Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Общая и экспериментальная психология Вариант 7 (при наличии).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По результатам можно сказать, что чуть более половины испытуемых показывают нормативные показатели внимания по характеристикам скорости и объема.

В целом же, уровень внимания преимущественно ниже нормы. Полученные опытным путем данные свидетельствуют об актуальности применения упражнений и заданий на развитие внимания в процессе учебной деятельности.

Важно, выбирая методы и средства  обучения учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, условия и обстоятельства учебного процесса, состояние ребенка, а также обеспечивать взаимодействие с родителями, которые оказывают помощь учителю в решении развивающих задач. Наша предложенная гипотеза не подтвердилась. У испытуемых преобладает низкий уровень произвольного внимания.

2.3. Практические рекомендации студентам по развитию

произвольного внимания

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств, приводит к отклонениям в поведении и деятельности. Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме. Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. Недостаточная избирательность внимания - человек не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи. Плохо развита переключаемость внимания - трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел. Недостаточная произвольность внимания - затрудняется сосредоточивать внимание по требованию. Подобные недостатки могут быть устранены упражнениями на внимание в процессе специально организованной работы.

Исследования показали, что более всего вызывает утомление словесная деятельность. Уровень развития произвольного внимания (объем внимания, его устойчивость, наличие внутреннего плана действий) во многом определяет успешность обучения. Наличие устойчивого внимания является необходимым условием формирования внутреннего плана действия. Способность к внутреннему плану действий дает возможность оперировать в уме образами, понятиями, схемами. Устойчивость внимания зависит от нескольких причин: типа нервной деятельности; общего состояния организма; эмоционального состояния; наличия интереса к деятельности; условий, в которых происходит обучение.


Универсальное средство организации внимания - это речь. Выполняя задание, учащиеся часто проговаривают инструкцию вслух. Так, слово в виде инструкции или требования взрослого помогает управлять своим вниманием. Наиболее эффективной будет пошаговая инструкция: сначала говорят все задание, а при выполнении - дают его планомерно по частям (шагам).

Такая инструкция организует внимание и будет способствовать планированию деятельности. Давая задание, помните, что ваша инструкция должна быть конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей. Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о хорошем физическом самочувствии и настроении. Создайте в помещении, где человек занимается, тишину, сократите количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок, интересных журналов и книг, движущихся объектов. Отвлекать могут внешние раздражители и внутренние, такие как собственные эмоциональные состояния или посторонние ассоциации. Нужно выработать механизм «борьбы с помехами» и ориентировать его на завершение основной деятельности. Для этого давайте такое задание, для выполнения которого требуются усилия, чуть превосходящие потенциал.

Развитию внимания будет способствовать наличие хобби, увлечения, дела, которое особенно интересно. Сосредоточивая свое внимание на нем, будет приобретаться опыт все более высокой степени концентрации внимания. Концентрация внимания предполагает такую сосредоточенность на своем деле, что все происходящее вокруг не замечается. Развивая внимание, важно помнить, что прерывание деятельности истощает психические ресурсы. Истощающий эффект прерываний сильно сказывается в результате многократных прерываний, когда требуется вновь и вновь возвращаться к первоначальной деятельности.

Переключаемость внимания – это перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Это свойство внимания особо востребуется в обучении, помогает быстро ориентироваться в любой обстановке, в том числе и в ситуации урока. Важно помнить, что распределение внимания зависит от физиологического и психологического состояния. При утомлении, выполнении трудных заданий оно обычно снижается. Очень важны развивающие игры и упражнения.

Произвольное внимание можно и нужно тренировать, используя и волевые усилия.



1. Постарайтесь найти интерес к каждому предмету (учебной теме). Именно интерес помогает сохранить устойчивость внимания.

2. Старайтесь работать в привычной обстановке: постоянное и хорошо организованное рабочее место существенно влияет на устойчивость внимания.

3. Если возможно, исключите из окружения сильные раздражители. Вероятно, вы сможете от них отключиться, но стоит тратить на это время.

