Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2603

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Мы в школе, «стоя на самом краю», попускаем и попускаем злу... Не наименовываем его... И не называем злом...

Владимир Лакшин написал замечательную автобиографическую повесть «Закон палаты». Она как раз про «детей с особенностями». Эти ребята и девочки вынуждены годами жить в гипсовых жестких корсетах. У них проблемы с позвоночником. Степень свободы у них резко ограничена. Нельзя играть в футбол. А танцы... для девочки в корсете... Любовь... И конечно, жестокость. Для многих целый мир ограничен кроватью с системой противовесов. И целым миром становится небо... Или дерево за окном... Они как будто однополчане с одной войны. Здесь можно выжить и не впасть в скотство, только выработав общий нравственный кодекс чести, который здесь именуется «закон палаты». И этот «закон палаты» очень человеческий...

У Экзюпери есть слова, которые можно было бы сделать заповедью учителя (ведь есть же клятва Гиппократа). Мне это нравится, и я этому верю:

«Наше дело растить, мирить, сглаживать. Я латаю земные трещины и прячу от людских глаз кипящую лаву вулканов. Я - лужайка над пропастью. Хранилище, где дозревает плод. Паром, что принял из рук Господа поколение и переправляет его на другой берег.

Каждый для меня - хранитель сокровища, я чту сокровища в каждом, и в этом моя справедливость... Справедливо видеть в каждом путь и повозку.

Мое милосердие в том, чтобы каждый сбылся... »

Воронова Л. Закон палаты

Приложение 13.2

Дети Китежа

Идею Китежа Д. Морозов озвучил в начале 90-х. На радиостанции «Маяк», где он работал комментатором-международником, посмотрели на него как на сумасшедшего, но дело поддержали, устроив марафон для сбора средств на строительство поселения. Былинную общину - семейный детский дом - назвали Китежем. На призыв откликнулись несколько энтузиастов. В 1993 г., получив землю, они поселились в ста километрах от Калуги. Место было совершенно голое.

Попадают дети сюда по-разному. Бывает, милиция привезет, а так китежане сами ездят по детдомам, высматривают. Сейчас внешние

признаки общины таковы: совет, бесплатная столовая, баня («парнуха» по-здешнему), отсутствие денег, прием в общину до сорока лет, испытательный срок, дружелюбное, но не панибратское отношение друг к другу, от мала до велика на «ты». У взрослых нет денег, а у детей есть: местная валюта - кияне, - конвертируемая в рубли. Есть аукцион, бар (чтобы научиться держать себя в обществе), магазин, где торгуют тортами собственного приготовления. Дискотека и кино тоже платные. Подростки, которые их проводят, расплачиваются за аренду помещения. Существуют три банка. Один обанкротился, дав прекрасный повод объяснить детям, что такое «черный четверг».


Утром детям дают выспаться. Потом все встают в круг на зарядку. С 9-10 до часу дня - уроки, потом час футбола, карате или танцы. После обеда еще один урок и полтора часа обслуживания Китежа (вода, дрова, ферма), потом - живопись, резьба, куклы. После ужина что-то вроде самоподготовки - с книгой или в форме ролевой игры: в вечернее время не напрягают голову, но переживают эмоционально. В 9 - час общины: игры со взрослыми, пение у свечи, стихи или хороший фильм. В 10-11 - отбой (но еще час разрешается не спать, если хорошая книжка; маленьким читают взрослые).

Где во всем этом школа - сказать непросто. То есть как помещение - избушка с вырезанными на фасаде буквами: школа. И в ней то, что положено: счеты, глобус, кристаллическая решетка, все вперемешку. Но традиционных проблем, скажем, семьи и школы, в Китеже нет, потому что тут нет каких-то особых учителей - они все родители.

Цирульников А. Дети Китежа

Важнейшим институтом социализации на трудовой стадии является трудовой коллектив. Вопрос об институтах послетрудовой стадии социализации является спорным и требует исследования.

