Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2637

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• Дайте характеристику основных типов профессий по объекту труда.

• Приведите пример профессий с абсолютной и относительной профпригодностью. В какую из групп вы поместили сестринский персонал?

• Какое содержние вы вкладываете в понятие «профпригодность»?

• Дайте характеристики трудограммы и психограммы.

• Какой этап развития профессионализма соответствует пенсионному возрасту?

• Назовите признаки непрофессионализма.

• Перечислите этапы профессионального пути по Р. Хэвигхёст.

• Какие способности вы знаете?

• Что такое внутренний локус контроля?

• Какие трудности могут предостерегать молодого специалиста в первичном адаптационном периоде? Каким образом их можно уменьшить?

• Опишите существующие точки зрения на факторы, определяющие психологический климат в коллективе. Какая точка зрения ближе вам и почему?

• Перечислите основные психологические характеристики целостной профессиональной общности.

• Каковы основные виды старения?

• Назовите причины и симптомы нервно-психического утомления.

• Какие виды допингов вы знаете?

• Что общего и различного между «жаворонками» и «совами»?

• Назовите формы психической напряженности.

• Перечислите факторы риска в деятельности сестринского персонала.

• Каковы основные профессиональные заболевания сестринского персонала?

• Что способствует безопасному труду? Заполнить пробелы

1. Второе место в структуре профессиональных заболеваний медицинского персонала занимает__.

2. Выделяют две стороны труда:_труда и_труда.

3. ПВК - составная часть_.

4. _ - оптимальное сочетание качеств людей, при котором

обеспечивается наибольшая эффективность деятельности в коллективе.

5. Уровни профессионализма: допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, _, послепрофессиона-

лизм.

6. Во время_происходит первичное усвоение норм, приемов,

алгоритмов деятельности.

7. Невосприимчивостью к новому, использованием стереотипов характеризуется_старение.

8. Профессиональная среда =_+_условия труда.

9. Медработники принадлежат к профессиям типа_-_.

10. Временное снижение работоспособности играет _ функцию.

11. Чаще всего ошибки в деятельности отмечаются с_до_

часов_.

Верно или неверно

1. Профессиональное старение не является неизбежным в профессиональном развитии.

2. Короткие периоды сна или дремоты днем не влияют на ночной сон.


3. Профессиональная пригодность включает только профессиональные способности.

4. Человек с внутренним локусом контроля лучше работает в одиночестве.

5. Утомление центрального генеза может исчезнуть мгновенно.

6. Профессиональные кризисы - это неестественное явление для работника.

7. Люди с внешним локусом контроля более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации, чем с внутренним.

8. Лучше несколько длинных перерывов, чем много коротких.

9. Тяжелый физический труд приводит к нервно-психическому утомлению.

10. Все люди со временем могут приспособиться к сменному графику работы.

11. Сестринская профессия не имеет предрасположенности к развитию деформаций личности.

12. Пожилые люди не могут осваивать новые профессии.

Выбрать правильный ответ

1. Психологический климат в коллективе определяется:

а) типом взаимоотношений членов профессиональной общности;

б) личностными отношениями между коллегами;

в) оба ответа верны.

2. Признак биологического старения организма:

а) повышенная эмоциональная возбудимость;

б) невосприимчивость к новому;

в) противопоставление отцов и детей;

г) отсутствие профессионального роста;

д) снижение чувствительности кожи кончиков пальцев.

3. Симптомы нервно-психического утомления:

а) накопление молочной кислоты;

б) боль в мышцах;

в) снижение внимания;

г) ощущение полного отсутствия энергии;

д) все ответы верны.

4. Ситуации, вызывающие нервно-психическое утомление:

а) тяжелый физический труд;

б) шум, слабое освещение;

в) однообразная работа;

г) недостаточное питание;

д) все ответы верны.

5. Максимальная работоспособность отмечается в:

а) 10-12 ч;

б) 12-14 ч;

в) 14-16 ч.

Найти соответствие



Учебные задания

В целом «цепочку» людей, осуществляющих уход за больными в России, можно представить так: монахи-отставные солдаты (солдаты-сидельники)-старицы-жены и вдовы больничных солдат (бабы-сидельницы)-сердобольные вдовы-сестры милосердия; братья милосердия-медицинские сестры-медтехники-медицинские сестры. Предложите свои названия для сегодняшних специалистов, обеспечивающих уход за больными.



Проанализируйте определение понятия «профессионал». Какие критерии вы бы хотели добавить, а какие убрать? Разместите добавленные вами и данные в определении критерии профессионализма в порядке от самого важного, на ваш взгляд, к менее важному. Сравните ваши первые три критерия с тремя первыми критериями других студентов вашей группы.

Есть ли среди ваших родственников, друзей, знакомых человек, которого вы бы могли назвать профессионалом? Опишите этого человека.

Приведите примеры возможных искажений профессионального и личностного развития у трудоголиков.

Прокомментируйте выражение: «Сестринский персонал - это «соединительная ткань» ЛПУ.

Человек выбирает профессию под влиянием различных факторов. Это может быть пол, раса, родительские установки, Я-концепция, индивидуальные особенности, практические соображения и т.д. Опросите студентов своей группы и выясните, какие факторы выбора сестринской профессии были у них преобладающими.

Опишите наиболее оптимальную, на ваш взгляд, профессиональную сестринскую среду.

