Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Общая и экспериментальная психология Вариант 7 (при наличии).doc
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Эмпирическое исследование произвольного внимания у студентов
2.1. Процедура и методы исследования произвольного внимания у
студентов
Мы определили в первой главе, что внимание – сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение. Способность произвольно направлять и сосредотачивать внимание выражает активность человека. Произвольное внимание сложилось в процессе трудовой деятельности. Для возникновения внимания необходимо выделить объект, сосредоточиться на нем, отвлечься от посторонних раздражителей. Произвольное внимание (иначе активное, волевое) – это сознательное сосредоточение на объекте в процессе деятельности. При исследовании внимания необходимо принимать во внимание, то, что свойства внимания у одного и этого же человека зависят от многих условий: вероятны колебания внимания в связи с утомлениями и общего состояния организма, отношения человека к тому или иному типу работы, его психологического состояния. Большая часть созданных проверок на испытание внимания имеют варианты, позволяющие не только выявлять, но и количественно выражать различные свойства внимания: объем, переключаемость, устойчивость, концентрацию, избирательность и другие.
Исследовательская работа базируется на реализации следующих этапов:
1. Констатирующий этап – исследование уровня произвольного внимания у студентов.
Задачи констатирующего этапа:
1. Подобрать в соответствии с требованиями экспериментальной работы методики исследования уровня произвольного внимания.
2. Организовать и провести диагностическое исследование.
3. Сделать анализ и обработку полученных данных.
4. Дать рекомендации студентам по формирован ю произвольного внимания.
В исследовании принимали участие студенты (40 чел.) возраста 19-21 год.
Для исследования произвольного внимания были применены следующие методики:
1. Методика «Корректурная проба» - исследование внимания, способность к концентрации, устойчивость (см. Приложение А).
2. Методика «Расстановка чисел», позволяющая выявить объем произвольного внимания (см. Приложение Б).
3. Методика А. Рея «Переплетенные линии», направленная на определение уровня концентрации произвольного внимания (см. Приложение В).
Методика «Корректурная проба» (Тест Бурдона), позволяет диагностировать концентрацию внимания, устойчивость внимания, переключаемость внимания. Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста «Корректурная проба» и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы "к" и "р"; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.
Порядок работы. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экспериментатор выдает ему бланк «корректурной пробы», разъясняет по инструкции. При обработке полученных данных психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с программой - ключом к тесту. Из протокола занятия в психологический паспорт вносятся следующие данные: общее количество просмотренных букв за 10 мин, количество правильно вычеркнутых букв за время работы, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть. Корректурная проба - бланковый тест скорости для исследования степени концентрации и устойчивости внимания.
Методика предназначена для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания. Усидчивость и внимательность - важные качества для успешного усвоения знаний. Особое значение они имеют для младших школьников, только начинающих получать образование [14, с. 95] .
Тест на внимание по методике «Расстановка чисел» позволяет определить возможности внимания человека, а именно произвольное внимание. Сам тест представляет собой две таблицы из 25 ячеек - верхняя таблица, состоящая из двадцати пяти чисел от 1 до 99, расставленных в случайном порядке, и нижняя с двадцатью пятью ячейками - полями ввода, в которые вам необходимо выписать числа из верхней таблицы в порядке возрастания, начиная с самого маленького числа. Данную методику рекомендуется использовать также при профотборе на специальности, требующие хорошего развития функции внимания. Испытуемым дается инструкция «В течение 2 минут вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка. Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя». Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Методика удобна при групповом обследовании, которое рекомендуется проводить в присутствии психолога – экспериментатора. Оценить возможности вашего внимания вы можете с помощью простого теста произвольного внимания. Методика используется с целью оценки эффективности работы функций внимания человека при приеме на работу [32, с. 256].