13.4. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ1

В процессе социализации рождается и развивается Я-концепция. Выше отмечалось, что Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция определяет не только то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

На формирование Я-концепции влияют:

• восприятие ребенка другими (родителями, сверстниками и т.д.);

1 Прежде чем приступить к изучению этого параграфа, рекомендуется выполнить часть 1 практического занятия 13.8.

• самоанализ (анализ личных достоинств и недостатков);

• внешние данные, ощущение силы и здоровья;

• социальные ценности, ожидания, идеалы;

• опыт социального поведения.

• Значение Я-концепции в том, что она способствует достижению внутренней согласованности личности.

Р. Бернс приводит случай из собственной практики: «Мне довелось беседовать с девочкой, у которой показатель стандартизованного теста на интеллект был выше среднего, однако, как выяснилось, она плохо успевала в школе по основным предметам. Девочка объясняла это тем, что она «не обладает большим умом». Я пытался возразить, выдвигая в качестве аргумента ее высокий показатель IQ. При следующей встрече, происходившей через несколько месяцев, обнаружилось, что ее IQ упал ниже среднего уровня. Я был абсолютно уверен в том, что девочке понадобилось снизить IQ, чтобы достичь личностного равновесия. Высокий показатель интеллекта никак не согласовывался с ее убежденностью в собственной глупости. Когда ей сообщили, что, судя по результатам теста, она имеет хорошие умственные способности и, следовательно, может хорошо учиться, ее

личностное равновесие было нарушено, ибо этот факт вступил в противоречие с ее самооценкой. Чтобы восстановить утраченное равновесие и избавиться от ощущения дискомфорта, она пошла по пути снижения показателя интеллекта и не воспользовалась другой имевшейся у нее возможностью - изменить свое представление о себе».

Еще одна функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Разные люди в одинаковой ситуации могут воспринять ее по-разному. Например, санитарка Марья Адольфовна прошла по коридору отделения и не поздоровалась. Медицинская сестра Анна, скорее всего, обиделась бы, что ее не замечают, и значит, не ценят; медицинская сестра Бэла усмотрела бы в этом невоспитанность всего младшего медперсонала и провела бы воспитательную беседу; медицинская сестра Вера решила бы, что санитарка совсем замоталась и предложила бы ей помощь; медицинская сестра Галина не заметила бы никакой санитарки вообще...

Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет ожидания индивида, т.е. его представления о том, что должно произойти. Многие исследователи считают эту функцию центральной. Люди, которым свойственно беспокоиться о своих успехах, часто говорят: «Я знаю, что никогда не смогу делать внутривенные... » или «Я знаю, что плохо сдам тесты». Иногда с помо-

щью таких суждений человек просто пытается себя подбодрить, иногда они отражают его реальную неуверенность.

Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом. Дети, испытавшие сильную материнскую депривацию, обычно сомневаются в своей ценности, они заранее убеждены в невозможности установления тесных эмоциональных связей с матерью или с другим близким человеком. В результате они начинают избегать всяких социальных контактов, т.к. всегда ожидают, что будут отвергнуты. В основе таких отношений, возникающих между ожиданиями и поведением, лежит механизм самореализующегося пророчества.

Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие характер его действий. Люди, считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.

13.5. ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Половая идентичность, возможно, образует самую важную часть Я-концепции. Она устанавливается в раннем детстве: в основном дети начинают демонстрировать соответствующее их полу поведение к пяти годам. Но процесс половой идентификации продолжается еще долгие годы.


Некоторые ученые полагают, что женщины и мужчины отличаются друг от друга по своим способностям, качествам личности, поведению прежде всего в силу генетической программы. Другие считают, что отличия имеют внешние причины и прежде всего это разное отношение к женщинам и мужчинам со стороны общества. Исследования показывают, что существующие различия между мужчинами и женщинами оказываются весьма незначительными. В среднем мужчины обнаруживают небольшое превосходство по уровню общей активности, агрессивности и математических способностей, а женщины имеют некоторое преимущество лишь в сфере проявления эмпатии. Однако несмотря на это в обществе присутствует неравенство половых ролей (см. Приложение 13.3).

