполняют этих требований, то, как правило, потому, что еще не умеют управлять своим поведением.
Младшим школьникам, а особенно первоклассникам, свойственны внушаемость, стремление подражать тем, кто для них является авторитетом, и в первую очередь учителю. Поэтому отношение учителя к каждому из детей, его оценки перенимаются школьниками, переносятся на внутриколлективные взаимоотношения. В коллективе начинают плохо относиться к тем, кого часто порицает учитель, а хорошо – к тем, кто получает от него похвалу и поощрения. Изменение оценки учителя, внимание к положительным проявлениям ученика может изменить отношение к нему товарищей к лучшему [8, с.130].
Подражательность проявляется и в том, что дети стараются вести себя так же, как и ученики, которых ставит в пример учитель. «Валя молодец, он дал карандаш Соне, ее карандаш сломался». После таких слов учителя многие дети начинают предлагать карандаш своим соседям. «Посмотрите, как прямо сидит Лера» – и каждый из детей старается сесть правильно. Такие приемы учитель использует для более наглядного показа образцов, которым могут подражать дети. Наглядность нужна не только в обучении, но и в воспитании.
Необходимо учитывать в воспитательной работе конкретность детского мышления, что связано с ситуативностью в применении детьми правил поведения и требованием учителя. Эта особенность является причиной того, что в данной конкретной ситуации, о которой говорит учитель, ученик применяет правила, а в сходной, но новой ситуации может не применять. Нередко требование, которое предъявляется к одноклассникам ребенка
, он не относит к себе. Существенные связи и отношения познаются ребенком постольку, поскольку они даны во внешнем, чувственном, непосредственно воспринимаемом содержании. Представления, а не понятия являются еще господствующей формой мышления. Конкретные представления, отражающие те или иные стороны Предметов и явлений, служат основой для формирования обобщенных представлений, понятии. Нерасчлененные, очень общие понятия также обогащаются, дифференцируются, наполняясь конкретным содержанием [9, с.7]. Например, особенности нравственного формирования детей младшего возраста связаны с развитием степени осознанности, обобщенности их представлений о нравственной стороне человеческих отношений. Сначала это уровень эмоциональных обобщений, который характеризуется умением учащихся правильно ориентироваться в общей оценке поступков, относя их к плохим или хорошим. Следующая ступень этого уровня – пассивное овладение теми или иными понятиями. Учащиеся еще активно не пользуются нравственными понятиями для обозначения конкретного факта, но этот же факт могут обозначать нужным словом, выбрав его из нескольких, например обозначить поступок как справедливый, выбрав нужное понятие из данных близких ему понятий: хороший, правильный, смелый, справедливый. Затем лети учатся раскрывать понятие через указание на характерный поступок: «Он хороший товарищ, дал мне карандаш, а потом – циркуль».
Младшие школьники могут, отказавшись от заманчивой цели, выполнять непривлекательные задачи руководствуясь моральными побуждениями. Моральные мотивы– новый тип мотива, обусловливающий качественно новый тип поведения ребенка. Этим они вынуждают ребенка к деятельности не прямо, а через сознательно принятые намерения или сознательно поставленную цель [13, с.30].
Развитие абстрактного мышления в процессе систематического обучения обусловливает процесс осознания тех простейших норм и правил, которые должно выполнять и которые становятся основой для самостоятельной регуляции ребенком своего поведения.
Особенности детей младшего школьного возраста проявляются в неустойчивости их внимания, подвижности, эмоциональности. Неустойчивость внимания связана со слабым развитием умения произвольно подчинять свои действия не внешним обстоятельствам, влияниям, воздействиям, а внутренним целям, задачам, которые ставит перед ребенком учитель и которые должны стать внутренними задачами ученика. Поэтому дети, особенно первоклассники, легко отвлекаются от того главного, на что должно быть направлено их внимание на уроке, на сборе, во время беседы. У учащихся I – II классов внимание более устойчиво при выполнении внешних, а не умственных действий. Чтобы удержать их внимание, учитель организует внешние действия детей («Посмотрите все на рисунок», «Покажите, где у вас в книге на картинке нарисован Петя», «Посчитайте, сколько слов в этом предложении, сколько букв в этом слове» и т. д.). Хорошо сочетать решение умственных задач с рисованием, черчением схем. Это помогает детям организовать свое внимание, овладеть им.
Подвижность, характерная для ребенка младшего школьного возраста, также обычно связана со слабым развитием волевых действий. Ребенок, испытывая естественную потребность в движении, в деятельности, не умеет длительное время сохранять одну и ту же позу, заниматься одним и тем же делом. Ему еще трудно преодолеть свое желание подвигаться, сменить деятельность. Учитель старается дать детям возможность организованно подвигаться: встать, поднять руки, пошевелить пальцами; дает новое задание, ставит перед ними новую задачу [2, с.22].