Методика «Перепутанные линии» является традиционным и надежным средством изучения концентрации и устойчивости внимания, которая много лет входит в инструментарий практикующего психолога. Ее преимущества - быстрота проведения диагностики, минимум необходимого оборудования, легкость обработки результатов. Концентрация (сосредоточение) внимания - это способность удерживать его на одном объекте, отвлекшись от всего остального. Устойчивость - временной параметр, способность к длительной концентрации на объекте. Впервые изучать концентрацию и устойчивость внимания с помощью переплетенных линий предложил Андре Рей в 1958 году. Тест, которому исследователь подвергал испытуемых, представлял собой лист бумаги с изображением 16 ломаных линий, сложным образом переплетавшихся между собой. Экспериментатор фиксировал время, затраченное тестируемым на то, чтобы проследить глазами линии от начала до конца, и количество допущенных им при этом ошибок. За более чем полувековую историю своего существования методика отлично себя зарекомендовала, появилось множество ее модификаций, получивших широкое распространение в разных странах мира. Хорошо она известна и отечественным психологам [14, с. 35].
В профессиональной среде пользуется заслуженной популярностью модификация «Перепутанные линии», предложенная в 1980 году доктором психологических наук Константином Константиновичем Платоновым. Ее отличием от оригинала является не только изменение стимульного материала (увеличение количества линий до 25 и замена ломаных на кривые), но и возможность определить, как утомляемость влияет на процесс тестирования. Необходимые условия для проведения теста - хорошее освещение и тишина.
Методика «переплетенные линии» направлена на измерение степени устойчивости зрительного внимания при его сосредоточении и влияния длительной работы на концентрацию внимания.
Цель: определение уровня развития устойчивости внимания. Предлагается рисунок с переплетенными линиями. Начало каждой линии имеет номер слева, а концы линий пронумерованы справа. Фиксируемые параметры: время выполнения, затраченное на весь тест, остановки, ошибки. Нормативы: - высокая устойчивость внимания - равномерный темп выполнения, 8 секунд на каждую линию, отсутствие ошибок (время 1м 20 сек);
- средняя устойчивость - без ошибок, время в пределах 1,5-2 минут (или 1-2 ошибки, но быстрее темп);
- низкая устойчивость - 3 и более ошибки за то же время;
- очень низкая устойчивость - большее число ошибок.
2.2. Анализ и оценка результатов исследования произвольного
внимания у студентов
Цель исследования: определить уровень развития произвольного внимания у группы испытуемых.
Характеристика выборки: в рамках проведенного исследования в качестве испытуемых выступили 40 человек.
Для реализации поставленной цели и доказательства истинности выдвинутой гипотезы исследования необходимо решить следующий комплекс задач:
По методике «Корректурная проба» были получены следующие результаты на рисунке 1.
Рисунок 1 - Результаты оценки объема и концентрации внимания по методике «Корректурная проба»
В результате, 42 % класса имеют нормальный уровень объема и концентрации внимания, а 58% - ниже нормы (рис.1).
По результатам исследования видно, что внимание развито не достаточно. Это означает, что продуктивность, устойчивость и концентрация внимания находятся на низком уровне, что видно в анализе. Результаты пробы оценивались по количеству просмотренных знаков и по количеству ошибок (пропущенных незачеркнутых знаков или зачеркнутых неправильно). Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.
Полученные количественные данные по методике «Корректурная проба» и наблюдение показали, что неустойчивость внимания у студентов имеет индивидуальные формы проявления. Например, у одних испытуемых (31%) максимальное напряжение внимания и высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, и снижается по мере продолжения работы; у других (22%) наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности; у третей (36%) отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего периода выполнения задания.
75% учащихся после выполнения задания жаловались на усталость, большую нагрузку на зрение. Все это говорит об истощаемости внимания учащихся, трудностях переключения и распределения внимания, большое количество ошибочно отмеченных и пропущенных букв характеризует низкий уровень концентрации внимания, а малое количество общих просмотренных знаков свидетельствует о малом объеме внимания.
По методике «Расстановка чисел» были получены следующие результаты на рисунке 2.
Цель: оценить произвольное внимание испытуемого.
