Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2780
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• К нарушениям мышления, с которыми наиболее часто сталкиваются медицинские сестры в своей практике, можно отнести навязчивые страхи - фобии.
• Существуют различные модели, рассматривающие структуру интеллекта. Исследования показывают, что на интеллект влияют как генетические факторы и поведение матери во время беременности, так и факторы окружающей среды: питание, число детей в семье, социальное положение.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Вопросы для самопроверки
• Какие виды мышления вы знаете?
• Дайте характеристику основных фаз мыслительного процесса.
• Что общего и различного между суждением и умозаключением?
• Какой из уровней определения понятий самый сложный и почему?
• Что влияет на результативность мышления?
• Каким образом мотивационная сфера влияет на мышление?
• Каким образом сестринский процесс может помочь решению проблем?
• Дайте характеристику этапам принятия группового решения.
• Опишите основные черты саногенного и патогенного мышления.
• Перечислите основные нарушения мышления и интеллекта.
• Что общего и различного между бредовыми идеями, сверхценными идеями и навязчивостями?
Заполнить пробелы
1. Мышление бывает импульсивным и__, наглядно-действенным, словесно-логическим и_, конвергентным и
_, патогенным и_, продуктивным и_.
2. Основные стратегии мышления - случайный перебор, рациональный перебор,_.
3. Мышление достигает своих наивысших результатов к _
годам.
4. Способность видеть вещи в новом свете называется_.
5. _- отрицание или утверждение чего-либо.
6. Беспорядочные и быстрые действия с целью нащупать правильное решения характерны для_мышления.
7. Расстройства интеллекта бывают приобретенные и_.
8. Саногенное мышление направлено на психическую регуляцию__человека.
9. Научное определение понятия включает описание_отличий предмета или явления.
10. Исключение рефлексии, мечтательность, застревание на обидах, чувстве вины характерны для_мышления.
Верно или неверно
1. На практике мышление существует как отдельный психический процесс.
2. Поддержание мыслительных процессов на стабильном уровне в течение всей жизни невозможно.
3. Групповое мышление всегда результативнее индивидуального.
4. Все люди с высоким IQ обладают креативностью.
5. Навязчивости могут появляться у практически здоровых людей.
6. Постоянное пользование самоприказами приводит к формированию положительных черт личности.
7. Во время дискуссии наблюдатели-секретари безоценочно фиксируют информацию.
8. Конформизм - способность отстаивать свою точку зрения.
9. Булимия поддается коррекции.
10. Аутизм - это мышление, направленное только на внешний мир.
Установить, верно ли проведено обобщение (фиалка - растение)
1. корнцанг - медицинский инструментарий;
2. дезинфектант - хлорамин;
3. книга - учебник;
4. цитоплазма - часть клетки;
5. анализ - синтез;
6. абстрагирование - мыслительная операция;
7. нарушение мышления - ксенофобия;
8. инъекция - шприц;
9. мышление - познавательный процесс;
10. таблетка - лекарственная форма.
Расположить понятия по порядку
От более частных к более общим, таким образом, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последующее звено относилось к предыдущему, как род к виду (ответ записать в виде: б-д-а-в-г).
1. а) анолит, б) профилактика внутрибольничной инфекции, в) дезинфектант, г) дезинфекция;
2. а) студент 21-й группы, б) житель Земли, в) студент медучилища, г) молодой человек, д) студент, е) россиянин, ж) Наумов Сергей;
3. а) фигура, б) квадрат, в) плоскостная фигура, г) прямоугольник, д) многоугольник;
4. а) храм, б) древнегреческий храм, в) строение, г) Парфенон, д) ритуальное сооружение;
5. а) тест, б) метод исследования, в) тест измерения умственных способностей, г) тест-опросник, д) метод психодиагностики.
Вам предлагается два суждения и одно умозаключение
Необходимо определить, верно оно или ошибочно.
1. Все граждане России имеют право на труд. Иванов - гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.
2. Все сочинения Пушкина нельзя прочитать за одну ночь. «Медный всадник» - сочинение Пушкина. Следовательно, «Медный всадник» нельзя прочитать за одну ночь.
Один - лишний. Почему?
1. мышление-внимание-воображение-обобщение-память;
2. инфаркт миокарда-стенокардия-гастрит-миокардит-кар-диосклероз;
3. анестезия-фантомные ощущения-иллюзии-психогенные боли;
4. пузырь для льда-наконечник для клизмы-шприц для инъекций-зонд для питания;
5. хлорамин-перекись водорода-пресепт-гипохлорид натрия- нейтральный анолит;
6. училище-колледж-школа-университет-академия.
Выбрать правильный ответ
1. Препятствие для развития творческого мышления:
а) умение отстаивать и защищать собственное мнение;
б) конформизм;
в) креативность;
г) когнитивность.
