Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2107

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• К нарушениям мышления, с которыми наиболее часто сталкиваются медицинские сестры в своей практике, можно отнести навязчивые страхи - фобии.

• Существуют различные модели, рассматривающие структуру интеллекта. Исследования показывают, что на интеллект влияют как генетические факторы и поведение матери во время беременности, так и факторы окружающей среды: питание, число детей в семье, социальное положение.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопросы для самопроверки

• Какие виды мышления вы знаете?

• Дайте характеристику основных фаз мыслительного процесса.

• Что общего и различного между суждением и умозаключением?

• Какой из уровней определения понятий самый сложный и почему?

• Что влияет на результативность мышления?

• Каким образом мотивационная сфера влияет на мышление?

• Каким образом сестринский процесс может помочь решению проблем?

• Дайте характеристику этапам принятия группового решения.

• Опишите основные черты саногенного и патогенного мышления.

• Перечислите основные нарушения мышления и интеллекта.

• Что общего и различного между бредовыми идеями, сверхценными идеями и навязчивостями?

Заполнить пробелы

1. Мышление бывает импульсивным и__, наглядно-действенным, словесно-логическим и_, конвергентным и

_, патогенным и_, продуктивным и_.

2. Основные стратегии мышления - случайный перебор, рациональный перебор,_.

3. Мышление достигает своих наивысших результатов к _

годам.

4. Способность видеть вещи в новом свете называется_.

5. _- отрицание или утверждение чего-либо.

6. Беспорядочные и быстрые действия с целью нащупать правильное решения характерны для_мышления.

7. Расстройства интеллекта бывают приобретенные и_.

8. Саногенное мышление направлено на психическую регуляцию__человека.

9. Научное определение понятия включает описание_отличий предмета или явления.

10. Исключение рефлексии, мечтательность, застревание на обидах, чувстве вины характерны для_мышления.

Верно или неверно

1. На практике мышление существует как отдельный психический процесс.

2. Поддержание мыслительных процессов на стабильном уровне в течение всей жизни невозможно.

3. Групповое мышление всегда результативнее индивидуального.

4. Все люди с высоким IQ обладают креативностью.

5. Навязчивости могут появляться у практически здоровых людей.

6. Постоянное пользование самоприказами приводит к формированию положительных черт личности.


7. Во время дискуссии наблюдатели-секретари безоценочно фиксируют информацию.

8. Конформизм - способность отстаивать свою точку зрения.

9. Булимия поддается коррекции.

10. Аутизм - это мышление, направленное только на внешний мир.

Установить, верно ли проведено обобщение (фиалка - растение)

1. корнцанг - медицинский инструментарий;

2. дезинфектант - хлорамин;

3. книга - учебник;

4. цитоплазма - часть клетки;

5. анализ - синтез;

6. абстрагирование - мыслительная операция;

7. нарушение мышления - ксенофобия;

8. инъекция - шприц;

9. мышление - познавательный процесс;

10. таблетка - лекарственная форма.

Расположить понятия по порядку

От более частных к более общим, таким образом, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последующее звено относилось к предыдущему, как род к виду (ответ записать в виде: б-д-а-в-г).

1. а) анолит, б) профилактика внутрибольничной инфекции, в) дезинфектант, г) дезинфекция;

2. а) студент 21-й группы, б) житель Земли, в) студент медучилища, г) молодой человек, д) студент, е) россиянин, ж) Наумов Сергей;

3. а) фигура, б) квадрат, в) плоскостная фигура, г) прямоугольник, д) многоугольник;

4. а) храм, б) древнегреческий храм, в) строение, г) Парфенон, д) ритуальное сооружение;

5. а) тест, б) метод исследования, в) тест измерения умственных способностей, г) тест-опросник, д) метод психодиагностики.

Вам предлагается два суждения и одно умозаключение

Необходимо определить, верно оно или ошибочно.

1. Все граждане России имеют право на труд. Иванов - гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.

2. Все сочинения Пушкина нельзя прочитать за одну ночь. «Медный всадник» - сочинение Пушкина. Следовательно, «Медный всадник» нельзя прочитать за одну ночь.

Один - лишний. Почему?

1. мышление-внимание-воображение-обобщение-память;

2. инфаркт миокарда-стенокардия-гастрит-миокардит-кар-диосклероз;

3. анестезия-фантомные ощущения-иллюзии-психогенные боли;

4. пузырь для льда-наконечник для клизмы-шприц для инъекций-зонд для питания;

5. хлорамин-перекись водорода-пресепт-гипохлорид натрия- нейтральный анолит;

6. училище-колледж-школа-университет-академия.

Выбрать правильный ответ

1. Препятствие для развития творческого мышления:

а) умение отстаивать и защищать собственное мнение;

б) конформизм;



в) креативность;

г) когнитивность.

