Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2811

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• следование профессиональной этике;

• индивидуальная социальная и экономическая ответственность;

• внутренний локус контроля;

• помехоустойчивость и конкурентоспособность, гибкость и оперативность, способность находить новые позитивные смыслы в своей жизни и работе;

• внутренняя диалогичность личности;

• адекватная самооценка;

• готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и т.д.

Психологическое становление профессионала означает появление новых качеств в психике человека, новых видов профессиональной деятельности и профессионального общения. Психологическое становление профессионала - это динамичный процесс, имеющий несколько уровней.

На уровне профессионализма выделяется этап адаптации человека к профессии, во время которого происходит первичное усвоение норм, приемов, техник. Этот этап начинается в процессе профориентации, продолжается в ходе профессионального обучения и завершается в основном в первые два года трудовой деятельности1. Отметим, что период адаптации может растянуться на долгие годы и проходить болезненно. Этот этап наиболее важен для становления профессионала.

Когда молодые медицинские сестры начинают работать, обстановка на работе может вызвать у них потрясение. Поведение коллег и пациентов не соответствует ожиданию новичка. Потрясение может привести к состоянию фрустрации, продолжающемуся до тех пор, пока не удастся приспособиться к ситуации. Неспособность адаптироваться может помешать последующему становлению профессионала. Но хороший наставник поможет преодолеть трудности адаптационного периода.

11.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА

Адаптационный период молодого специалиста зависит также от профессиональной общности, членом которой он становится. Профессиональная общность - это социальная общность, которая организована для эффективного достижения единых профессиональных задач.

На взаимодействие людей в общности существенно влияет профессиональная среда. Профессиональная среда - это совокупность предметных (предмет, орудия, средства труда, необходимые действия, организация труда, иерархические отношения) и социальных (человеческие взаимоотношения, микроклимат, восприятие и осознание самими участниками сторон труда) условий труда.

Специфика труда сестринского персонала заключается в том, что это совместный организованный труд. Медицинская сестра, работая в профессиональной среде, не должна забывать, что она - член бригады. Основной цели профессиональной деятельности - обеспечения и поддержания оптимальной жизнедеятельности пациента - нельзя достичь в одиночку. Сестринский персонал - это «соединительная ткань» ЛПУ.


1 Период адаптации к профессии продолжается всю жизнь, так как меняются профессиональные требования к человеку, в данном случае точнее говорить о первичной адаптации.

Социальная подсистема создается самими участниками профессиональной общности, в том числе и молодыми специалистами. С первых дней работы они должны чувствовать ответственность за состояние профессиональной среды.

Важным компонентом социальной подсистемы является психологический климат коллектива. Психологический климат - это преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива. Согласно одной из точек зрения, климат в коллективе определяется типом кооперативных взаимоотношений членов профессиональной общности, согласно другой - личностными отношениями людей.

Существуют психологические характеристики целостной профессиональной общности, которые надо учитывать каждому новому и уже вовлеченному в нее человеку. В их числе совместимость - оптимальное сочетание качеств людей, при котором обеспечивается наибольшая эффективность деятельности; сплоченность - согласие, единомыслие, взаимное принятие мнений; срабатываемость - способность к согласованным действиям в процессе совместного труда; стабильность - противоположность текучести кадров; соревновательность - ревность, рвение, усердие; организованность - способность коллектива самостоятельно создать организацию в ситуации неопределенности.

11.7. ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ К ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ

Самым распространенным препятствием в профессиональном развитии являются возрастные изменения, связанные со старением. Выделяют следующие виды старения и их признаки:

• биологическое старение организма, связанное с изнашиванием его отдельных систем;

• социально-психологическое старение как ослабление интеллектуальных процессов, мотивационных функций как повышение или понижение эмоциональной возбудимости;

• профессиональное старение, характеризующееся невосприимчивостью к новому, использованием стереотипов, отсутствием роста, нарушением отношений партнерства с коллегами;

• нравственно-эстетическое старение, проявляющееся в неумении понять молодежь, в противопоставлении поколений и т.д.

Профессиональное старение не является неизбежностью профессионального развития. Оно не связано и с возрастом человека. В предыдущие годы в психогеронтологии преобладала та точка зрения, что социально желательные качества с возрастом убывают,



а социально нежелательные возрастают. Исследования последних лет показали, что пожилые люди разрушают эти стереотипы. «Новые старики» совершенствуются в уже ставших привычными сферах деятельности, осваивают новые профессии, развивают новые способности, например, художественные, проявляют новые психологические качества - практический ум, мудрость и т.д. Как правило, такой тип старения характерен для людей, проявлявших активность и на предыдущих жизненных стадиях.

Другой тип старения состоит в том, что люди в старости используют привычные для них паттерны, смиряются с негативными ситуациями, при этом у них сужается круг интересов, снижается самооценка, пенсионный возраст превращается в прозябание и ожидание смерти. Но еще до того, как начинается процесс профессионального старения, человека подстерегают другие опасности - ошибки, сбои, перерывы, кризисы в профессиональной деятельности, что может приводить к негативным проявлениям в профессиональном развитии. Знание этих опасностей необходимо медицинской сестре, чтобы длительно поддерживать работоспособность и профессиональное долголетие.

