Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Общая и экспериментальная психология Вариант 7 (при наличии).doc
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По мнению выдающихся отечественных психологов (Н.Ф. Добрынин, С.Л. Рубинштейн и др.), произвольное внимание можно охарактеризовать как избирательную направленность сознания на какое-либо явление или предмет окружающей действительности, вследствие чего становится возможным усвоение конкретного знания [9, с. 93]. Произвольное внимание, являясь важнейшей функциональной характеристикой сознания, имеет социальные начала. Анализ определений показывает, что большинство авторов считают, что произвольное внимание является присущим только человеку. С точки зрения онтогенеза и филогенеза эта проблема напрямую связана с трудовой деятельностью человека, о чем говорили такие авторы, как Т. Рибот, В. Джеймс, А. Ф. Лазурский, К. Маркс, а позднее и другие известными учеными.
В целом, основными признаками произвольного внимания являются опосредованность, осознанность, произвольность и формирование на протяжении всех жизненных этапов; оно всегда сопровождается внутренними волевыми и умственными стремлениями, и его цель - поддерживать определенную концентрацию, не подвергаясь влиянию внешних факторов.
Основными признаками произвольного внимания являются: произвольность; осознанность; опосредованность. Имея произвольное внимание человек легко способен выделить фон или фигуру. Человеку свойственно различать важную и не интересную информацию. Это возможно только с помощью произвольного внимания. В работах П. Я. Гальперина написано о том, что произвольное внимание является важным умственным действием человека. Таким образом, изучив и проанализировав понятие «произвольное внимание» делаем вывод что, внимание человека проявляется в направленности его на определенные объекты. Длительно поддерживаемая направленность деятельности свидетельствует об устойчивости внимания человека. Эта ее особенность характеризуется временем, в течение которого деятельность человека сохраняет свою целенаправленность. Произвольным вниманием чаще называют внимание, которое проявляется с помощью сосредоточенности и усердной работы человека [23, с. 29].
Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.
Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания. Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом. Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления.
1.2. Виды и основные свойства произвольного внимания
Произвольное внимание - это вид внимания, который возникает в результате волевых усилий человека. Оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют волевым, активным.
Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Причины его происхождения не биологические, а социальные. В рамках произвольного внимания можно выделить волевое (возникает в случае конфликта между сознательно выбранным направлением деятельности и тенденциями непроизвольного внимания), выжидательное (связано с сознательным ожиданием появления того или иного объекта) и спонтанное (является трансформированным волевым вниманием и возникает в том случае, когда объект, оказавшийся в поле внимания благодаря усилию, остается там благодаря вызываемому им интересу). Спонтанное внимание в некоторых классификациях вводят как часть произвольного внимания, но могут выделять его и как отдельный вид внимания - послепроизвольное.
Произвольное внимание возникает тогда, когда человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Решение поставленных задач требует от человека волевых усилий для вхождения в работу и выполнения различных действий в работе. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование психических процессов. Благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения [20, с. 103].
Организация произвольного внимания зависит от развития речи и формирования доминанты, поэтому у детей до 6–7 лет это внимание значительно затруднено. Механизмы, лежащие в основе непроизвольного внимания, созревают быстрее. Морфологическая и функциональная основы произвольного внимания формируются только к 12–13 годам, когда морфологически и функционально созревают участки лобных долей. В педагогической работе нужно учитывать особенности физиологических механизмов внимания. В младших классах мобилизация внимания учащихся возможна за счет активации механизмов непроизвольного внимания. Вместе с тем необходимо постепенно формировать произвольное внимание детей. Произвольное внимание, хотя оно и связано с деятельностью определенных структур головного мозга, в значительной мере находится под влиянием воспитательных воздействий, которые осуществляются уже на ранних этапах жизни. Большое значение для привлечения внимания имеет наглядная информация. На уроках необходимо использовать муляжи, таблицы, проводить демонстрации опытов, лабораторные работы. Организация произвольного внимания учащихся на основе лишь речевой инструкции становится возможной только с окончанием формирования его физиологических механизмов.
