Файл: Курсовая работа по дисциплине Теория и организация адаптивной физической культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Традиционно в России при реабилитации пациентов с ДЦП широко используются физиотерапевтические методы, в том числе основанные на природных факторах воздействия: аппликации грязей, парафина, фангопарафина, озокерита с антиспастической целью. Также активно применяются электрофизиологические методы — различные виды электростимуляции, электрофорез с лекарственными веществами. Хорошие результаты показала методика фотохромотерапии, предлагаемая на различные значимые рефлексогенные зоны. Активно используются с хорошим терапевтическим эффектом методы воздействия на головной мозг (Томатис и биоакустическая коррекция). К физиотерапевтическим методам лечения детей с ДЦП также относится метод гипербарической оксигенации, хорошо зарекомендовавший себя при атаксических формах заболевания. Для оптимизации настроения, повышения эмоционального состояния и профилактики витамин D-дефицитных состояний детям с ДЦП назначают гелиотерапию с использованием аппарата «Искусственное солнце» (Шалькевич Л. В., Зарецкий С. В., 2005., Немкова С. А., 2007).

В случаях, когда речевые и умственные возможности пациента с ДЦП нарушены в той или иной степени, в комплекс реабилитационных мероприятий подключается специалист логопед-дефектолог. В зависимости от направления поражения (речь, умственные, когнитивные нарушения) назначаются те или иные методики. Логопедическая коррекция предусматривает проговаривание определенных звуков, их сочетаний, слогов и слов в определенной последовательности. Также используются различные авторские гимнастики, дающие возможность улучшить состояние челюстно-лицевого аппарата. Как дополнительная помощь специалисту предлагается к

применению логопедический массаж лица, языка и нижней челюсти, который проводится мануально или с помощью специальных зондов. Дефектолог проводит обучающие программы, которые улучшают умственное и логическое состояние ребенка с ДЦП (Херодинов Б.И., Куранова Л.Б., 2019).

Для нормализации психоэмоционального статуса семей, в которых живут дети с ДЦП, в программе комплексной реабилитации специалист — клинический психолог решает следующие задачи:

— оценка психологического статуса ребенка с ДЦП и семьи;

— углубленная оценка когнитивных функций ребенка (памяти, внимания);

— оценка эмоционального состояния, диагностика тревог, депрессий;

— проводит консультирование и психологическую помощь и коррекцию семье и ребенку.

Оценка проводится по специальным опросникам и шкалам, дающим возможность объективно оценивать данные состояния и проводить соответствующую коррекцию.


К методам с высокой доказательностью относят технологии альтернативной коммуникации и различные варианты игровой терапии (сказка-терапия и другие методы) (Куранова Л.Б., 2019).

Эрготерапия — новое направление в реабилитации. В современной медицине на уровне мультидисциплинарной бригады всегда присутствует эрготерапевт, особенно тогда, когда двигательные возможности пациентов в

структуре бытовых навыков снижены или нарушены в значительной степени. Эти специалисты помогают детям обрести комфорт в бытовой повседневной деятельности. По образованию эрготерапевт — это психолог или специалист по адаптивной физической культуре, прошедший соответствующую подготовку. В задачи лечения, стоящие перед эрготерапевтом, входят:

— оценка стресса на бытовую деятельность;

— оценка деятельности пациента на бытовом уровне;

— оценка тревожности при ограничении деятельности;

— восстановление или развитие деятельности, которая была ограничена или нарушена;

— оценка возможностей самостоятельной деятельности. Профилактика гиперопеки семьи;

— включение пациента в деятельность по самообслуживанию и перемещению;

— обследование среды обитания и ее адаптации для дальнейшей деятельности пациента;

— восстановление двигательных возможностей в бытовой сфере;

— профилактика ограничений бытовых движений (Херодинов Б.И., Куранова Л.Б., 2019).