Эмоциональность, свойственная младшим школьникам, выражается в их легкой возбудимости, потребности вслух высказаться о своих переживаниях, поделиться впечатлениями, интересе к внешне яркому, броскому. Задача педагога состоит не в том, чтобы подавлять это естественное желание детей, а подчинять его тем задачам, которые дети вместе с учителем решают на уроке и во внеклассной работе.
Нельзя забывать и о том, что хорошей эмоциональной разрядкой для ребенка является игра (еще недавно главный в его развитии вид деятельности). Игра по-прежнему привлекательна для детей, они овладели в процессе игры многими умениями и навыками. В игре у них иногда получается то, что не получается в учебной деятельности.
Любознательность, свойственная любому детскому возрасту, у младших школьников получает развитие в связи с началом систематического обучения. Младшие школьники не удовлетворяются (в отличие от дошкольников) любым ответом на свой вопрос; ответ может повлечь за собой целую цепь новых вопросов: «Почему?», «Как и из чего сделано?», «Как это происходит?».
Поступая в школу, ребенок уже понял ценность самого знания, у него есть интерес к знанию вообще, имеющему общественную значимость. Это отношение к знанию необходимо поддерживать и развивать с первых шагов школьного обучения. Интерес к знанию вообще постепенно переходит в увлечение отдельными приемами учебной работы, а затем появляется и интерес к содержанию учебной деятельности.
В процессе совершенствования процесса обучения начальные классы занимают особое место. Пристальное внимание педагогов обращено к проблемам развития детей в обучении и воспитании. Исследования педагогов и психологов выявили значительные неиспользованные резервы для более интенсивного развития детей [12, с.56]. В результате разработаны новое содержание и методы обучения младших школьников. Главный акцент в обучении делается на умственное развитие детей. Однако вопросы всестороннего развития личности являются сейчас особенно острыми.
Перед педагогами стоит серьезная задача: найти такие пути и средства, которые помогут решить конкретные вопросы идейно-нравственного и всестороннего развития личности школьника. При этом нельзя как недооценивать возрастные возможности детей, так и переоценивать их. Говоря о тех или иных возрастных особенностях детей, следует помнить, что точных возрастных границ нет, эти границы подвижны. Исследования педагогов и психологов показали, например, что путем изменения содержания и методики обучения можно добиться таких особенностей мышления, которые свойственны более позднему возрастному этапу.
Печать, радио, кино, телевидение воздействуют на школьника, являются мощным двигателем его воспитания и развития. Радиоприемники и телевизоры есть у абсолютного большинства семей.
В кино младшие школьники ходят в среднем 3 – 4 раза в месяц, преимущественно с товарищами. Фильмы смотрят все подряд, и не обязательно детские. Показательно, что большинство детей называют в числе особенно запомнившихся кинофильмов телевизионные фильмы. Увиденное в кино обычно обсуждается с товарищами (причем обсуждение сводится к пересказу отдельных эпизодов), реже – с родителями и совсем редко в классе.
Средства массовой информации ускоряют духовное развитие детей, однако этой информации очень много и она недостаточно педагогически корректируется.
Интересно отношение к общественным поручениям; конечно, не каждый школьник выполняет какое-нибудь общественное поручение, но очень мало таких, кто не хотел бы ничего выполнять, детей очень огорчает отсутствие общественного дела, поручения.
Большинство детей пользуется относительной самостоятельностью в семье, они могут без взрослых гулять, читать, включать и смотреть телевизор, тратить деньги на кино, мороженое, книги, завтраки в школе, марки. Им доверяют такие поручения, как пойти в магазин, погулять или посидеть с братом или сестрой.
Дети, как правило, хорошо одеты. Родители все силы прикладывают к тому, чтобы у них было все необходимое. Школьник не испытывает недостатка в учебных пособиях, развлечениях, игрушках. Но дети и менее ценят их. Иногда легко могут бросить карандаш, ручку, тетрадь, игрушку. Легкость, с которой ребенок попадает в кино, посещает театр, музеи, чрезмерное количество удовольствий иногда приводят к девальвации духовных ценностей, которые его не удивляют и не поражают. Ребенку кажется, что он все знает, все видел, а в действительности лишь слышал о спектакле, смотрел картины, но ничего не увидел, все узнал поспешно, на ходу. Своеобразное духовное верхоглядство заметно уже в младшем школьном возрасте.
