Файл: Министерство науки и высшего образования рф фгбоу во Тамбовский государственный технический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 605

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
о кредитной истории клиента, то есть о том, каковы доходы клиента, где и когда клиент пользовался

кредитом, насколько аккуратно возвращал его, насколько часто бе- рутся кредиты и т.д. Кредитная история позволяет банку оценить сте- пень риска при выдаче карточки и, соответственно, сформулировать требования о предоставлении клиентом тех или иных гарантий. Если клиент благополучен за ним нет прегрешений, у него стабильное по- ложение и доходы, он имеет счет в данном банке или пользуется услу- гами другого известного банка кредитная карточка выдается без до- полнительных условий. Организация безналичных расчетов, в современ- ной экономике, неразрывно связана с использованием банковских карт.

В современном цифровом мире, когда информационные техноло- гии получили мощный толчок к развитию новые виды систем связи и интернеттехнологий, применение больших данных «BIGDATA», прони- кают и в деятельность банковской сферы. Банковская система отлича- ется повышенной конкуренцией на финансовом рынке, а значит очень требовательная к оказанию банковских услуг и для успешной деятель- ности постоянно развивается. По сути инновации применяемые бан- ками, занимают почетное место в группе факторов, направленных на развитие конкурентоспособности в банковской системе. Инновации – это факторы устойчивого экономического роста, стабильности разви- тия банков. Впервые понятие «инновация» в экономике было исполь- зовано в начале XX века, и этот
период возник не случайно. Это связано с участием австралийского экономиста Дж. Шумпетер, который описал изменения экономической системы того времени.

2. Анализ динамики формирования и


становления рынка платежных карт в России

    1. Оценка современного состояния операций с использованием банковских карт в условиях

цифровизации банковского сектора Российской Федерации

Внедрение инноваций и современных технологий является глав- ным фактором жизнеспособности любой экономической отрасли, в частности, это касается и банковской отрасли. С постоянным разви- тием автоматизации главным каналом связи с клиентами становятся сеть Интернет и мобильные каналы. В связи с этим банкам необходимо подстраиваться под инновации и постоянно усовершенствовать каче- ство продуктов и услуг. Для большинства развитых стран банковская пластиковая карта стала атрибутом ежедневного использования в сфере торговли и услуг. Совершение безналичных расчетов с использо- ванием банковских карт показывает объединение банковского сектора и общества. В промышленно развитых странах безналичная оплата по- купок достигает почти 90%.

В России инфраструктуру банковских карт можно охарактеризо- вать как слабо развитую и положение сильно отличается от ситуаций в развитых странах. Для них подобные операции это норма. Из-за более позднего внедрения данных технологий на территории России и мед- ленного развития не достигается такой же высокий
уровень безналич- ных расчетов, как в развитых странах. Тем не менее, на сегодняшний день, наблюдаются более быстрые темпы в развитии рынка банков- ских карт, которые будут развиваться параллельно с увеличением эко- номического роста. Рынок платежных карт будет развиваться, если бу- дет увеличиваться потребность в их использовании [15].

Ситуация, связанная с пандемией COVID-19, увеличила количе- ство выдач банковских карт и частоту их использования. Население стало меньше использовать наличные денежные средства и больше ис- пользовать бесконтактные способы оплаты. В 2021 году банки выдали

россиянам рекордные, по меньшей мере, за семь лет, 19,2 млн. расчет- ных и кредитных карт, свидетельствует статистика Банка России.

В настоящее время с уверенностью можно сказать, что рынок пла- тежных карт развивается большими темпами и несет положительный эффект для кредитных организаций, так как спрос на карты не падает, а только растет, а из этого следует увеличение совершения безналич- ных расчетов. Проанализируем рынок пластиковых карт в России, взяв период с 2011 по 2021 гг., и представим данные в таблице 1.

Таблица 1 – Количество платежных карт, эмитированных кредитными организациями и Банком России

за 2011-2021 гг., по типам карт, тыс. ед. [38]



Наименова- ние


Всего бан- ковских карт

в том числе:


расчетные карты

из них: рас- четные карты с «овердраф-

том»


кредитные карты

2021

334 704

294 267

-

40 437

2020

305 623

266 479

-

39 143

2019

285 832

248 648

-

37 184

2018

272 604

237 521

-

35 082

2017

271 677

239 522

-

32 155

2016

254 763

224 619

34 230

30 144

2015

243 925

214 461

37 621

29 464

2014

227 666

195 904

39 726

31 761

2013

217 463

188 275

39 463

29 189

2012

191 496

169 013

31 788

22 483

2011

162 898

147 872

25 833

15 026




По представленным данным можно сделать вывод о том, что, дей- ствительно, рынок платежных карт растет. По сравнению с 2011 г., в 2021 г. число банковских карт увеличилось в 2 раза. Стоит отметить, что банки предлагают интересные предложения как для новых пользо- вателей, так и для уже имеющихся, удерживая их. К таким предложе- ниям можно отнести кешбеки, бесплатное обслуживание и т.д.

Расчетные карты приобретаются чаще, чем другие виды карт. Число пользователей этими картами увеличилось по сравнению с 2011 г. на 146 395 тыс. ед. Если говорить о кредитных картах, хоть они и зани- мают меньшую долю, но их число также выросло на 25 411 тыс. ед. Дан- ные о картах с овердрафтом с 2017 г. не собираются в связи с измене- нием их учета и введения новых регламентов. Динамика выдачи бан- ковских карт за 2011-2021 годы представлена на рисунке 9.





Рисунок 9 – Динамика выдачи банковских карт за 2011-2021 годы[38]

Для подтверждения возрастающего спроса на карты и соверше- ния операций по ним, приведем данные Банка России, представленные в таблице 2.

Проследив динамику, можно отследить ежегодное увеличение совершения операций по оплате товаров и услуг с использованием платежной карты и, в результате, почти не