Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2649
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заполнить пробелы
1. рефлексивным; наглядно-образным; дивергентным; сано-генным; репродуктивным; 2. систематический перебор; 3. 30-40;
4. креативность; 5. суждение; 6. импульсивного; 7. врожденные; 8. эмоционального состояния; 9. родо-видовых; 10.7 патогенного.
Верно или неверно
1-Н. 2-Н. 3-Н. 4-Н. 5-В. 6-Н. 7-В. 8-Н. 9-В. 10-Н.
Верно или неверно проведено обобщение
1-В. 2-Н. 3-Н. 4-В. 5-Н. 6-В. 7-Н. 8-Н. 9-В.10-В.
Расположить понятия по порядку
1. а-в-г-б; 2. ж-а-в-д-г-е-б; 3. б-г-д-в-а; 4. г-б-а-д-в;
5. в-г-а-д-б.
Вам предлагается два суждения и одно умозаключение
1-В. 2-Н.
Один - лишний
1. обобщение; 2 гастрит; 3. иллюзии; 4. пузырь для льда; 5. перекись водорода; 6. школа.
Выбрать правильный ответ
1. б; 2. б; 3. в. Найти соответствие
1. 1-Г; 2-В; 3-Б; 4-Д; 5-А.
2. 1-А; 2-Б.
3. 1-А; 2-Г; 3-Б; 4-В; 5-Е; 6-Д; 7-Ж.
Глава 8. ВНИМАНИЕ
Основные понятия: внимание, виды внимания, интенсивность внимания, истощаемость внимания, непроизвольное внимание, объем внимания, отвлекаемость, патологическая прикованность, переключаемость внимания, послепроизвольное внимание, произвольное внимание, распределение внимания, устойчивость внимания.
Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности человека. Внимание можно рассматривать как процесс или сторону процесса (сенсорное, интеллектуальное внимание), как состояние (состояние сосредоточенности), как свойство личности (внимательность).
Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной.
8.1. ВИДЫ ВНИМАНИЯ
Одна из классификаций внимания основана на его зависимости от уровней психической регуляции. Выделяют непроизвольное (пассивное), произвольное (активное) и послепроизвольное внимание.
При непроизвольном внимании психическая деятельность человека устремляется в том или ином направлении сама по себе, без сознательных волевых усилий личности, без предварительно-
го намерения. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наиболее важный жизненный или личностный смысл.
Непроизвольное внимание возникает под влиянием внешних и внутренних факторов. Среди внешних факторов большую роль играют сила, интенсивность, неожиданность раздражителя. При этом следует учитывать не только абсолютную, но и относительную силу раздражителя и особенно контраст между ними. Днем звук шагов по больничному коридору едва ли привлечет внимание, зато ночью даже тихие шаги становятся сильным раздражителем. Также привлекает внимание все необычное, пульсирующее, движущееся. На этих закономерностях построена реклама.
Среди внутренних факторов особое место занимает постоянная или временная значимость раздражителя. Направление непроизвольного внимания данного индивида связано с общей направленностью личности, оно высвечивает характер человека. Подумайте, что для вас, как для будущего медработника, более значимо: цвет кожных покровов пациента или его поза, тон голоса или во что он одет, какие у него украшения или что приносят ему родственники и т.д.
Кроме того, человек часто обращает внимание только на детали, отвечающие его ожиданиям. Поэтому медицинская сестра, ожидающая от пациентов нарушения лечебно-охранительного режима и неуважительного отношения к себе, скорее всего, будет замечать и интерпретировать действия пациентов в соответствии со своими ожиданиями.
Непроизвольное внимание дано человеку от природы и зависит от подсознательной установки. Поэтому если медицинской сестре ее работа не нравится, то вряд ли стоит удивляться тому, что она не заметила усиления отечности лица у пациента или запаха ацетона при его дыхании.
Произвольное внимание возникает по нашему собственному желанию, по просьбе и указанию другого человека и усилием воли удерживается определенное время на объекте. Произвольное внимание особенно необходимо там, где сам объект обладает недостаточно привлекательными, интересными и новыми качествами (изучение малоинтересного предмета). Произвольное внимание должно быть воспитано и без специального обучения не существует. Уровень развития такого внимания характеризует не только направленность интересов человека, но и его личностные, волевые качества. Ведь если непроизвольным вниманием управляют внеш-
ние объекты, то хозяином произвольного внимания является сам человек: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что».
Но внешние условия тоже оказывают влияние на организацию произвольного внимания. Трудно заставить себя быть внимательным в непривычной обстановке, когда появляется много дополнительных раздражителей. Поэтому лучше всего работается в условиях, где есть четкий режим, рабочее место специально подготовлено и устранены посторонние раздражители. В то же время не стоит требовать полной, «стерильной» тишины. Дополнительные раздражители могут даже способствовать концентрации внимания.
Основные виды внимания - непроизвольное и произвольное - тесно связаны между собой и порой переходят одно в другое. Но решающая роль в жизнедеятельности человека принадлежит произвольному вниманию.
Послепроизвольное внимание характеризуется снижением волевого процесса и сосредоточением сознания на объекте вследствие возникшего интереса.
Сравнительная характеристика видов внимания представлена в таблице 8-1.
Таблица 8-1. Сравнительная характеристика видов внимания
8.2. СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ
Основные свойства внимания человека - это интенсивность, устойчивость, переключаемость, распределение, объем.
