Файл: Министерство науки и высшего образования рф фгбоу во Тамбовский государственный технический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 601
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
единственной организацией, предлагающей услуги торговым предприятиям в этой сфере. “Интурист” не занимался выпуском карточек, а торговые расчеты от имени “Интуриста” осу- ществлялись Внешторгбанком/Внешэкономбанком СССР.
В конце 1987 года, в соответствии с новым законодательством, Госкоминтурист основал хозрасчетное внешнеторговое объединение “Интурсервис” с целью дальнейшего увеличения поступлений ино- странной валюты, в том числе и от платежей по кредитным карточкам. “Эквайпинг” торговых предприятий по карточкам «VISA» осуществ- лялся “Интурсервисом” в качестве агента “Би’С Виза Кард Сервисиз”, Франкфурт, и по карточкам “Europay” – в качестве агента “Еврокард Интернэшнл”. Оборот по кредитным карточкам в 1987 году составил 30 млн. долларов, а к концу 1994 года возрос до 600 млн. долларов (включая AmEx).
В январе 1988 года “Виза Интернэшнл” избрала А/О “Интурист” своим членом, обладающим основными правами, и признала “Интур- сервис” управляющим агентом. В ответ “Европей” избрал Внешэконом- банк своим членом, обладающим основными правами. Хотя Внешэко- номбанк делал попытки выйти на рынок, услуги по “эквайрингу” продолжали осуществляться через “Интурсервис”. В ноябре 1988 года “Интурсервис” начал использовать свое право члена «Виза» по прямому заключению контрактов с торговыми предприятиями, при поддержке Окобанка и компании “Кардтек”, Лондон. Окобанк и “Кардтек” позднее
основали компанию
“Инпасс” специально для оказания услуг в этой области.
В июле 1988 года “Интурист” и Внешэкономбанк объявили о начале реализации программ по выпуску карточек «VISA» и “Europay” соответственно. Обе программы были достаточно ограниченными и опирались на внешнюю поддержку: “Интурист” – Окобанка, а Внешэко- номбанк – “Креди Мютюэль”, Франция. Программа “Интуриста” была прекращена “Интурсервисом” в конце 1988 года, а программа Внешэко- номбанка закончилась, когда его банковская деятельность была при- остановлена в ноябре 1991 года.
С конца 1988 года «Виза» начала принимать в свои члены россий- ские банки, в том числе Кредо Банк был принят в 1990 году. Кредо Банк
Мост-банк в 1993 году выкупил акции ВАО “Интурсервис” в АО “КОКК”. Позднее, в результате конфликта с другим акционером – Кредо Банком – создал собственную процессинговую компанию “Муль- тикарта”, выйдя также из Кардцентра. В 1996 году в связи с трудно- стями Кредобанка его пакет акций выкуплен Онэксимбанком, что вы- звало негативный резонанс в российских банковских кругах, причаст- ных к карточному бизнесу, поскольку до этого момента Онэксимбанк не занимался карточками, а на контрольный пакет или хотя бы часть акций АО “КОКК” было немало претендентов из числа “банков-ветера- нов”. Тем не менее не без участия международных платежных систем проблема была сглажена, так как их интерес заключался прежде всего
в стабильности работы коммерческой сети, а ее дележ между эквайре- рами явно этому не способствовал.
С 1993 года компания “Европей” серьезно изменила свою тактику в России: она активизировала прием российских банков в члены ассо- циации, для работы с ними был открыт офис в Москве, так же была со- здана ассоциация российских членов “Европей”, которая помогала эф- фективнее решать некоторые общие для банков вопросы. В апреле 1993 года Автобанком и Инкомбанком была учреждена система “Юнион Кард”, соучредителями которой при перерегистрации стали еще некоторые российские банки. “Юнион Кард” изначально создава- лась и продолжает развиваться как межбанковская организация, при этом АОЗТ “Юнион Кард” выполняет одновременно
функции процес- синговой компании, разработчика программного обеспечения, постав- щика оборудования и системного интегратора. Она увеличила число банков-участников до нескольких сотен, а сеть региональных процес- синговых центров расширилась до нескольких десятков дочерних ком- паний.
