Файл: 1. Теоретические аспекты учета продукции растениеводства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Необходимо максимально устранять потери и нерациональные расходы материальных ценностей, которые, в частности, могут возникнуть при неэффективной организации учета и контроля использования материалов, отмечает О. Н. Кравцова . Рациональное использование материальных ресурсов – это качественная характеристика их потребления на разумном уровне, который можно было бы признать общественно необходимым, а рационализация потребления материальных ресурсов – это непрерывный процесс совершенствования их использования, связанный с развитием производства. Большую роль в повышении рационализации использования материальных ресурсов предприятия играет экономический анализ данных ресурсов.

Одной из важнейших проблем в деятельности предприятия является снижение материалоемкости продукции, всестороннее изучение факторов, от которых зависит улучшение использования сырья и материалов, отмечает О. Н. Кравцова. Основными направлениями работы в области рационального потребления и экономичного использования материальных факторов производства являются:

1) использование достижений научно – технического прогресса для доведения технического состояния производства до высшего мирового уровня, применение высокоэффективной техники и безотходных технологий, повышение качества продукции; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий;

2) улучшение организации производства и потребления материальных ресурсов, совершенствование учета и отчетности, применение современных методов планирования и оптимизации ресурса использования, повышение трудовой дисциплины;

3) совершенствование материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов, что находит отражение в уменьшении норм расхода сырья и материалов, снижении их себестоимости за счет уменьшения заготовительно-складских расходов.

4) прогрессивная структурная и инвестиционная политика, обеспечивающая преимущественный рост результатов производства по сравнению с материальными затратами;

5) использование всех элементов хозяйственного механизма для повышения материальной заинтересованности трудовых коллективов в наиболее рациональном расходовании ресурсов, снижении потерь их при добыче и обработке, транспортировке и хранении и другие[17].


1.2Нормативно-правовое регулирование учета продукции зерновых и зернобобовых


Переход экономики на рыночные условия хозяйствования обусловливает необходимость пересмотра подавляющего большинства управленческих атрибутов, определяющих функционирование организаций и, в конечном счете, эффективности их деятельности. Это привело к изменениям нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов хозяйствования на территории Республики Беларусь. Изменились и законодательные основы, регулирующие принципы бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях республики.


Основные положения и принципы организации бухгалтерского учета в Республике Беларусь регламентированы в Законе Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». На основании и во исполнение этого закона издаются нормативные правовые акты, устанавливающие правовые вопросы и принципы организации и методологии бухгалтерского учета и в то же время использующие все разумное и полезное, содержащееся в международных стандартах финансовой отчетности.

Правовое регулирование бухгалтерского учета можно представить в следующем иерархическом порядке.

Первый уровень: Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и другие нормативные акты законодательной и исполнительной власти республики, устанавливающие единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета.

К данному уровню также относятся: Гражданский кодекс Республики Беларусь, в первой части которого законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, обязательные случаи составления аудиторского заключения, порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица; Трудовой кодекс Республики Беларусь, который регламентирует трудовые отношения; Банковский кодекс Республики Беларусь; Налоговый кодекс Республики Беларусь.

Второй уровень: положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и отчетности, утверждаемые Министерством финансов Республики Беларусь и другими органами, на которые законодательно возложены функции нормативного регулирования бухгалтерского учета.

При разработке национальных бухгалтерских стандартов учитываются международные стандарты финансовой отчетности, а также национальные особенности бухгалтерского учета.

Третий уровень: методические указания и рекомендации, разрабатываемые Министерством финансов Республики Беларусь и другими органами в соответствии с действующим законодательством и содержащие более детальные рекомендации по организации учета соответствующих объектов. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных актов первого и второго уровня.

Четвертый уровень: рабочие инструкции и указания по учету соответствующих операций и объектов непосредственно в сельскохозяйственной организации, в которых на основе общеустановленных правил и принципов формируется учетная политика организации, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям.



Регулирование методики учета реализации продукции растениеводства можно представить в следующем иерархическом порядке.

На первом уровне находятся следующие нормативные правовые документы:

• Конституция Республики Беларусь, на основании и в соответствии с которой принимаются иные нормативные правовые документы.

1) Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчётности» 4 июня 2015 г. № 268-З [21].

2) Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 46[31].(изменения и дополнения от 22.12.2018 г. № 74)

3) О введении в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 19 авг. 2016 г. № 657/20 (с изменениями и дополнениями Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 марта 2017 г. № 184 ) [22]

4) О применении методических рекомендаций по учету затрат и калькулированию себестоимости сельскохозяйственной продукции (работ, услуг) : письмо Мин-ва сельского хозяйства и продовольствия Респ. Беларусь, 14 янв. 2016 г. № 04-2-1-32/178 [23].

