Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2103

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Каждое действие проверяется. Вся работа длится час или два, в течение которых ни сама девушка, ни ее испуганные родители не могут уснуть.

Годфруа Ж. Что такое психология

Для медицинской сестры важно помнить о навязчивых страхах - фобиях: канцерофобии, сифилофобии, кардиофобии и других нозофобиях, танатофобии, мизофобии, клаустрофобии, агорафобии, эритрофобии, женофобии, фобофобии, трискайдекафобии, акрофобии1 и т.д. Если речь идет о навязчивости, а не о бреде, пациент никогда не реализует своего желания. Эпизодически подобные состояния могут появляться и у практически здоровых людей. Например, боязнь поправиться. Но бывают случаи, когда навязчивости становятся сверхценными или даже бредовыми идеями (см. Приложение 7.2).

Приложение 7.2

Мышление и пищевое поведение

В подростковом и юношеском возрасте человек начинает проявлять повышенную озабоченность своим внешним обликом. Юношей в основном беспокоят рост и мышцы, девушек - излишняя полнота. В нашей культуре повышенный вес не приветствуется. И в результате

1 Наиболее подробный перечень простых фобий с определениями, на наш взгляд, дан в словаре А. Ребера.

многие нормальные и даже стройные девушки-подростки считают себя толстыми и стараются похудеть. В экстремальных случаях такая озабоченность своим весом может приводить к нарушениям пищевого поведения: анорексии и булимии.

Из-за боязни стать женщинами страдающие анорексией (или, как называют ее другие авторы, «подростковой манией похудения») девушки перестают есть, задерживая таким образом развитие собственного организма. Тело теряет округлость, у девушки пропадает сексуальное желание, и после того как жировые отложения начинают составлять менее 17 % от общего веса тела, прекращаются менструации.

Почти все больные анорексией - женщины в возрасте до 25 лет. Фактически не существует общепринятого метода лечения.

Целью любого лечения должно быть отделение чувств пациентки по отношению к еде от ее чувств по отношению к себе самой и развитие чувства собственного достоинства и независимости.

Больные, страдающие булимией, тоже сильно озабочены весом, но у них имеется неконтролируемая потребность много есть, особенно сладкого. Такие пациенты поглощают огромное количество углеводов за час или два (исследования показывают, что переедание направлено на снижение тревожности). Затем они ощущают подавленность из-за того, что потеряли над собой контроль. Чтобы компенсировать переедание, они вызывают у себя рвоту.


Булимия не имеет таких фатальных последствий, как анорексия. Но она несет в себе мощный потенциал саморазрушения и поэтому требует лечения. К счастью, булимия легче поддается лечению, чем анорексия.

Крайг Г. Психология развития

7.10. ОБЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Интеллект - это понятие, охватывающее познавательные процессы в целом. В данном пособии интеллект рассматривается как способность индивидуума приспосабливаться к окружающей среде.

Существует много различных моделей, рассматривающих структуру интеллекта. Впервые Р. Стернберг (R. Sternberg) описал три формы интеллектуального поведения:

• вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное);

• способность решать проблемы;

• практический интеллект (умение добиваться поставленных целей).

Некоторые психологи, например, Д. Гилфорд (J. Guilford), выделяют в структуре интеллекта до 120 факторов, включающих содержание мышления (о чем мы думаем), операции (как мы думаем) и результат (к чему приводит размышление).

Исследования показывают, что на интеллект влияют как генетические факторы и поведение матери во время беременности, так и факторы окружающей среды: питание, число детей в семье, социальное положение.

7.11. РАССТРОЙСТВА ИНТЕЛЛЕКТА

Различают врожденное слабоумие (олигофрения) и приобретенное слабоумие (деменция). Олигофрения бывает различной степени выраженности. По степени тяжести различают дебильность (дебилы способны к обучению в специальных школах), имбециль-ность, идиотию.

7.12. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Задание 1. Изучение особенностей группового мышления на основе методики «Потерпевшие кораблекрушение»

Цель: оценить преимущества индивидуального или группового мышления при решении одной и той же задачи, проанализировать собственное поведение, например, степень активности при отстаивании своей точки зрения, эмоциональные реакции, скорость решения.

Необходимое время: 1,5 ч.

Материалы: копии инструкций, бумага, карандаши или ручки.

Процедура: каждому члену группы дают следующую инструкцию и просят выполнить задание в течение 15 мин.

Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно тонет, местонахождение ее неясно из-за поломки основных навигационных приборов. Вам надо как можно скорее перебраться на спасательный надувной плот и захватить с собой необходимые для дальнейшего плавания предметы с яхты. Ниже дан список из 15 предметов, которые остались неповрежденными после пожара. Имущество оставшихся в живых людей составляют сигареты, несколько коробок спичек, немного денег.



Ваша задача - классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру «1» у самого важного предмета, цифру «2» - второго по значению и т.д.

• Секстант.

• Зеркало для бритья.

• Пятилитровая канистра с водой.

• Противомоскитная сетка.

• Одна коробка с армейским рационом.

• Карты Тихого океана.

• Надувная подушка (плавательное средство).

• Двухлитровая канистра нефтегазовой смеси.

• Маленький транзисторный радиоприемник.

• Репеллент, отпугивающий акул.

• Двадцать квадратных метров непрозрачного пластика.

• Бутылка рома крепостью 80°.

• Пятнадцать метров нейлонового каната.

