Файл: Темой выпускной квалификационной (магистерской) работы является Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 462
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие уголовной ответственности несовершеннолетних
1.1 Понятие и цели уголовной ответственности несовершеннолетних
1.2 Уголовная ответственность несовершеннолетних: исторический и
Глава 2 Формы реализации уголовной ответственности
2.1 Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, соединенная с наказанием.
2.2 Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних,
соединенная с иными мерами уголовно-правового характера
Глава 3 Понятие, виды и особенности освобождения от уголовной
ответственности несовершеннолетних лиц, совершивших преступления
Нельзя не сказать, что, несмотря на позитивные тенденции в системе уголовной ответственности несовершеннолетних (речь идет о прогрессивном развитии законодательства, связанного с уголовной ответственностью несовершеннолетних на протяжении существования нашего государства), на сегодняшний день в Российской Федерации отмечаются и негативные черты исследуемого института. Так, в качестве примера «негативных черт» современного отечественного законодательства можно привести изменения, которые были внесены в УК РФ летом 2015 года: ст. 20 была дополнена новыми составами преступлений, ответственность за которые наступает с 14 лет (ст. ст. 205.3, 205.4, 205.5, 205.6, 208, 211, 212, 360, 361). Кроме того были внесены изменения в ч. 5 ст. 92 УК РФ, устанавливающую ограничение для освобождения от наказания в порядке ч.2 ст. 92.
Исходя из всего вышеупомянутого, можно сделать вывод о том, что идеи по оптимизации государственно-общественных механизмов предупреждения правонарушений несовершеннолетних и привлечения их к ответственности зарождались столетия назад, а становление и развитие отечественного законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних за совершение преступных деяний прошло достаточно длительный путь. Характерной чертой развития законодательства в отношении несовершеннолетних правонарушителей является то, что оно, учитывая специфику данной категории граждан, все более ориентировало следственные и судебные органы на применение к таким лицам, прежде всего, мер воспитательного, а не уголовного характера. Несмотря на их различное наименование («воспитательные меры», «медико-педагогические меры», «принудительные меры воспитательного характера»), их применение, как правило, происходило в связи с освобождением несовершеннолетних от уголовной ответственности (наказания). Различия состояли лишь в критериях (основаниях) такого освобождения, в перечне подобных мер, процедуре и виде органов, которые их применяли1.
В целом, как показывает практика, развитие отечественного законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних, положительно влияет на рост преступности несовершеннолетних. Так, с 1997 по 2015 год количество преступлений, совершенных несовершеннолетними сократилось с 29163 до 8113.
Прежде, чем подробно рассмотреть вопрос о том, достаточно ли внимания уделено уголовной ответственности несовершеннолетних с точки зрения международного права, следует отметить, что согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Под международным договором в данном случае
следует понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством или с международной организацией в письменной форме, регулируемое международным правом. В отношении международного договора Российской Федерации могут быть приняты «ратификация», «утверждение», «принятие», «присоединение», что означает форму выражения согласия Российской Федерации на обязанность для нее международного договора.1
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» под «общепризнанной нормой следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного»13. Содержание указанных принципов и норм международного права раскрывается в том числе и в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.
Следовательно, необходимо обратиться к положениям важнейших международно-правовых актов, связанных с уголовной ответственностью лиц, совершивших преступление, не достигнув совершеннолетнего возраста. Необходимо понимать, что положения международно-правовых актов, о которых пойдет речь в этом параграфе, признаны международным сообществом в качестве правил, отражающих существенное положение в наиболее прогрессивных системах.1
Зачастую на практике возникает вопрос, есть ли возможность у российского правоприменителя напрямую применять положения международно-правовых норм, наиболее полно защищающих права несовершеннолетних? Согласно ст. 1 УК РФ уголовное законодательство Российской Федерации состоит из Уголовного Кодекса РФ. Новые законы, устанавливающие уголовную ответственность, подлежат включению в Кодекс, в ст. 3 УК РФ подчеркивается, что «преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом».
Так, З.А. Незнамова указывает, что поскольку «нормы международного права не могут иметь прямое действие на территории России, постольку коллизии норм международного и национального уголовного права должны разрешаться в пользу последних».
2 Большая часть ученых, занимающихся вопросами коллизий национального и
международного права, придерживаются позиции, согласно которой «если нормы международно-правовой конвенции не вошли непосредственно в национальное уголовное законодательство, правоприменитель не способен напрямую применить соответствующую конвенцию. И в этом случае фактически сохраняется приоритет внутригосударственных норм по отношению к нормам международного права».3
Среди международных нормативно-правовых актов, связанных с уголовной ответственностью несовершеннолетних, можно выделить нормативно-правовые акты, имеющие обязательную юридическую силу для государств-участников, а так же нормативно-правовые акты, не имеющие обязательной юридической силы и носящие рекомендательный характер1. К первой группе относится Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.. Ко второй группе, несомненно, относятся Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы); Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила); Руководящие принципы Организации Объединенных Наций по действиям в отношении детей в системе уголовного правосудия (Венские руководящие принципы); Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила).
Обращает на себя внимание тот факт, что ни в одном из вышеперечисленных актов не закреплены четкие возрастные границы, определяющие несовершеннолетний возраст. Однако, пп. 2 а п. 2 Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, гласит, что «несовершеннолетним является ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому».2 Кроме того, в Руководящих принципах ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних также отсутствует определение понятия
«несовершеннолетний», однако, в соответствии с п. 7 Руководящих правил, применение положений указанного акта должно строиться с учетом ранее принятых международно-правовых актов. В данном случае речь идет о Конвенции о правах ребенка и Всеобщей декларации прав человека. Согласно ст. 1 Конвенции о правах ребенка «ребенком является каждое человеческое существо до достижения восемнадцатилетнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее».
2
Особенность международных правовых актов, касающихся уголовной ответственности несовершеннолетних, заключается в том, что, как правило, они не регламентируют вопрос, связанный с минимальным возрастом уголовной ответственности. Тем не менее, в них содержатся рекомендации о том, что государства должны установить «минимальный возраст, ниже которого дети считаются неспособными нарушить уголовное
законодательство» (ст. 40.3 Конвенции о правах ребенка) и что «нижний предел такого возраста не должен устанавливаться на слишком низком возрастном уровне, учитывая аспекты эмоциональной, духовной и интеллектуальной зрелости» (п. 4.1 Пекинских правил). Следует отметить интересный факт: в государствах-членах ООН установлен разный минимальный возраст уголовной ответственности для несовершеннолетних: от 7 (например, Кипр, Кувейт, Австралия, Иордания, Ливан) до 18 (например, Колумбия, Мексика, Панама).
В ряде стран минимальный возраст субъекта преступления не установлен. Например, в странах с развитой правовой системой, таких как Франция, Бельгия, Швеция, законодательство в течение долгого времени не указывало на конкретный минимальный возраст уголовной ответственности, «предоставляя суду в каждом случае решать вопрос об основаниях для «вменения». В тех государствах, где возраст регламентирован, в этом плане тоже имеются значительные различия1.
По результатам анализа международных документов, касающихся несовершеннолетних правонарушителей, можно сделать вывод, что Организация Объединенных Наций одобряет применение альтернативных мер к несовершеннолетним, совершившим преступления. Так, в п. 4 ст. 40Конвенции о правах ребенка прямо указывается на необходимость альтернатив, заменяющих помещение несовершеннолетних
правонарушителей в специальные учреждения. В соответствии с указанной статьейк альтернативным мерам относятся опека и надзор; назначение испытательного срока; программы обучения и профессиональной подготовки.2
Положения Пекинских правил рекомендуют применять к несовершеннолетним широкий диапазон альтернативных мер во избежание заключения в места лишения свободы и относят к ним: постановление об опеке, руководстве и надзоре; пробацию; постановление о работе на благо общины; финансовые наказания, компенсацию и реституцию; постановление о принятии промежуточных и других мер; постановление об участии в групповой психотерапии и других подобных мероприятиях; постановления, касающиеся передачи на воспитание, места проживания или других воспитательных мер. Этот перечень является открытым, что свидетельствует об одобрении использования и иных мер (п. 18.1).
3
Кроме того, Комитет ООН по правам ребенка подчеркивает необходимость шире использовать альтернативы лишению свободы, выделять необходимые ресурсы для таких альтернатив.1 Во многих зарубежных странах применение мер, альтернативных уголовной ответственности и наказанию, является основным специальным средством правового воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Применение альтернативных мер, в частности, принудительных мер воспитания, является проявлением более общего направления в политике в области наказаний во всем мире в 1980-е гг. и начале 1990-х годов, которое склоняется в пользу альтернатив тюремному заключению2.
Несмотря на достаточно большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих уголовную ответственность несовершеннолетних, как на национальном, так и на международном уровне, нельзя говорить о том, что система уголовной ответственности несовершеннолетних является безупречной. Эта система нуждается в постоянном обновлении и актуализации в связи с особенностями развития современного общества, она требует постоянного улучшения, как на государственном, так и на мировом уровне. В научной среде, в частности, возникало предложение о создании единого нормативно-правового акта, с учетом особенностей международного права, регулирующего вопросы ответственности несовершеннолетних, особенности привлечения несовершеннолетних к ответственности, а так же содержал бы в себе особенности процесса отбывания наказания.3
Также не стоит забывать о перенимании опыта зарубежных стран в части мер воспитательного воздействия, специализированных санкций и других способов действительного исправления и воспитания несовершеннолетних преступников.