Изменения и дополнения:

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 апреля 2012 г. № 25;

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 14 декабря 2012 г. № 74;

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 8 февраля 2013 г. № 11;

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 96;

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 74.

Данная инструкция определяет методологические основы и порядок формирования в бухгалтерском учете информации о запасах.

6) Приказ министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 363 (ред. 13 марта 2017 г. №65) «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету сельскохозяйственной продукции и производственных запасов для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции».

7) Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19.12.2002 г. № 166-З ст. 31 «Реализация товаров (работ, услуг), имущественных прав» (ред. отот 30 декабря 2018 г. № 159-З) определяет, что относится к безвозмездной передаче, к реализации продукции, порядок определения момента фактической реализации продукции, указан перечень операций, которые не относятся к реализации .


8) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.05.1998 №694 "О Государственной программе перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь" с изменениями и дополнениями на 1 января 2014 года.

9) Инструкция по инвентаризации активов и обязательств и признании утратившим силу нормативного правового акта Министерства финансов Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, 30 ноября 2007 г., № 180 (в ред. от 22.04.2010 г., № 50) .

В соответствии со ст. 12 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности»для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и стоимость активов и обязательств.

В соответствии со ст. 12 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и стоимость активов и обязательств [28]

Ко второму уровню нормативного правового регулирования относится Постановление Совета Министров Республики Беларусь №1102 от 31.08.2006 года с изменениями и дополнениями 25 июня 2008 г. № 933 «О совершенствовании организации проведения работ по обеспечению повышения качества и конкурентоспособности продукции и услуг» разработано в целях повышения качества и конкурентоспособности продукции отечественного производства и оказываемых услуг, расширения экспортных возможностей белорусских товаропроизводителей [3].

• Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1290 от 03.09.2008 г. «Об утверждении Положения о приемке товаров по количеству и качеству» регулирует отношения юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, и физических лиц предпринимателей по приобретению товара, созданию условий для его сохранности, своевременной и правильной приемки по количеству и качеству, кроме товара, приобретаемого для личного (домашнего, семейного) пользования. Нормы этого положения могут применяться при приемке товара по количеству и качеству по договорам купли-продажи, поставки, контрактации. Нормы данного положения применяется в случаях, когда актами законодательства, нормативно-технической документацией или договором между продавцом и покупателем не установлен иной порядок приемки товара по количеству и качеству[4].


На третьем уровне находятся методические указания и рекомендации, разрабатываемые Министерством финансов Республики Беларусь и другими органами и содержащие более детальные рекомендации по организации учета соответствующих объектов.

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем бухгалтерского учета в Республике Беларусь является приведение действующей системы учета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандартов [29, с.56].

Так же для учета отгрузки и реализации готовой продукции Управлением методологии по бухгалтерскому учету было рассмотрено и издано для применения на практике ряд положений и инструкций, в которых оговариваются порядок и сроки ведения учета, к ним, в частности, относятся:

• Положение о порядке бухгалтерского учета незавершенного производства, готовой и отгруженной продукции, которая была утверждена Министерством финансов и Министерством экономики Республики Беларусь от 31 декабря 2015 года №191 /263;

• Инструкция о дооценке готовой продукции и реализации товаров;

• Инструкция о дооценке себестоимости готовой продукции, работ, услуг и др.

Для единообразного обобщения данных о работе организаций различных форм собственности и для удобства работы контрольных органов разрабатывается единый систематизированный перечень счетов и субсчетов, который обязателен для всех субъектов хозяйствования, и называется он Планом счетов. Данный План счетов введен в действие Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2013 №89 с изменениями и дополнениями от 11 декабря 2012 г. № 187 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий». Введение нового Плана счетов было обусловлено упорядочением рыночных отношений в народном хозяйстве, развитием методологии бухгалтерского учета, активной гармонизацией белорусских основ бухгалтерского учета с международно признанной бухгалтерской практикой.

Следует добавить, что реализация выполненных работ, оказанных услуг, готовой продукции – завершающая стадия кругооборота средств организации. Она может осуществляться в соответствии с заключенными договорами контрактации или путем свободной продажи через организации торговли, работникам своей организации за наличный расчет, а также в счет оплаты труда, по бартеру и т.д.

Контрактация – это особый вид договора купли-продажи. Согласно ст. 505 Гражданского кодекса Республики Беларусь этот договор производитель сельскохозяйственной продукции заключает с заготовителем, который осуществляет закупку продукции для последующей переработки или продажи. Договор контрактации подлежит обязательному исполнению. За исполнение договорных обязательств производители сельскохозяйственной продукции в соответствии со ст. 509 Гражданского кодекса республики Беларусь несут ответственность. Порядок закупок продукции по договорам контрактации для республиканских государственных нужд регулируется Постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов, экономики, статистики и правлением ОАО «Белагропромбанк».