Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Общая и экспериментальная психология Вариант 7 (при наличии).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.








МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»

тОльяттинский государственный университет
(институт)

« Дошкольная педагогика, прикладная психология»

(кафедра)

КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)
по учебному курсу «Общая и экспериментальная психология»
Вариант 7 (при наличии)


Студент

Екатерина Викторовна Симонова







(И.О. Фамилия)




Группа

ДФОбд-1901г













Преподаватель

Светлана Евгеньевна Анфисова







(И.О. Фамилия)





Тольятти 2022

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У СТУДЕНТОВ

Содержание

Введение ……………………………………………………………………........ 3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы произвольного

внимания у студентов……………………………………………………….…...6

1.1. Понятие произвольного внимания…………………………………………6

1.2. Виды и основные свойства произвольного внимания……………….…..10

1.3. Значение произвольного внимания в учебной деятельности ……...….. 16


Глава 2. Эмпирическое исследование произвольного внимания

у студентов……………………………………………………………………….22

2.1. Процедура и методы исследования произвольного внимания у

студентов ………………………………………………………………………...22

2.2. Анализ и оценка результатов исследования произвольного

внимания у студентов…………………………………………………………..26

2.3. Практические рекомендации студентам по развитию

произвольного внимания……………………………………………………..…30

Заключение ……………………………………………………………….....…. 36

Список используемой литературы ………………………………………...…. 38

Приложение………………………………………………………………...…... 42


Введение
Актуальность проблемы. Внимание – специфическая человеческая психическая деятельность, которая служит для трансформации тех или иных установок импульсивного поведения. Внимание является сквозным психическим процессом, так как никогда не выступает отдельно, а только вместе с какой-либо деятельностью, как ее сторона или характеристика. Внимание не имеет особого содержания, оно находится внутри всех процессов. Сущность внимания заключается в направленности, которая определяет селекцию информации, предполагающую произвольный и непроизвольный выбор объектов и более длительную обработку, сохраняющуюся в сознании.

Существуют разные точки зрения на процесс внимания. Одни ученые утверждают, что внимание – это как отдельная сторона деятельности человека и не рассматривают внимание как отдельно независимый процесс. Другие ученые считают, что внимание является как раз независимым процессом психического состояния человека, который имеет свои особенности, и не относится к другим познавательным процессам.
Данная тема многогранная и разнообразна, поэтому проанализировать в полной мере ее достаточно проблематично. Внимание имеет очень важное значение, т.к. включено во все психологические процессы и выступает как их необходимый момент, который неотделим и изучить который отдельно не составляет возможности. Поэтому внимание изучается через призму других познавательных процессов.

Проблемы, связанные с развитием внимания, волнуют различных специалистов. Невнимательность, неспособность сосредоточиться и дополнительное время для удержания внимания при решении различных задач - вот основные проблемы, на которые обращают внимание эксперты. В любом возрасте важно работать над развитием и совершенствованием внимания. Развитие внимания и его свойств играет огромную роль в познавательной деятельности. Вопросы развития внимания в современной педагогической науке и практике являются одними из самых актуальных. Таким образом, практическая значимость данного вопроса определяет актуальность выбранной темы, объекта, предмета, целей и задач исследования.



Развивать и совершенствовать внимание в любом возрасте важно. Этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности, а его продуктом - ее качественное выполнение. Развитие внимания, его свойств играют большую роль в познавательной деятельности. Именно поэтому вопросы развития внимания относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

Объект исследования - произвольное внимание у студентов.

Предмет исследования - процесс исследования произвольного внимания у студентов.

Цель исследования – определить уровень развития произвольного внимания в группе испытуемых.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме произвольного внимания в отечественной и зарубежной литературе.

2. Рассмотреть методы исследования произвольного внимания.
3. Диагностировать уровень произвольного внимания у студентов.

4. Дать практические рекомендации студентам по развитию

произвольного внимания.

Гипотеза исследования – уровень развития произвольного внимания у группы испытуемых будет высоким.

Методологической основой исследования выступают работы в области изучения произвольного внимания таких известных психологов как: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Д. Н. Узнадзе, П. Я. Гальперин, У. Джемс, Т. Рибо, Н.Н. Ланге и многие другие.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования психологами с целью организации практических занятий направленных на улучшение различных свойств внимания группы испытуемых и развитие непроизвольного внимания, в частности.

Методы и методики исследования:

1. Теоретический метод – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение;

2. Эмпирические методы и методики: констатирующий эксперимент, качественная и количественная обработка эмпирических данных.

Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 40 студентов, возраст 19-21 год ТГУ, г Тольятти.

Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.


