Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2638
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основная причина формирования предрассудков кроется в неразвитости когнитивной сферы. Поэтому чаще всего предрассудки возникают в детстве, когда под влиянием родителей и ближайшего окружения у ребенка формируется определенное отношение к какому-либо явлению или социальному объекту.
Повлиять на формирование или закрепление предрассудка может и собственный опыт человека, эмоционально пережитый, но недостаточно критически осмысленный. Например, если во время вашей практики в ЛПУ 60-летняя пациентка отказалась давать вам вену для инъекций или, как она выразилась, «для опытов», да еще и накричала на вас, а затем у вас несколько раз не очень хорошо получались внутривенные инъекции женщинам этого возраста, то в дальнейшем у вас может сформироваться негативное отношение ко всем пожилым женщинам.
Предрассудки очень живучи. Во-первых, потому, что существует много источников их формирования. Во-вторых, они позволяют
человеку выплескивать скопившуюся злость и агрессию и будто бы дают право на превосходство над другим человеком. Объекту предрассудка приписывается вина за проблемы экономического, социального и даже личностного характера: «сколько денег тратится на этих ВИЧ-инфицированных, а на нормальных больных поэтому не хватает...».
13.7. ЛИЧНОСТЬ В ГРУППЕ
В социальной психологии личность - это взаимодействующий и общающийся субъект. Это качество личности проявляется, когда она существует в реальном социальном окружении, в конкретной группе. Поэтому проблемы личности в группе могут быть сформулированы следующим образом: какова зависимость формирования социально-психологических качеств личности от свойств группы, в которой происходит процесс социализации? Какова зависимость психологических характеристик группы от психологических характеристик тех личностей, с которых начинается процесс формирования группы?
Можно условно выделить два ряда социально-психологических качеств личности: качества, проявляющиеся в совместной деятельности, и качества, необходимые в процессе общения.
Качества, проявляющиеся в совместной деятельности, в своей совокупности обусловливают эффективность деятельности личности в группе. Эффективность зависит от таких качеств личности, как умение взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми, участвовать в принятии коллективных решений, разрешать конфликты, соотносить с другими свой индивидуальный стиль деятельности, воспринимать нововведения и т.д.
Г.М. Андреева полагает, что хотя качества личности, проявляющиеся в общении, описаны гораздо полнее, в этой области еще много исследовательских резервов. С результатами изучения личности в общей психологии она предлагает соотнести некоторые специальные механизмы перцептивного процесса1 и приводит свои примеры.
Механизм перцептивной защиты - это один из видов психологической защиты. В социальной психологии перцептивная защита может быть рассмотрена как попытка игнорировать какие-то черты другого человека и тем самым выстроить преграду его воздействию. Такая преграда может быть выстроена и в отношении всей группы.
1 Более подробно эти механизмы будут рассмотрены в главе 17.
Механизмом перцептивной защиты может быть так называемая вера в справедливый мир. Человеку свойственно верить в соответствие между тем, что он делает, и тем, что за этим следует. Это и представляется справедливым. При встрече с «несправедливой» информацией человек от нее отгораживается. Например, при встрече с другим человеком он видит в нем только черты, подтверждающие справедливость окружающего мира. Однако следует заметить, что неисследованным остается вопрос о том, становится ли механизм перцептивной защиты свойством личности в процессе общения.
Эффект ожиданий реализуется в имплицитных теориях личности, т.е. обыденных представлениях о взаимосвязях различных свойств личности: «Надо же, такая милая женщина, всегда здоровается, а написала жалобу главному врачу». Хотя научная психология не установила каких-либо жестких связей между различными свойствами личности, в обыденном сознании они могут быть зафиксированы.
Особую роль представления о личности приобретают при общении в группе. Здесь сталкиваются порой противоречащие друг другу взгляды. Восприятие, основанное на ложном ожидании, может приводить к возникновению чувства дискомфорта и дальнейшему отказу от общения. В конечном итоге может сформироваться устойчивое коммуникативное качество личности - закрытость в общении.
13.8. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Часть 1
Обратите внимание на таблицу 13-1.
Какие из приведенных характеристик вы могли бы отнести к себе? Отметьте те из них, которые являются, на ваш взгляд, наиболее устойчивыми. А теперь распределите выделенные характеристики по трем столбцам, выражающим ваше отношение к собственным качествам. В результате этой несложной процедуры вы получили набросок собственного портрета (хотя условный и фрагментарный), в котором отразились некоторые грани вашей Я-концепции. Этот метод, конечно, не отличается ни надежностью, ни валидностью, но он заставляет задуматься о том, что же такое Я-концепция, и придает этому отвлеченному, на первый взгляд, понятию конкретные очертания.
Таблица 13-1. Шкала самовосприятия
Часть 2
После изучения параграфа 13.4 попробуйте вновь заполнить таблицу, не ориентируясь на свои первоначальные ответы. Сравните две полученные шкалы и подумайте над следующими вопросами.
• Есть ли существенные расхождения между первым и вторым вариантами ответов? В тех случаях, когда ваши ответы при первом и повторном заполнении таблицы совпали, является ли это свидетельством вашей убежденности в наличии у вас соответствующих качеств?
