Файл: 1 Ассамблея народа Казахстана стала надёжным, прочным фундаментом стабильности и согласия в обществе. Насколько вы согласны с данным утверждением Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов. В 1995 году.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 715
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вместе с тем многие казахстанцы, преодолевая трудности переходного периода, начали адаптироваться и познавать объективные законы рыночной экономики. Все позитивные сдвиги в Казахстане стали возможными благодаря политической воле Елбасы, в ходе реализации Стратегий «Казахстан – 2030» и «Казахстан – 2050», других инициированных им правительственных программ, в частности, индустриально-инновационной, агропромышленной, жилищной и др. Во всех названных документах, получили освещение конкретные меры социальной защиты населения, развития здравоохранения, образования и науки, а также пенсионного обеспечения граждан. Либерализация экономики – процесс освобождения экономики от чрезвычайного управляющего воздействия государственной власти на рыночные механизмы. развитие предпринимательства (создание условий для получения дохода и для осуществления свободной экономической деятельности), (предпринимательство – самостоятельная экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли); привлечение иностранных инвестиций; создание развитой инфраструктуры;
25) «Создание Казахского ханства – закономерный результат исключительно этнических процессов на территории Казахстана». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
В 1465 году Керей и Жанибек оснавали Казахское ханство. Возникновение Казахского ханства было закономерным итогом социально-экономических и этнополитических процессов на обширной территории Восточного Дешт-и-Кипчака, Семиречья и Туркестана. Ход его образования связан с Могулистаном и ханством Абулхаира шейбанида. Жанибек и Керей -авторитетные казахские лидеры. Постоянные войны, усобицы, набеги ойратов (джунгар) вызывали большие народные возмущения, поэтому с конца 50-х годов в течение 10 лет как протест происходила массовая откочёвка из Восточного Дешт-и-Кипчака, Туркестана, Каратау на запад Семиречья, территорию Могулистана. Жанибек и Керей возглавили племена, уходившие из ханства Абулхаира на запад Могулистана (200тысяч человек). В XIV-XV веках имелись все предпосылки и условия для формирования казахской народности: племена общались на одном языке
, обычаи и традиции, религиозные верования были схожими, социально-экономическое и духовно-культурное развитие тоже было аналогичным. Следствием создания Казахского ханства во второй половине XV века стала этническая централизация единой казахской народности уже в начале XVI века. Появление названия «узбек» связано с именем хана Узбека, правившего в 1312-1342 гг. в Золотой Орде. Роды и племена, переселившиеся в Жетысу и Дешт-и-Кыпчак вместе с Кереем и Жаныбеком, называли «узбек-казахами». Постепенно название "казахи" стало этническим названием казахского народа. Мы убедились в том, что если процесс этногенеза казахского народа рассматривать в соответствии с историческими этапами, то можно прийти к итоговому заключению о влиянии событий истории, в том числе и этнических взаимовлияниях, на формирование казахского этноса. Казахское ханство было создано, государственность появилась, этнос образован.
26) «Создание Казахской ССР – первый шаг к восстановлению государственности». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
Гражданская война показала необходимость считаться с идеей национальной государственности окраин бывшей Российской империи. Началась подготовка по образованию автономии Казахстана. 10 июля 1919 года В.И.Ленин подписал «Декрет о революционном комитете по управлению Киргизским (Казахским) краем». В руках Казревкома находилась военная и гражданская власть. Его целями и задачами были: 1) борьба против контрреволюции и интервенции; 2) создание условий для государственного, экономического и культурного строительства в крае; 3) подготовка Учредительного съезда Советов. В ведении Казревкома были Уральская. Тургайская, Акмолинская и Семипалатинская области, а также казахские территории Астраханской губернии. Главным печатным органом Казревкома была газета «Ушкын» («Искра»). Председателем был назначен С. Пестковский, член партии большевиков с 1902 года. Казревком и его органы на местах проводили работу по объединению казахских земель, организации Советов в казахской Степи, привлечению национальной интеллигенции к советскому строительству. 26 августа 1920 года Советское правительство издало декрет «Об образовании Автономной Киргизской (Казахской) Советской Социалистической Республики» в составе РСФСР. Декрет был подписан В.И. Лениным и М.И. Калининым. 