Приложение 13.3

Половые роли в детстве

Разделение ролей происходит в детстве. Оно включает не только игры, типичные для детей разного пола, но и другие различия между мальчиками и девочками. Наиболее поразительно разделение их социальных миров, которое влечет становление двух различных культур.

Характерно, что у мальчиков соответствию половой роли придается большее значение. Научные данные согласуются со здравым смыслом в том, что для мальчиков поведение, присущее противоположному полу, неприемлемо, а для девочек допустимо: «маменькины сыночки» подвергаются насмешкам, а к девчонкам-сорванцам относятся благосклонно.

Есть мнение, что нетерпимость к проявлению у мальчиков поведения, свойственного девочкам, - это способ подчеркнуть более высокое общественное положение мужчин по сравнению с женщинами.

Мнение, что для девочки быть похожей на мальчика - это «повышение», означает признание неравенства половых ролей.

Выделяются три стадии развития мужской роли: избегание всего женственного в детстве, физическое совершенство в отрочестве и стремление к успеху во взрослом возрасте. Бессознательное отвращение к гомосексуальности (гомофобия), трудности в выражении чувств, непонимание других людей, желание быть «крутым», возможно, являются следствием этого.

Развитие женской роли характеризуется сосредоточением на внешности, моде, свиданиях в период полового созревания. Ужесточение женской роли в отрочестве может быть способом, с помощью которого утверждается подчиненное положение женщин и их ценность как сексуального и детородного товара для мужчин. Хотя в западном обществе достаточно свободное отношение к супружеству, сексуальности и профессиональной роли женщины.


Арчер Д. Половые роли в детстве: структура и развитие.

13.6. СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА ЛИЧНОСТИ

В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин attitude (аттитюд)1.

Социальная установка - определенный взгляд на предмет, человека или идею, основанный на убеждениях, эмоциях и поведении. Из определения следует, что установка имеет три составляющие: аффективную, поведенческую и когнитивную.

Убеждения отражают основные ценности человека, т.е. демонстрируют окружающим, что для человека наиболее значимо, а что нет. Для одного самое важное - муж и дети, для другого - деньги и карьера, для третьего - здоровье и долголетие.

В установке также присутствует эмоциональное отношение. Это наши положительные или отрицательные эмоции, которые побуждают к определенному поведению. Например, если молодой человек убежден, что девушки не должны курить (когнитивная составляющая), и ему не нравится, когда от девушки пахнет табаком (аффек-

1 От англ. attitude - позиция, отношение, поза, осанка.

тивная составляющая), то он, скорее всего, не будет встречаться с девушкой, которая курит (поведенческая составляющая).

Структура социальной установки позволяет выявить две ее важные разновидности - стереотипы и предрассудки (предубеждения). От установки они отличаются прежде всего содержанием когнитивного компонента.

Стереотип - это социальная установка с застывшим, нередко обедненным когнитивным компонентом. Это чрезмерно обобщенное представление о чем-то или о ком-то. Когда говорят о стереотипном мышлении, имеют в виду ограниченность или устарелость представлений человека. Стереотипы полезны как форма экономического мышления и действий в отношении простых и стабильных объектов и ситуаций. Там, где необходимо осмысление, или объект изменчив, стереотип становится тормозом.

Предрассудок - это социальная установка с искаженным содержанием когнитивного компонента, влияющая на восприятие социальных объектов человеком. Это предвзятое, не подтвержденное фактами суждение о человеке или явлении.

Всем людям свойственны те или иные предрассудки. Большинство из нас склонно отдавать предпочтение представителям своей национальности, пола, профессии, религии и т.д. Чаще всего в обществе с предубеждением относятся к представителям черной расы, отдельным религиозным и сексуальным меньшинствам, наркоманам и ВИЧ-инфицированным. Предвзятое отношение к женщинам называется сексизм, к людям пожилого и старческого возраста - эйджизм, к черной и желтой расам - расизм.