Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2127

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• Существует классификация эмоций, основанная на их длительности и степени выраженности: аффект, собственно эмоции, чувства, настроения, страсть.

• Существует классификация эмоций по их качеству: положительные (благодарность, радость, злорадство и т.д.), отрицательные (страдание, гнев, страх, стыд и т.д.), нейтральные (удивление, безразличие и т.д.).

• К расстройствам эмоций можно отнести апатию, эйфорию, дисфорию, депрессию, манию.

• К. Роджерс считал, что даже попытка понять другого человека способствует его выздоровлению.

• Эмпатия, конгруэнтность терапевта и безусловно положительное отношение к пациенту - условия успешного психотерапевтического процесса.

• Эмпатия - профессионально важное качество сестринского персонала.

• Сущность стресса состоит в том, что возникает интенсивная потребность в перестройке или адаптации организма.

• Общий адаптационный синдром включает три фазы: тревогу, сопротивление, истощение.

• Стрессовые реакции зависят от наследственности, пола, возраста, иммунитета, воспитания, актуального состояния и т.д.

• Сестринский персонал может быть подвержен профессиональному выгоранию. Профессиональное выгорание является эмоциональным истощением вследствие стресса межличностного взаимодействия.

• В группе наибольшего риска развития профессионального выгорания находится сестринский персонал отделений неотложной терапии.

• Один из ведущих факторов профилактики профессионального выгорания - индивидуальная выносливость, которая защищает от напряжения, если изменить восприятие стрессовой ситуации и использовать эффективные копинг-механизмы.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопросы для самопроверки

• Как рассматривается эмоция в теории П.В. Симонова?

• Какие еще правила и принципы, кроме принципа информированного согласия, определяют взаимодействие пациентов и сестринского персонала?

• Какие существуют классификации эмоциональных состояний?

• Назовите положительные, отрицательные и нейтральные эмоции.

• Что общего и различного между депрессивной и маниакальной триадами?

• Дайте определение и характеристику эмпатии. Почему эмпа-тию выделяют в профессионально важное качество сестринского персонала?


• Каким образом эмпатия влияет на личностную и профессиональную компетентность?

• Почему Г. Селье рассматривает стресс как неспецифический ответ организма?

• Что имеют в виду, говоря о двуликости стресса?

• Что общего между эустрессом и дистрессом?

• Дайте характеристику основных групп стрессоров и стрессовых ситуаций в деятельности сестринского персонала.

• Как можно предотвратить развитие дистрессов?

• Дайте характеристику стадий профессионального выгорания сестринского персонала. Каковы факторы, способствующие профессиональному выгоранию?

• Можно ли предупредить профессиональное выгорание?

Заполнить пробелы

1. Стресс с положительным эффектом называется_.

2. Эмоция возникает тогда, когда есть_между имеющимся и

необходимым уровнями информации.

3. В состоянии аффекта самоконтроль значительно_.

4. Чувства являются_эмоций.

5. _позволяет преодолевать культурные барьеры.

6. Страсть - сильное, абсолютно_чувство.

7. Копинг-механизмы бывают_и_.

8. Универсальное антистрессовое средство - это_.

9. Собственно эмоции выражают _ отношение личности к

воспринятой информации.

10. По мнению некоторых авторов, наихудший враг медицинской сестры -__.

Верно или неверно

1. Человек всегда способен назвать свои эмоциональные состояния.

2. Стрессов нужно избегать.

3. Настроения носят конкретный предметный характер.

4. Профессиональное выгорание наступает внезапно.

5. Взятие ответственности за свои действия - это адаптивный механизм управления стрессом.

6. Приспособительная функция организма зависит от специфичности стрессора.

7. Эмпатия необходима каждому для развития личностной и профессиональной компетентности.

8. Стресс всегда имеет отрицательные последствия.

9. Овладение стрессовой ситуацией следует начинать с приема лекарственных препаратов.

10. Один и тот же стрессор вызывает у разных людей одни и те же реакции.

11. Профессиональное выгорание обычно случается с профессионалами, которые творчески подходят к своей деятельности.

12. Пациент не имеет права отказываться от медицинского вмешательства.

13. Основная причина эмоционального выгорания - необходимость людей взаимодействовать друг с другом.

14. Переживание радости - стрессовая ситуация для организма.

Выбрать правильный ответ

1. Эмпатия на пациента:

а) влияет положительно;

б) влияет отрицательно;

в) не оказывает никакого влияния.



2. Расстройства эмоций

а) абулия;

б) апатия;

в) амнезия;

г) анорексия;

д) абстиненция.

3. Депрессивное состояние характеризуется изменениями

а) в эмоциональной сфере;

б) в интеллектуальной сфере;

в) двигательной активности;

г) деятельности ЖКТ;

д) все ответы верны.

4. Расстройство эмоций

а) анестезия;

б) булимия;

в) делирий;

г) реминисценция;

д) депрессия.

5. Стресс возникает в ответ на:

а) приятные события;

б) неприятные события;

в) и приятные, и неприятные.

Найти соответствие




УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

У. Джеймс предлагает следующие синонимы к слову «ненависть»: антипатия, вражда, злоба, нерасположение, отвращение, мстительность, неприязнь, омерзение. Предложите синонимы к слову «радость».

Многие авторы считают эмпатию генетически детерминированным свойством, усиленным или ослабленным жизненным опытом индивида. Существуют различные тренинговые методы, повышающие эмпатическую способность и умение более эффективно применять ее в общении с пациентом. Во время практических занятий на клинических базах поработайте с методикой Р. Смит (R. Smith) и Р. Хоппе (R. Hoppe), которая предлагает пошаговое выстраивание эмпатического поведения при взаимодействии с пациентом. Зафиксируйте ваши действия в таблице 10-2.

Таблица 10-2. Результаты эмпатического поведения при общении с пациентом



В учебнике по основам сестринского дела найдите описание алгоритма какой-либо манипуляции. Подумайте, каким образом объяснение пациенту цели и хода манипуляции обеспечивает психологическую подготовку к процедуре.

Проверьте себя, сестринский персонал вашей клинической базы, ваших знакомых, родственников на наличие признаков стрессового напряжения:

• невозможность сосредоточиться на чем-то;

• слишком частые ошибки в работе;

• ухудшение памяти;

• слишком частое возникновение чувства усталости;

• очень быстрая речь;

• частые боли (голова, спина, область желудка);

• повышенная возбудимость;

• работа не доставляет радости;

• потеря чувства юмора;

• резко возросшее количество выкуриваемых сигарет;

• пристрастие к алкогольным напиткам;

• постоянное ощущение недоедания;

• пропадает аппетит, вообще потерян вкус к еде;

• невозможность вовремя закончить работу.

Подготовьте и проведите опрос сестринского персонала ваших клинических баз по теме «Стресс в деятельности сестринского персонала» с использованием предложенного ниже опросника. Проанализируйте результаты и проведите беседу по причинам и профилактике развития патологических стрессовых состояний.

• Какие ситуации в вашей практике радуют вас?

• Какие ситуации в вашей практике вас огорчают?


• Замечаете ли вы у себя признаки надвигающегося стрессового состояния? Какие это признаки?

• Замечаете ли вы признаки надвигающегося стрессового состояния у ваших коллег? Какие это признаки?

• Что вы делаете в стрессовых ситуациях?

• Делаете ли вы что-нибудь ежедневно для снятия напряжения?

• Переносите ли вы свое напряжение на ваших сотрудников? Если да, почему?

• Переносят ли ваши коллеги свое напряжение на вас? Если да, почему?

Подготовьте и проведите опрос сестринского персонала ваших клинических баз по теме «Профессиональное выгорание» с использованием предложенного ниже опросника. Проанализируйте результаты и проведите беседу по причинам и профилактике эмоционального выгорания.

Ваше отношение к работе

(на предложенные вопросы ответьте «да» или «нет»)

• Считали ли вы во время учебы, что работа, которой вы сейчас занимаетесь, - ваше призвание?

• Изменилось ли ваше мнение сейчас?

• Кажется ли вам ваша работа такой же интересной, как вначале?

• Хотелось ли вам когда-либо поменять профессию?

• У вас портится настроение, когда вы вспоминаете, что завтра на работу?

• Часто ли вас раздражают коллеги?

• Часто ли вас раздражают пациенты?

• Часто ли вы обращаетесь к литературе по специальности, чтобы узнать что-то новое?

Тем, кто ответил утвердительно на более чем половину вопросов, следует быть настороже: вы близки к выгоранию.

Объясните физиологический смысл пословицы: «Весь день смеялся - вечером будешь плакать».

Г. Селье считал, что главная причина дистресса - необходимость людей уживаться друг с другом. Согласны ли вы с этим?

Проанализируйте суждение: «Наихудший враг медицинской сестры - другая медицинская сестра».

Ответы

Заполнить пробелы

1. эустресс; 2. рассогласованность; 3. снижен; 4. обобщением; 5. эмпатия; 6. доминирующее; 7. адаптивные и неадаптивные; 8. движение; 9. оценочное; 10 другая медицинская сестра.

Верно или неверно

1-Н. 2-Н. 3-Н. 4-Н. 5-В. 6-Н. 7-В. 8-Н. 9-Н. 10-Н. 11-В. 12-Н. 13-В. 14-В.

Выбрать правильный ответ

1. а; 2. б; 3. д; 4. д; 5. в.

Найти соответствие

1. 1-в; 2-г; 3-б; 4-д; 5-а.

2. 1-д; 2-б; 3-г; 4-в; 5-а.

3. 1-б; 2-а, в, г; 3-д.

Глава 11. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ПРОФЕССИЕЙ

Основные понятия: профессии, объект труда, субъект труда, психограмма, профессионально важные качества, профессиональная пригодность, трудограмма, психограмма, профессионал, уровни профессионализма, профессиональная общность, профессиональная среда, психологический климат, психологические характеристики целостной профессиональной общности, препятствия на пути к профессионализму, утомление, восстановление, допинг, профессиональные кризисы, профессиональные заболевания.