Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2134

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


а) при действии в отношении простых и стабильных объектов и ситуаций;

б) при действии в отношении непростых и нестабильных объектов и ситуаций;

в) все ответы не верны.

Найти соответствие



Учебные задания

Что для вас сейчас является основной деятельностью и как вокруг нее центрируются другие виды деятельности?

Найдите в глоссарии определение слова «роль» и опишите права, обязательства и обязанности человека, которого общество видит в роли медицинской сестры (акушерки, фельдшера).

Приведите примеры известных вам прозвищ и их влияние (реальное и прогнозируемое) на Я-концепцию человека.

Каким образом можно поощрять пациента и как это будет сказываться на его Я-концепции?

Просмотрите факторы, влияющие на Я-концепцию. Расположите их в порядке от наиболее к наименее значимым для формирования вашей Я-концепции.

Представьте, что в случае с Марией Адольфовной сказали бы или подумали медицинские сестры Даша, Елена, Жанна, Зоя и др. А как бы вы сами проинтерпретировали этот случай?

Какие навыки взаимодействия, социальные роли, нормы и ценности вы смогли приобрести с начала обучения в среднем медицинском учебном заведении? А какие бы вам хотелось приобрести еще?

Какие виды деятельности могут быть освоены в пожилом возрасте?

Опишите вашу семью, настоящую или будущую. Были ли вы когда-нибудь объектом какого-либо предрассудка? Опишите, как при этом вела себя ваша Я-концепция.

Ответы

Заполнить пробелы

1. децентрации; 2. дискуссии; 3. аффективную; 4. эйджизм; 5. пяти; 6. детстве; 7. депривацию, самооценка; 8. Я-концепции; 9. устарелость; 10. самооценку; 11. имплицитной; 12. повышение.

Верно или неверно

1-Н. 2-Н. 3-В. 4-Н. 5-В. 6-Н. 7-В. 8-В.

Выбрать правильный ответ

1. б; 2. в; 3. в; 4. д; 5. б. 6. б.

Найти соответствие

1. 1-в; 2-г; 3-а; 4-б.

2. 1-а, г; 2-б, в, д, е.

3. 1-б, д; 2-в, д; 3-а, г, д;

Глава 14. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП

Основные понятия: группа, основные характеристики группы, классификация групп, малая группа, статус, роль, руководство, стили руководства, лидерство, конформизм.

Группа сама по себе не является суммой вошедших в нее людей, с момента своего возникновения она представляет собой самостоятельное явление со своими характеристиками, собственной историей и закономерностями. Выполняя различные социальные функции, человек может одновременно являться членом нескольких социальных групп (семьи, студенческой группы, спортивной команды, рок-группы, толпы на стадионе, трудового коллектива, Ассоциации медсестер России и т.д.). Для социальной психологии важно определить, каков будет результат влияний групп на личность.


14.1. ГРУППА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Социальная психология исследует закономерности поведения людей, включенных в реальные социальные группы. С точки зрения социальной психологии группа - это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда. Группа выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена в систему общественных отношений.

К основным характеристикам группы относятся:

• композиция (состав) - это характеристики, важные для анализа группы как целого, например, численность группы, ее возрастной, половой состав, национальности, социальное положение и т.д.;

• структура - это те функции, которые выполняют отдельные члены группы; выделяют структуры предпочтений, власти, коммуникаций;

• групповые процессы - процесс группового давления, процесс развития и сплочения группы, процесс принятия группового решения1.

К характеристикам группы можно отнести положение индивида в группе. Это его:

• статус, обозначающий место индивида в группе. Статус соединяет и объективные характеристики индивида, и его субъективное восприятие в группе;

• роль как динамический аспект статуса; раскрывается через те реальные функции, которые индивид выполняет в группе; содержание роли непостоянно, оно меняется от группы к группе, а также внутри самой группы; наиболее яркий пример - историческое развитие семейных ролей;

• система групповых ожиданий; от каждой роли в группе ожидается выполнение определенных функций; это выполнение обязательно оценивается другими; часто возникает рассогласованность между ожиданием и реальным поведением человека в группе, поэтому ожидание определяется через групповые нормы и групповые санкции;

• групповые нормы - это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ей и которым должны подчиняться ее участники;

• система санкций - совокупность механизмов, с помощью которых группа добивается соблюдения групповых норм; санкции бывают поощрительные и запретительные, позитивные и негативные.

Характеристики меняются в зависимости от вида группы и поэтому изучаются по отдельности.

14.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП



Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные (см. рис. 14-1). Условная группа - это не

1 См. параграф 7.6 «Групповое принятие решений».



Рис. 14-1. Классификация групп

реально существующая группа, а подобранная по определенному признаку, например, студенты средних медицинских учебных заведений России. Социальная психология акцентирует внимание на реальных естественных группах. Большие, стихийно возникшие группы - это толпа, публика, аудитория. Большие устойчивые группы - этнические, профессиональные, классовые. Малые группы - семья, учебная группа, спортивная команда, коллектив отделения ЛПУ и т.д. Именно проблема малой группы стала своеобразным фокусом социальной психологии.

14.3. СТРУКТУРА МАЛОЙ ГРУППЫ

Малой группой мы будем называть группу, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении. Вопрос о численности малой группы продолжает обсуждаться. Мы будем проводить нижнюю границу от двух человек, а верхняя должна соответствовать определению малой группы.

