Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2636
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Метод групповой оценки личности
Это способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее участников. Данный метод позволяет оценить наличие и степень выраженности психологических качеств человека, которые проявляются во взаимодействии с другими людьми. Этот метод используется в организационной психологии для решения вопросов отбора и расстановки кадров.
Тесты
С помощью тестов в социальной психологии определяются социально-психологические свойства личности (социальный интеллект, социальная компетентность, стиль лидерства и т.д.), межиндивидуальные и межгрупповые отличия. Наибольшую известность получили тест интерперсональной диагностики Т. Лири, шкала совместимости В. Шутца, методика оценочной биполяризации Ф. Фидлера и др.
1 От англ.
eontent - содержание, содержимое, суть, сущность.
Эксперимент
Метод эксперимента принято считать наиболее точным и надежным при сборе данных. Однако использование эксперимента как основного метода привело к кризису экспериментальной социальной психологии. Эксперимент критикуют за то, что выводы, полученные в экспериментальной ситуации, невозможно перенести в естественные условия. Несмотря на это, эксперимент остается важным средством получения достоверной информации.
12.3. СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Существует несколько направлений социальной психологии. В соответствии с одним из них психология подразделяется на теоретическую, экспериментальную и практическую социальную. Теоретическая социальная психология призвана объяснять природу социально-психологических явлений и прогнозировать их динамику. Экспериментальная социальная психология описывает эти явления, раскрывает их внутренние закономерности. Практическая социальная психология разрабатывает и реализует программы воздействия на эти явления, т.е. должна управлять ими.
Можно дифференцировать социальную психологию по основным объектам исследования и представить ее структуру через социальную психологию личности, социальную психологию взаимодействия, социальную психологию малых групп, социальную психологию больших групп и социальную психологию массовых психических явлений.
Дифференциация социальной психологии, особенно практической, произошла в ходе ее приложения к различным сферам жизни. В результате этого сформировались промышленная социальная психология, социальная психология образования, науки, искусства, семьи, массовых коммуникаций. Интенсивно развивается социальная психология в сферах политики, экономики, культуры, рекламы и т.д.
Дифференциация социальной психологии произошла также в ходе исследования основных видов жизнедеятельности человека. Выделяют социальную психологию труда, учения, игры, общения, творчества. В свою очередь, в социальной психологии труда выделились социальная психология управления, предпринимательства и т.д.
Выводы
• Социальная психология - это дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп.
• Предметом социальной психологии являются социально-психологические характеристики индивида, социальных групп, массовых психических явлений, социальных влияний на человека и его окружение, а также взаимодействия между людьми.
• К методам социальной психологии относятся метод наблюдения, метод анализа документов, метод опроса, метод социометрии, метод групповой оценки личности, тесты, эксперимент, моделирование, методы управленческо-воспитательного воздействия.
• Существуют различные направления социальной психологии:
- теоретическая, экспериментальная и практическая социальная психология;
- социальная психология личности, взаимодействия, малых групп, больших групп, массовых психических явлений;
- промышленная социальная психология, социальная психология образования, науки, искусства, семьи, массовых коммуникаций;
- социальная психология в сферах политики, экономики, культуры, рекламы;
- социальная психология труда, учения, игры, общения, творчества;
- социальная психология управления, предпринимательства.
Глава 13. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Основные понятия: социализация, децентра-ция, стадии социализации, институты социализации, составляющие Я-концепции, идентичность, установка, составляющие установки, стереотипы, предрассудки, социально-психологические качества личности, имплицитная теория личности.
Проблема личности в общей психологии подробно рассмотрена выше, в главе 9. В чем же специфика исследования личности в социальной психологии? К основным проблемам изучения личности в социальной психологии относят проблему социализации, проблему социальных установок и анализ социально-психологических качеств личности. Социальная психология, пользуясь определением личности, которое дает общая психология, выясняет, каким образом, т.е. в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния, а с другой - каким образом и в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности).
13.1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Социализация - процесс становления личности. В ходе этого процесса, который продолжается в течение всей жизни, человек усваивает установки, ценности, традиции, обычаи, роли и ожидания, свойственные определенной культуре
или социальной группе. Социализация начинается с первых минут жизни человека и осуществляется в трех сферах: деятельности, общении, самосознании.
В процессе социализации человек осваивает все новые и новые виды деятельности (ходить, читать, думать, учиться, играть на пианино, делать инъекции и т.д.), определяя для себя при этом наиболее значимые ее аспекты. Он выбирает для себя главную деятельность и подчиняет ей все остальные. В процессе жизнедеятельности человек осваивает новые роли (ребенок, мужчина, медицинская сестра, вратарь, студент, муж и т.д.) и осмысливает их.