В жизни современного младшего школьника заметно возрастает роль коллектива сверстников. Дети в свободное время играют вместе во дворе, на улице. В гости друг к другу ходят значительно реже.
Хотя подготовленность детей к обучению в школе еще разная, но намечается тенденция заметного преобладания числа детей, умеющих читать, считать и решать задачи [11, с.83].
Общий уровень развития детей, приходящих в I класс, стал заметно выше. Детей отличает хорошее речевое развитие; речь логичная, правильная, нередко удивляет ее «взрослость». Дети способны к решению довольно сложных мыслительных задач, путем логических операций приходят к самостоятельным выводам.
Дети, воспитанные в детском саду, в большей степени обладают чертами коллективистов, но у них слабо воспитаны тормозные процессы, они не умеют сдерживаться и привыкли вести себя в любом коллективе очень свободно; постоянное общение с большим числом детей сделало их легковозбудимыми. Общение детей в школе и дома должно быть организовано так, чтобы дети учились считаться с теми, кто их окружает.
Большое количество впечатлений, сведений, знаний, которые получают младшие школьники, обогащает их духовный мир. Однако отсутствие меры и продуманного руководства может привести к пресыщенности, нежеланию разобраться в увиденном и услышанном, что может только отрицательно сказаться на духовном развитии ребенка. Кроме того, стремление родителей без учета возможностей ребенка дать детям дополнительные знания языка, музыкальное образование, привлечь их к спорту приводит нередко к тому, что ребенок всегда не успевает, торопится, многое делает кое-как. Помимо того, что такое напряжение вредно для состояния здоровья ребенка, сам ребенок начинает привыкать к мысли, что можно ко многим обязанностям относиться небрежно. Усиленные индивидуальные занятия ограничивают возможности общения ребенка со сверстниками, он уходит от общественно полезной деятельности, а это обедняет его жизнь, служит препятствием для действительно всестороннего развития [12, с.35].
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Психологами был доказан тот факт, что младший школьник может освоить более сложный материал, если учитель сумеет найти способ его преподнесения.
Приобщение к серьезному делу – учению и новая позиция ученика, позиция октябренка, очень остро переживаются ребенком, он осознает важность, нужность новых своих обязанностей и дел, поэтому воспринимает новые требования с желанием и готовностью их выполнить.
Учитель занимает в этот период особое место в жизни школьников. Он олицетворяет для них все то новое, важное, серьезное, что вошло в их жизнь с поступлением в школу. Уважение и авторитет, которыми учитель пользуется у первоклассников, трудно переоценить. Каждое слово педагога, его требование – закон для детей. Если дети не выполняют этих требований, то, как правило, потому, что еще не умеют управлять своим поведением.
Младшим школьникам, а особенно первоклассникам, свойственны внушаемость, стремление подражать тем, кто для них является авторитетом, и в первую очередь учителю. Поэтому отношение учителя к каждому из детей, его оценки перенимаются школьниками, переносятся на внутриколлективные взаимоотношения. В коллективе начинают плохо относиться к тем, кого часто порицает учитель, а хорошо – к тем, кто получает от него похвалу и поощрения. Изменение оценки учителя, внимание к положительным проявлениям ученика может изменить отношение к нему товарищей к лучшему [8, с.130].
Подражательность проявляется и в том, что дети стараются вести себя так же, как и ученики, которых ставит в пример учитель. «Валя молодец, он дал карандаш Соне, ее карандаш сломался». После таких слов учителя многие дети начинают предлагать карандаш своим соседям. «Посмотрите, как прямо сидит Лера» – и каждый из детей старается сесть правильно. Такие приемы учитель использует для более наглядного показа образцов, которым могут подражать дети. Наглядность нужна не только в обучении, но и в воспитании.
Необходимо учитывать в воспитательной работе конкретность детского мышления, что связано с ситуативностью в применении детьми правил поведения и требованием учителя. Эта особенность является причиной того, что в данной конкретной ситуации, о которой говорит учитель, ученик применяет правила, а в сходной, но новой ситуации может не применять. Нередко требование, которое предъявляется к одноклассникам ребенка
, он не относит к себе. Существенные связи и отношения познаются ребенком постольку, поскольку они даны во внешнем, чувственном, непосредственно воспринимаемом содержании. Представления, а не понятия являются еще господствующей формой мышления. Конкретные представления, отражающие те или иные стороны Предметов и явлений, служат основой для формирования обобщенных представлений, понятии. Нерасчлененные, очень общие понятия также обогащаются, дифференцируются, наполняясь конкретным содержанием [9, с.7]. Например, особенности нравственного формирования детей младшего возраста связаны с развитием степени осознанности, обобщенности их представлений о нравственной стороне человеческих отношений. Сначала это уровень эмоциональных обобщений, который характеризуется умением учащихся правильно ориентироваться в общей оценке поступков, относя их к плохим или хорошим. Следующая ступень этого уровня – пассивное овладение теми или иными понятиями. Учащиеся еще активно не пользуются нравственными понятиями для обозначения конкретного факта, но этот же факт могут обозначать нужным словом, выбрав его из нескольких, например обозначить поступок как справедливый, выбрав нужное понятие из данных близких ему понятий: хороший, правильный, смелый, справедливый. Затем лети учатся раскрывать понятие через указание на характерный поступок: «Он хороший товарищ, дал мне карандаш, а потом – циркуль».