“Юнион Кард” также предпринимаются попытки расширить сеть приема своих карточек за пределы России, а с другой стороны – серти- фицироваться в качестве процессинговой компании для некоторых банков в международных платежных системах. Но, как и многие другие сегменты экономики, система безналичных расчетов в России развива- ется не так, как в других странах. На Западе первыми платежными кар- тами были кредитные, в России же во время зарождения пластикового рынка общая нестабильность и недоверие к финансовым институтам были столь велики, что предлагать населению кредитные карты было бессмысленно: люди просто не хотели держать деньги на счетах, кар- точных или каких угодно. Поэтому развитие системы безналичных рас- четов началось с зарплатных проектов, в рамках которых организации не выдают сотрудникам заработанные деньги наличными, а перечис- ляют их на карточные счета.
В итоге и сегодня большинство россиян пользуется, в основном, дебетовыми карточками, с которых можно снять денег не больше, чем получил зарплаты. И использует карточки не в качестве
платежного средства, а для получения наличных в банкоматах. Более того, доля граждан, использующих пластиковые карты для оплаты товаров и
услуг, не росла по мере увеличения количества карт. Так, в 2001 г. на безналичную оплату приходилось около 15,3% от общего количества операций, в 2002 – около 15,2%, в 2003 – примерно 12,9%, а в 2004 – 14,9%. Тогда как в европейских странах этот показатель составляет по- ловину всех операций. Согласно данным ЦБ[4], на конец 2004 года в России было выпущено около 35 млн. банковских карт, что на 46,3% больше, чем в начале 2004 г. Объем операций по картам за год увели- чился примерно на 57% – с 363,4 млрд. рублей до 570,5 млрд. рублей.
В 2005 году количество выпущенных в России карт выросло на 55%. По итогам первого квартала 2005 года пластиковые карты были у 13,1% российского населения. Это преимущественно городские жители с доходами выше среднего. Больше всего банковских карт у москвичей и жителей Подмосковья (11,27 млн. штук). На втором месте Санкт- Петербург (2,56 млн. карт), третье и четвертое место занимают Тюмен- ская (1,78 млн.) и Свердловская (1,46 млн.) области. В 2006 году число карт в стране увеличилось на 37%. В 2007 году рост составил 39% (что составило 29 миллионов новых карт). в кризисном
В конце 1987 года, в соответствии с новым законодательством, Госкоминтурист основал хозрасчетное внешнеторговое объединение “Интурсервис” с целью дальнейшего увеличения поступлений ино- странной валюты, в том числе и от платежей по кредитным карточкам. “Эквайпинг” торговых предприятий по карточкам «VISA» осуществ- лялся “Интурсервисом” в качестве агента “Би’С Виза Кард Сервисиз”, Франкфурт, и по карточкам “Europay” – в качестве агента “Еврокард Интернэшнл”. Оборот по кредитным карточкам в 1987 году составил 30 млн. долларов, а к концу 1994 года возрос до 600 млн. долларов (включая AmEx).
В январе 1988 года “Виза Интернэшнл” избрала А/О “Интурист” своим членом, обладающим основными правами, и признала “Интур- сервис” управляющим агентом. В ответ “Европей” избрал Внешэконом- банк своим членом, обладающим основными правами. Хотя Внешэко- номбанк делал попытки выйти на рынок, услуги по “эквайрингу” продолжали осуществляться через “Интурсервис”. В ноябре 1988 года “Интурсервис” начал использовать свое право члена «Виза» по прямому заключению контрактов с торговыми предприятиями, при поддержке Окобанка и компании “Кардтек”, Лондон. Окобанк и “Кардтек” позднее
основали компанию
“Инпасс” специально для оказания услуг в этой области.
В июле 1988 года “Интурист” и Внешэкономбанк объявили о начале реализации программ по выпуску карточек «VISA» и “Europay” соответственно. Обе программы были достаточно ограниченными и опирались на внешнюю поддержку: “Интурист” – Окобанка, а Внешэко- номбанк – “Креди Мютюэль”, Франция. Программа “Интуриста” была прекращена “Интурсервисом” в конце 1988 года, а программа Внешэко- номбанка закончилась, когда его банковская деятельность была при- остановлена в ноябре 1991 года.
С конца 1988 года «Виза» начала принимать в свои члены россий- ские банки, в том числе Кредо Банк был принят в 1990 году. Кредо Банк
-
первый негосударственный коммерческий банк, получивший ино- странную банковскую лицензию, – начал выпуск карточек «VISA» и про- грамму выдачи наличной валюты в сентябре 1991 года. Позднее про- граммы по выпуску карточек «VISA» начали осуществлять Мост-банк, Инкомбанк, Мосбизнесбанк, банк Менатеп и с 1994 года “Столичный банк сбережений”. Наиболее активным членом “Европея” являлся Мост-банк, в который перешел штат, работавший с кредитными кар- точками во Внешэкономбанке. Мост-банк, Диалог Банк и, первона- чально, Кредо Банк решили сформировать Кардцентр в качестве кон- курента “Интурсервиса” по “эквайрингу” и обслуживанию торговых предприятий. Кредобанк затем ушел из Кардцентра и присоединился к “Интурсервису” в качестве одного из учредителей-акционеров процес- синговой компании “КОКК”.