Социализация - это расширение и углубление общения. Расширение общения можно понимать как умножение контактов с другими людьми. Углубление общения - это переход от монологического общения к диалогическому. У человека формируется способность к децентрации - умение принять другую точку зрения.
В процессе социализации развивается самосознание. В человеке возникает и в течение всей его жизни формируется образ Я как представление о себе.
13.2. СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Можно выделить три основные стадии социализации: дотрудо-вую, трудовую, послетрудовую.
Дотрудовая стадия охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности и включает период от рождения до поступления в школу, а также период обучения.
Трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Это весь период трудовой деятельности. И если признание стадии трудовой социализации уже не вызывает дискуссий, то этого нельзя сказать о послетрудовой стадии.
Вопрос о послетрудовой стадии социализации остается спорным в социальной психологии. С одной стороны, само понятие социализации неактуально для людей пожилого и старческого возраста, в котором все социальные функции сокращаются. С другой стороны, существуют многочисленные исследования социальной активности лиц пожилого возраста, которые вносят существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Психологи говорят, что в этот период происходит изменение типа активности личности.
13.3. ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Институты социализации - это группы, через которые личность усваивает установки, ценности, традиции, обычаи, роли и
ожидания, свойственные определенной культуре или социальной группе. На дотрудовой стадии это в первую очередь - семья и детские дошкольные учреждения (ДДУ). Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, в том числе половые, осмысливают первые нормы и ценности. Во втором периоде этой стадии основным институтом социализации становится школа (см. Приложения 13.1 и 13.2), а затем среднее профессиональное или высшее учебное заведение.
Приложение 13.1
Закон палаты
К вопросу о том, как учить нынешних детей - обычных и с особенностями развития...
Рассказала я своей дочке Женьке, ученице 11-го класса обычной московской школы, историю о девочке, у которой не было рук и ног. И вот ее замечательный брат носил ее учиться в «нормальную» школу. «Нормальные» дети ее даже любили. И вот безо всяких особых эмоций моя «нормальная» дочка и говорит: «Если бы у нас была такая девочка... и ее бы случайно забыли на перемене, то наши мальчики ее бы раздели». И продолжает вполне равнодушно: «У нас мальчишка есть, новенький... Он еще к тебе в библиотеку часто ходит... Ну он еще горбатенький немножко... Все смеются... Я про себя зову его «черепашонок»... А сегодня один, ну ты его тоже знаешь... Так вот, он сегодня на уроке встал на парту и ногами в лицо бил черепашонка... Я через открытую дверь видела... А черепашонок и вылезти не мог... Правда, гад? Мам, а ты мне денег-то на лак для волос дашь?»
...Толстый малыш, третьеклассник Гоша, не любит ходить на продленку. Он сидит на последней парте в 11 «Б» и ждет, когда его мама закончит урок. Светит солнце. Учиться 17-летним недорослям неохота. Охота обсудить дивную нетленку из нового номера «Плейбоя». Ну, встал Игорь с шедевром да и отправился к сотоварищу. Удивленная учительница реагирует: «Имярек... сядьте на место!» Ну как же можно?.. Там же такое, что требует немедленного словесного громогласного комментирования и наглядного сравнения с присутствующими «дамами»: «Ой, Надьк... Ну прям как... » Взаимный восторг и одобрение. Учительница в волнении вскакивает: «Сейчас же сядьте на место! Прекратите... » Ну, Игорек тоже не промах и потому обиженно отмахивается: «Да ты... лучше ори на своего... (ненормативная лексика)!» Учительница, задохнувшись, почти шепотом: «Выйди... из класса... » Игорек не тушуется: «Не имеете вы права меня из класса выгонять. Я на вас жалобу напишу». Веселье продолжается. Учительница выбегает из класса, успев выхватить из-за парты Гошу.
Действие второе в кабинете завуча. Она буквально озвучивает то, что только что сказал веселый Игорек: «Вы не имеете права выгонять
ученика с урока... Грубил? Значит, не был занят делом. Организовывать надо учебный процесс. Вы методически безграмотны... »
...Возможно, что очень даже сладко плюнуть в лицо учителю. (А чего он (она) такие умные... Небось детей, как и все, делали... - это просто детские разговорчики, и не я их выдумываю... И ничего я не «гоню чернуху». От нее гоняюсь... )
Я не знаю, как победить и можно ли победить зло. Но хотя бы на уровне эмоции, плача, молчания, поворота спиной к говорящему я буду свидетельствовать: это ужасно! И я это в тебе не приму... Ты можешь меня убить (может!), но это ужасно...