4. Выясните, какие слабые раздражители (тихая музыка, например) помогают вам поддержать внимание и работоспособность.

5. Внимание зависит от правильной организации деятельности: 50 минут работы, 5–10 минут перерыва, после 3 часов работы 20–25 минут перерыва. Лучше, если отдых будет активным.

6. Если работа однообразная, монотонная, постарайтесь ее разнообразить и (или) ввести игровые моменты, элементы соревнования. Это позволит сохранить концентрацию внимания без лишних волевых усилий.

7. Учитывайте индивидуальные характеристики своего внимания (особенности распределения, переключения и т.д.) в организации любой деятельности. Знание потенциальных «слабых мест» и дополнительный контроль позволяют избегать ошибок, что важно в деятельности педагога.

Внимание – это познавательный психический процесс, с помощью которого в процессе познания окружающего мира позволяет человеку сосредотачивать сознание на объектах, имеющих для него определённую значимость.

На уроках требуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно развивать с помощью

двигательных упражнений. Учащиеся могут выполнять и заканчивать свои действия по команде, быстро переходя с одного вида движений к другому (использовать физ. минутки): шагать, прыгать, останавливаться.

В каждый урок в урок, включайте задания, на развития внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.

Включайте в урок задания, требующие довольно длительного сосредоточения: прослушать и пересказать рассказ, построить сложный мост (на перемене), нарисовать город.

Почаще предлагайте, особенно с низким показателем развития внимания, следующие упражнения: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркнуть карандашом все буквы «а», стараясь не пропустить их (задание можно постепенно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).

Используйте дидактические игры с четко выраженными правилами. Проведение досуга за разгадыванием головоломок, решением логических задачек, а еще лучше, игрой в шахматы – отличный способ развивать внимательность. Однако существует один нюанс – такие занятия должны быть интересны вам и приносить удовольствие. Чтение – хороший помощник в улучшении навыков внимания, однако недостаточно просто много читать. Наиболее полезным является научно-популярный жанр, а также произведения про странствия. Смена деятельности при жизненных застоях – один из приемов восстановления снизившейся внимательности. Любое занятие должно сопровождаться тишиной или тихой музыкой (для тех, кого напрягает полная звуковая изоляция), чтобы внимание было направлено лишь на объект деятельности. Эффективность концентрации и ее длительность имеет большую зависимость от обогащения мозга кислородом. Поэтому полезными будут прогулки или перерывы между работой на свежем воздухе. Устранение вредных привычек помогает достичь больших результатов в развитии внимания. Достаточный,
крепкий сон помогает мозгу восстанавливаться, что сказывается на внимательности и степени сосредоточенности. Эти простые правила не только помогут сохранить показатели внимания на исходном уровне, но и будут способствовать его развитию.

Согласно исследованиям М.М. Безруких и С.П. Ефимовой эффективность приемов активизации произвольного внимания на уроке достигается при следующих условиях [5, с. 111]: соблюдение полнейшей тишины во время урока, прежде чем переключать внимание на умственную деятельность; четкие и ясные установки учителя на выполнение того или иного задания; самый оптимальный темп работы на уроке – средний; объем заданий должен быть не слишком большой, иначе надоест и он начнет отвлекаться; во время объяснения нового материала – разнообразие деятельности (запись, слушание, заполнение таблиц, произношение); для оптимального усвоения знаний рекомендуется применение наглядных пособий; создание игровой атмосферы способствует активности, позволяет удержать внимание, снимает усталость; интерес к учению нужно развивать с помощью интересного содержания учебного материала.

