Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2128

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Профессии - это исторически возникшие необходимые обществу формы деятельности, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества. И обществу, и человеку профессия нужна для удовлетворения соответствующих потребностей.

Мир профессий изменчив. Одни профессии возникают, другие упраздняются, третьи преобразуются. Каждая медицинская сестра может гордиться своей профессией. Конечно, меняются условия работы и ее принципы, меняются наименования специалистов, но всегда будет существовать потребность в медицинском уходе.

11.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТРУД И ЕГО АСПЕКТЫ

Человек занимается разными видами трудовой деятельности - от самообслуживания и исполнения до творчества. Труд должен быть не только средством к существованию человека, но и способом самовыражения, самореализации, поиска и постижения смысла жизни.

Психолог А.К. Маркова обращает внимание на два ключевых аспекта труда:

• объект труда (структура профессии, нормативные показатели операционально-технической структуры профессии). Это объективный, не зависящий от конкретного человека состав трудовой деятельности: предмет труда, действия и операции, средства, условия;

• субъект труда (психограмма) - это те психологические характеристики, которые необходимы конкретному человеку для усвоения и эффективного выполнения трудовой деятельности. Сюда относят ряд профессионально важных качеств: направленность личности, мотивы и цели включения человека в данную трудовую деятельность, потребности в творчестве, профессиональные притязания, удовлетворенность трудом, а также профессиональное самосознание, профессиональные способности, профессиональный тип мышления.

11.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ

Профессии можно классифицировать по характеру объекта труда и по характеру субъекта труда.

Классификация профессий по объекту труда наиболее полно разработана Е.А. Климовым. Он выделяет пять основных типов профессий:

• профессии типа «человек - человек» объединяют медицинских работников, учителей, психологов, милиционеров, работников сферы обслуживания (продавцов, парикмахеров и т.д.);

• профессии типа «человек - природа» объединяют полеводов, животноводов, пчеловодов, ветеринаров, агрономов и т.д.

• профессии типа «человек - техника» объединяют летчиков, инженеров, механиков, шоферов, машинистов, водителей, слесарей, швей-мотористок и т.д.


• профессии типа «человек - художественный образ» объединяют музыкантов, писателей, художников, артистов, реставраторов и т.д.

• профессии типа «человек - знаковая система» объединяют программистов, конструкторов, редакторов, лингвистов и т.д.

По характеру субъекта труда, т.е. по характеру требований к психофизиологическим особенностям человека, можно выделить профессии, требующие абсолютной профпригодности (для них необходимы определенные природные данные), и профессии с относительной профпригодностью, где отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией и опытом человека.

Профессиональная пригодность - это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им (при наличии специальных знаний, умений и навыков) общественно приемлемой эффективности труда. Профпригодность, помимо способностей, включает мотивацию и удовлетворенность трудом. Независимо от того, каким трудом занимается человек, ему необходимо постоянно поддерживать свою профпригодность: кроме того, что профессионал увереннее чувствует себя в жизни, его работа более востребована в социуме.

11.3. МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА

По мере совершенствования своих трудовых навыков человек превращается из исполнителя в специалиста и профессионала. Развиваясь дальше, он может стать новатором в своей профессии, сделать профессиональные открытия, придумать новые методы работы. Внося свой вклад, профессионал обогащает профессию.

Одно из направлений психологии труда - разработка модели специалиста, которая должна отразить объем и структуру профессиональных и социально-психологических качеств, знаний и умений, в совокупности представляющих специалиста как члена общества.

Модель специалиста может включать:

• профессиограмму - описание психологических норм и требований к деятельности специалиста;

• профессионально-должностные требования, которые содержат минимум профессиональных умений, которыми должен владеть специалист1;

1 См. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.11.2009. № 869 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».

• квалификационный профиль - сочетание видов профессиональной деятельности и степени их квалификации и оплаты.



Профессиограмма включает психограмму - описание человека труда, и трудограмму - описание труда (см. Приложения 11.1 и 11.2). Разработанная нами модель труда медицинской сестры представлена в главе 2.

Приложение 11.1

Психограмма

Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста.

Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции.

Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, осознание себя как профессионала.

Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.

Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.

Характеристики операциональной сферы специалиста.

Психологические знания о труде, о профессии.

Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).

Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость профессиональному росту.

Профессиональное мышление, возможность обогатить опыт профессии.

Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Психологические противопоказания (т.е. психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано.

Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.

Психологическая сторона труда может устанавливаться только с участием психолога.

Маркова А.К. Психология профессионализма

Приложение 11.2

Трудограмма

• Предназначение, миссия профессии, ее роль в обществе, направленность на человека.

• Распространенность профессии (типичные для данной профессии учреждения).