Основное направление занятий с социальным педагогом — обучение коммуникативным техникам и взаимодействию с окружающей средой. Оно проводится, как правило, в индивидуальном режиме в течение длительного времени. Создается на основании индивидуальной программы социального обслуживания (ИПСО). Проводится в социальных центрах реабилитации инвалидов, городских поликлиниках или отделениях медицинских

центров реабилитации и включает в себя:

— работу со специалистами;

— создание образовательной среды в учреждениях дополнительного образования;

—взаимодействие с родителями (просветительская работа);

— диагностику профессиональной направленности и подготовку к обучению;

— работу с семьей больного ребенка;

— исследование проблем семьи;

— социально-педагогическое патронирование семьи;

— социально-педагогическую подготовку к реабилитационному процессу;

— работу непосредственно с ребенком;



— педагого-психологическую диагностику;

— разработку программ индивидуальной реабилитации;

— коррекционно-развивающую работу.

Большую роль в качестве жизни детей с ДЦП играют ортопедические устройства. К ним относятся специально изготовляемые стельки, ортопедическая обувь и так называемые ортезы для поддерживания голени. Все эти устройства способствуют нормализации паттерна ходьбы или возможности создания вертикального положения в зависимости от степени инвалидизации ребенка (Херодинов Б.И., Куранова Л.Б., 2019).

Помимо традиционных методов лечения ДЦП предлагаются альтернативные программы реабилитации. К альтернативным методам лечения и реабилитации пациентов относят акупунктуру и иглорефлексотерапию, мануальную терапию, краниосакральные техники, канистерапию, иппотерапию и дельфинотерапию, йогу, тайцзицюань, методы китайской традиционной медицины, однако согласно критериям доказательной медицины эффективность и безопасность данных методик в настоящее время не оценивалась. Также с недостаточной доказательной базой в лечении ДЦП предлагается кинезиотейпирование. Метод, дающий возможность компенсировать нарушения тонуса и оптимизировать двигательные навыки.

Важным и перспективным изобретением в современных гидрореабилитационных технологиях лечения сопутствующих синдромов ДЦП является метод подводного вытяжения. Конструкция аппарата водного вытяжения представляет собой ванну, наполненную водой, с установленным в ней специальным механизмом, в которую погружен пациент. При этом нижние конечности пациента зафиксированы. За плечевой пояс с помощью

специального устройства осуществляется тракция, имеющая электронную регулировку вытяжения. Вытяжение осуществляется по специально разработанной методике с учетом заболевания и индивидуальных особенностей пациентов. Больного подвозит к аппарату специальная платформа, которая создает неподвижность в горизонтальном положении. Метод подводного вытяжения оказывает лечебное воздействие на деформации

грудной клетки, нарушения осанки различной степени и болевые синдромы, вызванные компрессией, что часто встречается у пациентов с ДЦП. Механизм действия водного вытяжения направлен на снижение компрессии и вытяжения позвоночного столба, а вместе с ним и грудной клетки. Подводное вытяжение оказывает как лечебное, так и профилактическое действие на заболевания позвоночника и на состояние пациента с ДЦП в целом. Метод подводного вытяжения предусматривает возможность изолированной тракции заданных отделов позвоночного столба (можно воздействовать на любой отдел позвоночника). Сама процедура не вызывает болезненности и негативных ощущений. Противопоказанием к назначению подводного вытяжения могут быть нестабильность различных отделов позвоночника, подвижность в отделах позвонков, дисплазия соединительной ткани («растянутость» связок). Также не назначается водное вытяжение при наличии общих противопоказаний для реабилитации. Курс лечения методом подводного вытяжения составляет в среднем 15–18 процедур через день в составе комплексной терапии детей с ДЦП. Рекомендовано проводить не менее 3 курсов в течение года. К методическим особенностям проведения процедуры относят силу и длительность вытяжения в килограммах, определяемую индивидуально. Также индивидуально необходимо определить темп (скорость) вытяжения (Херодинов Б.И., Куранова Л.Б., 2019).