Учитель-практик И.Г. Золотая к обозначенным выше условиям добавляет [26, с. 256]: максимальная опора на активную мыслительную деятельность (разнообразные задачи на сравнение, обобщение, выводы); бережное отношение учителя к вниманию учащихся; разнообразие форм и видов работы; включение всех учеников в учебную деятельность, особенно при устных упражнениях. Для конкретизации условий развития внимания на современном этапе важно отметить исследования В.Г. Евстигнеевой, в которых она показала, что организация внимания на уроках осложняется вследствие применения мультимедийного оборудования и технологий [23, с. 258]: с помощью компьютерных презентаций привлечение внимания к содержанию урока; формирование операций внимания через использование упражнений на интерактивной доске; активизация операций внимания посредством компьютерных тренажеров, образовательных тестов и игр.

Заключение
Существуют различные научные подходы к анализу проблемы внимания как психического познавательного процесса. Мы определили, что произвольное внимание –  это внимание, которое регулируется волей человека, находится под его сознательным контролем. Развитие произвольного внимания тесно связано с увеличением роли речевых компонентов в регуляции деятельности.

Роль произвольного внимания в учебной деятельности проявляется в регулирующей, направляющей и избирательной функции. Произвольное внимание позволяет студентам регулировать степень сосредоточенности на учебном материале и сознательно отбирать  необходимый материал. Поскольку произвольное внимание при обучении возникает в результате волевых усилий, то организация
такого внимания равно зависит как от преподавателя, так и от студентов. Со стороны преподавателей требуется возбуждение интереса, увлечение содержанием, целями, задачами обучения; от студентов требуется устойчивость и упорство в познании. 

Проблема изучения развития внимания в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с высокой динамикой жизни, где все более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, создание для них благоприятных условий жизни и учебы. На сегодняшний день растет число детей, потерявших интерес к учебе, снизился их интеллектуальный уровень, снизилась концентрация внимания. Вопросы активизации внимания относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация внимания. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.

В исследовании использовались диагностические материалы по выявлению уровня произвольного внимания. В ходе проведения нами исследования мы выявили следующие особенности внимания: неустойчивость внимания; сниженное распределение внимания; сниженная концентрация, что выражается в трудности сосредоточения на объекте деятельности; сниженная избирательность. Результаты исследования показали достаточно низкий уровень развития произвольного внимания.

Для повышения уровня развития произвольного внимания необходимо проводить систематическую работу по активизации их индивидуальных возможностей. В результате реализации программы формирования и развития произвольного внимания будет получена положительная динамика в его развитии.


Список используемой литературы


  1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: Учебник / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 363 c.

  2. Батюта, М.Б. Возрастная психология [Текст]: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2017. - 306 c.

  3. Бондарев, И.П. Новая методика оценки свойств внимания [Текст] / И.П Бондарев., О.И. Вылегжанин, Д.С. Чичерин // Вопросы психологии. - 2017. - №5. - С.127-131.

  4. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов / Б. А. Сосновский [и др.] ; под редакцией Б. А. Сосновского. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 359 с.

  5. Волкова, Т.Н. Развитие памяти и внимания [Текст] / Т. Н. Волкова. - М., 2018. - 256 с.

  6. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 336 с. 

  7. Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 281 с.

  8. Геронтопсихология [Текст]: учебное пособие: для студентов вуза / О. И. Дорогина, Ю. В. Лебедева, Л. В. Токарская, Е. В. Хлыстова. – Екатеринбург : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2020. – 131 с.

  9. Габдулина, Л.И. Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / Л.И. Габдулина. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2017. - 150 с.

  10. Дормашев, Ю.Б. Психология внимания [Текст]/ послесл. В. П. Зинченко. - 2-е изд., перераб. и исправ. - М.: Мысль,2019. - 300 с.

  11. Как развивать внимание [Текст] / И. Ю. Матюгин, Т. Ю. Аскоченская, И. А. Бонк, Т. В. Слоненко. - Донецк, 2018. - 267 с.

  12. Канеман, Д. Внимание и усилие [Текст] / Под ред. А.Н. Гусева. – М.: Смысл, 2016. – 287 с.

  13. Кирдяшкина, Т.А. Методы исследования внимания (Практикум по психологии) [Текст] / Т.А. Кирдяшкина. - Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2016. - 350 с.

