Файл: 1 Развивающее обучение как психолого педагогическая проблема 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Реализация индивидуального подхода на основе индивидуальной избирательности и личной активности ученика, предоставления ему возможности для движения по своей собственной траектории учения требует существенной модернизации всей образовательной среды. Например, оформление помещения класса должно отражать индивидуальность каждого ученика, размещение парт и учебного оборудования предполагать возможность использования на уроке различных форм работы учащихся, насыщение класса разнообразными и периодически изменяемыми учебными средствами и вспомогательными материалами должно создавать вариативную и динамичную развивающую среду. Организация и проведение урока также нуждается в иных педагогических технологиях, позволяющих детям действительно быть субъектами обучения - проявлять свою инициативу, творческую самостоятельность, влиять на то, что и как они изучают. В свою очередь это требует построения соответствующей системы межличностных отношений учителя с учащимися. Такой системы, которая строится на основе их взаимного уважения, доверия и сотрудничества. Наконец, индивидуальный подход требует от учителя ведения регулярной и специально организованной работы по сбору данных об индивидуальном развитии учащихся.


Глава 2. Практическая глава

2.1. Диагностика сформированности особенностей личностно – ориентированного взаимодействия учителя с младшими школьниками в условиях развивающего обучения



Личностно ориентированная модель образования (а именно эта модель присуща нашей школе) имеет целью всестороннее развитие личности школьника, то есть комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонентов личности.

Воспитание – это планомерное воздействие на учащегося. Для того, чтобы воздействие было эффективным, классному руководителю необходимо овладеть знаниями об основных характерологических особенностях личности, изучить индивидуальные особенности каждого вверенного ему ученика, проникнуть в мир индивидуальной духовно-нравственной жизни. Кроме того, успех воспитательных усилий во многом зависит от установившихся межличностных отношений в классе.

А это значит, что классному руководителю необходимо постоянно отслеживать динамику развития не только отдельных учащихся, но и классного коллектива в целом.

Современная педагогическая наука предлагает большой арсенал методов диагностики классному руководителю. Однако ему нужны методики простые, нетрудоёмкие, интересные для учеников и одновременно надёжные, позволяющие получить объективные сведения о школьниках.

В планируемых результатах освоения программы начального образования использованы модели внутреннего текущего оценивания, тесно связанные с процессом обучения и призванные стимулировать учение: преимущественно посредством оценки индивидуального прогресса и использования таких форм, которые побуждают детей размышлять о своем учении, об оценке их собственной работы.

В этих условиях итоговое оценивание, которое происходит в конце обучения, может проводиться в форме накопленной оценки (синтеза информации), что, естественно, не исключает возможность использования итоговых проверочных работ или иных форм демонстрации примеров применения полученных знаний.

Рекомендуемые методы оценивания:

Наблюдение – метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации учителем наличия заранее выделенных им показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика. Для фиксации результатов наблюдения обычно используются специальные формы (листы наблюдений), в которых в процессе наблюдения необходимо поставить условный знак (например, «V»). В зависимости от педагогической задачи листы наблюдений могут быть именными (при наблюдении за деятельностью определенного ученика) или предметными (при оценке сформированности данного аспекта деятельности у всего класса).



Оценивание процесса выполнения, которое представляет собой целенаправленное оценивание на основе аутентичных критериев с помощью аудио и видеозаписей, письменной фиксации фактов. Этот метод целесообразно использовать при оценивании сформированности навыков совместной работы, исследовательских навыков и т.п.

Выбор ответа или краткий свободный ответ – ситуативная, однонаправленная оценочная деятельность, обычно проводится в форме теста или устного опроса типа викторины. Используется для дифференцированной оценки достигаемых образовательных результатов.

Открытый ответ – письменный ответ, который дается в форме небольшого текста, рисунка, диаграммы или решения.

Портфолио – такая подборка детских работ, которые бы продемонстрировали нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Используются для оценивания индивидуального прогресса в обучении.

Вопросы для самоанализа, которые используются для оценивания осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения.

Эти методы в совокупности охватывают широкий спектр подходов – от относительно субъективных и интуитивных до относительно объективных и научных, что позволяет обеспечить наиболее сбалансированный взгляд на ребенка.

2.2. Формирующий эксперимент

1. Педагогические условия личностно – ориентированного обучения младших школьников.


На основе теоретического анализа существующей литературы и педагогического опыта по проблеме исследования нами были выявлены следующие условия реализации личностно - ориентированного обучения в начальной школе: проведение обязательного и регулярного психолого-педагогического исследования возрастных особенностей учащихся, учет этих особенностей при обучении; отбор содержания урока, позволяющего реализовать основную цель личностно - ориентированного обучения -создание условий для развития личностных функций учащихся; проведение экспериментальных методик, направленных на диагностику развития личности младших школьников.