В комплексной реабилитации детей с ДЦП, имеющих двигательные нарушения, отдельным направлением в лечении является использование воды температуры 36–38 °С в бассейне вместе со специальными упражнениями. Эти водные гимнастики, или гидрокинезотерапия, способствуют значительному повышению подвижности суставов и расслаблению мышц, что приводит к нормализации двигательных способностей у пациентов. Упражнения

проводятся в воде инструктором, чаще в пассивном режиме вместе со специальными перемещениями и скольжениями по поверхности воды. В занятии могут применяться ныряния и подныривания. Эти движения выполняют с разной скоростью в разных плоскостях и направлениях по строго определенной методике. В начале курса восстановительного лечения необходимо протестировать пациента с ДЦП на толерантность к физической

нагрузке и по результатам проб сделать правильные назначения дозировки упражнений (Херодинов Б.И., Куранова Л.Б., 2019).

Важным моментом в прогнозе пациентов с ДЦП являются возможность сохранения двигательных навыков в течение всей жизни и собственно продолжительность самой жизни. Уровень смертности среди пациентов с ДЦП находится в прямой зависимости от степени двигательного дефицита и сопутствующих заболеваний. Другим предиктором преждевременного летального исхода служит снижение интеллекта и неспособность к

самообслуживанию.

В целом качество жизни и прогноз социальной адаптации пациентов с детским церебральным параличом в значительной степени зависят от своевременного оказания медицинской, педагогической и социальной помощи

ребенку и его семье. Социальная депривация и недоступность комплексной помощи могут оказать негативное воздействие на развитие ребенка с ДЦП, возможно, даже большее по своей значимости, чем исходное структурное повреждение головного мозга (Херодинов Б.И., Куранова Л.Б., 2019).


Глава 2. Механизмы лечебного действия массажа
Лечебный массаж рассматривается как средства способствующие снижению негативных психических нагрузок с целью адаптации и социализации в обществе и подготовки к дальнейшему обучению. Для него характерна направленность на коррекцию психофизического статуса детей с задержкой психического развития, что часто отмечается при детском церебральном параличе (Карсакова. Т.И., 2019).

Лечебный массаж представляет собой совокупность способов и методов,

посредством которых оказывается механическое и рефлекторное воздействие на органы и ткани человеческого организма.

В процессе массажа происходит воздействие на различные биологически значимые точки ребёнка, которые отвечают за развитие не только саморегуляции, но и физической полноценности, умственной активности. Именно в этом значительно нуждаются дети с депривацией.

На ладонях и ступнях сконцентрировано большое количество активных точек или зон, которые соединяются с мозгом и далее с определенным внутренним органом. Поэтому, воздействуя на эти точки, стимулируется работа сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной, гормональной, мочевыделительной систем (Карсакова. Т.И., 2019).

Массаж кистей необходим для развития мелкой моторики, что активно

способствует развитию речи.

Помимо влияния на умственную работоспособность лечебный массаж применяется в связи с высокой эффективностью влияния на организм дошкольника, способствует восстановлению внутренних сил и часто занимает особое место в совокупности оздоровительных процедур (Карсакова. Т.И., 2019).

2.1 Действие массажа на нервную систему


Нервная система выполняет самую важную функцию человеческого организма — регуляторную. Принято различать три отдела нервной системы: центральную нервную систему (головной и спинной мозг), периферическую (нервные волокна, соединяющие головной и спинной мозг со всеми органами) и вегетативную. Вегетативная нервная система подразделяется на симпатический и парасимпатический отделы. Массаж оказывает воздействие на периферическую и на центральную нервную систему. При массировании кожи в центральную нервную систему направляется целый поток импульсов от многочисленных нервноконцевых органов, воспринимающих давление, тактильные и различные температурные раздражения. Под влиянием массажа в коже, мышцах и суставах возникают импульсы, возбуждающие двигательные клетки коры головного мозга и стимулирующие деятельность соответствующих центров. Положительное влияние массажа на нервно-мышечный аппарат зависит от вида и характера массажных приемов (давление рук массажиста, продолжительность пассажа и т. д.) и выражается в увеличении частоты сокращения и расслабления мышц. Под действием массажа улучшается кровоснабжение нервных центров и периферических нервных образований. Результаты экспериментальных исследований показали, что перерезанный нерв быстрее восстанавливается, если проводить регулярный массаж поврежденных тканей (Гусейнова. А., 2018).