2. Навязчивости

а) не осознаваемы;

б) никогда не реализуются;

в) могут быть подавлены волевым путем.

3. К нарушениям мышления относится

а) эйфория;

б) олигофрения;

в) клаустрофобия;

г) гипотимия.

Найти соответствие




УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

Приведите пример верного и неверного суждения, умозаключения.

Напишите на букву А, Б, В и т.д.

• 3 лекарственных препарата;

• 3 сестринских диагноза;

• 3 врачебных диагноза;

• 3 предмета медицинского назначения;

• 3 сестринские манипуляции;

• 3 анатомических термина;

• и т.д.

Согласны ли вы с утверждением, что для операционной медицинской сестры очень важно одновременно владеть тремя видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-

логическим. Обоснуйте свой ответ. Назовите другие сестринские специальности, для которых это также необходимо.

В повседневной жизни мы совершаем множество ритуалов - перед экзаменом, после встречи с черной кошкой, если рассыпали соль, увидели мужчину с пустым ведром и т.д. Является ли это обсессией? Обоснуйте свой ответ.

Соседка попросила вас сделать ей внутривенную инъекцию. Оказалось, что у нее нет венозного жгута. Что можно использовать взамен?

Каким образом можно подогреть извлеченный из холодильника флакон с глазными каплями?

В каких целях можно использовать после употребления цилиндры и поршни одноразовых шприцев?

Какое из перечисленных выше препятствий может помешать вам стать творческим человеком?

Как вы думаете, какие идеи, высказанные во время мозгового штурма группой, будут более полезными - первые 50 или последние 50 и почему?

Подумайте, для чего еще можно использовать зубочистку (чайную ложку, расческу, бинт).

Проверьте, насколько хорошо вы умеете решать логические задачи.

Студент, изучающий психологию, перепутал имена ученых, даты их рождения и смерти, названия их главных трудов и даты их опубликования. Попробуйте соотнести ученых со сведениями о них.

Ученые: Вундт, Уотсон, Пиаже, Фрейд, Бине.

Годы жизни: 1832-1920; 1856-1939; 1857-1911; 1878-1958;

1896-1980.

Труды: «Бихевиоризм», «Введение в психоанализ», «Психология интеллекта», «Экспериментальное исследование интеллекта», «Элементы физиологической психологии».

Даты опубликования: 1873; 1903; 1916; 1924; 1947.

Также необходимо учитывать следующее:

Пиаже, опубликовавший свой труд в 1947 г., прожил на 30 лет дольше, чем автор «Экспериментального исследования интеллекта», причем этот последний труд не принадлежит Вундту.


«Введение в психоанализ» Фрейда не было опубликовано в

1903 г.

«Элементы физиологической психологии» были опубликованы в 1873 г. Автор этого труда прожил на 4 года больше, чем тот ученый, который умер позже всех.

Автор «Психологии интеллекта» родился на 18 лет позже Уотсона и опубликовал свой труд на 23 года позже Уотсона.

Примечание: в этой задаче проверяется не ваша память, а ваша способность к рассуждениям.

Дорисовать



Рис. 7-2.

Что здесь изображено?



Рис. 7-3.

ОТВЕТЫ

Ответы к методике «Потерпевшие кораблекрушение»

Зеркало для бритья, т.к. оно необходимо для сигнализации днем (солнечные зайчики).

Двухлитровая канистра нефтегазовой смеси, которую можно зажечь спичкой и банкнотой. Смесь будет плыть по воде и привлекать внимание спасателей.

Пятилитровая канистра с водой - необходима для утоления жажды.

Одна коробка с армейским рационом.

Двадцать квадратных метров непрозрачного пластика: используется для сбора дождевой воды и обеспечивает защиту от стихии.

Две коробки шоколада - резервный запас пищи.

Рыболовная снасть - на всякий случай, нет уверенности, что вы поймаете съедобную рыбу.

Пятнадцать метров нейлонового каната - используется для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт. Надувная подушка в роли спасательного круга. Репеллент, отпугивающий акул.

Бутылка рома крепостью 80° в качестве антисептика; в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание.

Маленький транзисторный радиоприемник.

Карты Тихого океана - без соответствующих навигационных приборов бесполезны.

Противомоскитная сетка - в Тихом океане нет москитов.

Секстант - без таблиц и хронометра бесполезен.

Ответы к методике «Исключение лишнего»

сражение, солдаты; глаза, слово; растения, земля; крыша, стены; берег, вода; здание, улица; углы, сторона; делимое, делитель; игроки, правила; диаметр, округлость; текст, редактор; бумага, текст; голос, мелодия; колебание, почва; книги, читатели; лист, дерево; состязание, победа; медицинская сестра, больные; чувство, человек; родина, человек; стулья, стол или сервант, шкаф; декан, студент; танки, пушки; свекла, морковь.