• Ясно ли вам значение каждого из указанных качеств?
• Будет ли значение, которое вы вкладываете в эти слова, совпадать с тем значением, которое может вкладывать в них другой человек?
• Ваши ответы были честными или они были продиктованы социальными ожиданиями?
• Есть ли в списке те качества, которыми вы обладаете, но не хотите их признать?
Выводы
• В социальной психологии личность рассматривается как взаимодействующий и общающийся субъект.
• Среди основных проблем изучения личности в социальной психологии можно выделить проблему социализации, проблему социальных установок и анализ социально-психологических качеств личности.
• Социализация - процесс становления личности, который осуществляется в деятельности, общении, самосознании.
• Можно выделить три стадии социализации: дотрудовую, трудовую, послетрудовую.
• К институтам социализации относятся семья,
дошкольные учреждения, средняя школа, средние и высшие учебные заведения, трудовой коллектив.
• В процессе социализации возникает и развивается Я-кон-цепция.
• На формирование Я-концепции влияют восприятие ребенка другими, самоанализ, внешние данные, социальные ценности, опыт социального поведения.
• Основные функции Я-концепции: достижение внутренней согласованности личности, индивидуальная интерпретация опыта, определение ожиданий индивида.
• Самую важную часть Я-концепции образует половая идентичность.
• Установка - одно из основных понятий социальной психологии. Установка - определенный взгляд на предмет, человека или идею. Установка имеет три составляющие: аффективную, поведенческую и когнитивную.
• Стереотипы и предрассудки определяют как разновидности установки. Основная причина формирования предрассудков - неразвитость когнитивной сферы.
• Круг социально-психологических качеств личности обозначить трудно. Можно условно выделить два ряда социально-психологических качеств личности: качества, проявляющиеся в совместной деятельности, и качества, необходимые в процессе общения.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Вопросы для самопроверки
• Какова специфика исследования личности в социальной психологии?
• Каковы проблемы изучения личности в социальной психологии?
• Перечислите основные социальные роли, которые человек осваивает в течение жизни.
• Перечислите этапы социализации. Какой из них, на ваш взгляд, самый важный?
• Какие первые навыки взаимодействия, социальные роли, нормы и ценности приобретают дети в семье?
• Всегда ли тяжело быть децентрированным, т.е. способным принять точку зрения другого человека?
• Дайте характеристику основным функциям Я-концепции.
• По каким параметрам обнаруживается некоторое превосходство женщин над мужчинами и наоборот?
• Какие социальные группы с искаженным восприятием вы знаете? Как они называются? Чем вызвано их появление?
• От каких качеств личности зависит эффективность ее деятельности в группе?
• Как вы понимаете выражение «вера в справедливый мир»?
Заполнить пробелы
1. Способность к_- это умение принять другую точку зрения.
2. Признание стадии послетрудовой социализации вызывает_.
3. Установка имеет три составляющие: когнитивную, поведенческую и_.
4. Предвзятое отношение к людям пожилого и старческого возраста называется_.
5. Дети начинают демонстрировать соответствующее их полу поведение к_годам.
6. Чаще всего предрассудки возникают в_.
7. Мать, не уделяющая ребенку внимание, заставляет его испытывать_. У таких детей может сформироваться низкая_.
8. Пациент с повышенным весом, несмотря на многочисленные диеты, может оставаться тучным, пока не готов к изменению__.
9. Когда говорят о стереотипном мышлении, то имеют в виду ограниченность или_представлений человека.
10. Объект предрассудка дает возможность субъекту повысить свою_.
11. Обыденные представления о взаимосвязях различных свойств личности базируются на_структуре личности.
12. Существует мнение, что для девочки быть похожей на мальчика - это_.
Верно или неверно
1. Предрассудки как явление очень неустойчивы.
2. Исследования показывают, что различия между мужчинами и женщинами оказываются весьма существенными.
3. Социализация продолжается в течение всей жизни.
4. Научная психология установила строгие связи между определенными чертами личности.
5. Составляющая Я-концепции, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называется принятием себя.
6. В обществе нет неравенства между половыми ролями.
7. В некоторых ситуациях стереотипы полезны.
8. Всем людям свойственны предрассудки.
Выбрать правильный ответ
1. Многие исследователи считают основной функцией Я-кон-цепции:
а) достижение внутренней согласованности личности;
б) определение ожиданий человека;
в) индивидуальную интерпретацию опыта.
2. Суждение: «Я - полный идиот» говорит о том, что
а) человек просто пытается себя подбодрить;
б) он действительно неуверен в себе;
в) оба ответа верны;
г) оба ответа не верны.
3. В пожилом и старческом возрасте все социальные функции сокращаются:
а) верно;
б) неверно;
в) все ответы верны.
4. Я-концепция - это
а) Я-реальное;
б) Я-идеальное;
в) Я-динамическое;
г) Я-фантастическое;
д) все ответы верны.
5. Основная причина формирования предрассудков кроется в неразвитости
а) аффективной сферы;
б) когнитивной сферы;
в) поведенческой сферы.
6. Стереотипы мешают