Составьте на основе имеющихся данных с использованием Приложений 11.1 и 11.2 примерные трудограмму и психограмму сестринского персонала. Используйте философию сестринского дела, Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.11.2009. № 869 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», гл. 2 и 9.

Помогите медицинской сестре, которая жалуется, что разочаровалась в работе, найти новые позитивные смыслы в жизни и трудовой деятельности.

Проанализируйте плюсы и минусы работы во время стажировки (государственной практики) на своем будущем рабочем месте. Каким образом можно усилить положительные и ослабить отрицательные стороны этой деятельности?

С точки зрения Р. Хэвигхёста, люди в возрасте от 40 до 70 лет начинают задумываться о своей гражданской и социальной ответственности и находить время для выполнения своих обязательств перед обществом. Опросите несколько своих знакомых, родственников, медработников этого возраста о том, что они понимают под гражданской и социальной ответственностью и своими обязательствами перед обществом. Задумываются ли они над этими вопросами?

Каким образом можно ускорить выведение молочной кислоты из организма и тем самым способствовать процессу восстановления?

Вы - молодой специалист. Каким образом вы можете осознанно и неосознанно участвовать в поддержании психологического климата на рабочем месте?


Каков психологический климат вашей студенческой группы? Что бы вам хотелось изменить в нем?

Ответы

Заполнить пробелы

1. сывороточный гепатит; 2. объект и субъект; 3. психограммы; 4. совместимость; 5. непрофессионализм; 6. адаптации; 7. профессиональное; 8. предметные и социальные; 9. человек-человек; 10. защитную; 11. 1 до 3 ночи.

Верно или неверно

1-В. 2-Н. 3-Н. 4-В. 5-В. 6-Н. 7-Н. 8-Н. 9-В. 10-Н. 11-Н. 12-Н.

Выбрать правильный ответ

1. в; 2. д; 3. в; 4. д; 5. а.

Найти соответствие

1. 1-а, в; 2-б, г, д.

2. 1-а, б; 2-в, г.

3. 1-г; 2-в; 3-д; 4-б; 5-а.

Раздел II. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Глава 12. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Основные понятия: социальная психология, предмет социальной психологии, документ, контент-анализ.

Социальная психология основана на двух дисциплинах - психологии и социологии, каждая из которых рассматривает социальную психологию как свою составную часть. Фактически в отечественной науке существуют два ключевых направления социальной психологии: первое занимается социологической проблематикой, второе - психологической.

В 1954 г. в одном из университетов США был проведен эксперимент: половине студентов курс социальной психологии читал лектор-социолог, второй половине - лектор-психолог. После окончания курса студентам было предложено провести дискуссию по проблемам социальной психологии, но она не получилась, т.к. студенты были в полной уверенности, что прослушали совершенно разные курсы лекций по различным дисциплинам.

В данном пособии социальная психология рассматривается как часть психологии.

Социальная психология - это дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп.

12.1. ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Будучи научной дисциплиной, социальная психология имеет несколько предметов изучения.

Социально-психологические характеристики (свойства, процессы, состояния) индивида как субъекта социальных отношений: общительность, конформность, толерантность, агрессивность, совместимость, конфликтность и т.д.

Социально-психологические характеристики (свойства, процессы, состояния) социальных групп как целостных образований: социально-психологический климат и атмосфера в группе, структура группы, управление, групповые процессы, групповые нормы и т.д.


Взаимодействие между людьми и его частная форма - общение: межличностное, внутригрупповое, межгрупповое и т.д.

Массовые психические явления, такие как паника, слухи, массовые страхи, мода, обычаи, традиции.

Психологические механизмы социальных влияний на человека: механизмы убеждения, внушения, принуждения, подражания, заражения и т.д.

В рамках курса мы рассмотрим социально-психологические характеристики индивида, группы, а также взаимодействие между людьми.

12.2. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Наиболее известная классификация методов социальной психологии выделяет три группы методов:

• эмпирическое исследование - наблюдение, анализ документов, опрос, групповая оценка личности, социометрия, тесты, аппаратурные методы, эксперимент;

• моделирование;

• методы управленческо-воспитательного воздействия. Рассмотрим методы первой группы.

Метод наблюдения

Так же, как и в психологии, выделяют стандартизованное и нестандартизованное (свободное), включенное, стороннее, скрытое наблюдение.

Метод анализа документов

Является разновидностью анализа продуктов деятельности. Документ - информация, зафиксированная в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях. Все методы анализа документов делятся на традиционные (качественные) и

формализованные (качественно-количественные). Количественные методы анализа текстовых материалов получили широкое распространение в 30-40-х гг ХХ в. в связи с разработкой контент1-анализа (анализа содержания). Контент-анализ - способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей ее статистической обработкой.

Метод опроса

Среди видов опроса наибольшее распространение получили:

• очный опрос (интервью), проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с респондентом;

• заочный опрос - анкетирование, предназначенное для самостоятельного заполнения анкеты респондентами.

Метод социометрии

Разработан Д. Морено в 1958 г. Применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений для их изменения и оптимизации. Измерение предполагает опрос каждого участника малой группы с тем, чтобы выяснить, с кем он захотел или, наоборот, не захотел бы участвовать в том или ином виде деятельности или ситуации. Например: «Кого бы вы пригласили на день рождения, а кого нет?», или «Кого бы вы выбрали старостой группы, а кого нет?», или «От кого бы вы приняли помощь?», и наоборот, и т.д. Затем проводится обработка и интерпретация результатов.