• Предмет труда в профессии - стороны окружающей действительности, на которые воздействует человек в ходе труда. Правильное видение предмета труда - первый важный шаг к профессионализму.

• Профессиональные знания.

• Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, необходимые для успешного достижения результата.

• Средства труда, которые специалист использует для воздействия на предмет труда.

• Условия труда: режим труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия, интенсивность нагрузки, рабочее место.

• Организация и кооперация труда: формы индивидуальной, совместной, групповой деятельности; виды профессионального общения; нормы выполнения; субординация.


• Результат (продукт) труда - это изменения, которые человек привносит в предмет труда; критерии оценки результатов.

• Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в профессии, категории и их оплата.

• Права представителя профессии: психологическая и социальная безопасность, наличие благоприятного микроклимата, социальные гарантии, размеры оплаты труда и отпуска, охрана труда, возможность повышения квалификации и переподготовки, формы служебного продвижения и поощрения.

• Обязанности представителя профессии: компетентность, знание этических норм, соблюдение профессиональной и служебной тайны, ведение документации, ограничения, должностные обязанности.

• Позитивное влияние профессии: возможность самоактуализации.

• Негативные стороны профессии: возможные материальные и моральные потери, наличие стрессов, ограничение времени, профессиональные вредности, профессиональная деформация личности и другие психологические вредности; отсутствие профессионального роста, взыскания.

Маркова А.К. Психология профессионализма

11.4. УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Профессионал - это специалист:

• овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности;

• сознательно изменяющий и развивающий себя в труде;

• вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию;

• нашедший свое индивидуальное предназначение;

• стимулирующий в обществе интерес к результатам своей деятельности;

• повышающий престиж своей профессии в обществе.

Человек становится профессионалом не сразу. А.К. Маркова разграничивает уровни профессионализма.

• Допрофессионализм. На этом уровне человек работает как новичок, не овладев еще нормами и правилами профессии. Этот этап обычно проходит каждый человек, но некоторые люди могут задерживаться на нем длительное время.

• Профессионализм. Усвоив нормы профессии, человек начинает достигать в ней высоких результатов, а также осознавать себя в профессии и развивать себя средствами профессии.

• Суперпрофессионализм. На этом уровне человек выходит за пределы профессии и обогащает ее своим личным вкладом. Этот уровень профессионализма наиболее существенно влияет на прогресс общества. Суперпрофессионалы опережают свое время, поэтому часто им приходится преодолевать сопротивление общества.


• Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). На этом уровне человек внешне активно трудится, но при этом наблюдаются определенные деформации в становлении профессионала: либо человек допускает брак в работе, либо отдает всю жизнь работе и при этом искажает и свое профессиональное и личностное развитие, либо преследует только цели личного преуспевания.

• Послепрофессионализм. Это уровень людей пенсионного возраста. Каждый проживает его с разной степенью достоинства. Человек может быть экс-профессионалом, а может - советчиком, наставником, помогающим другим стать профессионалами.

Р. Хэвигхёст (R. Havighurst) предлагает свое видение этапов профессионального пути.

• Идентификация с работником (от 5 до 10 лет). Дети идентифицируются со своими работающими родственниками, и намерение работать в будущем становится частью их Я-концепции.

• Приобретение основных трудовых навыков и формирование трудолюбия (от 10 до 15 лет). Школьники начинают организовывать свое время и прилагать усилия для выполнения домашних заданий, работы по дому и т.д.

• Приобретение конкретной профессиональной идентичности (от 15 до 25 лет). Человек выбирает профессию и начинает себя к ней подготавливать.

• Становление профессионала (от 25 до 40 лет).

• Работа на благо общества (от 40 до 70 лет). Работники достигают пика своей профессиональной карьеры. Они начинают задумываться о своей гражданской и социальной ответственности и находить время для выполнения своих обязательств перед обществом.

• Размышления о продуктивном периоде профессиональной деятельности (после 70 лет).

Понятно, что эта классификация достаточно условна. В нашем быстро меняющемся обществе люди могут менять работу много раз, пока не сделают окончательный выбор, бывает, что и на пике своей профессиональной карьеры люди меняют место работы или даже профессию.

11.5. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА

Основой становления человека как профессионала является его общее психическое развитие. В раннем и дошкольном возрасте закладываются общечеловеческие способности (к познанию, мышлению, общению, труду и т.д.); в школьном возрасте возникают специальные способности (гуманитарные, технические и т.д.); в юношеском возрасте складываются общие профессиональные способности (к разным типам профессий); в зрелом возрасте формируются специальные профессиональные способности.

Становление человека как профессионала тесно связано с развитием его личности. В сегодняшнем обществе становлению профессионала наиболее способствуют такие черты личности, как: