Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2812
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
dope - наркотик, дурман.
При тормозной форме напряженности наблюдается замедление выполнения мыслительных операций, затрудняется переключение внимания, ухудшается способность выполнять привычные действия в новых условиях.
При импульсивной форме наблюдается увеличение количества ошибок, отмечается склонность к малоосмысленным действиям, забывание инструкций, спешка, суетливость.
При генерализованной форме наблюдается сильное возбуждение, резкое ухудшение исполнения, двигательная дискоординация, снижение темпа работы и нарастание ошибок, приводящее иногда к срыву деятельности, апатии, обреченности, депрессии.
Хроническая эмоциональная напряженность проявляет негативные черты личности, сходные с признаками, развиваемыми при переутомлении, и может приводить к синдрому профессионального выгорания (см. гл. 10).
Профессиональный кризис - это неблагоприятный фактор, который может неоднократно появляться в течение жизни у любого человека. Кризисы могут возникать на этапе первичной адаптации человека к профессии, при переходе на смежную специальность, на этапе повышения квалификации. Кризисы чаще происходят по внутренними причинам, когда человек пересматривает свои ценности и мотивы (почему я так работаю? ради чего я работаю? что я собой представляю?). При кризисе наблюдается снижение профессиональной самооценки, могут возникать ощущение исчерпанности своих возможностей, снижение интереса к дальнейшему развитию или желание занять место, не соответствующее уровню компетенции.
Кризисы естественны, но если человеку не удается с ними справляться, то могут возникнуть личностные деформации - искажения личностного профиля за счет угасания позитивных установок и усиления негативного отношения к себе и окружающим.
Сестринская профессия предрасполагает к развитию деформаций. К основным провоцирующим факторам можно отнести:
• постоянное общение с больными людьми, которые оказывают отрицательное воздействие;
• обладание властью, что приводит к ощущению возможности влияния на достоинство, судьбы и даже жизнь других людей.
Сестринскому персоналу желательно время от времени задавать себе вопросы - не появляются ли у меня издержки профессиональной деятельности, не оказывает ли профессия негативное влияние на мою жизнь? «Почему я Звереву из 15-й палаты делаю анальгетики последнему, хотя надо бы первому, - у него действительно страшные боли?» «Почему я стала дольше пальпировать вены перед инъекцией? Я стала бояться делать инъекции? Я ищу хорошую вену? Или я хочу подольше подержать жгут и хоть этим продемонстрировать свою власть?»
Профессиональные заболевания - это хронические или острые заболевания, возникшие в результате воздействия вредных факторов и повлекшие временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности1.
Сестринское дело относится к отраслям с производственными факторами риска. Это и нервно-эмоциональные нагрузки, и значительные физические усилия. Есть и другие факторы риска: вынужденная рабочая поза, напряжение анализаторных систем, дискомфортный микроклимат, недостаточная освещенность рабочих мест, различные химические вещества и лекарственные препараты, биологические факторы, физические факторы - лазерное, ультразвуковое, ионизирующее, радиационное излучение, воздействие электрических и магнитных полей. В структуре профессиональных заболеваний медицинских работников преобладают такие нозологические формы, как туберкулез органов дыхания, гепатит сывороточный, астма бронхиальная, гепатит инфекционный, аллергия лекарственно-медикаментозная, аллергоз, дерматит, экзема.
Анализ периодической печати, с одной стороны, показывает, что основным вредным фактором в медицинских профессиях является постоянное нервно-эмоциональное напряжение. Наблюдается рост случаев алкоголизма, наркомании, психических заболеваний, самоубийств, но, с другой стороны, статистических данных о психических и поведенческих расстройствах, возникших в результате действия профессионального вредного фактора, приводится немного2.
Каковы же психологические качества работника, которые помогают обеспечивать безопасность его труда? Это:
• физическое здоровье, выносливость;
• способность к быстрой мобилизации;
• сочетание мотивов достижения с мотивами безопасности;
1 Федеральный закон от 24.07.1998. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
2 В 1990-1992-х гг. в Великобритании покончили жизнь самоубийством 153 женщины, работавшие в системе здравоохранения [Фаррингтон (Fariington), 1995].
• владение приемами саморегуляции;
• хорошая профессиональная подготовка;
• готовность к оправданному риску;
• опыт работы, стаж;
• устойчивая профессиональная способность к противодействию аварийным, травматогенным и стрессовым ситуациям;
• опыт компенсации отсутствующих качеств уже имеющимися;
• черты личности: осторожность, ответственность, аккуратность, пунктуальность и т.д.
11.8. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
В 1973 г. американский психолог Д. Холланд (J. Holland) разработал систему подбора подходящей профессии на основании выраженности у индивида шести черт личности: реалистичности, пытливости, общительности, твердого следования нормам и правилам, инициативности, артистичности. На этом основании стали различать шесть типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный (стандартный), предприимчивый, артистический. С помощью предложенного опросника можно определить степень выраженности этих качеств и соответствующие профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.
Методика выявления взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности
Порядок работы. Выберите ответ и отметьте его в регистрационном бланке (см. табл. 11-1). Бланк можно заполнять индивидуально или в группе. При обработке результатов подсчитывается количество отмеченных ответов в регистрационном бланке по каждому столбцу в отдельности. Полученные числовые значения характеризуют выраженность определенного типа личности (см. табл. 11-2).
Таблица 11-1. Регистрационный бланк для методики выявления взаимосвязи между типом личности и профессиональной деятельностью
Окончание табл. 11-1
Таблица 11-2. Числовые значения, характеризующие выраженность типа личности
1. Реалистичный тип (1 столбик)
Обладает высокой эмоциональной зависимостью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами, таким как механик, водитель, инженер, агроном и т.д. Характерны невербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт.
2. Интеллектуальный тип (2 столбик)
Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком
информации, в основном - интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.
3. Социальный тип (3 столбик)
Отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.
4. Конвенциальный тип (4 столбик)
Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают вербальные (особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.
5. Предприимчивый тип (5 столбик)
Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Черты характера: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в профессиях дипломата, репортера, менеджера, директора, брокера.
6. Артистический тип (6 столбик)
В отношениях с окружающими опирается на свои воображение и интуицию. Ему присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений
, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование,
рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развиты восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертиро-ванности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.
Выводы
• Профессия нужна для удовлетворения соответствующих потребностей человека и общества.
• Труд должен стать для человека не только средством к существованию, но и способом самовыражения, самореализации, поиска и постижения смысла жизни.
• Существуют профессионально важные качества, необходимые человеку для усвоения и эффективного выполнения трудовой деятельности.
• Все профессии можно разделить по объекту труда по следующим типам: «человек - человек», «человек - природа», «человек - техника», «человек - художественный образ», «человек - знаковая система».
• Профессии бывают с абсолютной профпригодностью и относительной профпригодностью.
• Известны следующие уровни профессионализма: допро-фессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, непрофессионализм, послепрофессионализм.
• Становление профессионала происходит за счет общечеловеческих, специальных, общих профессиональных, специальных профессиональных способностей.
• Психологическое становление профессионала означает появление новых качеств в психике человека, новых видов профессиональной деятельности и профессионального общения.
• Для становления профессионала важен этап первичной адаптации к профессии. Трудности адаптационного периода можно уменьшить с помощью наставника.
• На становление профессионала оказывают влияние профессиональная общность и профессиональная среда.
• Сестринский персонал участвует в совместном организованном труде. Существуют психологические характеристики целостной профессиональной общности, которые надо учитывать и каждому новому, и уже вовлеченному в нее человеку. Это совместимость, сплоченность, срабатываемость, стабильность, соревновательность, организованность.
• Препятствиями на пути к профессионализму могут стать возрастные изменения, утомление, психическая напряженность, профессиональные кризисы, профессиональные заболевания.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Вопросы для самопроверки
• Что является предметом сестринской деятельности?
