Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Общая и экспериментальная психология Вариант 7 (при наличии).doc
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Великий русский педагог К.Д Ушинский назвал внимание единственной дверью, через которую изучаемый материал проникает в человеческое сознание. Внимание определяет состояние организма, его готовность воспринимать и усваивать материал. Одна из главнейших задач педагога - возбудить и поддерживать внимание обучающихся. Как видно из рассмотренных в предыдущей главе свойств и функций внимания, оно является необходимым условием успешности процесса обучения, так как регулирует работу всех психических функций, задействованных в процессе обучения. Это и восприятие, и память, и мышление, и воображение. Без волевого подключения внимания к этим процессам они могут либо вовсе не работать на усвоение материала, либо быть задействованы в очень низкой степени, недостаточной для достижения результата обучения. Существует большая разница между понятиями «слушать, слышать и вслушиваться», которая показывает степень включения внимания в психический процесс и эффективность действия этого процесса по усвоению учебного материала [11, с. 90] .
Проблема внимания нередко рассматривается лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием. Действительно, проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде. Поэтому во многих учебниках психологии внимание и трактуется как своего рода побочная, вспомогательная психическая функция. Однако сегодня оно все чаще начинает рассматриваться учеными едва ли не как главная, принципиально важная для жизни и деятельности человека способность, без которой невозможно как его физическое выживание, так и достижение высот творческой деятельности. Без внимания как умения активно сосредоточиться на чем-то одном, главном, отбросив все случайное, в данный момент ненужное, жизнь невозможна.
Значительную роль в привлечении внимания играет ожидание определенных впечатлений. Ожидание нередко позволяет воспринять даже то, что мы при других обстоятельствах вовсе не заметили бы. Исключительно велико действие общей направленности личности человека, и в частности его интересов, как одной из важнейших причин непроизвольного внимания. То, что непосредственно интересно нам, невольно привлекает внимание. Обусловленность внимания личностными факторами особенно существенна в произвольном внимании.
В работах психологов выделена еще одна важная категория причин, определяющих возникновение и характер направленности непроизвольного внимания, - зависимость направленности внимания от структуры деятельности. Это значит, что внимание к объекту определяется местом, которое данный объект занимает в структуре деятельности. Так, внимание в большей степени привлекается целью деятельности и в меньшей степени способами ее достижения. Однако если не выработаны прочные навыки, сами операции становятся целью и привлекают к себе внимание [35, с. 300] .
Во многих случаях человек как бы совершенно невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, они захватывают его как бы сами по себе. Он непроизвольно, не ставя цели, выделяет наиболее сильные, новые и значимые раздражители, непроизвольно, не затрачивая усилий, обращает и концентрирует внимание на них. Внимание, которое проявляется в этих случаях, носит непроизвольный характер. Этот вид внимания можно считать наиболее простым, элементарным вниманием.
В условиях обучения студента все виды внимания находятся в сложной взаимосвязи. Имеются виды деятельности, которые не вызывают непосредственного интереса. При выполнении деятельности в этом случае сначала требуется организация направленности и усилие воли для поддержания внимания. Однако по мере преодоления трудностей, по мере углубления в деятельность она захватывает, увлекает студента, возникает интерес к предмету обучения. Происходит переход от одного вида внимания к другому. В психологической литературе имеются мнения, согласно которым в этом случае имеет место особый вид внимания.
Это внимание связанно с сознательными задачами и целями, т.е. вызывается преднамеренно, поэтому его нельзя отождествлять с непроизвольным вниманием. С другой стороны, оно не сходно и с произвольным вниманием, так как здесь уже не требуется волевых усилий или, по крайней мере, заметных волевых усилий для поддержания внимания. При характеристике этого вида внимания, качественно отличного, как от непроизвольного, так и произвольного, в психологии используют термин послепроизвольное внимание. С этим видом внимания связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность. Творчески решая сложные производственные задачи, студент, как правило, не ограничивается рамками учебного дня. Он продолжает непроизвольно обдумывать научные проблемы в свободное от учебы время в поисках оптимальных решений. Если бы внимание при всех условиях было неустойчивым, более или менее эффективная умственная работа была невозможна. Оказывается, что само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Кроме того, устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К их числу относятся особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, понятность, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности [29, с. 128] .
