Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2095

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


а) прошлого;

б) настоящего;

в) будущего.

Найти соответствие



Учебные задания

Закончите рассказ: «По мокрой полоске суши между двумя большими лужами с деловым видом пробежала рыжая собака; неловко сражаясь с кривобоким зонтом, прошла большерукая девушка; ветер было погнал обертку от мороженого, но потом, решив, что так легче, пустил по воде. Вдруг...»

Закончите рассказ: «Глокая куздра штеко бодланула бокра и кудрячит бокренка. Гурильная шаболда... »

Составьте логически связанный рассказ, используя продуктивное воображение и слова: привидение, пролетка, метеорит, флейта, арбуз.

Составьте логически связанный рассказ, используя продуктивное воображение и слова по собственному усмотрению.

Приведите примеры неосознаваемой передачи информации в обыденной жизни, в профессиональной деятельности медицинской сестры.

Опишите свои чувства, возникающие у вас при воспоминании о том, что треть жизни человек спит.

Широко известно явление, которое получило название «идео-моторный акт» (от греч. idea - идея, образ; от лат. motor - приводящий в движение) - переход представления о движении в реальное выполнение этого движения (иначе говоря, появление нервных импульсов, обеспечивающих движение, как только возникает представление о нем). Возьмите нитку с грузом и держите ее в вытянутой руке. Представьте, как этот груз описывает круги, вращается. Что произойдет через некоторое время?

Прочитайте Приложение 6.1. О каких заболеваниях упоминается в отрывке? Что бы вы ответили герою романа, если бы он вам стал жаловаться на холеру, родильную горячку и т.д.?

Опишите одно из своих сновидений. Проинтерпретируйте его с точки зрения теории З. Фрейда.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:

Заполнить пробелы:

1. Пассивных; 2. Избирательность; 3. Кратковременная и непроизвольная; 4. Аутотренинга (аутогенной тренировки).

Верно или неверно:

1-Н. 2-В. 3-В.

Выбрать правильный ответ:

1-в.

Найти соответствие:

1-В; 2-Б; 3-А; 4-Г.

Глава 7. МЫШЛЕНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ

Основные понятия: брейнсторминг, демен-ция, дисморфомания, интеллект, конформизм, креативность, мышление, навязчивости, навязчивые страхи, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, нарушения мышления, олигофрения, операциональные компоненты мышления, патогенное мышление, понятие, проблемная ситуация, саногенное мышление, словесно-логическое мышление, творческое мышление, типы мышления, уровни формирования понятий, фобии.


Понятие «мышление» включает все действия, связанные с формированием понятий, решением задач, интеллектуальным функционированием, творчеством, сложным научением, памятью, символической обработкой информации, воображением и т.д. Мышление не может существовать как отдельный психический процесс, оно сопутствует всем другим познавательным процессам: восприятию, вниманию, воображению, памяти, речи.

Существуют различные классификации мышления: продуктивное и репродуктивное, творческое и нетворческое и т.д.

7.1. МЫШЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС

Начальным этапом мышления является проблемная ситуация. Это ситуация, в которой человек ориентируется и выбирает задачи, решение

которых для него значимо. Для решения задачи необходимо найти подходящие способы, правила, средства. Это первая фаза решения задачи, так называемое предрешение, которое заканчивается формулированием гипотез, выбором соответствующих средств и способов. В конце этой фазы появляется чувство понимания (озарения). Длительность фазы зависит от сложности задачи, эмоционального состояния человека, особенностей ситуации, стратегий мышления.

Вторая фаза - исполнительская. Если этой фазе не предшествует обдумывание, она представляет собой беспорядочные и быстрые действия с целью поиска правильного решения (метод проб и ошибок). Такой вид мышления называется импульсивным. Если же второй фазе предшествует фаза предрешения с предварительным выдвижением гипотез и их обдумыванием, то такое мышление называется рефлексивным.

В ходе мыслительного процесса человек использует операциональные компоненты мышления (мыслительные операции): анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификацию и систематизацию. Благодаря анализу происходит разделение целого на части и выделение отдельных признаков предметов и явлений. Синтез соединяет составные части в единое целое. Обычно анализ и синтез выступают в единстве. При сравнении устанавливаются сходство и различие между объектами. Абстрагирование достигается выделением одних признаков и отвлечением от других. Обобщение призвано объединить объекты по их существенным признакам. При классификации происходит разделение и последующее объединение предметов по каким-либо признакам, а при систематизации - разделение и последующее объединение групп и классов, объектов и явлений.



Необходимо помнить, что процесс мышления не замыкается только на сознательном уровне. Цели, задачи, мотивы могут быть не сразу осознаны субъектом мышления. Но так как они могут начинать формироваться в сфере невербального мышления, то нередко могут и доминировать в общей структуре мыслительных процессов.

7.2. ВИДЫ И ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это элементарная форма мышления. Она может существовать только в условиях непосредственного восприятия поля манипулирования. У ребенка в возрасте до года преобладает этот тип мышления.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, опирающийся на представления и образы. Человек оперирует наглядными изображениями предметов, их образами (рисунок, схема, план).

Словесно-логическое мышление (понятийное мышление) - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Для гармоничного развития человека нужно хорошо ориентироваться во всех видах мышления. К формам мышления относятся понятие, суждение, умозаключение.