При тормозной форме напряженности наблюдается замедление выполнения мыслительных операций, затрудняется переключение внимания, ухудшается способность выполнять привычные действия в новых условиях.
При импульсивной форме наблюдается увеличение количества ошибок, отмечается склонность к малоосмысленным действиям, забывание инструкций, спешка, суетливость.
При генерализованной форме наблюдается сильное возбуждение, резкое ухудшение исполнения, двигательная дискоординация, снижение темпа работы и нарастание ошибок, приводящее иногда к срыву деятельности, апатии, обреченности, депрессии.
Хроническая эмоциональная напряженность проявляет негативные черты личности, сходные с признаками, развиваемыми при переутомлении, и может приводить к синдрому профессионального выгорания (см. гл. 10).
Профессиональный кризис - это неблагоприятный фактор, который может неоднократно появляться в течение жизни у любого человека. Кризисы могут возникать на этапе первичной адаптации человека к профессии, при переходе на смежную специальность, на этапе повышения квалификации. Кризисы чаще происходят по внутренними причинам, когда человек пересматривает свои ценности и мотивы (почему я так работаю? ради чего я работаю? что я собой представляю?). При кризисе наблюдается снижение профессиональной самооценки, могут возникать ощущение исчерпанности своих возможностей, снижение интереса к дальнейшему развитию или желание занять место, не соответствующее уровню компетенции.
Кризисы естественны, но если человеку не удается с ними справляться, то могут возникнуть личностные деформации - искажения личностного профиля за счет угасания позитивных установок и усиления негативного отношения к себе и окружающим.
Сестринская профессия предрасполагает к развитию деформаций. К основным провоцирующим факторам можно отнести:
• постоянное общение с больными людьми, которые оказывают отрицательное воздействие;
• обладание властью, что приводит к ощущению возможности влияния на достоинство, судьбы и даже жизнь других людей.
Сестринскому персоналу желательно время от времени задавать себе вопросы - не появляются ли у меня издержки профессиональной деятельности, не оказывает ли профессия негативное влияние на мою жизнь? «Почему я Звереву из 15-й палаты делаю анальгетики последнему, хотя надо бы первому, - у него действительно страшные боли?» «Почему я стала дольше пальпировать вены перед инъекцией? Я стала бояться делать инъекции? Я ищу хорошую вену? Или я хочу подольше подержать жгут и хоть этим продемонстрировать свою власть?»
Профессиональные заболевания - это хронические или острые заболевания, возникшие в результате воздействия вредных факторов и повлекшие временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности1.
Сестринское дело относится к отраслям с производственными факторами риска. Это и нервно-эмоциональные нагрузки, и значительные физические усилия. Есть и другие факторы риска: вынужденная рабочая поза, напряжение анализаторных систем, дискомфортный микроклимат, недостаточная освещенность рабочих мест, различные химические вещества и лекарственные препараты, биологические факторы, физические факторы - лазерное, ультразвуковое, ионизирующее, радиационное излучение, воздействие электрических и магнитных полей. В структуре профессиональных заболеваний медицинских работников преобладают такие нозологические формы, как туберкулез органов дыхания, гепатит сывороточный, астма бронхиальная, гепатит инфекционный, аллергия лекарственно-медикаментозная, аллергоз, дерматит, экзема.
Анализ периодической печати, с одной стороны, показывает, что основным вредным фактором в медицинских профессиях является постоянное нервно-эмоциональное напряжение. Наблюдается рост случаев алкоголизма, наркомании, психических заболеваний, самоубийств, но, с другой стороны, статистических данных о психических и поведенческих расстройствах, возникших в результате действия профессионального вредного фактора, приводится немного2.
Каковы же психологические качества работника, которые помогают обеспечивать безопасность его труда? Это:
• физическое здоровье, выносливость;
• способность к быстрой мобилизации;
• сочетание мотивов достижения с мотивами безопасности;
1 Федеральный закон от 24.07.1998. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
2 В 1990-1992-х гг. в Великобритании покончили жизнь самоубийством 153 женщины, работавшие в системе здравоохранения [Фаррингтон (Fariington), 1995].