2. Навязчивости
а) не осознаваемы;
б) никогда не реализуются;
в) могут быть подавлены волевым путем.
3. К нарушениям мышления относится
а) эйфория;
б) олигофрения;
в) клаустрофобия;
г) гипотимия.
Найти соответствие
УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ
Приведите пример верного и неверного суждения, умозаключения.
Напишите на букву А, Б, В и т.д.
• 3 лекарственных препарата;
• 3 сестринских диагноза;
• 3 врачебных диагноза;
• 3 предмета медицинского назначения;
• 3 сестринские манипуляции;
• 3 анатомических термина;
• и т.д.
Согласны ли вы с утверждением, что для операционной медицинской сестры очень важно одновременно владеть тремя видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-
логическим. Обоснуйте свой ответ. Назовите другие сестринские специальности, для которых это также необходимо.
В повседневной жизни мы совершаем множество ритуалов - перед экзаменом, после встречи с черной кошкой, если рассыпали соль, увидели мужчину с пустым ведром и т.д. Является ли это обсессией? Обоснуйте свой ответ.
Соседка попросила вас сделать ей внутривенную инъекцию. Оказалось, что у нее нет венозного жгута. Что можно использовать взамен?
Каким образом можно подогреть извлеченный из холодильника флакон с глазными каплями?
В каких целях можно использовать после употребления цилиндры и поршни одноразовых шприцев?
Какое из перечисленных выше препятствий может помешать вам стать творческим человеком?
Как вы думаете, какие идеи, высказанные во время мозгового штурма группой, будут более полезными - первые 50 или последние 50 и почему?
Подумайте, для чего еще можно использовать зубочистку (чайную ложку, расческу, бинт).
Проверьте, насколько хорошо вы умеете решать логические задачи.
Студент, изучающий психологию, перепутал имена ученых, даты их рождения и смерти, названия их главных трудов и даты их опубликования. Попробуйте соотнести ученых со сведениями о них.
Ученые: Вундт, Уотсон, Пиаже, Фрейд, Бине.
Годы жизни: 1832-1920; 1856-1939; 1857-1911; 1878-1958;
1896-1980.
Труды: «Бихевиоризм», «Введение в психоанализ», «Психология интеллекта», «Экспериментальное исследование интеллекта», «Элементы физиологической психологии».
Даты опубликования: 1873; 1903; 1916; 1924; 1947.
Также необходимо учитывать следующее:
Пиаже, опубликовавший свой труд в 1947 г., прожил на 30 лет дольше, чем автор «Экспериментального исследования интеллекта», причем этот последний труд не принадлежит Вундту.
«Введение в психоанализ» Фрейда не было опубликовано в
1903 г.
«Элементы физиологической психологии» были опубликованы в 1873 г. Автор этого труда прожил на 4 года больше, чем тот ученый, который умер позже всех.
Автор «Психологии интеллекта» родился на 18 лет позже Уотсона и опубликовал свой труд на 23 года позже Уотсона.
Примечание: в этой задаче проверяется не ваша память, а ваша способность к рассуждениям.
Дорисовать
Рис. 7-2.
Что здесь изображено?
Рис. 7-3.
ОТВЕТЫ
Ответы к методике «Потерпевшие кораблекрушение»
Зеркало для бритья, т.к. оно необходимо для сигнализации днем (солнечные зайчики).
Двухлитровая канистра нефтегазовой смеси, которую можно зажечь спичкой и банкнотой. Смесь будет плыть по воде и привлекать внимание спасателей.
Пятилитровая канистра с водой - необходима для утоления жажды.
Одна коробка с армейским рационом.
Двадцать квадратных метров непрозрачного пластика: используется для сбора дождевой воды и обеспечивает защиту от стихии.
Две коробки шоколада - резервный запас пищи.
Рыболовная снасть - на всякий случай, нет уверенности, что вы поймаете съедобную рыбу.
Пятнадцать метров нейлонового каната - используется для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт. Надувная подушка в роли спасательного круга. Репеллент, отпугивающий акул.
Бутылка рома крепостью 80° в качестве антисептика; в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание.
Маленький транзисторный радиоприемник.
Карты Тихого океана - без соответствующих навигационных приборов бесполезны.
Противомоскитная сетка - в Тихом океане нет москитов.
Секстант - без таблиц и хронометра бесполезен.
Ответы к методике «Исключение лишнего»
сражение, солдаты; глаза, слово; растения, земля; крыша, стены; берег, вода; здание, улица; углы, сторона; делимое, делитель; игроки, правила; диаметр, округлость; текст, редактор; бумага, текст; голос, мелодия; колебание, почва; книги, читатели; лист, дерево; состязание, победа; медицинская сестра, больные; чувство, человек; родина, человек; стулья, стол или сервант, шкаф; декан, студент; танки, пушки; свекла, морковь.