Мост-банк в 1993 году выкупил акции ВАО “Интурсервис” в АО “КОКК”. Позднее, в результате конфликта с другим акционером – Кредо Банком – создал собственную процессинговую компанию “Муль- тикарта”, выйдя также из Кардцентра. В 1996 году в связи с трудно- стями Кредобанка его пакет акций выкуплен Онэксимбанком, что вы- звало негативный резонанс в российских банковских кругах, причаст- ных к карточному бизнесу, поскольку до этого момента Онэксимбанк не занимался карточками, а на контрольный пакет или хотя бы часть акций АО “КОКК” было немало претендентов из числа “банков-ветера- нов”. Тем не менее не без участия международных платежных систем проблема была сглажена, так как их интерес заключался прежде всего
в стабильности работы коммерческой сети, а ее дележ между эквайре- рами явно этому не способствовал.
С 1993 года компания “Европей” серьезно изменила свою тактику в России: она активизировала прием российских банков в члены ассо- циации, для работы с ними был открыт офис в Москве, так же была со- здана ассоциация российских членов “Европей”, которая помогала эф- фективнее решать некоторые общие для банков вопросы. В апреле 1993 года Автобанком и Инкомбанком была учреждена система “Юнион Кард”, соучредителями которой при перерегистрации стали еще некоторые российские банки. “Юнион Кард” изначально создава- лась и продолжает развиваться как межбанковская организация, при этом АОЗТ “Юнион Кард” выполняет одновременно
функции процес- синговой компании, разработчика программного обеспечения, постав- щика оборудования и системного интегратора. Она увеличила число банков-участников до нескольких сотен, а сеть региональных процес- синговых центров расширилась до нескольких десятков дочерних ком- паний.
“Юнион Кард” также предпринимаются попытки расширить сеть приема своих карточек за пределы России, а с другой стороны – серти- фицироваться в качестве процессинговой компании для некоторых банков в международных платежных системах. Но, как и многие другие сегменты экономики, система безналичных расчетов в России развива- ется не так, как в других странах. На Западе первыми платежными кар- тами были кредитные, в России же во время зарождения пластикового рынка общая нестабильность и недоверие к финансовым институтам были столь велики, что предлагать населению кредитные карты было бессмысленно: люди просто не хотели держать деньги на счетах, кар- точных или каких угодно. Поэтому развитие системы безналичных рас- четов началось с зарплатных проектов, в рамках которых организации не выдают сотрудникам заработанные деньги наличными, а перечис- ляют их на карточные счета.
В итоге и сегодня большинство россиян пользуется, в основном, дебетовыми карточками, с которых можно снять денег не больше, чем получил зарплаты. И использует карточки не в качестве
платежного средства, а для получения наличных в банкоматах. Более того, доля граждан, использующих пластиковые карты для оплаты товаров и
услуг, не росла по мере увеличения количества карт. Так, в 2001 г. на безналичную оплату приходилось около 15,3% от общего количества операций, в 2002 – около 15,2%, в 2003 – примерно 12,9%, а в 2004 – 14,9%. Тогда как в европейских странах этот показатель составляет по- ловину всех операций. Согласно данным ЦБ[4], на конец 2004 года в России было выпущено около 35 млн. банковских карт, что на 46,3% больше, чем в начале 2004 г. Объем операций по картам за год увели- чился примерно на 57% – с 363,4 млрд. рублей до 570,5 млрд. рублей.
В 2005 году количество выпущенных в России карт выросло на 55%. По итогам первого квартала 2005 года пластиковые карты были у 13,1% российского населения. Это преимущественно городские жители с доходами выше среднего. Больше всего банковских карт у москвичей и жителей Подмосковья (11,27 млн. штук). На втором месте Санкт- Петербург (2,56 млн. карт), третье и четвертое место занимают Тюмен- ская (1,78 млн.) и Свердловская (1,46 млн.) области. В 2006 году число карт в стране увеличилось на 37%. В 2007 году рост составил 39% (что составило 29 миллионов новых карт). в кризисном