• владение приемами саморегуляции;
• хорошая профессиональная подготовка;
• готовность к оправданному риску;
• опыт работы, стаж;
• устойчивая профессиональная способность к противодействию аварийным, травматогенным и стрессовым ситуациям;
• опыт компенсации отсутствующих качеств уже имеющимися;
• черты личности: осторожность, ответственность, аккуратность, пунктуальность и т.д.
11.8. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
В 1973 г. американский психолог Д. Холланд (J. Holland) разработал систему подбора подходящей профессии на основании выраженности у индивида шести черт личности: реалистичности, пытливости, общительности, твердого следования нормам и правилам, инициативности, артистичности. На этом основании стали различать шесть типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный (стандартный), предприимчивый, артистический. С помощью предложенного опросника можно определить степень выраженности этих качеств и соответствующие профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.
Методика выявления взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности
Порядок работы. Выберите ответ и отметьте его в регистрационном бланке (см. табл. 11-1). Бланк можно заполнять индивидуально или в группе. При обработке результатов подсчитывается количество отмеченных ответов в регистрационном бланке по каждому столбцу в отдельности. Полученные числовые значения характеризуют выраженность определенного типа личности (см. табл. 11-2).
Таблица 11-1. Регистрационный бланк для методики выявления взаимосвязи между типом личности и профессиональной деятельностью
Окончание табл. 11-1
Таблица 11-2. Числовые значения, характеризующие выраженность типа личности
1. Реалистичный тип (1 столбик)
Обладает высокой эмоциональной зависимостью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами, таким как механик, водитель, инженер, агроном и т.д. Характерны невербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт.
2. Интеллектуальный тип (2 столбик)
Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком
информации, в основном - интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.
3. Социальный тип (3 столбик)
Отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.
4. Конвенциальный тип (4 столбик)
Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают вербальные (особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.
5. Предприимчивый тип (5 столбик)
Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Черты характера: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в профессиях дипломата, репортера, менеджера, директора, брокера.
6. Артистический тип (6 столбик)
В отношениях с окружающими опирается на свои воображение и интуицию. Ему присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений
, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование,
рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развиты восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертиро-ванности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.
Выводы
• Профессия нужна для удовлетворения соответствующих потребностей человека и общества.
• Труд должен стать для человека не только средством к существованию, но и способом самовыражения, самореализации, поиска и постижения смысла жизни.
• Существуют профессионально важные качества, необходимые человеку для усвоения и эффективного выполнения трудовой деятельности.
• Все профессии можно разделить по объекту труда по следующим типам: «человек - человек», «человек - природа», «человек - техника», «человек - художественный образ», «человек - знаковая система».
• Профессии бывают с абсолютной профпригодностью и относительной профпригодностью.
• Известны следующие уровни профессионализма: допро-фессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, непрофессионализм, послепрофессионализм.
• Становление профессионала происходит за счет общечеловеческих, специальных, общих профессиональных, специальных профессиональных способностей.
• Психологическое становление профессионала означает появление новых качеств в психике человека, новых видов профессиональной деятельности и профессионального общения.
• Для становления профессионала важен этап первичной адаптации к профессии. Трудности адаптационного периода можно уменьшить с помощью наставника.
• На становление профессионала оказывают влияние профессиональная общность и профессиональная среда.
• Сестринский персонал участвует в совместном организованном труде. Существуют психологические характеристики целостной профессиональной общности, которые надо учитывать и каждому новому, и уже вовлеченному в нее человеку. Это совместимость, сплоченность, срабатываемость, стабильность, соревновательность, организованность.
• Препятствиями на пути к профессионализму могут стать возрастные изменения, утомление, психическая напряженность, профессиональные кризисы, профессиональные заболевания.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Вопросы для самопроверки
• Что является предметом сестринской деятельности?