Группы структурируются на основании предпочтений, власти, типов коммуникации их участников.

Групповые предпочтения можно определить с помощью социометрической методики (см. параграф 12.2 «Методы социальной психологии»). Методика помогает выявить социометрические статусы членов группы как сумму предпочтений и неприятий.

Статус - величина, стремящаяся к устойчивости. Статус часто сохраняется не только в конкретной группе, но и переходит с человеком в другую группу. Поэтому при переходе в другой коллектив из-за конфликтов в первом человек опять может создавать вокруг себя конфликтные ситуации, если не начнет меняться.

С точки зрения развития личности человеку иногда полезно менять свой статус, т.к. это обеспечивает ему большую социальную гибкость, дает возможность побывать в различных ролях. Постоянное хождение в «звездах», любимчиках делает человека очень уязвимым и беззащитным перед изменениями. Опасно и устойчивое пребывание в роли отверженного или изолированного: весь мир может восприниматься им в черном цвете.

Люди по-разному воспринимают и оценивают свой статус. Наименее адекватны «звезды», изолированные и отвергнутые. Можно встретить «звезд», неудовлетворительно оценивающих свое положение в группе, и изгоев, вполне удовлетворенных им.


Структура власти в малой группе - это система взаиморасположений членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние. Власть реализуется с помощью различных форм, среди которых наиболее изучены руководство и лидерство.

Руководство - это управление группой через зафиксированное формальное влияние (от старосты группы, классного руководителя, старшей медицинской сестры отделения и т.д.). Основным инструментом психологического влияния руководителя на группу является его авторитет. Он зависит от коммуникативно-организаторских способностей, ценностей и убеждений руководителя, а также от стиля управления. Выделяют авторитарный (директивный) стиль, в основе которого лежит единоначалие руководителя; демократический (кооперативный), основанный на возможностях активного взаимодействия между членами группы и руководителем; попустительский, основанный на полной групповой свободе действий. При таком стиле руководитель выступает как представитель группы при взаимодействии ее с другими группами, но внутри группы его полномочия незначительны. Эксперименты показали преимущество демократического стиля, но бывают ситуации, когда более эффективны и два других.

Лидерство - это управление группой через спонтанно возникающее влияние. Лидера порождают не столько личные качества, сколько структура взаимоотношений в данной группе. Лидер как

бы олицетворяет систему целей и ценностей группы. В группе может одновременно существовать несколько лидеров.

Коммуникативная структура группы - это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков. Владение информацией - важный показатель положения члена группы. Характер сообщаемой информации также зависит от статуса: чем он выше, тем более доброжелательный характер придается передаваемой информации.

14.4. ГРУППОВЫЕ ПРОЦЕССЫ

Процесс группового давления. Участники группы в той или иной степени должны разделять существующие групповые нормы. Эта проблема особенно актуальна для нового члена группы, который встает перед выбором принятия или неприятия этих норм. Возможны различные варианты поведения: сознательное, свободное принятие норм; вынужденное принятие норм под угрозой санкций; демонстрация антагонизма по отношению к группе («Я - не такой, как вы все»); осознанное, свободное неприятие норм с учетом всех возможных последствий.

Феномен вынужденного принятия человеком норм группы и соответствующего поведения получил название конформизма.
Различают внешний конформизм, когда мнение группы принимается лишь внешне, без изменения собственных убеждений, и внутренний, когда человек действительно усваивает мнение большинства. Впервые конформизм был продемонстрирован в известных экспериментах Соломона Аша (Ash, 1951) (см. Приложение 14.1). Когда эксперимент был завершен, выяснилось, что «наивные испытуемые» знали, что они давали неправильный ответ, но не могли поверить в то, что только они знают правильный, и не хотели выделяться из группы.

Приложение 14.1

Исследование группового давления

Группе студентов предлагалось определить длину предъявляемой линии. Для этого каждому давались две карточки - в левую и правую руки. На карточке в левой руке был изображен один отрезок прямой, на карточке в правой руке - три отрезка, причем лишь один из них по длине был равен отрезку на левой карточке. Испытуемым предлагалось определить, какой из отрезков правой карточки равен по длине отрезку, изображенному на левой карточке. Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу верно.

Смысл эксперимента состоял в том, чтобы выявить давление группы на мнение индивидов методом «подставной группы». Экспериментатор

заранее вступал в сговор со всеми участниками эксперимента, кроме одного («наивного субъекта»).

Суть сговора состояла в том, что при последовательном предъявлении всем членам «подставной группы» отрезка левой карточки они давали заведомо неправильный ответ, называя этот отрезок равным более короткому или более длинному отрезку правой карточки. Последним отвечал «наивный субъект», и было важно выяснить, устоит ли он в собственном мнении или поддастся давлению группы.

В эксперименте Аша более одной трети (37 %) «наивных испытуемых» дали ошибочные ответы, т.е. продемонстрировали конформное поведение.

В последующих интервью их спрашивали, как субъективно переживалась заданная в эксперименте ситуация. Все испытуемые утверждали, что мнение большинства давит очень сильно, и даже «независимые» (кто дал верный ответ) признавались, что противостоять мнению группы очень тяжело, т.к. всякий раз кажется, что ошибаешься именно ты.