Младшие школьники могут, отказавшись от заманчивой цели, выполнять непривлекательные задачи руководствуясь моральными побуждениями. Моральные мотивы– новый тип мотива, обусловливающий качественно новый тип поведения ребенка. Этим они вынуждают ребенка к деятельности не прямо, а через сознательно принятые намерения или сознательно поставленную цель [13, с.30].
Развитие абстрактного мышления в процессе систематического обучения обусловливает процесс осознания тех простейших норм и правил, которые должно выполнять и которые становятся основой для самостоятельной регуляции ребенком своего поведения.
Особенности детей младшего школьного возраста проявляются в неустойчивости их внимания, подвижности, эмоциональности. Неустойчивость внимания связана со слабым развитием умения произвольно подчинять свои действия не внешним обстоятельствам, влияниям, воздействиям, а внутренним целям, задачам, которые ставит перед ребенком учитель и которые должны стать внутренними задачами ученика. Поэтому дети, особенно первоклассники, легко отвлекаются от того главного, на что должно быть направлено их внимание на уроке, на сборе, во время беседы. У учащихся I – II классов внимание более устойчиво при выполнении внешних, а не умственных действий. Чтобы удержать их внимание, учитель организует внешние действия детей («Посмотрите все на рисунок», «Покажите, где у вас в книге на картинке нарисован Петя», «Посчитайте, сколько слов в этом предложении, сколько букв в этом слове» и т. д.). Хорошо сочетать решение умственных задач с рисованием, черчением схем. Это помогает детям организовать свое внимание, овладеть им.
Подвижность, характерная для ребенка младшего школьного возраста, также обычно связана со слабым развитием волевых действий. Ребенок, испытывая естественную потребность в движении, в деятельности, не умеет длительное время сохранять одну и ту же позу, заниматься одним и тем же делом. Ему еще трудно преодолеть свое желание подвигаться, сменить деятельность. Учитель старается дать детям возможность организованно подвигаться: встать, поднять руки, пошевелить пальцами; дает новое задание, ставит перед ними новую задачу [2, с.22].
Эмоциональность, свойственная младшим школьникам, выражается в их легкой возбудимости, потребности вслух высказаться о своих переживаниях, поделиться впечатлениями, интересе к внешне яркому, броскому. Задача педагога состоит не в том, чтобы подавлять это естественное желание детей, а подчинять его тем задачам, которые дети вместе с учителем решают на уроке и во внеклассной работе.
Нельзя забывать и о том, что хорошей эмоциональной разрядкой для ребенка является игра (еще недавно главный в его развитии вид деятельности). Игра по-прежнему привлекательна для детей, они овладели в процессе игры многими умениями и навыками. В игре у них иногда получается то, что не получается в учебной деятельности.
Любознательность, свойственная любому детскому возрасту, у младших школьников получает развитие в связи с началом систематического обучения. Младшие школьники не удовлетворяются (в отличие от дошкольников) любым ответом на свой вопрос; ответ может повлечь за собой целую цепь новых вопросов: «Почему?», «Как и из чего сделано?», «Как это происходит?».
Поступая в школу, ребенок уже понял ценность самого знания, у него есть интерес к знанию вообще, имеющему общественную значимость. Это отношение к знанию необходимо поддерживать и развивать с первых шагов школьного обучения. Интерес к знанию вообще постепенно переходит в увлечение отдельными приемами учебной работы, а затем появляется и интерес к содержанию учебной деятельности.
В процессе совершенствования процесса обучения начальные классы занимают особое место. Пристальное внимание педагогов обращено к проблемам развития детей в обучении и воспитании. Исследования педагогов и психологов выявили значительные неиспользованные резервы для более интенсивного развития детей [12, с.56]. В результате разработаны новое содержание и методы обучения младших школьников. Главный акцент в обучении делается на умственное развитие детей. Однако вопросы всестороннего развития личности являются сейчас особенно острыми.