Глава 1. Теоретический анализ проблемы произвольного


внимания у студентов

1.1. Понятие произвольного внимания
Внимание – несомненно, один из важных психических процессов, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продукт – качественное выполнение [10, с. 46]. Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание заключено в том, что известное представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, вытесняя другие. На протяжении многих десятков лет вопросом изучения внимания занимались и продолжают заниматься известные российские и зарубежные психологи, а так же педагоги (И. Гербарт, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Т. Рибо, Н.Ф. Добрынин, Дж. Миль, П.Я. Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Г.А. Урунтаева, Р.С. Немов и многие другие).

Особое место в изучении внимания также занимают идеи многих авторов о физиологических механизмах переживаемого человеком чувства усилия. Так, Т. Рибо считал, что внимание независимо, ослабленное оно или усиленное, всегда связано с эмоциями и вызывается ими, т. е. между эмоциями и произвольным вниманием рассматривается особенно тесная взаимосвязь [25 с. 105]. Трудами Л.С. Выготского можно подтвердить исследование собственно психологических механизмов произвольного внимания с генетических позиций. Л.С. Выготский говорил, что история внимания – «есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не в нутрии, а вне личности ребенка» [22, с. 103].

Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев говорили об особом значении речи для внимания, так как с содействием слова происходит указание на предмет, на котором нужно сконцентрироваться. С.Л. Рубинштейном был предложен деятельностный подход в качестве общефилософской, методологии советской психологии [29]. Он предложил по-новому поставить некоторые теоретические вопросы психологии, в первую очередь – весьма дискуссионную в то время проблему соотношения внешнего поведения и сознания. П.Я. Гальперин, разрабатывая деятельностный подход к изучению внимания, сделал вывод о том, что внимание представляет собой деятельность контроля произвольного внимания, его механизм рассматривается как сокращенная форма контроля над действием. Такой контроль осуществляется на основе заблаговременно собранной программы действий и с поддержкой заранее поставленных критериев и методов их использования [19, с. 118].


Произвольное внимание проявляется, когда мы ставим перед собой задачу и разрабатываем программу ее реализации. Умение владеть произвольным вниманием формируется у человека постепенно, оно не является врожденным. Овладев привычкой произвольно управлять своим вниманием, его направленностью и концентрацией, легче решаются задачи.

Произвольное внимание демонстрирует волевые качества личности и ее активность, выявляет круг интересов, цели, результативность. Главная функция этого вида внимания – активное участие в регулировании течения психических процессов. Произвольное внимание позволяет находить в памяти необходимую информацию, выявлять главное, определяться с решением и действовать, решая проблемы и задачи.

Произвольное внимание, включаясь в работу, задействует кору больших полушарий головного мозга (лобные отделы), отвечающие за программирование и корректировку деятельности человека (в том числе и его поведения). Особенность произвольного внимания проявляется в том, что основной раздражитель в этом случае – сигнал от второй сигнальной системы (а не от первой, как это происходит при непроизвольном внимании). Возбуждение, возникающее в коре больших полушарий как мысль или приказ самому себе, становится доминантным. «Подпитка» произвольного внимания происходит при активизации верхних отделов мозгового ствола, ретикулярной формации, гипоталамуса, то есть под воздействием словесных раздражителей. Произвольное внимание является высшей психической функцией, отличающей человека.

Произвольное внимание – это внимание, которое требует сознательного самоконтроля, волевой регуляции деятельности и сопровождается чувством усилия над собой, направленного на лучшее выполнение той или иной деятельности.

Особое внимание свойствам внимания уделял советский психолог С.Л. Рубинштейн. Он доступно дает разъяснения всем свойствам внимания [20, с. 259]. Объем внимания – это количество объектов, которые человек воспринимает одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Устойчивость внимания – это продолжительность удержания внимания на одном и том же предмете или деятельности. Интенсивность внимания характеризуется значительно большой затратой нервной энергии при выполнении данного вида деятельности. Концентрация внимания – это степень сосредоточения. Внимание называется сосредоточенным, когда оно направленно на какой-либо один объект или вид деятельности и не распространяется на другие. Распределение внимания – это способность человека одновременно удерживать в центре внимания определенное число объектов. Это возможность одновременно успешно выполнять (совмещать) два и более различных вида деятельности (или нескольких действий). Переключение внимания – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Колебания внимания выражаются в периодической смене объектов, на которые оно обращается. Внимание подразумевает избирательный характер. Благодаря этому характеру деятельность имеет определенную направленность. Во внешних признаках внимание выражается в движениях, с помощью которых мы приспосабливаемся к выполнению действий. При этом приостанавливаются излишние, мешающие этой деятельности движения [36, с. 89].