Файл: Психологопедагогические основы метапредметного подохода к обучению 7.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Чем же метапредметный урок отличается от традиционного? На что следует опираться?
Алгоритм разработки такого урока:
1.Формирование темы занятия.
2.Формирование предметных, метапредметных целей урока.
3. Выявление фундаментальных образовательных объектов, которые нужно отработать учащимся.
4. Определение способности учеников, на которые предполагается опираться.
5. Основой метапредметного урока будет какая-либо проблемная образовательная ситуация.
Основой метапредметного урока является проблемная образовательная ситуация:
1) Необходимо сформулировать одну или несколько основных проблем, которые могут помочь детям выразить себя. Задача должна быть поставлена так, чтобы студент хотел ее решить, то есть вызывает интерес у учеников. Проблема должна быть метатемой.
2) Задачи для учащихся должны быть четко сформулированы на каждом этапе урока.
3) Желательно указать конкретный образовательный продукт, который должен быть получен в результате [35].
Глава 2. Методика формирования ключевых компетенций обучающихся на основе реализации метапредметного подхода к обучению физики.
2.1. Пути осуществления метапредметного подхода к обучению на уроках физики.
Физика - это наука о природе. В природе физические, химические и биологические явления взаимосвязаны. В образовательном процессе все эти явления изучаются отдельно, поэтому их связи разрываются, так что школа должна обязательно обеспечивать реализацию межпредметных коммуникаций. Как оказалось, внедрение метасубъектного подхода намного сложнее, чем использование межсубъективных коммуникаций. В школе часто одни и те же научные понятия при изучении разных предметов интерпретируются по-разному, что вносит путаницу в сознание учащихся. При переходе от одной предметной области к другой у них нет общего понимания структуры областей и того, где проходит граница между самими областями. Особенно сложно соединить виды гуманитарных и естественнонаучных знаний [39].
Одна из задач метапредметного подхода состоит в том, чтобы помочь понять, кто я в этом мире, и развитие системы природа-человек-общество.
Например, можно рассмотреть ситуации нескольких глобальных катастроф или то, как развитие физики повлияло на ход истории.
Я выбираю метод деятельности, которому буду учить детей. Например, если ученик осваивает решение квадратичных уравнений по математике, я советую ему решить задачу того же типа, но из физики.
Задача: Двое играют в мяч, бросая его друг другу. Какой наибольшей высоты достигнет мяч во время игры, если от одного игрока к другому летит 4 с?
Творческие задания.
Это задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило[23], несколько подходов. А это помогает получить метапредметные результаты при обучении физике: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.
Например, в 7 классе: при изучении темы плотность вещества учащиеся определяют, самостоятельно, плотность своего тела, что в дальнейшем, при изучении темы плавание тел, поможет им дать ответ на вопрос: почему человек плавает?
Работа в малых группах.
Это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).
В своей практике, работу в группах я использую следующих ситуациях: (на протяжении всего курса физики) при выполнении лабораторных, практических работ, экспериментальных заданий; задаю групповые творческие домашние задания.
Это развивает коммуникативные навыки среди учеников, чтобы сообщать о результатах своих исследований, использовать справочники, Интернет и способность применять теоретические знания предмета на практике.
Развивающие игры.
Обучающая игра способствует проявлению себя как личности; это одна из разновидностей интерактивных технологий. Почему игра? Ведь физика - это серьезная наука. Игра является самой большой и самой замечательной областью высшего и самого свободного творчества. Игра для детей - это способ узнать, чему никто не может научить их, способ исследовать и направлять в реальном мире.
Присоединяясь к игровому процессу, дети учатся жить в нашем символическом мире, мире значений и ценностей, и в то же время они открывают, экспериментируют и учатся. В этом случае я могу привести следующие игры: «Моя игра», общий урок по «Механике».
Уроки физики с метатематическим подходом могут быть двух типов:
-
уроки, охватывающие знания некоторых учеников по смежным предметам (физика, химия, география, астрономия и так далее); -
Обобщающие уроки.
Первый из них выполняется с использованием следующих методов:
Обязанности по другим вопросам. Ученикам предлагается выполнить домашнее задание, чтобы отрепетировать материал, ранее изученный по смежным предметам, необходимый для понимания вопросов, которые будут обсуждаться на следующем уроке [24]. Задача должна быть конкретной. Организация такой репетиции имеет свои особенности. Поэтому, когда вы даете задание, вы должны сначала объяснить, как работать со вспомогательным материалом (прочитать и понять, сравнить с этим явлением, как описано и описано в руководстве, написать определение в блокноте, дать ответы на вопросы).