• Две коробки шоколада.

• Рыболовная снасть.

После того как завершена индивидуальная классификация, группе1 дается 45 мин для осуществления групповой классификации. Группа должна прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из 15 предметов. Достичь согласия трудно, поэтому не каждая оценка будет получать полное одобрение всех участников. Группа старается каждую оценку дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти. Используйте следующие рекомендации для достижения согласия:

• Избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически.

• Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия, не старайтесь уклониться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.

• Избегайте таких методов «уменьшения конфликта», как голосование, компромиссные решения с целью достижения согласия при решении групповой задачи.

• Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху при принятии решения.

В результате у каждого получаются две классификации предметов: индивидуальная и групповая. При сравнении этих списков с правильными каждый испытуемый определяет степень своих ошибочных действий. Для этого подсчитывается разница между номером предмета в индивидуальном или групповом списке и номером контрольного списка. Чем больше разница, тем больше цена ошибки. Затем подсчитывается общая сумма баллов в каждом

1 Желательно ограничить число участников до четырех, поэтому может быть несколько групп.

списке. Если она оказывается больше 60, испытуемым угрожает неудачное плавание.

Оставшееся время следует посвятить обсуждению процесса принятия решения. Постарайтесь ответить на вопросы.


• Состоялось ли групповое обсуждение?

• Какие трудности вы испытывали при обсуждении?

• Какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия?

• Кто участвовал в процессе обсуждения, а кто нет?

• Кто оказывал влияние? Почему?

• Какие эмоции вы испытывали в процессе обсуждения и принятия решения?

• Что нового вы узнали о себе и о людях?

• Что вы теперь будете делать по-другому?

Если в упражнении участвовали один или несколько наблюдателей, то в конце они могут обеспечить обратную связь о групповом и индивидуальном поведении.

Задание 2. Групповое решение проблемы «Обеспечение соответствующего внешнего вида студентов медицинских училищ и колледжей»

Инструкция: ознакомьтесь с одной из методик принятия группового решения (см. пункт 7.6). В соответствии с четырьмя фазами принятия группового решения решите проблему «Обеспечение соответствующего внешнего вида студентов медицинских училищ и колледжей» или любую другую, актуальную для вашего учебного заведения.

В дальнейшем попытайтесь внедрить принятое вами решение в жизнедеятельность учебного заведения. На одном из последующих занятий по психологии проведите оценку результата.

Задание 3. Определение особенностей понятийного мышления с помощью методики «Исключение лишнего»

Инструкция: Вам предлагается 24 набора достаточно близких по смыслу понятий. Необходимо в каждой строчке отобрать только два слова, наиболее связанных с тестовым словом, стоящим перед скобками1.

1 Возможно обсуждение первого задания с целью снятия вопросов и затруднений.

• Война (самолет, пушки, сражение, ружья, солдаты).

• Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово).

• Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

• Сарай (сеновал, лошади, крыша, стены).

• Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

• Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

• Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

• Деление (делимое, карандаш, делитель, бумага).

• Игра (карты, игроки, штрафы, наказание, правила).

• Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).

• Газета (правда, приложение, телеграмма, бумага, любовь, текст, редактор).

• Книга (рисунок, война, бумага, любовь, текст).

• Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

• Землетрясение (пожар, смерть, колебание, почва, шум).

• Библиотека (город, книги, лекции, музыка, читатели).

• Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).


• Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

• Больница (помещение, сад, медицинская сестра, радио, больные).

• Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

• Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

• Мебель (стулья, стол, дерево, сервант, шкаф).

• Факультет (кафедра, декан, здание, студент, улица).

• Оружие (танки, самолеты, хлопушки, пушки, железо).

• Овощи (огурец, свекла, арбуз, морковь, яблоко).

Анализ результатов

При сравнении своих ответов с правильными испытуемые оценивают свои ответы в баллах: 2 балла соответствуют двум правильно выбранным словам, 1 балл - одному правильно выбранному слову, и 0 баллов, когда испытуемый не смог выбрать ни одного правильного слова. Результаты суммируются. Максимальное количество баллов равно 48. Результаты менее 24 баллов оцениваются как неудовлетворительные, свидетельствующие о неумении испытуемого сравнивать, анализировать и обобщать выделенные признаки.

ВЫВОДЫ

• Начальным моментом мышления является проблемная ситуация.

• В процессе решения задачи выделяют фазу предрешения и исполнительскую фазу.

• Мыслительный процесс осуществляется с помощью мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация и систематизация.

• Результатом мышления является формулирование понятий, суждений, умозаключений.

• К индивидуальным особенностям мышления можно отнести активность мышления, особенности мотивационной сферы, особенности стратегий мышления, динамические свойства мышления, уровень обобщения признаков, критичность, ригидность.

• На процессы мышления влияют личностные, когнитивные и социально-психологические особенности индивида.

• При взаимодействии людей возникает необходимость в групповом мышлении. При свободном групповом обсуждении проблем возможно повышение групповых результатов по сравнению с индивидуальными и формулирование новых гипотез и принципов решения различных задач.

• Творческому мышлению свойственны пластичность, подвижность, оригинальность.

• Творческому мышлению препятствуют конформизм, высокоразвитая тревожность, боязнь показаться агрессивным, боязнь возмездия со стороны человека, чья позиция оспаривается, завышенная оценка значимости собственных идей и т.д.

• Существуют методики, обучающие саногенному мышлению.