Рассмотрим четыре стадии генезиса произвольного внимания [4, с. 257].
Первая стадия обусловлена обстоятельством, при котором другой человек, чаще взрослый, пользуясь установленными средствами, управляет поведением и сознанием, нацеливая осуществление его непосредственных, непроизвольных действий, включая и непроизвольное внимание.
На второй стадии уже сам ребенок приобретая субъектость, пользуется вниманием как психологическим средством для руководства действиями и сознанием другого человека.
На третьей стадии ребенок пробует использовать по отношению к самому себе приемы руководства сознанием и действиями, используемые ранее другим людьми по отношению к нему, а он повторял их по отношению к ним. Следует подчеркнуть, что на третьей стадии происходит интериоризация действия руководства вниманием, принимающая окончательный вид на четвертой стадии.
Действие руководства ребенком собственным вниманием превращается во внутренние действие, которое реализуется при осуществлении взаимосвязи с внутренними образами и внутренней речью. Следовательно, Л.С. Выготский выявил, что становление произвольного внимания как высочайшей психологической функции осуществляется в соответствии закону развития высочайших психологических функций.
Произвольное внимание разделяют на[30, с. 100]:
1) собственно произвольное внимание (для достижения заранее поставленной цели);
2) волевое внимание (для того, чтобы отвлечься от отвлекающих факторов и сконцентрироваться на нужной деятельности);
3) ожидательное внимание (бдительность, осторожность).
В основу произвольного внимания положена воля, с помощью которой человек способен концентрироваться на определенной деятельности, занимаясь чем-то длительное время. К основным компонентам произвольности можно отнести: целеустремленность; умение сосредотачиваться, не отвлекаясь на посторонние объекты; умение действовать последовательно; способность к организации деятельности.
Вниманию присущи следующие свойства: устойчивость внимания; возможность человека концентрировать внимание на чем-либо конкретном; сосредоточенность внимания; способность человека увлекаться конкретно чем-то, не отвлекаясь на другие раздражители; объем внимания, подразумевается число объектов, которые может взять во внимание один человек; распределение внимания, возможность человека держать во внимании сразу несколько предметов; переключение внимания, возможность человека переносить внимание с одного предмета на другой [24, с. 56] .
К свойствам внимания обычно относят:
- объем,
- сосредоточенность (концентрация),
- распределение,
- устойчивость,
- колебание,
- переключаемость.
Объем внимания. Измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 6-8 объектам.
Концентрация внимания. Это есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, тем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.
Распределение внимания. Выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.
Устойчивость внимания. Это общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Однообразные действия снижают устойчивость внимания.
Отвлекаемость внимания. Свойство, противоположное устойчивости. В силу полярности этих понятий (устойчивость - отвлекаемость, т.е. неустойчивость) отвлекаемость часто не выделяют в качестве самостоятельного свойства. Отвлекаемость выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодические ослабления внимания к конкретному объекту ил деятельности.
Переключаемость внимания. Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непреднамеренное). Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека [8, с. 165] .
Основные функции внимания – обеспечение избирательности познавательных процессов, целенаправленности деятельности человека и ее активизации. Благодаря избирательности познавательных процессов человек имеет дело только с той информацией, которая в данный момент времени играет для него наиболее важную роль. Сосредоточивая и удерживая свое внимание на чем–либо, переключая его с одного действия на другое, человек сохраняет и поддерживает целенаправленность своей деятельности. Если ему необходимо в течение длительного времени работать с сохранением высокой работоспособности и качества работы, то человек выбирает определённый уровень активности и поддерживает его.
Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. Сравнительно легко направить внимание на тот или иной предмет или действие, Значительно труднее сохранить его в течение необходимого времени [17, с. 271] .
Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание. В то же время сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, но неотчетливо. Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету, он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо. Оказывается на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще одну функцию - контроль и регуляцию деятельности. Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего). В некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.
1.3. Значение произвольного внимания в учебной деятельности