4 октября 1920 года состоялся Учредительный съезд Советов Казахской АССР в Оренбурге, юридически закрепивший создание Казахской АССР. Учредительный съезд принял «Декларацию прав трудящихся Казахской АССР». В январе 1924 года на IV съезде Советов Казахстана была принята Конституция Казахской (Киргизской) АССР. Первым председателем Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) Казахской АССР был избран С. Мендешев (член Казревкома), его заместителем и одновременно народным комиссаром социального обеспечения - А. Джангильдин. Председателем Совета Народных Комиссаров (СНК) Казахской АССР был избран В. Радус-Зенькович, член партии с 1898 года. Объединение казахских земель в составе КазАССР. Для объединения казахских земель в единую республику при Казревкоме была создана специальная комиссия, занимавшаяся определением границ будущей автономии. Важным вопросом было включение в состав Казахстана города Оренбурга. 19 сентября 1919 года губернский комитет принял решение о присоединении Оренбурга к Казахстану, а 7 июля 1920 года Оренбург был включен в состав его территории. Важную роль в становлении Казахской АССР сыграла ее первая столица - Оренбург (1920- 1924). Второй столицей Казахской АССР была Кзыл-Орда (1924-1929.). С 1929 года столицей Казахской АССР стала Алма-Ата. Председатель СНК В.И Ленин доказывал необходимость решения спорных вопросов и установления границ в пользу создаваемой Казахской республики. Акмолинская и Семипалатинская области из подчинения Сибирского ревкома были переданы Казахской АССР в 1921 году. В 1921 году декретом КазЦИК Казахстану были возвращены земли 10-верстной полосы по Уралу и Иртышу, ранее принадлежавшие казачеству. После проведения работы по государственному размежеванию Средней Азии в 1924-1925 годах территория республики составила 2,7 млн кв. километров, численность населения - 5 млн 230 тыс. человек. По данным переписи 1926 года, казахи составили 61,3% населения Казахстана. Главным итогом национально-государственного размежевания в Средней Азии стало завершение формирования территории казахских земель. Пятый Всеказахстанский съезд Советов в апреле 1925 года постановил: для восстановления исторически верного названия киргизского народа «впредь именовать казахами». 9 февраля 1936 года постановлением ВЦИК Казахской АССР было принято точное наименование: казахи, Казахстан.
27) «Съезд лидеров мировых и традиционных религий признан глобальной площадкой для диалога между цивилизациями». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
Важным явлением в общественной и религиозной жизни не только Казахстана, но и всего мира стали Съезды лидеров мировых и традиционных религий. С инициативой о проведении такого мероприятия Президент Н.А. Назарбаев выступил в феврале 2003 года во время визитов в Италию и Ватикан. Ее поддержали религиозные и общественные деятели из многих стран. Казахстан сумел создать на своей земле условия для мирного сосуществования разных религий, стал главной диалоговой площадкой для данного представительного Форума. Во всем мире казахстанскую модель межрелигиозного и межконфессионального согласия признали уникальной. Мир, диалог культур и религий в Казахстане справедливо признаны мировым эталоном. Наша формула межэтнического и межконфессионального согласия также признается всем прогрессивным человечеством, сама же «Казахстанская модель» стала образцом для примера и подражания не только для ближайших соседей, но и многих зарубежных государств, предметом научного изучения для экспертов, ученых и политиков мирового масштаба. В рамках первого съезда была принята декларация, в которой межконфессиональный диалог рассматривается как один из важнейших инструментов поддержания мира и согласия между народами и нациями, поддерживая усилия международного сообщества по продвижению диалога между цивилизациями. II Съезд лидеров мировых и традиционных религий состоялся в специально построенном Дворце Мира и Согласия. Итоговым документом съезда стало Обращение участников съезда к религиозным и политическим лидерам, общественным деятелям, ученым, средствам массовой информации и мировой общественности. Одной из важных инициатив третьего съезда явилось предложение о создании Совета религиозных лидеров для углубления диалога, экономического взаимодействия и сотрудничества с другими форумами и международными организациями. Вывод: Съезды лидеров мировых и традиционных религий в Астане – столице Республики Казахстан состоялись. Они стали объективной и закономерной реальностью современной истории и жизни человечества. Съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане утвердился в глазах мирового сообщества как глобальная диалоговая площадка не только духовных лидеров, но площадка диалога огромного количества верующих людей различных стран. Астанинский форум религиозных лидеров стал одним из первых саммитов по продвижению межрелигиозного диалога. Казахстан, вдохновляя мировое сообщество к добрым начинаниям, завоевал в сердцах людей в разных уголках мира уважение и благосклонность. Ведь съезд проводит молодое государство, уверенно ведомое в будущее Лидером нации, основателем страны. Съезд впервые,
четко и ясно обозначив свои приоритеты, противопоставил благородные идеи человечества, зиждущиеся на многовековых религиозных учениях – идеологии невежества, экстремизма и террора. Съезд проводит относительно молодое общество, добившееся впечатляющих успехов в своем независимом развитии и ставшее моделью развития в регионе. Съезд проводит страна, которая целенаправленно занимается недопущением маргинализации какой-либо этнокультурной или религиозной части общества.
