Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2776
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 7-1. Начальные шаги решения проблемы
собираемых фактов. Один из участников группы записывает все ответы членов группы.
Вторая фаза носит оценочный характер. Участники имеют возможность говорить все, что они думают о собранных данных. Во время третьей фазы происходит поиск решения. Мы попробуем найти решение с помощью брейнсторминга1 - методики стимуляции творческой активности, исходящей из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением привычных форм принятия решений. Тормозящее влияние оказывают также боязнь неудачи, страх оказаться смешным и т.д. Чтобы снять действие этих факторов, проводится заседание группы, каждый из членов которой высказывает на предложенную тему любые мысли, не контролируя их течение, не оценивая их как истинные или ложные, бессмысленные или странные.
Правило штурма просто: надо коллективно найти ряд решений какой-либо вполне определенной проблемы. Никто не должен никаким образом критиковать мнения других участников. Группа должна высказать максимальное количество идей по поводу одной конкретной проблемы. Нужно помнить, что совершенно абсурдных идеей не бывает!
В работе принимают участие наблюдатели-секретари. Они фиксируют все, что говорится, даже то, что, по их мнению, не имеет никакого значения. Они должны быть крайне внимательны и записывать даже шутки, остроты и т.д. Наблюдатели должны разделить между собой участников для регистрации. Не следует фиксировать, кому принадлежат высказывания, и ни в коем случае не принимать участие в дискуссии.
Четвертая фаза - это стадия принятия решения. Группа отбирает одни из них, объединяет другие и приходит к окончательному решению, удовлетворяющему всех участников. Если во время группового принятия решения возникает конфликт, то руководитель не должен терять контроль над ходом процесса. Он должен создавать вокруг себя атмосферу доверия и либо не высказывать мнения вообще, либо высказываться корректно.
Установка лидера на сотрудничество требует от него умения:
• создавать условия и поощрять свободное выражение чувств и установок;
1 От англ. brain storming - мозговой штурм.
• не мешать говорить и уметь слушать. Не пытаться заполнить паузы или тишину либо создавать препятствия;
• принимать проявляемые чувства, что вовсе не означает их одобрения или согласия с ними. Их следует принимать как факты;
• выражать самому эти чувства;
• в случае конфликта между лидером и группой необходимо дать возможность каждому выразить свое мнение о том, что он считает неправильным.
7.7. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Существуют два типа мышления: конвергентное - мышление, сосредоточенное на поиске единственного правильного решения проблемы, и дивергентное - мышление, направленное на поиск как можно большего количества вариантов решений. Дивергентное мышление характерно для творческих людей.
Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Основные характеристики творческого мышления1:
• пластичность - нахождение множества решений проблемы;
• подвижность - способность перейти от одного аспекта проблемы к другому;
• оригинальность - способность найти неожиданное, непривычное решение.
Способность видеть вещи в новом свете называется креативностью. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем. Каким образом уменьшить количество опозданий студентов и преподавателей на занятия? Как организовать полив цветов в кабинете сестринского дела летом во время каникул? Каким образом можно снизить бдительность преподавателя на контрольной работе? Что можно использовать для приготовления шпаргалок? Что делать с курящими пациентами, которые не могут покинуть палату и т.д.
Психологи единодушны в том, что креативность и интеллект - не одно и то же. Не все люди с высоким IQ обладают креативностью. Что же мешает человеку быть творческой личностью? Только ли отсутствие развитых творческих способностей или что-то другое, не имеющее прямого отношения к творчеству как к таковому?
1 Выделение дивергентного и конвергентного типов мышления и описание особенностей творческого мышления принадлежит Д. Гилфорду (J. Guilford).
Американские психологи считают, что серьезные препятствия на пути к творческому мышлению могут создавать:
• конформизм - желание быть похожим на других. Человек опасается высказывать необычные идеи из-за боязни показаться смешным или не очень умным;
• боязнь показаться слишком экстравагантным или даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей. В основном мы воспитаны таким образом, что критиковать человека - значит быть по отношению к нему невежливым, проявить неуважение. В данном случае приобретение таких полезных качеств, как вежливость, тактичность, корректность и прочих, происходит за счет утраты других, не менее ценных качеств: сметь, иметь и уметь отстаивать и защищать собственное мнение, не заботясь о том, понравится или не понравится оно окружающим;
• боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем;
• высокоразвитая тревожность. Человек, обладающий этим качеством, обычно страдает повышенной неуверенностью в себе, проявляет боязнь открыто высказывать свои идеи;
• завышенная оценка значимости собственных идей. Они нам настолько нравятся, что мы решаем оставить их при себе.
7.8. ПАТОГЕННОЕ И САНОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ
Обратимся сначала к основным чертам патогенного мышления.
Полная свобода воображения от контроля, мечтательность, отрыв от реальности. Например, обдумывая обиду, человек невольно начинает предвосхищать наказание обидчиков, разрабатывая планы мести.
Поскольку каждый акт такого воображения сочетается с отрицательными переживаниями, то образы приобретают большую энергию чувств, способствуют накоплению отрицательного опыта и фиксируются в последующем в чертах характера, например, обиженный становится обидчиком, ревнивый превращается в параноика и т.д.
Исключение рефлексии. Человек полностью включен в ситуацию, обрастающую комплексами отрицательных образов.
Тенденция лелеять и сохранять эти отрицательные качества: обиду, ревность, зависть, вину и т.д. Нет стремления отделаться от них. Наблюдается неприятие принципов психогигиены и психической саморегуляции.