Обработка и анализ данных: оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма - 22 числа и выше. Ниже нормы - от 17 до 21 числа. Результаты исследования по методике «Расстановка чисел» представлена в следующей таблице 1.
Таблица 1 - Результаты методики «Расстановка чисел»
Наглядно представим результаты на Рисунке 2.
Рисунок 2 - Результаты оценки объема и концентрации внимания по методике «Расстановка чисел»
По данным гистограммы следует, что большая часть группы обладает низким уровнем внимания (21 человек), высоким уровнем обладает 8 человек, и средним 11 человек из 40.
По результатам диагностики сделаны следующие выводы: как видно из диаграммы, распределение внимания на высоком уровне развито у 20 % испытуемых, на низким уровне у 52,5 %, на среднем уровне у 27,5 % испытуемых.
По методике «Переплетенные линии» были получены следующие результаты (см. таблицу 2).
Таблица 2 - Результаты методики «Переплетенные линии»
Анализ результатов диагностики показал, что 12 % испытуемых имеют средний уровень устойчивости внимания. Среднее время выполнения теста, показанное ими, 82,3 сек. За это время они допустили по 2-3 ошибки. 35 % испытуемых имеют низкий уровень развития устойчивости внимания. Среднее время выполнения теста, показанное ими, составляет 94,9 секунды, за это время они сделали по 4 ошибки. Очень низкий уровень развития устойчивости внимания показали 44 % испытуемых. За время выполнения более 2 минут (в среднем 130,4ек) они сделали по 7-9 ошибок. Высокий уровень развития устойчивости внимания показали 9 % испытуемых. За время выполнения 70 секунд они не сделали одну ошибку. Результаты теста позволили нам сделать вывод о том, что в основном испытуемые характеризуются низким уровнем внимания.
2.1. Процедура и методы исследования произвольного внимания у
студентов
Мы определили в первой главе, что внимание – сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение. Способность произвольно направлять и сосредотачивать внимание выражает активность человека. Произвольное внимание сложилось в процессе трудовой деятельности. Для возникновения внимания необходимо выделить объект, сосредоточиться на нем, отвлечься от посторонних раздражителей. Произвольное внимание (иначе активное, волевое) – это сознательное сосредоточение на объекте в процессе деятельности. При исследовании внимания необходимо принимать во внимание, то, что свойства внимания у одного и этого же человека зависят от многих условий: вероятны колебания внимания в связи с утомлениями и общего состояния организма, отношения человека к тому или иному типу работы, его психологического состояния. Большая часть созданных проверок на испытание внимания имеют варианты, позволяющие не только выявлять, но и количественно выражать различные свойства внимания: объем, переключаемость, устойчивость, концентрацию, избирательность и другие.
Исследовательская работа базируется на реализации следующих этапов:
1. Констатирующий этап – исследование уровня произвольного внимания у студентов.
Задачи констатирующего этапа:
1. Подобрать в соответствии с требованиями экспериментальной работы методики исследования уровня произвольного внимания.
2. Организовать и провести диагностическое исследование.
3. Сделать анализ и обработку полученных данных.
4. Дать рекомендации студентам по формирован ю произвольного внимания.
В исследовании принимали участие студенты (40 чел.) возраста 19-21 год.
Для исследования произвольного внимания были применены следующие методики:
1. Методика «Корректурная проба» - исследование внимания, способность к концентрации, устойчивость (см. Приложение А).
2. Методика «Расстановка чисел», позволяющая выявить объем произвольного внимания (см. Приложение Б).
3. Методика А. Рея «Переплетенные линии», направленная на определение уровня концентрации произвольного внимания (см. Приложение В).
Методика «Корректурная проба» (Тест Бурдона), позволяет диагностировать концентрацию внимания, устойчивость внимания, переключаемость внимания. Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста «Корректурная проба» и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы "к" и "р"; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.