28) «Шежире является объединяющим фактором родоплеменной организации казахского общества». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
Шежире - сведения о родовом устройстве и этническом составе казахов, родословные аристократических групп, родовые генеалогии, связанные с ними устные рассказы, исторические предания. Традиция шежире исторически обусловлено сложившейся системой жизнеобеспечения и системой ценностей казахского народа и связана с культовыми и семейными обрядами, с системой родовой власти и управления, с трансляцией исторического опыта в рамках единого этноса. Традиция сложилась под влиянием многих естественных факторов. Материалы шежире казахов позволяют исследователю проследить множество нитей социальных отношений. Из всего круга народных традиций данная традиция вызывает наибольший интерес. Традиция шежере была характерна для всех тюркских народов. Шежире сохранились у многих туркменских племен. Некоторые из них передаются в устной традиции, но большинство было в свое время записано, и рукописи передавались от отца к сыну, сохраняясь у наиболее уважаемых и известных лиц, обычно родовых старейшин. Родоплеменная организация –характерная черта кочевого общества. Родоплеменная организация с традицией генеалогического древа присуща любому кочевому обществу. Каждый человек в кочевом мире –обязательно принадлежал своему роду, а через год – племени. Каждый казах был членом определенного патрилинейного (отцовского) рода (ру), входившего в племя (тайпа), объединявшее несколько родов. Родоплеменная организация казахов содействовала организации и совместной деятельности казахов как этноса. Политическая организация строилась в виде генеалогической иерархии родов и племен., объединенных в три жуза. Существовала иерархия жузов, отразившаяся в их названиях. В Старший жуз входили племена: жалаир, ошакты, канглы, шанышклы, дулат, албан, суан, шапрашты, сарыуй-сын, ергели, ысты. Средний жуз составляли племена: аргын, найман, кыпчак, керей, конрад. Казахи Младшего жуза подразделялись на три крупных объединения: алимулы, байулы и жетыру. Сильные(старшие) роды и племена выступали в качестве ядра казахских государств. В случае военной опасности жузы объединялись под руководством одного хана. Таким образом Родоплеменная организация казахов играла важную стабилизирующую роль, поскольку регулировала порядок организации и совместной деятельности казахов как этноса. Она поддерживала порядок в Степи и само существование казахской государственности. Казахи объединялись в роды и племена, объединенных в три жуза. Старший, Средний и Младший жузы с помощью общей генеалогической традиции объединяли казахский народ.
25) «Создание Казахского ханства – закономерный результат исключительно этнических процессов на территории Казахстана». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
В 1465 году Керей и Жанибек оснавали Казахское ханство. Возникновение Казахского ханства было закономерным итогом социально-экономических и этнополитических процессов на обширной территории Восточного Дешт-и-Кипчака, Семиречья и Туркестана. Ход его образования связан с Могулистаном и ханством Абулхаира шейбанида. Жанибек и Керей -авторитетные казахские лидеры. Постоянные войны, усобицы, набеги ойратов (джунгар) вызывали большие народные возмущения, поэтому с конца 50-х годов в течение 10 лет как протест происходила массовая откочёвка из Восточного Дешт-и-Кипчака, Туркестана, Каратау на запад Семиречья, территорию Могулистана. Жанибек и Керей возглавили племена, уходившие из ханства Абулхаира на запад Могулистана (200тысяч человек). В XIV-XV веках имелись все предпосылки и условия для формирования казахской народности: племена общались на одном языке
, обычаи и традиции, религиозные верования были схожими, социально-экономическое и духовно-культурное развитие тоже было аналогичным. Следствием создания Казахского ханства во второй половине XV века стала этническая централизация единой казахской народности уже в начале XVI века. Появление названия «узбек» связано с именем хана Узбека, правившего в 1312-1342 гг. в Золотой Орде. Роды и племена, переселившиеся в Жетысу и Дешт-и-Кыпчак вместе с Кереем и Жаныбеком, называли «узбек-казахами». Постепенно название "казахи" стало этническим названием казахского народа. Мы убедились в том, что если процесс этногенеза казахского народа рассматривать в соответствии с историческими этапами, то можно прийти к итоговому заключению о влиянии событий истории, в том числе и этнических взаимовлияниях, на формирование казахского этноса. Казахское ханство было создано, государственность появилась, этнос образован.