Одним из состояний, которое может приводить к деформации профессионального развития, является утомление. Утомление - это состояние, вызванное тяжелой работой и связанное с понижением работоспособности. Оно может быть физическим (мышечным) и нервно-психическим (центральным). По мнению некоторых психологов, утомление как временное снижение работоспособности допустимо, поскольку оно выполняет защитную функцию. Следует четко разграничивать утомление и усталость, обусловленную потребностью во сне.

Восстановление - это процесс, начинающийся тогда, когда работа прерывается, снижается по напряженности или изменяется по характеру. Исследования показывают: работу следует организовывать исходя из принципа, что много коротких перерывов лучше, чем несколько длинных. Если организму не дают достаточно отдохнуть после утомительной работы, то развиваются функциональные нарушения и заболевания.

Физическое утомление развивается вследствие таких изменений в скелетной мышце, как опустошение запасов энергии и накопление молочной кислоты (вещество утомления), что снижает работоспособность. Во время фазы восстановления запасы энергии возобновляются, а молочная кислота удаляется.

Нервно-психическое утомление приводит к снижению работоспособности из-за нарушений центральной нервной регуляции. Среди типичных симптомов следует отметить:


• замедленную передачу информации;

• ухудшение мыслительных функций и процессов решения задач;

• ослабление восприятия и сенсомоторной функции.

Такое утомление сопровождается отвращением к работе и снижением работоспособности, иногда при этом возникают склонность к депрессии, беспричинной тревоге, а также раздражительность и эмоциональная лабильность.

Ситуации, вызывающие нервно-психическое утомление:

• длительная умственная работа, требующая усиленной концентрации, чрезвычайного внимания или тонкого навыка;

• тяжелый физический труд;

• однообразная работа в монотонном ритме;

• шум, слабое освещение, температура, неблагоприятная для труда;

• конфликты, озабоченность или отсутствие интереса к работе;

• боль, болезнь или недостаточное питание.

Утомление центрального генеза, в отличие от мышечного утомления, может исчезнуть мгновенно при некоторых условиях, например, когда:

• одна деятельность сменяется другой;

• изменяется обстановка;

• организм попадает в состояние тревоги при страхе или угрожающей опасности;

• интерес к работе возобновляется благодаря новой информации;

• изменяется настроение.

Тот факт, что нервно-психическое утомление может исчезать внезапно, свидетельствует о том, что ни накопление вещества утомления, ни опустошение энергетических резервов не являются критическими факторами. Скорее нервно-психическое утомление связано с ретикулярной формацией, активность которой изменяется не только при интенсивной нервной работе, но и под влиянием однообразной деятельности.

Утомление, вызванное однообразием, можно снизить путем изменения канала восприятия информации, хотя этим не избавиться от утомления при более длительных воздействиях. Например, в дальних автомобильных поездках нервно-психическое утомление можно снизить, слушая радио.

При переутомлении возникают устойчивые изменения личности - эпизодическая конфликтность, раздражительность, нежелание общаться, повышенная эмоциональная лабильность, которые на стадии выраженного переутомления перерастают в устойчивые черты - интроверсию, замкнутость, высокую личностную тревожность, агрессивность.

На основании многочисленных экспериментов доказана нерациональность систематического применения различных допингов1 для стимуляции умственной деятельности. Высокая работоспособность и хорошее самочувствие также могут быть достигнуты в том случае, когда соблюдается более или менее постоянный распорядок дня.


Строгий распорядок дня предполагает и преодоление импульсов ко сну или дремоте в период бодрствования, т.к. самые короткие периоды сна или дремоты у многих людей могут нарушать ночной сон. Однако есть люди, для которых вечерний или дневной отдых необходим, и он не нарушает ночного сна. В таком случае надо сохранять индивидуальный распорядок дня.

Работоспособность меняется в течение дня. Периодами подъема работоспособности являются два отрезка времени: с 10 до 12 и с 16 до 18 ч. Ночью работоспособность снижается, особенно с 1 до 3 ч. Именно поэтому в эти часы чаще всего возникают ошибки и несчастные случаи.

У людей, работающих в ночную смену, наблюдаются различные изменения функционального состояния организма. Как отмечалось выше, 20 % людей не могут приспособиться к сменному графику работы, а у остальных полная адаптация наступает только после продолжительного периода сменного труда (см. гл. 4).

Не всем людям свойственны однотипные колебания работоспособности. Одни («жаворонки») энергично работают в первой половине дня, другие («совы») - вечером. «Жаворонки» вечером испытывают сонливость, рано ложатся спать, но, рано просыпаясь, чувствуют себя бодрыми и работоспособными. «Совы», наоборот, засыпают поздно, утром просыпаются с трудом, им свойственна наибольшая работоспособность во второй половине дня, а некоторым - поздним вечером или даже ночью.

Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому человеку, чтобы рационально сочетать периоды работы и отдыха и долго сохранять психическое здоровье.

Психическая напряженность. Вызывается трудными условиями деятельности, конфликтами, неблагоприятным прогнозом развития событий и сопровождается ощущениями дискомфорта, тревоги, фрустрации.

1 От англ.