Файл: 1 Развивающее обучение как психолого педагогическая проблема 6.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Развивающее обучение как психолого – педагогическая проблема
1.2. Возрастные и психологические особенности младших школьников
1.3. Особенности личностно – ориентированного обучения младших школьников
1. Педагогические условия личностно – ориентированного обучения младших школьников.
2.2. Контрольный срез
В процессе занятий было проведено тестирование учащихся экспериментальной и контрольной групп, которое показало следующие результаты развития основных умственных новообразований возраста (общих способностей) и креативных способностей детского мышления (тесты А. Зака й Э. Торренса) (см. таблицу)
Таблица 2.1 - Результаты тестирования ЭКи КК
Класс | Основные умственные новообразования | Креативность способностей | |||||
ЭК на начало года | Анализ | Планирование | Рефлексия | Беглость | Оригинальность | Продуктивность | Разработка |
40% высокий уровень. 60% средний | 50% высокий уровень. 50% средний. | 20% высокий. 60% средний 20% низкий | 60% высокий уровень 40% средний | х=3 б. (большой разброс значений) | 86% высокий уровень. 14% средний | 85% высокий уровень 15% средний | |
ЭК на конец года | 80% высокий уровень. 20% средний | 60% высокий уровень. 40% средний | 60% высокий уровень. 40% средний | 85% высокий уровень. 15% средний | х=5 б. (рост однород- ности) | 50% высокий уровень 50% средний | 30% высокий уровень 70% средний |
КК на начало года | 60% высокий уровень 40% средний | 50% высокий уровень 50% средний | 60% высокий уровень 40% средний | 35% высокий уровень 65% средний | х=3бб | 40% высокий уровень. 60% средний | 30% высокий уровень. 70% средний |
КК на конец года | 65% высокий уровень. 25% средний | 70% высокий уровень. 30% средний. | 70% высокий уровень. 30% средний | 40% высокий уровень. 60% средний | х=4,5б | 50% . высокий уровень. 50% средний | 12% высокий уровень. 78% средний |
Интерпретация данных тестирования позволяет сделать предположительные выводы о приоритетности развития творческих музыкальных способностей в ЭК, причем развитие общих способностей произошло также на достаточно высоком уровне (рост по каждому показателю 30-40%).
Таблица 2.2 - Степень предпочтения учебных видов деятельности учащимися 2В класса
Фамилия ученика Составляющие ИСУ | А.Л. | Т.М. | К.К. | Г.З. | Щ.Д. | И.Д. | М.Л. | И.Х. | В.А. | С.Ч. |
Предпочитаемые виды занятий | | | | | | | | | | |
Лекции | 5 | 3 | 3 | 5 | 4 | 3 | 4 | 5 | 3 | 5 |
Беседы | 5 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 |
Работа с текстом | 5 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 |
Практические работы | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 |
Экскурсии | 5 | 5 | 3 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 |
Предпочитаемые виды взаимодействия в классе при усвоении учебного материала | | | | | | | | | | |
Индивидуально | 3 | 2 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 3 | 3 |
В парах постоянного состава | 5 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 2 | 5 | 3 | 3 |
В парах переменного состава | 4 | 2 | 2 | 4 | 4 | 2 | 2 | 5 | 3 | 3 |
В группах | 5 | 3 | 2 | 5 | 3 | 3 | 2 | 5 | 4 | 4 |
Ответы на вопросы учителя | 5 | 2 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 | 5 | 3 | 5 |
Совместно с учителем | 5 | 3 | 3 | 5 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 |
Предпочитаемые способы работы с учебным материалом | | | | | | | | | | |
Рабочие тетради | 5 | 3 | 2 | 5 | 3 | 2 | 3 | 5 | 4 | 4 |
Образный материал | 5 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 3 | 5 | 3 | 3 |
Самостоятельное изучение | 4 | 2 | 4 | 5 | 5 | 2 | 3 | 5 | 3 | 4 |
Творческий подход | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 2 | 4 | 3 | 4 |
Экспериментирование | 4 | 2 | 1 | 3 | 5 | 2 | 2 | 4 | 3 | 3 |
Предпочитаемые виды учебной деятельности. | | | | | | | | | | |
Обсуждение | 5 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 3 | 5 |
Творческий поиск | 4 | 1 | 3 | 4 | 5 | 2 | 2 | 4 | 3 | 3 |
Самостоятельная работа | 3 | 2 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 |
Воспроизведение | 5 | 4 | 4 | 5 | 3 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 |
Использование знаний | 5 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 |
Эвристические беседы | 5 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 |
Данные исследования оказывают, что групповое обучение и обращение к учащимся с личными заданиями и поручениями имеют более высокий показатель.
2.3. Общие выводы по главе
Работая над темой «Личностно ориентированное обучение» я пришла к выводу, что технология личностно ориентированного обучения – во-первых, радикально меняет взгляд на уже известные технологии, во-вторых, актуализирует технологии, которым не придавалось должного значения. В данном случае речь идет о технологии обучения без насилия, технологии диалогового и рефлексивного обучения.
Опыт имеет практическую значимость и актуален при реализации такой цели, как формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации их субъектного опыта.
Результативность системы личностно ориентированного обучения характеризуется 100% успеваемостью и хорошим качеством знаний учащихся (Приложение 10).
2.4. Рекомендации
Опыт имеет практическую значимость и актуален при реализации такой цели, как формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации их субъектного опыта.
Работая индивидуально, педагог сможет помочь учащимся в их развитии. Личностно ориентированное обучение позволит усовершенствовать знания, умения, навыки каждого ученика, уменьшит. отставание, углубить и расширить знания учащихся исходя из их интересов и индивидуальных особенностей. А создание на уроке благоприятных психолого-педагогических условий обеспечит активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
Заключение
Педагогическая наука призвана сегодня разработать технологии личностно-ориентированного обучения, позволяющие интенсифицировать учебный процесс, способствовать развитию творческого и ответственного отношения школьников к учебному труду. Первостепенное значение в этой связи имеют личностно-ориентированные технологии обучения младших школьников, поскольку именно в начальной школе формируется базовая культура личности, развиваются коммуникативные и познавательные способности, целеустремленность, критичность, творческое отношение к учебной деятельности .
Представляется весьма продуктивным рассмотрение информационных и психологических детерминант проектирования личностно-ориентированных технологий обучения младших школьников.