  14. Кравков, С.В. Внимание [Текст] // Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. романова. – М.: ЧеРо, при участии издательства «ОмегаЛ», 2020. – С. 22-39.

  15. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов [Текст] / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический проект, 2016. - 420 c.

  16. Крамаренко, А.С. Сущность понятия «внимание»: виды, критерии, свойства [Текст] /А.С. Крамаренко, М.Е. Клименко, Д.А. Кураева // Вопросы науки и образования. – 2018. – №29 (41). – С. 141-142.

  17. Левитина, С.С. Можно ли управлять вниманием [Текст] / С. С. Левитина - М.: Владос, 2018. - 178 с.

  18. Лурия, А. Р. Внимание и память [Текст] / А. Р. Лурия - М.: Академия, 2019. - 125 с.

  19. Макарова, Н.Г. Исследование у студентов свойств внимания: устойчивость, концентрация, распределение // фундаментальные и прикладные исследования: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-u-studentov-svoystv-vnimaniya-ustoychivost-kontsentratsiya-raspredelenie/viewer (дата обращения: 06.06.2022).

  20. Мамедова, А.И., Медведева, Н.И. Особенности устойчивости внимания и динамика работоспособности у первокурсников университета // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018021449 (дата обращения: 06.06.2022).

  21. Матяш, Н.В. Возрастная психология [Текст] / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. – Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 268 с.

  22. Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт. том II в 4 книгах. Книга 2. Внимание и память [Текст]: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 261 c.

  23. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст]: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.

  24. Поддержание внимания студентов при применении разнообразных средств и методов обучения // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/articles/593611/ (дата обращения: 06.06.2022).

  25. Психологические особенности понимания студентами внимания [Текст] / Лисина Ю.О., Романов К.М // Интеграция образования, 2016. № 4.

  26. Психология внимания [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. СПб: Питер, 2018. - 460 с.

  27. Психология внимания: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Т.К. Комарова. – Гродно: ГрГУ, 2019. – 124 с. - ISBN 985-417-409-3.-: URL: https://www.e-reading.mobi/bookreader.php/108236/Komarova_ _Psihologiya_vnimaniya.pdf (дата обращения: 06.06.2022).

  28. Рибо, Т. Психология внимания [Текст] / Т. Рибо - СПб.: Изд-во Ф. Павленкова, 2019. - 233 с.

  29. Романов, В. Я. Постановка и разработка проблемы внимания с позиции теории деятельности [Текст] / В. Я. Романов, Ю. Б. Дормашев // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2017. № 2.- С.14 - 41.

  30. Романов, B.C. Психология внимания [Текст] / B. C. Романов, Б. М. Петухов - М.: Харверст, 2019. - 300 с.

  31. Суркова, Е.Г. Проективные методы диагностики: Психологическое консультирование детей и подростков [Текст]: учебное пособие / Е. Г. Суркова. – М.: Аспект Пресс, 2018. – 319 с.

  32. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль, Академия развития, Академия холдинг, 2018. - 250 с.

  33. Ускова, А.Н. Современное состояние изучения проблемы внимания учащихся с нарушением интеллектуального развития [Текст] / А.Н. Ускова // Психология особых состояний: от теории к практике. – 2019. – С. 145-149.

  34. Фартук, М.М. Возможности развития внимания у подростков с нарушениями интеллекта [Текст] / М.М. Фартук // Смальта. – 2017. – № 4. – С. 38-40.

  35. Хлобыстина, Д.В. Особенности развития внимания младших школьников [Текст] / Д.В. Хлобыстина // Фундаментальные основы инновационного развития науки и образования: сборник статей VI Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 86-88.

  36. Шадриков, В.Д. Общая психология [Текст]: Учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.

  37. Ян, Н.А. Теоретический анализ проблемы развития внимания как психического процесса детей с ЗПР [Текст] / Н.А. Ян, Ф.Р. Хайбуллаева // Молодая наука: сборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых. – 2018. – С. 432-433.