С целью получения информации о состоянии уровня развития личности младших школьников до начала формирующего этапа мы попытались выявить основные критерии, определяющие исследуемый уровень и подобрать адекватные методики. Именно на это были предприняты усилия на констатирующем этапе.


Исходя из названых положений, свои уроки в начальных классах организую на основе конкретного ученического коллектива, его состава, изучаемой проблемы, состояния готовности и уровня субъектного опыта детей по ней.

На уроке каждый ученик ясно видит для себя проблему, оценивает её и находит оптимальные средства решения, аргументирует свой выбор, поэтапно объективно отслеживает результаты, оценивает свой труд, рефлексивно определяет уровень выполнения поставленной на уроке задачи. Дети сами определяют цели и задачи урока, планируют его этапы в виде лесенки поступательного продвижения по вновь изучаемой теме. В ходе эвристической беседы выделяют необходимые компоненты деятельности. Тем самым вырабатывается не только мотивация деятельности, но и адекватно возможностям, выстраивается цепочка действий, позволяющая каждому участнику творческого пути познания достичь своего уровня успеха.

Выстраивание гипотез при погружении в новую тему, решении задач, анализе научно-популярного текста, помогает детям через аргументацию действий и логические цепочки исключать ложные версии и более продуктивно работать самостоятельно, в парах, группах.

В конце урока учащиеся подводят итог, воспроизводя его в обратном порядке, оценивают каждый этап:

– какая цель была поставлена;

– решена ли она;

– верно ли данное решение;

– какие способы достижения были наиболее результативны, а от каких необходимо отказаться;

– что помогло нам дальше продвинуться по теме?

Такой вариант рефлексии помогает видеть не только эффективность избираемых детьми шагов, но и результативность своего труда, динамику развития товарищей по классу, оценить свой успех по шкале:

– «отлично работал и усвоил материал» (яркое, весёлое солнце);

– «хорошо работал, но ещё имеются небольшие проблемы « (солнце просыпается);

– «плохо, результата пока не достиг» (солнышко спит)

Таким образом, в конце урока каждый ученик наполняет домашнее задание личными вариантами, которые следует отработать дополнительно. Те же, кто работал отлично и полностью усвоил новый объём ЗУНов (знаний, умений и навыков) по желанию получают на выбор индивидуальные задания повышенной сложности, по желанию выполняют роль консультантов тех, у кого «солнышко не проснулось».


Каждый ученик в индивидуальном состоянии поиска, работе в группах, в парах чувствует свою значимость и персональную ответственность в коммуникациях, возникающих в ходе поиска «истины», в достижениях труда всего коллектива. Такое сочетание реализации в деятельности личностных особенностей, мотивации поведенческих действий и сохранение коллективных начал позволяет растить социально активного гражданина.

Неотъемлемым условием своих уроков считаю свободное общение детей, «проба» организовать себя в учебном процессе без внешнего вмешательства, только на основе собственных мотиваций. Достоинством «вольного поведения» становится овладение умением слушать и слышать друг друга, отсутствие боязни неверного ответа, вывода, ошибки, определённая раскрепощённость в творчестве. Это создаёт комфортную среду и продуктивную деятельность, что, в принципе, и есть сотворчество в самом широком смысле. Отсутствие давления, авторитарных приёмов и методов, искренняя эмоциональность учителя, соучастие в учебном труде позволяют создать для ученика обстановку близкую к идеальной.

Учитель на таком уроке гид в путешествии по миру знаний, «капитан, первый среди равных по званию», играет роль консультанта, комментатора, иногда судьи-арбитра. Систематически веду тетрадь, в которой составляю диагностическую карту урока, темы, раздела, отслеживаю динамику продвижения учащихся, фиксирую рост мыслительной деятельности. Помечаю, у кого ЗУНы превращаются в УМы (убеждения и мнения), основанные не только на субъектном опыте, но и на теоретических знаниях, которые переводятся в новый субъектный опыт ребёнка, позволяют ему самому «добывать» знания. По итогам каждой четверти реально можно отследить степень обученности каждого, всего класса, проанализировать результаты труда учителя (формула определения СОУ была опубликована в опыте учителей Московской области).

Некоторую напряжённость вызывает постоянное доминирование на уроке эвристических и версионных вариантов работы, смена индивидуальной, групповой деятельности, работы в парах, обеспечивающие функциональные переключения детей. Тем не менее, значительные учительские «трудозатраты» сторицей окупаются результатами детских успехов. Дети быстро формируют свой дружный коллектив, в котором уважительно относятся к успехам и неудачам, где «гении» и «аутсайдеры» – одна семья, где открыт широкий простор творчеству.