Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2785
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• нтаопрукгвмстрпсихиатриябплмстчьйгяомтзацэьантазатлнкн1 Исследование проводится в парах, состоящих из экспериментатора и испытуемого2. Экспериментатор читает испытуемому инструкцию, предъявляет бланк и фиксирует время выполнения задания.
Инструкция испытуемому: «Вам будет дан бланк с напечатанными в нем построчно буквами и словами в единственном числе в именительном падеже. Отыщите и подчеркните в нем слова от первой буквы до последней. Старайтесь не пропускать ни одного слова. Работайте быстро, т.к. время фиксируется. Если все понятно и нет вопросов, тогда начали».
Обработка и анализ результатов
Показателем избирательности в данном случае является время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании слов. В данном тексте помещены следующие 24 слова: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.
Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок (табл. 8-2), в которой баллы начисляются в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снимается по баллу.
Таблица 8-2. Шкала оценок избирательности внимания
1 Корректурные пробы можно подготовить самим. На бланке должно быть напечатано по 10 сплошных строчек по 54 буквы в каждой строке. Среди этих букв в случайном порядке размещены 24 существительных в именительном падеже единственного числа. Степень сложности слов разная.
2 Исследование избирательности внимания можно провести самостоятельно и в группе.
Окончание табл. 8-2
Следует обратить внимание на испытуемых, получивших от 0 до 3 баллов, и попытаться выяснить причину слабой избирательности внимания. Это могут быть состояния сильного эмоционального переживания, внешние помехи, скрытое нежелание тестироваться.
Избирательность внимания поддается тренировке. Очень высокий уровень избирательности внимания - это свидетельство феноменальной психической активности человека.
Задание 2. Исследование переключаемости внимания
Материалы и оборудование: модифицированная таблица Шульте, указка, секундомер.
Исследование содержит три серии, которые следуют друг за другом1. Таблица предъявляется испытуемому в каждой серии только после инструкции по сигналу «Начали!» для того, чтобы испытуемый заранее не искал месторасположение соответствующих цифр.
Инструкция испытуемому в первой серии: «Возьмите указку. Вам будет предъявлена таблица с черными и белыми числами. Как можно быстрее и без ошибок укажите и найдите все черные числа в возрастающем порядке от 1 до 25. Если все понятно, то приготовьтесь. Начали!»
Инструкция испытуемому во второй серии: «В этой же таблице укажите и назовите все белые числа в убывающем порядке от 24 до 1. Приготовьтесь. Начали!»
Инструкция испытуемому в третьей серии: «В этой же таблице как можно быстрее и без ошибок найдите, укажите и назовите попеременно черные и белые числа. Черные при этом должны последовательно возрастать, а белые - убывать. Начинайте с черной «1» и белых «24». Если нет вопросов, приготовьтесь. Начали!»
Результаты заносятся в таблицу 8-3.
1 Перед второй и третьей сериями рекомендуется делать перерыв 2-3 мин для отдыха испытуемого.
Таблица 8-3. Результаты испытаний переключаемости внимания
Обработка и анализ результатов
Время переключения внимания подсчитывается по формуле: Т=Т1+2-Т3. Уровень переключаемости внимания определяется с помощью таблицы 8-4.
Таблица 8-4. Уровни переключаемости внимания
Если испытуемый выполнил задания в первой или во второй серии менее чем за 33 с, итоговый показатель следует увеличить, подняв ранг на 1-2 единицы. Если в первой или во второй сериях испытуемый на поиск цифр затрачивал более 60 с, то ранг увеличивается на 1-2 единицы, то есть уровень переключаемости определяется как более низкий. Если время переключения оказалось меньше или равно нулю, опыт необходимо повторить.
ВЫВОДЫ
• По одной из наиболее популярных классификаций, внимание разделяется на непроизвольное, произвольное и послепроиз-вольное.
• Основная функция непроизвольного внимания заключается в выделении тех объектов, которые в данный момент могут иметь наиболее важный жизненный или личностный смысл.
• Направленность непроизвольного внимания медицинской сестры может свидетельствовать о степени ее профессионализма.
• Уровень развития произвольного внимания характеризует волевые качества индивида.
• Основные свойства внимания - это интенсивность, устойчивость, переключаемость, распределение и объем.
• На устойчивость внимания влияют свойства нервной системы, состояние организма в данный момент, мотивация, внешние обстоятельства.
• Высокий уровень распределения внимания - одно из обязательных условий медицинского труда.
• Более эффективно распределяется внимание между умственной и двигательной активностью.
• Невнимательность взрослых может быть результатом плохого состояния здоровья, чрезмерного утомления или возбуждения, плохого воспитания.
• Наиболее частыми нарушениями внимания являются исто-щаемость, отвлекаемость и патологическая прикованность.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Вопросы для самопроверки
• Проведите сравнительный анализ непроизвольного и произвольного видов внимания.
