Файл: Руководство для аудиторной и внеаудиторной работы студентов i курса лечебного факультета барнаул 2011 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 497

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

151
Работа № 4. Яйца широкого лентеца – 10 минут
На постоянном микропрепарате под большим увеличени- ем микроскопа изучите и зарисуйте в альбом яйцо широкого лентеца. Яйцо сравнительно крупных размеров, но несколько меньше яйца печёночного сосальщика, жёлтого цвета, широко- овальной формы, с гладкой двойной оболочкой. На одном из полюсов имеется крышечка, на другом – бугорок. Внутри яйцо заполнено множеством желточных клеток. На рисунке обо- значьте: оболочку, крышечку, бугорок.
Работа № 5. Финна эхинококка – 15 минут
Рассмотрите на макропрепарате среди ткани буровато- жёлтого цвета крупный пузырь, диаметром несколько сантимет- ров. Пузырь наполнен жидкостью и имеет округлую форму. За- рисуйте финну.
Работа № 6. Финна альвеококка (Alveococcus multilocu-
laris) – 10 минут
На макропрепарате рассмотрите строение финны. Она представляет собой скопление мелких пузырьков, плотно приле- гающих друг к другу. Они имеют малые размеры в отличие от финны эхинококка и содержат не жидкость, а казеозные массы.
Работа № 7. Финна широкого лентеца – 10 минут
Рассмотрите на таблице финну широкого лентеца. Она представляет собой червеобразную личинку, на которой видны ботрии, и называется финна – плероцеркоид. Зарисуйте финну в альбом.
Работа № 8. Цикл развития эхинококка – 20 минут
В циклах развития укажите окончательного и промежу- точных хозяев, а также стадии паразита с указанием мест их ло- кализации. На рисунке подпишите названия хозяев и личиноч- ных стадий.

152
Вопросы конечного уровня знаний (13 мин)
1.
Что является дифференциальным признаком половозре- лых форм эхинококка и альвеококка?
2.
Чем отличаются финнозные стадии эхинококка и альвеококка?
Выполнив задание, подпишите работу у преподавателя.
ТЕМА. ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ –
NEMATHELMINTHES
КЛАСС СОБСТВЕННО КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ –
NEMATODA
Цели занятия:
1.
Изучить характерные признаки типа Круглые черви, класса Собственно круглые черви.
2.
Научиться дифференциальной диагностике нематод.
3.
Изучить особенности морфологии и циклов развития паразитических нематод человека: аскариды, острицы, власоглава, трихинел- лы, анкилостомы, ришты.
4.
Научиться дифференциальной диагностике нематодозов.
5.
Научиться применять теоретические знания по данной теме для мер профилактики не- матодозов.
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
1.
Выучите по учебникам и конспектам лекций раздел: тип
Круглые черви, класс Собственно круглые черви.
Литература:
Основная
1.
Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2.
Конспекты лекций.
3.
Тестовые задания по биологии для контроля знаний сту-


153 дентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико- профилактического и стоматологического факультетов.
Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. –
Барнаул : Алтайский государственный медицинский уни- верситет, 2007.
4.
Сайт кафедры.
Дополнительная
1.
Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. : Высшая школа,
2003, т. 2.
2.
Барышников Е.Н. Медицинская паразитология. – М. : Вла- дос.Пресс. – 2005.
3.
Медицинская паразитология / под ред. Р.Х. Яфаева. – Фо- лиант, 2003.
4.
Чебышев Н.В., Далин М.В., Гусев В.К., Гузикова Г.С.,
Карпенко Л.П., Демченко А.Н. – Атлас по зоопаразитоло- гии. – М., 2004.
Самоконтроль.
Подготовка к занятию достаточна, если вы:
1.
Можете прочитать и написать по латыни названия типа
Круглые черви, класса Собственно круглые черви и его представителей.
2. Знаете определения понятий:

биогельминт,

геогельминт.
3. Можете ответить на вопросы:
1.
Общая характеристика типа Круглые черви.
2.
Из скольких зародышевых листков развиваются круглые черви?
3.
Чем представлены покровы тела круглых червей?
4.
Какую полость тела имеют круглые черви, ее название?
5.
Какая симметрия тела у круглых червей?
6.
Каковы особенности формы тела у круглых червей?
7.
Какие системы органов имеют круглые черви?
8.
Какими классами представлен тип Круглые черви?

