Файл: Контрольная работа юургу 38. 03. 02. 2022. 11498. Ргр нормоконтролер Руководитель работы доцент кафедры сот доцент кафедры сот.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 317
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Микрофинансовая деятельность как предмет комплексного правового регулирования
1.2.Понятие и виды микрофинансовых организаций
1.3.Основные способы правового регулирования микрофинансовой деятельности
Глава 2 Порядок и условия осуществления деятельности микрофинансовыми организациями
2.1 Государственный реестр микрофинансовых организаций
2.1.Органы управления микрофинансовых организаций
2.2.Правовой статус микрофинансовых организаций
3.2.Особенности отношений между микрофинансовой организацией и заемщиком
Список используемой литературы и используемых источников
Сравнительная характеристика микрофинансовых и микрокредитных организаций
Установлены ограничения к уставному капиталу микрофинансовых организаций:
− для микрофинансовых компаний не менее 70 миллионов рублей;
− «для микрокредитных компаний от трех до пяти миллионов рублей (кроме микрофинансовой организации предпринимательского финансирования)».
Финансовая деятельность микрофинансовых организаций заключается также правом:
– выдавать также «иные займы юридическим лицам и физическим лицам по договорам займа, исполнение обязательств по которым обеспечено ипотекой и иные займы юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства или имеющим статус микрофинансовой организации, кредитного потребительского кооператива, сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, ломбарда, а также юридическим лицам, являющимся аффилированными лицами микрофинансовой организации»;
– «привлекать денежные средства в виде займов и (или) кредитов, добровольных (благотворительных) взносов и пожертвований».
Микрофинансовые и микрокредитные компании не вправе привлекать денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных
предпринимателей. Однако имеют право привлекать денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, являющихся учредителями.
Отдельного внимания заслуживает деятельность микрофинансовых организаций на рынке ценных бумаг: не могут осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг, однако имеют возможность выпускать облигации с государственной регистрацией их выпуска. Микрокредитные компании не
имеют права выпускать облигации.
Однако законодательством предусмотрен отказ во внесении сведений о юридическом лице по статье 6, если органы управления будут не соответствовать требованиям, изложенным в статье 4.1-1 ФЗ №151.
Это означает, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (зарегистрированный в государственном реестре в качестве юридического лица), намеревающиеся получить правовой статус микрофинансовой организации, должны иметь диплом высшего образования,
«опыт работы, опыт руководства финансовой организацией на финансовом рынке или опыт работы на руководящих должностях в государственных органах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Банке России не менее двух лет», а также соответствовать установленным требованиям деловой репутации, прописанным в ФЗ №151.
Кроме того, после регистрации и получения статуса микрофинансовой организации, в процессе микрофинансовой деятельности, согласно статье 7 предусмотрено исключение из государственного реестра микрофинансовых организаций при несоблюдении организационно-правового требования − отсутствия обязательного членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей микрофинансовые организации.
Однако российским законодательством четко не регламентированы вышеперечисленные требования к органам управления для некоммерческой организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность.
24 июня 2015 года представителями микрофинансового рынка был организован 2-й «Южнороссийский Микрофинансовый
Форум» с девизом по
«эффективным антикризисным стратегиям в микрофинансировании-2015». В этом форуме участвовало свыше 150 представителей рынка микрофинансирования южных регионов России. Участники Форума предложили признать особенность правового статуса некоммерческих микрофинансовых организаций как объектов структур поддержки предпринимательства и выделить их в отдельный сектор с целью последующего правового регулирования с учетом такого статуса. Также участники Форму обратились к Банку России и Министерству экономического развития о возможности пересмотра порядка формирования резервов на возможные потери по предоставляемым займам за счет целевых средств, полученных на программы микрофинансирования [32].
Таким образом, еще в 2015 году неправительственными организациями поднималась проблема возможности получения правового статуса субъекта предпринимательства некоммерческими микрофинансовыми организациями. Однако перед законодателем вопрос об изменении правового статуса коммерческих организаций, занимающихся микрофинансированием: микрокредитной компании и микрофинансовой компании в виде признания субъектов предпринимательства не ставился.
В связи с этим в целях стабилизации климата микрофинансирования на территории России для улучшения экономической и социальной стабильности отдаленных регионов необходимо разработать нормативно-правовой статус микрофинансовых организаций, как субъектов предпринимательской деятельности.
Глава 3 Особенности участия микрофинансовых
организаций в предоставлении микрозаймов субъектам предпринимательской деятельности
3.1 Особенности субъектов предпринимательской деятельности как заемщиков микрофинансовых организаций
Согласно п.1 ст. 30 и п.11 ст. 34 Конституции РФ за каждым закреплено право на объединение и свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Указанные права реализуются посредством создания организаций и индивидуальных предпринимателей – субъектов предпринимательской деятельности [16].
Для получения статуса индивидуального предпринимателя гражданину необходимо обладать следующими признаками субъекта гражданского права:
− правоспособностью, то есть иметь гражданские права и нести обязанности;
− гражданской дееспособностью, то есть своими действиями осуществлять для себя гражданские обязанности и исполнять их [37, с.70].
В пункте 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации отражено «право гражданина заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя» [7]. Правоспособность создают определенные предпосылки для предпринимательской деятельности, а дееспособность выражает возможность осуществления предпринимательских отношений.
Наиболее полное определение предпринимательской деятельности отражено в пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, которое
характеризуется как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) в экономическом обзоре 1997 года дала следующее определение предпринимательству − это «динамический процесс выявления экономических возможностей, умения воздействовать на эти возможности, разрабатывая, производя и продавая товары и услуги», то есть «…способность мобилизовать ресурсы для захвата нового бизнеса» [70, с.5].
В публикации ОЭСР в 2001 году «Молодежное предпринимательство» этот термин был приравнен к самозанятости, то есть «…предприниматель − это любой, кто работает на себя, но не на кого-то другого…». Наконец, в другой публикации 2001 года, озаглавленной «Двигатели роста», указано, что
«концепция предпринимательства обычно относится к предприимчивым людям, которые демонстрируют готовность идти на риск с новыми или инновационными идеями для создания новых продуктов или услуг» [71, с. 14]. В Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) в ст. 4 указано, что к «субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации хозяйственные общества,