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Примеры основных понятий темы собраны в конце каждой главы.

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Может быть истинным или ложным. Пример: «После использования все предметы медицинского назначения, относящиеся к группе критических, необходимо подвергнуть дезинфекции, пред-стерилизационной очистке и стерилизации».

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Например: «Анна выше, чем Берта. Берта выше, чем Вера. Кто самая высокая?» Или «Гриша не старше, чем Дима. Егор не моложе, чем Дима. Кто самый молодой?»

7.3. УРОВНИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ

На первом уровне то или иное понятие вызывает систему эмоциональных переживаний и наглядных образов. Данный уровень является преобладающим у детей дошкольного возраста. Например: «Кто такая медицинская сестра?» Ответ: «Это тетенька в белом халате, она приходила к нам домой и колола в меня иглой».

На втором уровне происходит выделение несущественных признаков. Формирование понятия происходит на основе наглядных воспоминаний о качестве и функциях данного предмета. Человек как бы мыслит, припоминая. Например: «Кто такая медицинская сестра?» Ответ: «Это женщина-медработник, она помогает врачу, делает уколы, дает таблетки, измеряет давление».


На третьем уровне человек дает определение через родовое и видовое отличия, т.е. находит для данного понятия понятие более обобщенное. При этом находится специфически существенный признак, отличающий определяемое понятие от других, входящих в этот род. Этот уровень понятий преобладает у взрослого человека.

Понятия второго уровня - это житейские понятия, которые формируются через личный практический опыт. Человек может иметь представление о таких понятиях, как память, психика, психология, лекарство, процедура и т.д., но не может сформулировать и словесно определить их. Будучи включенным в профессиональное образование, он учится давать определение любого понятия через его родо-видовые отличия, т.е. научное понятие (см. Определения основных понятий курса в «Словаре психологических терминов»).

7.4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ

К индивидуальным особенностям мышления можно отнести его активность или продуктивность, которая включает показатели вербального или образного мышления; особенности мотивационной сферы (силы и характера мотивов, доминирования внешних или внутренних, познавательных или непознавательных видов социальной адекватности); особенности стратегий мышления (случайный перебор, рациональный перебор, систематический перебор); динамические свойства (сверхбыстрое, замедленное или заторможенное мышление); уровень обобщения признаков; критичность - от очень низкой, когда все принимается на веру, до сверхвысокой, когда все подвергается сомнению и критике; ригидность («вязкость» мышления).

В психологических исследованиях выявлен ряд зависимостей этих показателей от пола, возраста, образования, актуального эмоционального состояния, прошлого опыта, установок, социальных ожиданий. Мышление достигает своих наивысших результатов к 30-40 годам, после чего отмечается спад показателей, в клинических вариантах трактуемый как старческое слабоумие. Но при соответствующей поддержке и сохранении социальной активности возможно длительное поддержание мыслительных процессов на стабильном уровне.

Экспериментально установлено, что на процессы мышления прежде всего влияют личностные и когнитивные особенности субъектов: тревожность, экстра- и интровертированность, рефлексивность - импульсивность, аналитичность - синтетичность и т.д. Например, при дефиците времени или угрозе наказания многие люди, особенно тревожные или эмоционально неустойчивые, с готовностью используют подсказки, советы извне, в результате чего снижаются критичность и результативность мышления. Эти
ситуации социально опасны, т.к. допускают манипулирование сознанием.

К социально-психологическим особенностям индивида, влияющим на мышление, можно отнести его положение в социуме, конформность, склонность к отстаиванию собственного мнения и своих взглядов, внушаемость, зависимость от общественного мнения. Наиболее ярко индивидуальные особенности проявляются в ситуациях группового мышления, группового принятия решений.

7.5. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

Мы предлагаем использовать для решения проблем этапы сестринского процесса. Напоминаем, что в контексте темы этапы включают обследование ситуации и сбор информации, выявление возможных вариантов решения, планирование деятельности, осуществление плана, оценку результата.

На рисунке 7-1 приводится диаграмма с использованием этого подхода (первые 2 этапа) к решению следующей проблемы: через две недели Алине нужно заплатить в кассу училища 200 руб. для допуска к пересдаче зачета по психологии.

7.6. ГРУППОВОЕ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

При взаимодействии людей в сложных условиях возникает необходимость в групповом мышлении. Сравнение результатов группового и индивидуального решения не всегда бывает в пользу группового. Исследования показывают, что сложная интеллектуальная деятельность может ухудшаться даже в случаях простого присутствия других людей. Однако при свободном групповом обсуждении проблемы, отсутствии страха наказания и напряженности, равноправном положении всех участников дискуссии возможно не только повышение групповых результатов по сравнению с индивидуальными, но и формулирование новых гипотез и принципов решения различных задач.

Групповое принятие решений - это групповое обсуждение какой-либо проблемы, в результате которого группа как таковая принимает определенное решение.

Процесс принятия группового решения состоит из четырех фаз:

• установление фактов (групповое интервью);

• оценка фактов (мнения по поводу установленных фактов);

• поиск решения (может проходить по типу брейнсторминга);

• принятие решения.

После постановки проблемы основная задача заключается в сборе данных. В этом состоит первая фаза, во время которой собираются факты. В этот период участники воздерживаются от оценки