26) «Создание Казахской ССР – первый шаг к восстановлению государственности». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
Гражданская война показала необходимость считаться с идеей национальной государственности окраин бывшей Российской империи. Началась подготовка по образованию автономии Казахстана. 10 июля 1919 года В.И.Ленин подписал «Декрет о революционном комитете по управлению Киргизским (Казахским) краем». В руках Казревкома находилась военная и гражданская власть. Его целями и задачами были: 1) борьба против контрреволюции и интервенции; 2) создание условий для государственного, экономического и культурного строительства в крае; 3) подготовка Учредительного съезда Советов. В ведении Казревкома были Уральская. Тургайская, Акмолинская и Семипалатинская области, а также казахские территории Астраханской губернии. Главным печатным органом Казревкома была газета «Ушкын» («Искра»). Председателем был назначен С. Пестковский, член партии большевиков с 1902 года. Казревком и его органы на местах проводили работу по объединению казахских земель, организации Советов в казахской Степи, привлечению национальной интеллигенции к советскому строительству. 26 августа 1920 года Советское правительство издало декрет «Об образовании Автономной Киргизской (Казахской) Советской Социалистической Республики» в составе РСФСР. Декрет был подписан В.И. Лениным и М.И. Калининым. 4 октября 1920 года состоялся Учредительный съезд Советов Казахской АССР в Оренбурге, юридически закрепивший создание Казахской АССР. Учредительный съезд принял «Декларацию прав трудящихся Казахской АССР». В январе 1924 года на IV съезде Советов Казахстана была принята Конституция Казахской (Киргизской) АССР. Первым председателем Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) Казахской АССР был избран С. Мендешев (член Казревкома), его заместителем и одновременно народным комиссаром социального обеспечения - А. Джангильдин. Председателем Совета Народных Комиссаров (СНК) Казахской АССР был избран В. Радус-Зенькович, член партии с 1898 года. Объединение казахских земель в составе КазАССР. Для объединения казахских земель в единую республику при Казревкоме была создана специальная комиссия, занимавшаяся определением границ будущей автономии. Важным вопросом было включение в состав Казахстана города Оренбурга. 19 сентября 1919 года губернский комитет принял решение о присоединении Оренбурга к Казахстану, а 7 июля 1920 года Оренбург был включен в состав его территории. Важную роль в становлении Казахской АССР сыграла ее первая столица - Оренбург (1920- 1924). Второй столицей Казахской АССР была Кзыл-Орда (1924-1929.). С 1929 года столицей Казахской АССР стала Алма-Ата. Председатель СНК В.И Ленин доказывал необходимость решения спорных вопросов и установления границ в пользу создаваемой Казахской республики. Акмолинская и Семипалатинская области из подчинения Сибирского ревкома были переданы Казахской АССР в 1921 году. В 1921 году декретом КазЦИК Казахстану были возвращены земли 10-верстной полосы по Уралу и Иртышу, ранее принадлежавшие казачеству. После проведения работы по государственному размежеванию Средней Азии в 1924-1925 годах территория республики составила 2,7 млн кв. километров, численность населения - 5 млн 230 тыс. человек. По данным переписи 1926 года, казахи составили 61,3% населения Казахстана. Главным итогом национально-государственного размежевания в Средней Азии стало завершение формирования территории казахских земель. Пятый Всеказахстанский съезд Советов в апреле 1925 года постановил: для восстановления исторически верного названия киргизского народа «впредь именовать казахами». 9 февраля 1936 года постановлением ВЦИК Казахской АССР было принято точное наименование: казахи, Казахстан.