154 9.
Общая характеристика класса Собственно круглые черви
10.
Чем представлены покровы тела и аппарат движения соб- ственно круглых червей, какое они имеют строение?
11.
Какое строение имеет пищеварительная система собст- венно круглых червей?
12.
Как осуществляется газообмен у нематод?
13.
Тип выделительной системы собственно круглых червей, ее строение?
14.
Тип нервной системы собственно круглых червей, ее строение?
15.
Особенности строения половой системы нематод, ее строение?
16.
Что понимают под половым диморфизмом? Признаки по- лового диморфизма у нематод?
17.
Острица. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.
18.
Аскарида человеческая. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, ме- тоды лабораторной диагностики, профилактика.
19.
Власоглав. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабора- торной диагностики, профилактика.
20.
Кривоголовка. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабора- торной диагностики, профилактика.
21.
Трихинелла. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабора- торной диагностики, профилактика.
22.
Ришта. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.
23.
Какие вы знаете особенности строения яиц аскариды, ост- рицы, власоглава?


155
Методические указания по выполнению
учебно-исследовательской работы
В альбоме записать тему занятия и задание.
Тема: «Тип Круглые черви (Nemathelminthes)
Класс Собственно круглые черви (Nematoda)»
Задание:
1.
Используя макро- и микропрепараты, выпол-
ните работы № 1-5.
2.
Используя демонстрационные препараты,
выполните работы № 6, 7, 8.
3.
Используя таблицы и учебники, выполнить
работу № 9.
4.
Ответьте на вопросы конечного уровня знаний.
Работа № 1. Внешнее строение аскариды свиной
(Ascaris suum) – 5 минут
Половозрелая свиная аскарида по внешнему и внутренне- му строению чрезвычайно сходна с аскаридой человеческой. На макропрепарате изучите ее строение.
Тело аскариды цилиндрическое, заостренное на переднем и заднем концах. Длина тела самки человеческой аскариды 30-
40 см, самца – от 15 до 25 см. Свиная аскарида имеет меньшие размеры: самки – 20-25 см, а самца – 10-15 см. Определите пол паразита. Отличительным признаком самца служит задний ко- нец тела, который спирально закручен на брюшную сторону.
Работа № 2. Внешнее строение острицы (Enterobius
vermicularis) – 10 минут
Изучите с помощью ручной лупы строение острицы на то- тальном микропрепарате. Острица имеет цилиндрическое тело длиной 10-12 мм. Передний конец слегка закруглен, иногда во- круг него можно видеть вздутие кутикулы (везикулу), участ- вующую в фиксации гельминта к стенке кишечника. Задний ко- нец тела у самки сильно заострен, а у самца спирально закручен на брюшную сторону. Зарисуйте самку острицы.

156
Работа

3.
Внешнее
строение
власоглава
(Trichocephalus trichiurus) – 15 минут
Рассмотрите строение паразита на тотальном микропрепа- рате под ручной лупой. Передний конец тела власоглава резко сужен по сравнению с задним. Признаком полового диморфизма является наличие спирально закрученного заднего конца на брюшную сторону только у самца. Зарисуйте самку и самца власоглава.
Работа № 4. Поперечный срез аскариды (самки) (As-
caris lumbricoides) – 20 минут
Рассмотрите поперечный срез аскариды под малым уве- личением микроскопа.
Тело аскариды на поперечном срезе имеет округлую фор- му. Стенка тела образована кожно-мускульным мешком, со- стоящим из трех слоев. Сначала найдите четко очерченный на- ружный слой (кутикулу). Под ней находится слой гиподермы.
Затем следует слой продольных мышц. Мышечные клетки аска- риды образуют отростки, свешивающиеся в полость тела. Тол- щина мышечного слоя неодинакова. Он резко истончается там, где находятся боковые валики гиподермы.
Рассмотрите бокаловидную форму боковых валиков и найдите в центре валика отверстие выделительного канала.
Затем найдите спинной и брюшной валики гиподермы. Для них характерна прямоугольная форма, в них проходят нервные стволы.
Ориентируясь на валики гиподермы, поместите препарат так, чтобы выделительные каналы соответствовали боковым сторонам поля зрения. После этого рассмотрите органы, распо- ложенные в первичной полости тела аскариды. Прежде всего рассмотрите части половой системы, имеющие на поперечном срезе вид круглых дисков различного диаметра. Основную мас- су составляют срезы яичников, имеющие наименьший диаметр.
Отличительным признаком среза яичника является отсутствие просвета. При большом увеличении хорошо видно, что яичник заполнен яйцеклетками.
Яйцеводы имеют больший диаметр и тонкую стенку, в се-