Под интенсивностью внимания понимается повышенная сосредоточенность сознания на определенном объекте, на конкретной деятельности, что не позволяет отвлекаться на посторонние раздражители.
Устойчивость - это возможность длительной концентрации внимания на определенном объекте. Какие причины могут влиять на устойчивость внимания? Одни из них связаны со свойствами нервной системы человека (сильный-слабый, уравновешенный- неуравновешенный, подвижный-инертный тип), с общим состоянием организма в данный момент времени; другие - с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к деятельности, ее значимости для человека); третьи - с внешними обстоятельствами.
Переключаемость - это перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой. У здорового человека этот процесс должен происходить без замедления и ущерба для сосредоточенности внимания. Данная характеристика внимания проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание. Такой перевод может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольная переключаемость внимания может свидетельствовать о неустойчивости внимания, но такую неустойчивость не всегда следует рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма.
Способность к переключению внимания индивидуальна, зависит от типа нервной системы и поддается тренировке с помощью упражнений.
Распределение внимания - способность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более видов деятельности.
Распределение внимания между различными видами деятельности вовсе не означает, что они в буквальном смысле выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвратиться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.
Высокий уровень распределения внимания - одно из обязательных условий медицинского труда. Исследования показывают, что трудность представляет совмещение двух однородных видов деятельности (двух видов умственной активности, двух видов двигательной активности). Поэтому на уроке разумнее слушать преподавателя, а не читать параллельно книгу, т.к. после занятий скорее останется неудовлетворенность и от объяснения, и от книги, чем радость понимания чего-то.
Более эффективно распределяется внимание между умственной и двигательной активностью, при их совмещении снижается продуктивность умственной деятельности. В этих случаях условием успешного распределения внимания является автоматизация одного из одновременно осуществляемых видов деятельности. Следует
помнить также, что хорошее распределение внимания редко соотносится с его интенсивностью. Эти свойства внимания в известной мере противоположны.
Объем внимания - это среднее количество предметов или их деталей, которые одномоментно могут находиться в сфере внимания человека. Объем внимания у взрослого человека в среднем равен 5-7 элементам. Объем внимания можно увеличить путем тренировок. Это очень важно для многих сестринских специальностей.
8.3. НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
Свойством, противоположным внимательности, считается невнимательность, которая бывает самой разной.
Невнимательность первого типа - это рассеянность, характеризуемая слабой интенсивностью внимания и его легкой непроизвольной переключаемостью. Подобный тип внимания характерен для детей, а у взрослых может быть как результатом плохого состояния здоровья, чрезмерного утомления или возбуждения, так и плохого воспитания. Подобная постоянная рассеянность иногда говорит о легкомыслии человека и его поверхностном отношении к жизни.
Невнимательность второго типа часто называют «профессорской». Она характеризуется высокой сосредоточенностью на своих мыслях, трудной переключаемостью и распределением внимания. Классический пример - герой романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» Жак Паганель.
Наличие двух противоположных видов рассеянности говорит о том, что за внешне похожими поведенческими проявлениями могут иметь место совершенно разные психологические факторы.
8.4. НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ
Наиболее частыми нарушениями внимания являются истощае-мость, отвлекаемость и патологическая прикованность.
Истощаемость внимания характеризуется тем, что человек в процессе беседы или при выполнении мыслительных операций быстро устает, теряет нить разговора, качество ответов ухудшается. Истощаемость характерна для астенических состояний.
Отвлекаемость внимания свойственна гипертимикам. Внимание при этом непрерывно переключается с одного на другое, фиксируя малейшие детали происходящего, но более или менее длительное сосредоточение внимания на объекте, усидчивость вызывают затруднение.
Неспособность удерживать внимание на предмете у детей младшего школьного возраста может приводить к неспособности к научению. Для многих таких детей характерна еще и гиперактивность. Такая комбинация носит название синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Существует множество мнений относительно причин СДВГ. Предлагаемые методы лечения не менее разнообразны. Некоторым детям помогает риталин1 (меридил) при условии тщательного контроля за ходом лечения. Немедикаментозной формой лечения является перестройка окружающей среды ребенка с целью ее упрощения, снижения количества отвлекающих стимулов.
Патологическая прикованность внимания к определенному кругу представлений наблюдается у людей, находящихся в депрессии. Они не в состоянии отвлечься от тягостных переживаний, не могут читать, смотреть телевизор, думая все время о безысходности своего положения.
8.5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Задание 1. Исследование избирательности внимания методом корректурной пробы
Материалы и оборудование: бланк, карандаш и секундомер.
• бсолнцевтргщоцрайонзгуцновостьхэьгчафактуекэкзаментроч
• ягргцпрокуроргцрсешбостеорияентсджзбьамхоккейтранцыурс
• фруйгзхтелевизорболдекзхюэлгшьбпамятьщогхеюжип-дрошлптс
• хэнздвосприятиейцукндшизхьвафыапролблюбовьабфыр-плослдк
• есласпектакльячсимтьбаюжюерадостьвуфцпэждлорпна-родшмвт
• лжьхэгнеекуыфйшрепортажзждорлафываэфбьдьконкурсзде-напт
• йфячыцувскапрличностьэхжэьеюдшглоджэпрплаваниед-тлжкваы
• эзбьтрлгжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфрячатлджэть-бюн
• хтьфтасенлабораториягшденруцгшщтлроснованиезшэрэмит-дто
1 Стимулятор из семейства амфетаминов