27) «Съезд лидеров мировых и традиционных религий признан глобальной площадкой для диалога между цивилизациями». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
Важным явлением в общественной и религиозной жизни не только Казахстана, но и всего мира стали Съезды лидеров мировых и традиционных религий. С инициативой о проведении такого мероприятия Президент Н.А. Назарбаев выступил в феврале 2003 года во время визитов в Италию и Ватикан. Ее поддержали религиозные и общественные деятели из многих стран. Казахстан сумел создать на своей земле условия для мирного сосуществования разных религий, стал главной диалоговой площадкой для данного представительного Форума. Во всем мире казахстанскую модель межрелигиозного и межконфессионального согласия признали уникальной. Мир, диалог культур и религий в Казахстане справедливо признаны мировым эталоном. Наша формула межэтнического и межконфессионального согласия также признается всем прогрессивным человечеством, сама же «Казахстанская модель» стала образцом для примера и подражания не только для ближайших соседей, но и многих зарубежных государств, предметом научного изучения для экспертов, ученых и политиков мирового масштаба. В рамках первого съезда была принята декларация, в которой межконфессиональный диалог рассматривается как один из важнейших инструментов поддержания мира и согласия между народами и нациями, поддерживая усилия международного сообщества по продвижению диалога между цивилизациями. II Съезд лидеров мировых и традиционных религий состоялся в специально построенном Дворце Мира и Согласия. Итоговым документом съезда стало Обращение участников съезда к религиозным и политическим лидерам, общественным деятелям, ученым, средствам массовой информации и мировой общественности. Одной из важных инициатив третьего съезда явилось предложение о создании Совета религиозных лидеров для углубления диалога, экономического взаимодействия и сотрудничества с другими форумами и международными организациями. Вывод: Съезды лидеров мировых и традиционных религий в Астане – столице Республики Казахстан состоялись. Они стали объективной и закономерной реальностью современной истории и жизни человечества. Съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане утвердился в глазах мирового сообщества как глобальная диалоговая площадка не только духовных лидеров, но площадка диалога огромного количества верующих людей различных стран. Астанинский форум религиозных лидеров стал одним из первых саммитов по продвижению межрелигиозного диалога. Казахстан, вдохновляя мировое сообщество к добрым начинаниям, завоевал в сердцах людей в разных уголках мира уважение и благосклонность. Ведь съезд проводит молодое государство, уверенно ведомое в будущее Лидером нации, основателем страны. Съезд впервые,
четко и ясно обозначив свои приоритеты, противопоставил благородные идеи человечества, зиждущиеся на многовековых религиозных учениях – идеологии невежества, экстремизма и террора. Съезд проводит относительно молодое общество, добившееся впечатляющих успехов в своем независимом развитии и ставшее моделью развития в регионе. Съезд проводит страна, которая целенаправленно занимается недопущением маргинализации какой-либо этнокультурной или религиозной части общества.
28) «Шежире является объединяющим фактором родоплеменной организации казахского общества». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
Шежире - сведения о родовом устройстве и этническом составе казахов, родословные аристократических групп, родовые генеалогии, связанные с ними устные рассказы, исторические предания. Традиция шежире исторически обусловлено сложившейся системой жизнеобеспечения и системой ценностей казахского народа и связана с культовыми и семейными обрядами, с системой родовой власти и управления, с трансляцией исторического опыта в рамках единого этноса. Традиция сложилась под влиянием многих естественных факторов. Материалы шежире казахов позволяют исследователю проследить множество нитей социальных отношений. Из всего круга народных традиций данная традиция вызывает наибольший интерес. Традиция шежере была характерна для всех тюркских народов. Шежире сохранились у многих туркменских племен. Некоторые из них передаются в устной традиции, но большинство было в свое время записано, и рукописи передавались от отца к сыну, сохраняясь у наиболее уважаемых и известных лиц, обычно родовых старейшин. Родоплеменная организация –характерная черта кочевого общества. Родоплеменная организация с традицией генеалогического древа присуща любому кочевому обществу. Каждый человек в кочевом мире –обязательно принадлежал своему роду, а через год – племени. Каждый казах был членом определенного патрилинейного (отцовского) рода (ру), входившего в племя (тайпа), объединявшее несколько родов. Родоплеменная организация казахов содействовала организации и совместной деятельности казахов как этноса. Политическая организация строилась в виде генеалогической иерархии родов и племен., объединенных в три жуза. Существовала иерархия жузов, отразившаяся в их названиях. В Старший жуз входили племена: жалаир, ошакты, канглы, шанышклы, дулат, албан, суан, шапрашты, сарыуй-сын, ергели, ысты. Средний жуз составляли племена: аргын, найман, кыпчак, керей, конрад. Казахи Младшего жуза подразделялись на три крупных объединения: алимулы, байулы и жетыру. Сильные(старшие) роды и племена выступали в качестве ядра казахских государств. В случае военной опасности жузы объединялись под руководством одного хана. Таким образом Родоплеменная организация казахов играла важную стабилизирующую роль, поскольку регулировала порядок организации и совместной деятельности казахов как этноса. Она поддерживала порядок в Степи и само существование казахской государственности. Казахи объединялись в роды и племена, объединенных в три жуза. Старший, Средний и Младший жузы с помощью общей генеалогической традиции объединяли казахский народ.