157 редине находится просвет, где можно видеть различное количе- ство половых клеток округлой формы. Обычно можно видеть всего один-два среза яйцевода.
Среди других частей половой системы матки резко выде- ляются большим поперечным сечением и толщиной стенок.
Часто оба среза маток расположены ближе к брюшной стороне паразита. Просвет маток заполнен большим количеством яйце- клеток.
Рассмотрев различные отделы половой системы, найдите кишечник. Иногда он сохраняет округлую форму, но чаще бы- вает сплющен и в таких случаях приобретает неправильные контуры. Отличительным признаком служит толстая стенка с частой поперечной исчерченностью.
Зарисуйте препарат. На рисунке обозначьте: кутикулу, ги- подерму, валики гиподермы, отверстие выделительного канала, мышечный слой, первичную полость тела, кишечник, матку, яйцеводы, яичники, спинной нервный ствол, брюшной нервный ствол.
Работа № 5. Инкапсулированные личинки трихинел-
лы в мышцах (Trichinella spiralis) – 10 минут
Рассмотрите на демонстрационном микропрепарате кусо- чек мышцы животного, пораженного трихинеллезом. На препа- рате видны мышечные волокна. Среди мышечных волокон рас- полагаются капсулы с личинками трихинеллы. Капсулы имеют овальную форму.
В полости капсулы можно видеть спирально свернутую личинку. Иногда в капсуле находится не одна, а две личинки.
Зарисуйте две-три капсулы с личинками трихинеллы в мышцах. На рисунке обозначьте капсулу, личинку.
Работа № 6. Яйцо власоглава – 10 минут
Яйца мелкие. Форма яиц напоминает лимон или бочонок, на обоих полюсах находятся «пробочки» светлого цвета. Хоро- шо видна двухконтурная оболочка коричневого цвета. Зарисуй- те одно яйцо на большом увеличении микроскопа.

158
Работа № 7. Яйца острицы – 10 минут
Яйца острицы также мелкие, овальной формы, бесцвет- ные. Характерным признаком является асимметрия: одна сторо- на яйца – выпуклая, другая – уплощена. Зарисуйте одно яйцо на большом увеличении микроскопа.
Работа № 8. Яйца аскариды – 10 минут
Яйцо аскариды отличается округлой или овальной фор- мой, крупными размерами, буро-коричневой окраской и слож- ной системой оболочек.
Рассмотрите наружную оболочку яйца, которая называет- ся бугристой. Под ней располагается бесцветная блестящая средняя оболочка, а затем внутренняя – волокнистая. Зарисуйте одно яйцо на большом увеличении микроскопа.
Работа № 9. Цикл развития аскариды человеческой –
25 минут
Зарисуйте цикл развития аскариды. В цикле развития ука- жите стадии яйца, личинок и половозрелой формы с указанием мест их локализации.
Вопросы конечного уровня знаний (13 мин)
1.
Какие заболевания называются контактными?
2.
Можно ли обнаружить яйца острицы в фекалиях?
3.
Чем обусловлено быстрое распространение энтеробиоза?
4.
Какая личинка является инвазионной в цикле развития кривоголовки?
Выполнив задание, подпишите работу у преподавателя.


159
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14