Одним из приемов психической саморегуляции эмоционального состояния является саногенное мышление1. Оно способствует оздоровлению психики, снятию внутренней напряженности, устранению застарелых обид, комплексов и т.д. Основные черты саногенного мышления:
• рефлексия и интроспекция, отделяющие Я от ситуации, и наблюдение их как бы со стороны;
• проигрывание ситуаций стресса на фоне релаксации;
• конкретное представление тех психических состояний (например, обиды, ревности и т.д.), которые контролируются;
• погружение в себя на фоне аутогенной релаксации. Методика обучения саногенному мышления включает:
• ясное представление положительного переживания, например, от учебы или творчества, и воспроизведение этого образа в сознании (рабочий стол, учебники, сцена и т.д.);
• ясное представление ожидаемой цели и результата сделанного, без включения в отрицательные свойства предмета или события;
• сосредоточение мысли на том, что результат интересен сам по себе, безотносительно его оценки окружающими - творческий труд ради самого процесса труда;
• при подведении итогов награждение себя за то, что вы сделали задание именно таким образом, каким представляли.
Для успеха самовоспитания полезно регистрировать свои результаты или отражать их в своих дневниках или записках. Нецелесообразно злоупотреблять приказами. В некоторых случаях действительно следует приказать себе выполнить действия, предусмотренные программой самовоспитания, например, прочитать 20 страниц, сделать зарядку и т.д. Но поскольку любой приказ есть насилие над собой, то практика постоянных приказов самому себе не приводит к формированию желаемых качеств, а вырабатывает способность эффективного насилия над собой. Поэтому задача самовоспитания - соединить желаемое с нужным и полезным.
7.9. НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ
Существуют различные классификации нарушений мышления. Мы взяли за основу классификацию, предложенную А.Л. Гройсманом.
• По темпу: ускорение (повышение темпа мышления) или замедление (заторможенность, падение темпа мышления).
1 Автор методики - Ю.М. Орлов.
• По стройности: разорванность (нет связи между мыслями и предложениями); бессвязность (нет связи между слогами); шперрунги (перерывы мышления) и т.д.
• Нарушение целенаправленности мышления: резонерство (пустые бесплодные рассуждения); аутизм (одностороннее, захватывающее лишь внутренний мир больного мышление); обстоятельность («топтание» вокруг несущественных обстоятельств) и т.д.
• Нарушение продуктивности мышления: навязчивые и сверхценные идеи, бредовые идеи, неологизмы.
Бредовые идеи - ошибочные умозаключения, возникающие на болезненной основе, полностью овладевающие сознанием пациента и не поддающиеся коррекции. Различают бред преследования, бред отравления, сутяжный бред, любовный бред, бред ревности, ипохондрический бред, бред самообвинения и самоуничтожения, бред изобретательства, бред величия. Близкой к ипохондрическому бреду является начинающаяся в молодом возрасте дисморфомания. Это бредовая убежденность в наличии физического недостатка, касающегося обычно видимых частей тела: формы или величины носа, ушей, зубов, рук или в распространении неприятных запахов (кишечных газов, мочи и т.д.).
Сверхценные идеи - суждения, доминирующие в сознании, возникающие на базе реальных факторов, значение которых резко преувеличено.
Навязчивости (обсессии) - насильственно возникающие, завладевающие пациентом и при этом чуждые его личности, осознаваемые как болезненные мысли или переживания, неоправданность или даже нелепость которых он понимает, но подавить усилием воли не может. Коррекции поддаются. Различают навязчивый счет, навязчивые воспоминания, навязчивые действия, навязчивые желания, сомнения, влечения и т.д. (см. Приложение 7.1).
Приложение 7.1
Компульсивные расстройства
J. Wolpe описывает компульсивное расстройство, связанное с мытьем рук, у 18-летнего юноши. Навязчивая идея основана главным образом на боязни испачкать других людей своей мочой. После каждого мочеиспускания он посвящает 45 мин ритуалу омовения половых органов, а затем больше 2 ч моет руки. Кроме того, каждое утро, проснувшись, он около 4 ч проводит под душем. К этим эпизодам добавляются и все другие неизбежные в течение дня случаи загрязнения. Поэтому он принял решение большую часть дня проводить в постели.
Возникновение расстройства связано с тем, что родители заставляли его до 15-летнего возраста спать в одной постели с сестрой, которая была на 2 года старше и не могла спать в одиночестве. Возникшие у него в отношении сестры сексуальные реакции побудили в нем чувство вины и стыда. В отношении родителей, помимо раздражения, возникли мысли об их смерти, которые вскоре привели его в ужас и сделали еще более презренным в собственных глазах.
После годового лечения десенсибилизацией продолжительность мытья рук упала до 3 мин, а душа - до 20 мин.
З. Фрейд описывает случай 19-летней девушки с неврозом навязчивости. Каждый раз перед сном она совершала ритуал. Прежде всего она останавливала большие часы с маятником, а затем выносила из комнаты все другие часы. Потом она ставила на письменный стол все цветочные горшки и вазы, чтобы они не разбились ночью. Дальше она открывала дверь между своей комнатой и комнатой родителей и закрепляла ее в таком положении.
На кровати большая подушка в изголовье не должна касаться деревянных частей кровати, маленькая подушка для головы должна лежать на большой ромбом. Больная кладет голову вдоль диагонали этого ромба. Пуховую перину нужно предварительно встряхнуть так, чтобы ее нижний конец стал толще головного конца. Но после этого больная тотчас разрушает всю работу, сплющивая сделанное в перине утолщение.