• Перечислите внешние и внутренние факторы, которые оказывают воздействие на различные виды внимания.
• Чем послепроизвольное внимание отличается от непроизвольного?
• Дайте характеристику основных свойств внимания.
• Невнимательность какого типа вы чаще обнаруживаете у себя?
• Охарактеризуйте основные нарушения внимания.
• С каким другим расстройством чаще всего связан дефицит внимания у детей младшего школьного возраста?
• Какие закономерности внимания используются в рекламе?
Заполнить пробелы
1. Непроизвольное внимание связано с общей_личности.
2. Человек часто обращает внимание только на детали, отвечающие его_.
3. Послепроизвольное внимание характеризуется _ волевого
процесса.
4. Условием успешного распределения внимания является_
одного из одновременно осуществляемых видов деятельности.
5. Немедикаментозной формой лечения СДВГ является перестройка окружающей среды ребенка с целью_количества
отвлекающих стимулов.
6. Успех учебной деятельности прежде всего зависит от _
внимания.
Верно или неверно
1. Произвольное внимание активно.
2. Непроизвольная переключаемость внимания всегда вредит работе.
3. Чем выше интенсивность внимания, тем успешнее его распределение.
4. Невнимательность - это слабая интенсивность внимания и его легкая непроизвольная переключаемость.
5. Невнимательность - это высокая сосредоточенность на своих мыслях и трудная переключаемость на внешние стимулы.
6. Произвольное внимание дано человеку от природы.
7. В «стерильной» тишине всегда лучше работается.
8. Произвольное и непроизвольное внимание могут переходить друг в друга.
Выбрать правильный ответ
1. Основная функция непроизвольного внимания
а) быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды;
б) действия в соответствии с поставленной задачей;
в) все ответы верны.
2. Непроизвольное внимание
а) требует волевых усилий, утомляет;
б) дано человеку от природы;
в) без специального обучения не существует.
3. Произвольное внимание
а) возникает без волевого усилия;
б) легко переключается;
в) необходимо при изучении неинтересного предмета.
4. Более эффективно распределяется внимание между а) двумя видами умственной деятельности;
б) двумя видами физической деятельности;
в) двумя разными видами деятельности: умственной и физической.
5. Объем внимания у взрослого человека в среднем равен
а) 2-4 элементам
б) 5-7 элементам
в) 8-10 элементам
Найти соответствие
1. Нарушение внимания:
1. Истощаемость
2. Отвлекаемость
3. Патологическая прикованность
Характерно
A. Для гипертимиков
Б. Для астенических состояний
B. Для депрессивных состояний
2. Свойства внимания:
1. Интенсивность
2. Устойчивость
3. Распределение
4. Объем
5. Переключаемость
Определения
A. Перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другую
Б. Длительная концентрация внимания на определенном объекте
B. Повышенная сосредоточенность сознания на определенном объекте
Г. Способность одновременного успешного выполнения двух или более различных видов деятельности
Д. Среднее количество объектов, которые одномоментно могут находиться в сфере внимания человека
| |
| |
УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ
• Требуется одновременно гладить себя по животу и чесать голову. Постарайтесь не допускать ошибок в этом простом упражнении. Если ошибки возникают, дайте им объяснения.
• Начните в тетради на строчке рисовать небольшие треугольники вершиной то вверх, то вниз. Постарайтесь не делать ошибок (повторов). Если ошибки имеют место, дайте им объяснения.
• Подсчитайте, между сколькими объектами и действиями вынуждены распределять внимание процедурная сестра, операционная сестра, фельдшер скорой помощи.
• Подумайте, для каких сестринских специальностей наиболее важно иметь объем внимания выше среднего.
Определите, кто же более внимательный
«Как-то произошел спор, кого можно назвать более внимательным. Один из спорящих сказал: «Иван Иванович очень внима-
тельный. Когда он заполняет историю болезни или слушает, что ему говорит пациент, то ничто его не может отвлечь: ни появление кого-нибудь в кабинете, ни разговоры других, ни звук радио. Все его внимание поглощено тем, что он в данный момент делает». - «А по-моему, - возразил другой, - Павел Петрович более внимательный. С каким бы увлечением он ни читал лекцию, все ж ни одна деталь поведения студентов в аудитории не ускользнет от его внимания. Он видит и слышит, что делается вокруг». - «Нет уж, Борис Васильевич внимательнее всех, - сказал третий. - Однажды мы шли в полной темноте по дороге, и вдруг неожиданно вспыхнул и сразу же погас свет от электрического фонарика. Мы успели лишь заметить фигуру мужчины, а Борис Васильевич за этот краткий миг разглядел и мужчину, и автомат в его руках, и стоящую рядом собаку. Оказалось, он все заметил правильно. Нам повстречался пограничник». Так кто же более внимательный?