Важнейшее значение в деятельности студента имеет концентрация внимания, т.е. степень или интенсивность сосредоточенности. При этом необходимо правильно распределять внимание. Умение эффективно перераспределять свое внимание, выделять наиболее значимые моменты в своей учебной деятельности становится одним из важных качеств обучающегося.
Для успешного формирования универсальных учебных действий необходимо развивать определенные способности, такие как мышление, память, воображение, все виды внимания. Произвольное внимание – одна из важнейших характеристик познавательной деятельности [2, с.24]. Основной деятельностью учащегося является учебная, ее успешность напрямую зависит от совокупности способностей, которым обладает учащийся и от того, насколько развито произвольное внимание. Проблема развития произвольного внимания уже давно интересует учителей, воспитателей, психологов, и имеет прямое отношение к основным вопросам воспитания и обучения. С проблемой произвольного внимания в ее практическом плане приходится сталкиваться любому педагогу, работающему в сфере образования. Многие трудности в обучении связаны с неумением, либо неспособностью того или иного ученика сосредоточиться на воспринимаемой информации или выполняемом задании. Учителя отмечают, что никогда не было такого количества детей, которые или вообще не усваивают программу, или усваивают ее с большим трудом. Очень часто это является следствием недостаточности внимания, прежде всего произвольного, ведущего в учебной деятельности.
В настоящее время проблемы развития произвольного внимания являются актуальными, так как являются факторами, которые непосредственно имеют большое значение на успешность обучения. Учебная деятельность требует усидчивости, организации своего времени, аккуратности, ответственности и, конечно, внимания. Высокий уровень развития свойств внимания положительно влияет на успешность обучения [1, с. 146]. Развитие произвольного внимания становится условием дальнейшей успешной учебной деятельности, а, следовательно, и задачей первостепенной важности для учителя. Перед учителем в учебном процессе стоит сложнейшая задача – строго продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств. Строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно, это и невозможно.
Педагогический процесс предполагает умение: 1) использовать непроизвольное внимание; 2) содействовать развитию произвольного внимания. Условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его изложения и раскрытия. Очень важным для организации внимания является умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком, - возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность [4, с. 143].
На уроке у учителя есть возможность постоянно поддерживать произвольное внимание на достаточно высоком уровне, используя различные дидактические методы, смену видов деятельности, работу с применением информационно-компьютерных технологий, что, в свою очередь, обеспечивает высокий уровень усвоения учебного материала. Поддержанием устойчивости произвольного внимания является интерес к тому, что делает ученик, то есть к учебной деятельности. Развивать и поддерживать интерес к учебе – важная задача, которая стоит перед каждым учителем. Грамотное владение педагога приемами ораторского искусства, интонационные оттенки, ритм, тембр и громкость речи могут существенно повлиять на учебный процесс.
Развитие произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у учащегося волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с его общим умственным развитием. Высшей ступенью произвольного внимания является способность руководствоваться самостоятельно поставленными целями. Очень важно воспитывать чувство ответственности, потому что развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, за усвоение знаний. Учащиеся без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом [8, с. 102].
Произвольное внимание развивается постепенно, чем раньше начать развивать внимание, тем будет выше уровень развития произвольного внимания, что будет успешно влиять на его учебную и трудовую деятельность, на умения сосредоточиваться на задании. Произвольное внимание играет большую роль в процессе регуляции учебной деятельностью. Внутренняя регуляция интеллектуальной активности необходима для полноценного умственного развития, только при этом условии будет развиваться произвольное внимание ученика. Таким образом, развитие произвольного внимания является одним из факторов его успешного обучения в школе. Поэтому важнейшей задачей обучения является задача развития произвольного внимания.