Перед педагогами стоит серьезная задача: найти такие пути и средства, которые помогут решить конкретные вопросы идейно-нравственного и всестороннего развития личности школьника. При этом нельзя как недооценивать возрастные возможности детей, так и переоценивать их. Говоря о тех или иных возрастных особенностях детей, следует помнить, что точных возрастных границ нет, эти границы подвижны. Исследования педагогов и психологов показали, например, что путем изменения содержания и методики обучения можно добиться таких особенностей мышления, которые свойственны более позднему возрастному этапу.
Печать, радио, кино, телевидение воздействуют на школьника, являются мощным двигателем его воспитания и развития. Радиоприемники и телевизоры есть у абсолютного большинства семей.
В кино младшие школьники ходят в среднем 3 – 4 раза в месяц, преимущественно с товарищами. Фильмы смотрят все подряд, и не обязательно детские. Показательно, что большинство детей называют в числе особенно запомнившихся кинофильмов телевизионные фильмы. Увиденное в кино обычно обсуждается с товарищами (причем обсуждение сводится к пересказу отдельных эпизодов), реже – с родителями и совсем редко в классе.
Средства массовой информации ускоряют духовное развитие детей, однако этой информации очень много и она недостаточно педагогически корректируется.
Интересно отношение к общественным поручениям; конечно, не каждый школьник выполняет какое-нибудь общественное поручение, но очень мало таких, кто не хотел бы ничего выполнять, детей очень огорчает отсутствие общественного дела, поручения.
Большинство детей пользуется относительной самостоятельностью в семье, они могут без взрослых гулять, читать, включать и смотреть телевизор, тратить деньги на кино, мороженое, книги, завтраки в школе, марки. Им доверяют такие поручения, как пойти в магазин, погулять или посидеть с братом или сестрой.
Дети, как правило, хорошо одеты. Родители все силы прикладывают к тому, чтобы у них было все необходимое. Школьник не испытывает недостатка в учебных пособиях, развлечениях, игрушках. Но дети и менее ценят их. Иногда легко могут бросить карандаш, ручку, тетрадь, игрушку. Легкость, с которой ребенок попадает в кино, посещает театр, музеи, чрезмерное количество удовольствий иногда приводят к девальвации духовных ценностей, которые его не удивляют и не поражают. Ребенку кажется, что он все знает, все видел, а в действительности лишь слышал о спектакле, смотрел картины, но ничего не увидел, все узнал поспешно, на ходу. Своеобразное духовное верхоглядство заметно уже в младшем школьном возрасте.
В жизни современного младшего школьника заметно возрастает роль коллектива сверстников. Дети в свободное время играют вместе во дворе, на улице. В гости друг к другу ходят значительно реже.
Хотя подготовленность детей к обучению в школе еще разная, но намечается тенденция заметного преобладания числа детей, умеющих читать, считать и решать задачи [11, с.83].
Общий уровень развития детей, приходящих в I класс, стал заметно выше. Детей отличает хорошее речевое развитие; речь логичная, правильная, нередко удивляет ее «взрослость». Дети способны к решению довольно сложных мыслительных задач, путем логических операций приходят к самостоятельным выводам.
Дети, воспитанные в детском саду, в большей степени обладают чертами коллективистов, но у них слабо воспитаны тормозные процессы, они не умеют сдерживаться и привыкли вести себя в любом коллективе очень свободно; постоянное общение с большим числом детей сделало их легковозбудимыми. Общение детей в школе и дома должно быть организовано так, чтобы дети учились считаться с теми, кто их окружает.
Большое количество впечатлений, сведений, знаний, которые получают младшие школьники, обогащает их духовный мир. Однако отсутствие меры и продуманного руководства может привести к пресыщенности, нежеланию разобраться в увиденном и услышанном, что может только отрицательно сказаться на духовном развитии ребенка. Кроме того, стремление родителей без учета возможностей ребенка дать детям дополнительные знания языка, музыкальное образование, привлечь их к спорту приводит нередко к тому, что ребенок всегда не успевает, торопится, многое делает кое-как. Помимо того, что такое напряжение вредно для состояния здоровья ребенка, сам ребенок начинает привыкать к мысли, что можно ко многим обязанностям относиться небрежно. Усиленные индивидуальные занятия ограничивают возможности общения ребенка со сверстниками, он уходит от общественно полезной деятельности, а это обедняет его жизнь, служит препятствием для действительно всестороннего развития [12, с.35].
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Психологами был доказан тот факт, что младший школьник может освоить более сложный материал, если учитель сумеет найти способ его преподнесения.