Порядок работы. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экспериментатор выдает ему бланк «корректурной пробы», разъясняет по инструкции. При обработке полученных данных психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с программой - ключом к тесту. Из протокола занятия в психологический паспорт вносятся следующие данные: общее количество просмотренных букв за 10 мин, количество правильно вычеркнутых букв за время работы, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть. Корректурная проба - бланковый тест скорости для исследования степени концентрации и устойчивости внимания.
Методика предназначена для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания. Усидчивость и внимательность - важные качества для успешного усвоения знаний. Особое значение они имеют для младших школьников, только начинающих получать образование [14, с. 95] .
Тест на внимание по методике «Расстановка чисел» позволяет определить возможности внимания человека, а именно произвольное внимание. Сам тест представляет собой две таблицы из 25 ячеек - верхняя таблица, состоящая из двадцати пяти чисел от 1 до 99, расставленных в случайном порядке, и нижняя с двадцатью пятью ячейками - полями ввода, в которые вам необходимо выписать числа из верхней таблицы в порядке возрастания, начиная с самого маленького числа. Данную методику рекомендуется использовать также при профотборе на специальности, требующие хорошего развития функции внимания. Испытуемым дается инструкция «В течение 2 минут вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка. Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя». Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Методика удобна при групповом обследовании, которое рекомендуется проводить в присутствии психолога – экспериментатора. Оценить возможности вашего внимания вы можете с помощью простого теста произвольного внимания. Методика используется с целью оценки эффективности работы функций внимания человека при приеме на работу [32, с. 256].
Методика «Перепутанные линии» является традиционным и надежным средством изучения концентрации и устойчивости внимания, которая много лет входит в инструментарий практикующего психолога. Ее преимущества - быстрота проведения диагностики, минимум необходимого оборудования, легкость обработки результатов. Концентрация (сосредоточение) внимания - это способность удерживать его на одном объекте, отвлекшись от всего остального. Устойчивость - временной параметр, способность к длительной концентрации на объекте. Впервые изучать концентрацию и устойчивость внимания с помощью переплетенных линий предложил Андре Рей в 1958 году. Тест, которому исследователь подвергал испытуемых, представлял собой лист бумаги с изображением 16 ломаных линий, сложным образом переплетавшихся между собой. Экспериментатор фиксировал время, затраченное тестируемым на то, чтобы проследить глазами линии от начала до конца, и количество допущенных им при этом ошибок. За более чем полувековую историю своего существования методика отлично себя зарекомендовала, появилось множество ее модификаций, получивших широкое распространение в разных странах мира. Хорошо она известна и отечественным психологам [14, с. 35].
В профессиональной среде пользуется заслуженной популярностью модификация «Перепутанные линии», предложенная в 1980 году доктором психологических наук Константином Константиновичем Платоновым. Ее отличием от оригинала является не только изменение стимульного материала (увеличение количества линий до 25 и замена ломаных на кривые), но и возможность определить, как утомляемость влияет на процесс тестирования. Необходимые условия для проведения теста - хорошее освещение и тишина.
Методика «переплетенные линии» направлена на измерение степени устойчивости зрительного внимания при его сосредоточении и влияния длительной работы на концентрацию внимания.
Цель: определение уровня развития устойчивости внимания. Предлагается рисунок с переплетенными линиями. Начало каждой линии имеет номер слева, а концы линий пронумерованы справа. Фиксируемые параметры: время выполнения, затраченное на весь тест, остановки, ошибки. Нормативы: - высокая устойчивость внимания - равномерный темп выполнения, 8 секунд на каждую линию, отсутствие ошибок (время 1м 20 сек);
- средняя устойчивость - без ошибок, время в пределах 1,5-2 минут (или 1-2 ошибки, но быстрее темп);
- низкая устойчивость - 3 и более ошибки за то же время;
- очень низкая устойчивость - большее число ошибок.
2.2. Анализ и оценка результатов исследования произвольного
внимания у студентов
Цель исследования: определить уровень развития произвольного внимания у группы испытуемых.
Характеристика выборки: в рамках проведенного исследования в качестве испытуемых выступили 40 человек.