Например:
- Перед изучением теплотворной способности топлива по физике они предлагают задания: прочитав учебник по энергии процесса сгорания.
- При объяснении природы тока в электролитах используются знания учеников по электролитической диссоциации и электролизу из курса «Химия».
- После объяснения условий плавания тел в жидкости ученикам предлагается задание в качестве упражнения: объяснение роли плавательного пузыря у рыб с физической точки зрения. Информация, полученная из лекций по другим академическим предметам, часто используется в качестве вспомогательного знания или для постановки проблемы или для углубления, расширения и консолидации знаний [25].
В каждом из этих случаев используемый материал должен повторяться с использованием, насколько это возможно, формулировок и обозначений, введенных в соответствующем курсе. Решение метаматериальных проблем занимает огромное место в физическом воспитании. Физические задачи очень разные. К метапредметным проблемам относятся физические проблемы, постановка и решение которых органически связаны с экспериментом: с различными измерениями, воспроизведением физических явлений, наблюдением физических процессов, сборкой электрических цепей и так далее. Они отличаются от фронтальных лабораторных работ и наблюдений по физике и не заменяют их основной целью лабораторных работ, прежде всего изучением явлений и приобретением экспериментальными навыками учеников. В процессе решения проблем с метапредметом эти навыки используются и развиваются, наблюдения и измерения всегда выполняются для конкретных проявлений физических законов, а не для их объяснения или подтверждения, как в случае лабораторных работ. Наиболее важным при решении проблем с метапредметом является их формирование и развитие с помощью измерения навыков, навыков использования устройств. Кроме того, такие задачи развивают наблюдение и способствуют более глубокому пониманию сути явлений, развитию умений строить гипотезы и проверять их на практике.
Метапредметные задачи делятся на качественные и количественные. Для решения качественных задач не существует числовых данных или математических расчетов. В этих заданиях ученик должен либо предвидеть явление, которое должно произойти после опыта, либо воспроизводить физическое явление сам, используя эти устройства. При решении количественных задач сначала выполняются необходимые измерения, затем, используя полученные данные, рассчитывается ответ на задачу с использованием математических формул [37].
По месту опыта, по степени его участия, в решении представленные метапредметные задачи можно разделить на несколько групп:
-
Задачи, в которых для получения ответа необходимо измерить необходимые физические величины или использовать паспортные данные устройств (реостаты, лампы, электронагреватели и так далее). Или проверить эти данные экспериментально. -
Задачи, в которых учащиеся самостоятельно определяют зависимость и взаимосвязь между конкретными физическими величинами. -
Задачи, в которых предоставляется описание опыта, и ученик должен предсказать результат. Эти задачи помогают обучить студентов критическому подходу к их умозрительным выводам. -
Задачи, в которых учащийся должен, используя предоставленные инструменты и аксессуары, показать конкретное физическое явление без инструкций о том, как выполнить эту операцию или собрать электрическую цепь, спланировать установку из готовых деталей в соответствии с условиями виды деятельности. Решение этих проблем требует от учеников творческого мышления и умного подхода. -
Задачи для визуального определения физических величин с последующей экспериментальной проверкой правильности ответа. Такие задания помогают ученику заранее оценить результаты измерений и, таким образом, правильно выбрать инструменты и инструменты, необходимые для эксперимента. -
Задачи с производственным контентом, которые решают определенные практические проблемы. Такие задачи могут быть разбиты во время экскурсий, работы в учебных мастерских и в классе с использованием различных инструментов, устройств и технических моделей.
Данная классификация является условной, поскольку между отдельными группами нет четких границ. Тем не менее, это поможет учителю выбрать задачи урока более целенаправленно.
Метапредметные задания можно использовать в любой части урока. Но в то же время цели приложения, методы и, следовательно, содержание задач будут несколько отличаться.
Например, закон Ома для участка цепи можно объяснить, решив две из этих проблем: «Проверьте, зависит ли (и если да, каким образом) сила тока в данной спирали от напряжения на ее клеммах?», «Проверьте если (и если да), то каким образом) сила тока в этой цепи от изменения сопротивления зарядного устройства, включенного в эту цепь, при постоянном напряжении на его клеммах?»
В этом случае необходимо, чтобы постановка вопроса вызывала у учащихся желание изучать новые закономерности. Один из способов создать стимул для восприятия нового материала - это поставить проблему в качестве соответствующей экспериментальной задачи. Условие задачи должно соответствовать следующим требованиям