Для реализации поставленной цели и доказательства истинности выдвинутой гипотезы исследования необходимо решить следующий комплекс задач:
-
Подготовить весь необходимый тестовый материал. -
Провести исследование. -
Определить уровень произвольного внимания. -
Разработать рекомендации по улучшению различных характеристик внимания.
По методике «Корректурная проба» были получены следующие результаты на рисунке 1.
Рисунок 1 - Результаты оценки объема и концентрации внимания по методике «Корректурная проба»
В результате, 42 % класса имеют нормальный уровень объема и концентрации внимания, а 58% - ниже нормы (рис.1).
По результатам исследования видно, что внимание развито не достаточно. Это означает, что продуктивность, устойчивость и концентрация внимания находятся на низком уровне, что видно в анализе. Результаты пробы оценивались по количеству просмотренных знаков и по количеству ошибок (пропущенных незачеркнутых знаков или зачеркнутых неправильно). Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.
Полученные количественные данные по методике «Корректурная проба» и наблюдение показали, что неустойчивость внимания у студентов имеет индивидуальные формы проявления. Например, у одних испытуемых (31%) максимальное напряжение внимания и высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, и снижается по мере продолжения работы; у других (22%) наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности; у третей (36%) отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего периода выполнения задания.
75% учащихся после выполнения задания жаловались на усталость, большую нагрузку на зрение. Все это говорит об истощаемости внимания учащихся, трудностях переключения и распределения внимания, большое количество ошибочно отмеченных и пропущенных букв характеризует низкий уровень концентрации внимания, а малое количество общих просмотренных знаков свидетельствует о малом объеме внимания.
По методике «Расстановка чисел» были получены следующие результаты на рисунке 2.
Цель: оценить произвольное внимание испытуемого.
Обработка и анализ данных: оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма - 22 числа и выше. Ниже нормы - от 17 до 21 числа. Результаты исследования по методике «Расстановка чисел» представлена в следующей таблице 1.
Таблица 1 - Результаты методики «Расстановка чисел»
Уровень | Количество баллов | Количество испытуемых |
Высокий | От 20 и выше | 8 |
Средний | 14-19 | 11 |
Низкий | От 13 и ниже | 21 |
Наглядно представим результаты на Рисунке 2.
Рисунок 2 - Результаты оценки объема и концентрации внимания по методике «Расстановка чисел»
По данным гистограммы следует, что большая часть группы обладает низким уровнем внимания (21 человек), высоким уровнем обладает 8 человек, и средним 11 человек из 40.
По результатам диагностики сделаны следующие выводы: как видно из диаграммы, распределение внимания на высоком уровне развито у 20 % испытуемых, на низким уровне у 52,5 %, на среднем уровне у 27,5 % испытуемых.
По методике «Переплетенные линии» были получены следующие результаты (см. таблицу 2).
Таблица 2 - Результаты методики «Переплетенные линии»
Уровень развития устойчивости внимания | % испытуемых | Количество ошибок | Время выполнения теста, сек (среднее значение) |
Очень низкий | 44 | 7-9 | 130,4 |
Низкий | 35 | 4 | 94,9 |
Средний | 12 | 2-3 | 82,3 |
Высокий | 9 | 1 | 70 |
Анализ результатов диагностики показал, что 12 % испытуемых имеют средний уровень устойчивости внимания. Среднее время выполнения теста, показанное ими, 82,3 сек. За это время они допустили по 2-3 ошибки. 35 % испытуемых имеют низкий уровень развития устойчивости внимания. Среднее время выполнения теста, показанное ими, составляет 94,9 секунды, за это время они сделали по 4 ошибки. Очень низкий уровень развития устойчивости внимания показали 44 % испытуемых. За время выполнения более 2 минут (в среднем 130,4ек) они сделали по 7-9 ошибок. Высокий уровень развития устойчивости внимания показали 9 % испытуемых. За время выполнения 70 секунд они не сделали одну ошибку. Результаты теста позволили нам сделать вывод о том, что в основном испытуемые характеризуются низким уровнем внимания.